Щетинков, Евгений Сергеевич
Евгений Сергеевич Щетинков | |
---|---|
Дата рождения | 24 ноября 1907 |
Место рождения | Вязьма, Смоленская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 11 марта 1976 (68 лет) |
Место смерти | Москва |
Научная сфера | Космонавтика, ракетостроение |
Место работы | ФГУП «ЦАГИ» МФТИ Реактивный институт |
Альма-матер | Московский авиационный институт |
Учёная степень | доктор технических наук |
Учёное звание | профессор |
Награды и премии |
Евге́ний Серге́евич Щети́нков (24 ноября 1907 — 16 марта 1976) — советский учёный в области создания гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей, стоявший у истоков отечественной космонавтики. Автор четырёх концепций гиперзвукового полёта, соратник С. П. Королёва.
Член-корреспондент Международной академии астронавтики, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой Московского физико-технического института, один из организаторов Группы изучения реактивного движения (ГИРД) и Ракетного научно-исследовательского института[1][2].
Биография
Евгений Сергеевич Щетинков родился 24 ноября 1907 года в Вязьме, в семье железнодорожного машиниста. В 1924 году окончил школу в Минске, затем работал учеником столяра.[3] В 1926 году поступил в Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. В 1930 году Щетинков закончил Московский авиационный институт.
После окончания института работал старшим инженером на авиационном заводе № 3 НКАП в отделе прочности Центрального аэрогидродинамического института.
Стоял у истоков создания группы изучения реактивного движения (ГИРД) и ракетного научно-исследовательского института наряду с С. П. Королёвым, Ф. А. Цандером, М. К. Тихонравовым.[4]
С января 1934 года основной работой у Евгения Сергеевича окончательно стал РНИИ (теперь это центр Келдыша). Вместе с С. П. Королёвым и под его руководством Е. С. Щетинков участвовал в создании всех первых ракетопланов (от РП-1 до РП-3).
В 1934—1936 годах он разработал и испытал самостоятельно в полёте крылатую ракету «216». Это был прототип будущей первой крылатой ракеты «Буря».
В 1936—1937 годах Щетинков и С. П. Королёв совместно разработали проект реактивного истребителя-перехватчика с рекордными для того времени ТТХ по скорости полёта и скороподъемности. Это произошло за семь лет до появления известных реактивных истребителей вермахта. На базе этого истребителя с ЖРД («объект 218») был создан первый в СССР ракетоплан РП-318-1, на котором летчик В. П. Федоров 24 февраля 1940 года совершил свой первый полет.
С 1938 года Щетинков начал заниматься прямоточными воздушно-реактивными двигателями (ПВРД). Степень кандидата технических наук (без защиты) Евгений Сергеевич получил в 1941 году за работы в области течений больших скоростей. В Билимбае, куда он был вместе с сотрудниками РНИИ эвакуирован в 1942 году, работал в ЦКБ завода № 293. Здесь под его руководством была начата обширная программа НИР по аэродинамике и камерам сгорания ВРД. В 1944 году на базе НИИ-3 и этого завода был образован НИИ-1, в котором, вернувшись из эвакуации, Е. С. Щетинков проработал почти 25 лет.[3]
В 1945—1948 годах он читал лекции в МАИ, и вел первый в СССР курс по прямоточным воздушно-реактивным двигателям.
С 1952 по 1964 год занимал пост заведующего кафедрой Московского Физико-технического института.
В 1957 году Евгением Сергеевичем Щетинковым была выдвинута и обоснована идея создания прямоточного двигателя со сжиганием горючего в сверхзвуковом потоке в камере сгорания — ГПВРД.
В 1960-х годах Евгений Сергеевич руководил созданием воздушно-реактивных двигателей для первого межконтинентального сверхзвукового летательного аппарата — самолёта-ракеты «Буря».[4]
Уже в 1966 году в НИИ-1 Министерства общего машиностроения СССР (ныне — Центр имени М. В. Келдыша), где в то время работал Е. С. Щетинков, был выполнен первый проект одноступенчатого воздушно-космического корабля с комбинированной силовой установкой, состоящей из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД), прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) и ГПВРД, работающих на жидком водороде.[3]
В 1968 году вернулся в Центральный аэрогидродинамический институт и стал начальником отдела этого учреждения.[3]
Научные достижения
В НИИ-1 Щетинков занимался исследовательской и конструкторскими работами по РД и ЛА, конструкциями камер сгорания СПВРД. Принимал участие в разработке и создании межконтинентальной крылатой ракеты с СПВРД «Буря». Предложил осуществлять процесс горения топлива в камере при сверхзвуковых скоростях течения и именовать такие прямоточные двигатели гиперзвуковыми (ГПВРД). После перехода в 1968 году в ЦАГИ продолжил исследования ГПВРД, изучал вопросы термодинамики СПВРД и теории горения.[4]
Е. С. Щетинков — автор первой теории объемного горения (1964 г.), первого ГПВРД (1957 г.), первого воздушно-космического самолёта (ВКС) (1964 г.), новой экспериментальной базы с её основными стендами сверхзвукового горения (установки для больших чисел М, −1950-1990 гг., НИИТП, ЦИАМ, ЦАГИ, ИТПМ, МАИ и и др.).
Кроме того, он считается основоположником всех мировых концепций ГПВРД, ВКС и научно-технических программ гиперзвуковых технологий ведущих аэрокосмических держав Европы, Америки и Азии[5]
Автор научных трудов, монографий, имеет авторское свидетельство на изобретение. С 1953 года — профессор.[4]
Личные качества
Работая то под Королёвым, то руководя им, он всегда оставался коллегой и другом. Он был одним из немногих сотрудников РНИИ, принципиально отказавшихся свидетельствовать против С. П. Королёва в период репрессий 1937 года. Щетинков же был инициатором и лидером многих реабилитационных и восстановительных мероприятий и по истинным авторам «Катюши», и по репрессированным основоположникам современной ракетно-космической техники (С. П. Королёва, В. П. Глушко, Б. В. Раушенбаха и др.).[3]
После окончания репрессий семья Королёва распалась. Щетинков в 1952 году женился на Ксении Максимилиановне Винцентини, бывшей жене Сергея Павловича. С ней они и прожили в любви и согласии. Евгений Сергеевич был отчимом и воспитателем дочери Сергея Павловича Наташи Королевой.[3]
Евгений Сергеевич Щетинков скончался 11 марта 1976 года. Похоронен на участке 5/2 Армянского кладбища в Москве, рядом с могилами родных и близких С. П. Королёва.[4]
Звания
- доктор технических наук (с 1949 года),
- профессор (с 1953 года),
- член-корреспондент Международной академии астронавтики (с 1967 года).
Награды
Евгений Сергеевич Щетинков награждён орденами Красной Звезды и медалями.
Память
- Мемориальная памятная доска на здании Исследовательского центра имени М. В. Келдыша
Примечания
- ↑ Е.С. Щетинков . sm.evg-rumjantsev.ru.
- ↑ Щетинков Евгений Сергееви . famhist.ru.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 /Статья «Быстрее всех ветров» из журнала «Двигатель» № 3,2008 г.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 А. П. Александров. «ГИРД Группа изучения реактивного двигателя». — Москва: «Виарт Плюс», 2020. — С. 129—133.
- ↑ /Симпозиум, посвященный 95-летию со дня рождения профессора Евгения Сергеевича Щетинкова
Ссылки
- Видео «Засекреченный» вязьмич: Евгений Сергеевич Щетинков
- / Статья «Быстрее всех ветров» из журнала «Двигатель» № 3,2008 г.
- /Основные научно-технические направления Щетинкова Е. С.
- А. П. Александров. «ГИРД Группа изучения реактивного двигателя». — Москва: «Виарт Плюс», 2020. — С. 129—133.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 24 ноября
- Родившиеся в 1907 году
- Умершие 11 марта
- Умершие в 1976 году
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Учёные по алфавиту
- Конструкторы ракетно-космических систем
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Родившиеся в Вязьме
- Умершие в Москве
- Сотрудники ЦАГИ
- Преподаватели Московского физико-технического института
- Выпускники Московского авиационного института
- Доктора технических наук
- Учёные СССР
- Основоположники советской космонавтики
- Сергей Королёв
- Центр Келдыша