Кузнецов, Николай Дмитриевич (авиаконструктор)
Николай Дмитриевич Кузнецов | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 10 июня 1911 | ||||||||||||||||||||||||||||
Место рождения |
Актюбинск, Российская империя |
||||||||||||||||||||||||||||
Дата смерти | 31 июля 1995 (84 года) | ||||||||||||||||||||||||||||
Место смерти |
Москва, Российская Федерация |
||||||||||||||||||||||||||||
Научная сфера | Авиация, Космонавтика | ||||||||||||||||||||||||||||
Место работы | СНТК им. Н. Д. Кузнецова | ||||||||||||||||||||||||||||
Альма-матер | ВВИА имени Н. Е. Жуковского | ||||||||||||||||||||||||||||
Учёная степень | доктор технических наук | ||||||||||||||||||||||||||||
Награды и премии |
|
Никола́й Дми́триевич Кузнецо́в (10 (23) июня 1911, Актюбинск, Российская империя — 31 июля 1995, Москва, Российская Федерация) — советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.
Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). Лауреат Ленинской премии. В 1982 году присвоено звание почётного гражданина города Куйбышева.
Биография
Николай Кузнецов родился 10 (23) июня 1911 в Актюбинске в семье рабочего-котельщика Дмитрия Матвеевича Кузнецова и домохозяйки Марии Михайловны Кузнецовой[1]. Детские годы прошли в Туркестанском крае. Отец, Дмитрий Матвеевич, участник гражданской войны, после революции работает несколько лет котельщиком на железнодорожной станции, а в 1923 году семья переезжает в село Семеновское Московской области, где жили их родственники.[2].
Кузнецов Николай Дмитриевич учился в школе крестьянской молодёжи, с удовольствием занимался точными науками. В 1926 году в свободное от учёбы время начинает работать учеником слесаря ремонтной машинно-тракторной мастерской совхоза «Комсомольская отрада». В это же время он вступает в комсомол и вместе с друзьями, раздобыв автомобильный двигатель и винт от самолёта, по журнальным чертежам собрал аэросани. С этого момента начинается увлечение его авиацией.[2]
В 14 лет поступил на курсы трактористов, а в 1930 году на моторостроительное отделение Московского авиационного техникума. Позднее он стал работать слесарем на моторостроительном заводе № 24 имени М. В. Фрунзе, продолжая обучение на вечернем отделении техникума. Активное участие Кузнецова в пропаганде технических новинок в деревне по заданию комсомольской организации завода привлекло внимание руководства РКСМ. По рекомендации первого секретаря РКСМ А. В. Косарева в 1932 году Николай поступил в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского на воздушно-технический факультет.[3][2]
В Академии занимается техническим творчеством: придумал устройство для заправки моторов горячей водой в зимнее время. Механики учебной бригады изготовили по чертежам Кузнецова такие «водогрейки» для всех обслуживаемых самолётов. В учебном лагере академии Кузнецов научился пилотировать У-2. В 1938 году окончил Академию и её лётную школу с отличием. В апреле 1939 года вступил в партию. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов, стал кандидатом технических наук и получил звание военного инженера 3-го ранга.[3]
В период с июля по сентябрь 1942 года в порядке стажировки находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии, обеспечивал техническое обслуживание боевых самолётов.[4]
Через несколько месяцев его отозвали с фронта и направили парторгом ЦК ВКП(б) в Уфу на моторостроительный завод № 26 в ОКБ, которым руководил В. Я. Климов. Вскоре Н. Д. Кузнецова назначают первым заместителем главного конструктора. В 1946 году принимается решение об организации в Ленинграде ОКБ и о назначении главным конструктором В. Я. Климова (ныне ОАО «Климов»). Уезжая из Уфы, Климов порекомендовал главным конструктором назначить Н. Д. Кузнецова. В 1946 году он, став главным конструктором, начал активно работать над освоением новой реактивной техники.[4][3]
В мае 1949 года его переводят главным конструктором на опытный завод № 2 в Куйбышев, где он проработал до 1994 года (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова). В 1956 году после освоения двигателя НК-12 в серийном производстве и в эксплуатации стал генеральным конструктором.[4]
Николай Дмитриевич Кузнецов умер 31 июля 1995 года и был похоронен на Кунцевском кладбище (уч. 9) в Москве[2].
Вклад в науку
Николай Дмитриевич Кузнецов внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных ракетных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов[5].
Одной из самых ярких разработок Николая Дмитриевича стал двигатель НК-93 (серия «НК» названа в честь самого конструктора Николая Кузнецова), создание которого началось в 1970-х годах. Его тогда назвали двигателем XXI века. Его строение и уникальные характеристики не удалось повторить ещё никому в мире. Под него даже до сих пор не сконструирован самолёт, поэтому НК-93 работает на земле, на газокомпрессорной станции.[2]
Семья
Первая жена — Сима, дочь Наталья.
Вторая жена — Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.
Награды и звания
- Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы;
- Член-корреспондент АН СССР (1968);
- академик АН СССР (1974) / РАН;
- Герой Социалистического Труда (1957, 1981);
- Лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров СССР;
- Почётный гражданин города Куйбышев (с 1991 – Самара).
- Награждён пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды.[4]
Память
- 19 августа 1986 года в Самаре, в сквере на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной, был установлен бронзовый бюст.
- 31 июля 1996 года в посёлке Управленческий на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил конструктор, была открыта мемориальная доска.
- 23 июня 2011 года в честь Кузнецова на фасаде Института энергетики и транспорта СГАУ в посёлке Управленческий была открыта мемориальная доска.[2]
Названы в честь Кузнецова
- 9 августа 2008 года стратегическому бомбардировщику Ту-160 с бортовым номером 10, базирующемуся на авиабазе в г. Энгельс, было присвоено имя Николая Кузнецова[6]. 23 июня 2011 года, в день 100-летия со дня рождения выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Кузнецова, над Волгой вдоль набережной Самары на предельно малой высоте совершили пролёт стратегические бомбардировщики Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов», оснащённые двигателями его разработки марки «НК»[7].
- Серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов).
- Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова[8].
- 19 июня 2001 года в Самаре улица Производственная была переименована в улицу им. Академика Н. Д. Кузнецова[9]. На торжественной церемонии присутствовал губернатор Константин Титов.
- МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 г. о. Самары им. Н. Д. Кузнецова.
Примечания
- ↑ Сергей Кашеев. Дважды Герой Социалистического Труда Кузнецов Николай Дмитриевич . Патриотический интернет-проект «Герои страны». — Биография. Дата обращения: 27 октября 2018. Архивировано 25 октября 2018 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 /Главные новости Самары /История гениального конструктора Николая Кузнецова
- ↑ 3,0 3,1 3,2 / Двигатель" То самый «НК»
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Кузнецов, Николай Дмитриевич (авиаконструктор) . Сайт «Герои страны».
- ↑ Вклад научно-конструкторской школы Н. Д. Кузнецова в развитие отечественного двигателестроения . Дата обращения: 3 июля 2009. Архивировано 13 июля 2012 года.
- ↑ Самолётам стратегической авиации присвоены имена «Самара» и «Николай Кузнецов» . «АвиаПорт» (11 августа 2008). Дата обращения: 3 июля 2009. Архивировано 18 февраля 2012 года.
- ↑ Над Волгой пролетели бомбардировщики . Самара: «Комсомольская правда» (24 июня 2011). Дата обращения: 27 октября 2018. Архивировано 28 октября 2018 года.
- ↑ Бывшее НПО «Труд»
- ↑ Улица Кузнецова в Самаре . Дата обращения: 10 июля 2022. Архивировано 10 июля 2022 года.
Ссылки
- Кузнецов, Николай Дмитриевич (авиаконструктор) . Сайт «Герои страны».
- «Вечные двигатели» и их создатели. Николай Кузнецов
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 10 июня
- Родившиеся в 1911 году
- Родившиеся в Актобе
- Умершие 31 июля
- Умершие в 1995 году
- Умершие в Москве
- Доктора технических наук
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Награждённые медалью «За боевые заслуги»
- Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Награждённые медалью «70 лет Вооружённых Сил СССР»
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты премии Совета Министров СССР
- Учёные по алфавиту
- Конструкторы ракетно-космических систем
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту