Грушин, Пётр Дмитриевич
Пётр Дмитриевич Грушин | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 15 января 1906 | ||||||||||||||||||||
Место рождения | город Вольск, Саратовская губерния, Российская империя | ||||||||||||||||||||
Дата смерти | 29 ноября 1993 (87 лет) | ||||||||||||||||||||
Место смерти | Москва, Россия | ||||||||||||||||||||
Научная сфера | ракетная техника | ||||||||||||||||||||
Место работы | МКБ «Факел» | ||||||||||||||||||||
Альма-матер | Ленинградский политехнический институт; Московский авиационный институт | ||||||||||||||||||||
Учёная степень | доктор технических наук (1959) | ||||||||||||||||||||
Учёное звание |
академик АН СССР (1966) академик РАН (1991) |
||||||||||||||||||||
Награды и премии |
|
Пётр Дми́триевич Гру́шин (2 [15] января 1906, Вольск — 29 ноября 1993, Москва) — советский и российский учёный, авиаконструктор и конструктор в области ракетной техники, академик АН СССР (1966). Член ЦК КПСС (1966—1986). Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.
Биография
Петр Дмитриевич Грушин родился 15 января 1906 года в городе Вольске Саратовской губернии, в семье плотника. В 1914 году он начал учёбу в церковно-приходской школе, по окончании которой поступил в Вольское городское училище. В 1921 году перешёл в профтехшколу имени Ильича, где в совершенстве овладел слесарным делом, работой на станках, обучался вождению трактора, изучал устройство двигателя. По окончании профтехшколы в 1925 году работал на заводе «Возрождение» в Марксштадте, на ремонтном и кожевенном заводах в городе Вольске. Первое знакомство Грушина с авиацией произошло в середине 20-х годов, когда группа самолётов совершила посадку на окраине Вольска. Тяга к авиации привела Грушина в 1928 году в Ленинградский политехнический институт, где готовили специалистов по гидроавиации. В 1930 году, летом, отделение, на котором учился Петр Дмитриевич, перевели в только что созданный Московский авиационный институт. [1] Учился он только на «отлично», принимая участие во всех соревнованиях по учёбе, которые тогда регулярно проводились в МАИ. Учёбу Грушин сочетал с активной работой в научно-техническом обществе, с конструкторской и общественной работой. В начале 1932 года он и его друзья-студенты Дмитрий Бабад и Афанасий Мараказов в течение трех месяцев разработали проект легкомоторного самолёта «Бригадный», который был премирован на конкурсе ЦС Осоавиахима.[2]
Авиаконструктор
В мае 1932 года Грушин окончил МАИ по специальности инженер-механик по самолётостроению и был принят на работу в Бюро новых конструкций (БНК) Всесоюзного авиационного объединения, которое возглавлял приглашенный в нашу страну француз Анри Лявиль. Здесь создавался цельнометаллический двухместный истребитель ДИ-4. После ликвидации этой организации Грушин был переведен на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) завода № 39.[1]
В числе наставников Грушина были известнейший авиаконструктор Д. П. Григорович, С. В. Ильюшин, ученый Б. Н. Юрьев. Именно они обратили внимание на незаурядные исследовательские способности Грушина. В июле 1933 года Грушин вернулся в МАИ, куда его пригласил Дмитрий Павлович Григорович.. В то время Д. П. .Григорович возглавлял в МАИ кафедру конструкции и проектирования самолётов, а также занимался проектированием в институте самолёта «Сталь-МАИ имени Якова Алксниса».. Этот самолёт предназначался для изучения возможности совершения сверхдальних перелётов, являясь дублёром рекордного АНТ-25. Этот самолёт стал первой самостоятельной работой Грушина.[2]
В августе 1940 года он был назначен главным конструктором харьковского авиационного завода № 135, где под его руководством был разработан дальний истребитель сопровождения ДИС-135 (ИС 2М-37, Гр-1). Однако из-за начавшейся войны испытания этого самолёта не были завершены. Осенью 1941 года КБ и Харьковский авиазавод были эвакуированы в Пермь, где в январе 1942 года эти предприятия были расформированы. В июле 1942 года П. Д. Грушин стал заместителем С. А. Лавочкина, главного конструктора горьковского авиационного завода № 21. В течение года он выполнял здесь работы, связанные с обеспечением серийного выпуска самолёта-истребителя Ла-5, а в мае 1943 года был направлен на работу главным инженером московского завода № 381, где серийно изготавливались истребители С. А. Лавочкина Ла-5ФН и Ла-7.[3]
В послевоенные годы П. Д. Грушин работал в Бюро новой техники Минавиапрома, в аппарате Спецкомитета № 2 при Совете Министров СССР. В сентябре 1948 года он вернулся в МАИ, где вскоре стал деканом факультета самолётостроения. 7 июля 1951 года он был назначен первым заместителем главного конструктора ОКБ-301 С. А. Лавочкина, где в то время велись работы по созданию ракеты для первой отечественной ЗРС «Беркут».[1]
В конце 1953 года П. Д. Грушин возглавил Особое конструкторское бюро № 2 (с 1967 года — Машиностроительное конструкторское бюро «Факел»).
Всего под руководством П. Д. Грушина для войск ПВО, Сухопутных войск и кораблей ВМФ было создано 23 типа образцов ракетного оружия и проведено свыше 30 их модернизаций. В том числе, зенитные управляемые ракеты для войск ПВО С-75, С-125, С-200, С-300П, для войск ПВО сухопутных войск «Оса» и «Тор», для кораблей ВМФ «Волна», «Шторм», «Оса-М» и «Риф», для и РФ.систем ПРО «А», А-35 и А-135.[3]
Ракетчик
С июня 1951 года вновь назначен первым заместителем Семёна Лавочкина для доработки и испытаний ракеты В-300 зенитного комплекса «Беркут» (С-25). 20 ноября 1953 года в подмосковных Химках для разработки новейших образцов ракетной техники и зенитных управляемых ракет создано Особое Конструкторское Бюро № 2 (с 1967 Машиностроительное конструкторское бюро «Факел»), Пётр Дмитриевич назначен его руководителем на должность «Главный конструктор — начальник ОКБ».. В ОКБ вошли специалисты-ракетчики КБ-1 и ОКБ-293 М. Р. Бисновата. С этого момента до конца 1980-х годов имя авиаконструктора исчезает из поля зрения, о его работах знает только ограниченный круг лиц в руководстве СССР.[4]
Первая работа ОКБ Грушина — ракета В-750 для комплекса С-75 принесла успех, в ней удалось воплотить несовместимые требования: мобильность, высокие ТТХ, надёжность, простоту эксплуатации, дешевизну и технологичность конструкции. 7 октября 1959 года над территорией Китая С-75 впервые в мире сбивает высотный самолёт-разведчик РБ-57Д, полёты над Китаем прекращаются. 1 мая 1960 года над территорией СССР сбит считавшийся неуязвимым американский высотный разведчик U-2. Это вызывает международный скандал и полёты над СССР Что создал академик Пётр Грушин Что создал академик Пётр Грушин www.volskweek.ru прекращаются.[1]
С 1965 года ЗРК С-75 впервые в мире массово применяются в военных действиях во Вьетнаме. Уничтожено от 200 (данные США) до 2000 (данные СССР) самолётов, в том числе более 50 летающих крепостей B-52. Без поддержки авиации американские войска не могли вести наступательные операции, война затягивалась и это решило её исход. Фактически ракеты Грушина совершают революцию в тактике применения авиации и показывают, что ЗРК могут быть не только военной силой, но и инструментом сдерживания и политического влияния в мире.
4 марта 1961 года ракетой В-1000 в составе экспериментальной «системы А» на полигоне «Сары-Шаган» (ГНИИП-10) впервые в мире поражена боеголовка баллистической ракеты дальнего действия Р-12. За 38 лет под управлением Грушина ОКБ «Факел» стало одной из ведущих ракетных фирм. Здесь созданы передовые образцы ракетной техники, стоящие на вооружении более чем в 50 странах мира.[2]
Для зенитных комплексов: С-75 (1Д, 11Д, 13Д, 17Д, 20Д, 5Я23, 22Д), С-125 (5В24, 5В27, 5В27ДЕ), С-175 (В-850), С-200 (5В21, 5В28), С-300П (5В55, 48Н6), «Круг» (19Д, 4К60), «Оса» (9М33), «Тор» (9М330), М-1 «Волна» (4К90, 4К91), М-2 «Волхов-М» (13ДМ), М-3 (В-800), М-11 «Шторм» (4К60), Оса-М (9М33), «Клинок» (9М330), С-300Ф «Форт» (5В55РМ, 48Н6). Для систем противоракетной обороны: Система «А» (В-1000), Сатурн (5В21),С-225 (5Я27, В-758, В-825), А-35 Алдан (5В61), А-135 Амур (51Т6). Ракеты класса «воздух-воздух»: РС-1У, РС-2У, К-6, В-148, В155, а также серия экспериментальных проектов.[5]
Жил в городе Химки, до последних дней ежедневно приходил на работу в своё ОКБ. Скончался 29 ноября 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.[5]
23 декабря 1993 года ОКБ «Факел» присвоено имя Академика Грушина.[1]
В марте 1999 во время Югославской войны Грушинской 5В27Д комплекса С-125 впервые в мире был сбит самолёт-невидимка F-117.[1]
Награды и премии
Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 20 апреля 1981 года за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники (за создание ракеты 5В55 для ЗРК С-300П) П. Д. Грушин награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».[3]
- 7 орденов Ленина (21.06.1943; 2.07.1945; 1953; 25.07.1958; 1966; 20.04.1981; 1986)
- орден Октябрьской Революции (1971):
- орден Трудового Красного Знамени;
- Ленинская премия (1963);
- Государственная премия СССР (1965);
- Золотая медаль имени А. Н. Туполева Академии наук СССР (1979);
Память
Бюст П. Д. Грушина установлен в городе Вольск Саратовской области.
Имя академика вписано в «Золотую книгу Петербурга».
В городе Химки Московской области, вблизи МКБ «Факел», есть улица Академика Грушина.
В городе Химки Московской области проводится Кубок памяти академика П. Д. Грушина по авиамодельному спорту в классе «Воздушный бой», а на доме Юного техника установлена памятная доска.
В 2002 году в цикле «Тайны забытых побед», о Петре Дмитриевиче Грушине вышел 26-минутный документальный фильм «Защита Грушина».
В 2005 году вышел документальный фильм «Без грифа «Секретно». А также вышла книга «Петр Грушин».[4]
Примечания
Ссылки
- Знание.Вики:Страницы с модулем ФИО со ссылкой на другую статью
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 15 января
- Родившиеся в 1906 году
- Родившиеся в Вольске
- Умершие 29 ноября
- Умершие в 1993 году
- Умершие в Москве
- Доктора технических наук
- Действительные члены АН СССР
- Действительные члены РАН
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «Ветеран труда»
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Учёные по алфавиту
- Конструкторы ракетно-космических систем
- Выпускники Московского авиационного института
- Дважды Герои Социалистического Труда
- Машиностроители СССР
- Члены ЦК КПСС
- Авиаконструкторы СССР
- Депутаты Верховного Совета РСФСР 5-го созыва
- Депутаты Верховного Совета РСФСР 6-го созыва
- Похороненные на Новодевичьем кладбище
- Преподаватели Московского авиационного института
- Делегаты XXII съезда КПСС
- Выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета
- Делегаты XXIV съезда КПСС
- Делегаты XXIII съезда КПСС
- Делегаты XXV съезда КПСС
- Делегаты XXVI съезда КПСС
- Делегаты XXVII съезда КПСС