Кузнецов, Николай Дмитриевич (авиаконструктор)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Дмитриевич Кузнецов
Kuznetsov ND.jpg
Дата рождения 10 июня 1911(1911-06-10)
Место рождения Актюбинск,
Российская империя
Дата смерти 31 июля 1995(1995-07-31) (84 года)
Место смерти Москва,
Российская Федерация
Научная сфера Авиация, Космонавтика
Место работы СНТК им. Н. Д. Кузнецова
Альма-матер ВВИА имени Н. Е. Жуковского
Учёная степень доктор технических наук
Награды и премии

Никола́й Дми́триевич Кузнецо́в (10 (23) июня 1911, Актюбинск, Российская империя — 31 июля 1995, Москва, Российская Федерация) — советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.

Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). Лауреат Ленинской премии. В 1982 году присвоено звание почётного гражданина города Куйбышева.

Биография

Николай Кузнецов родился 10 (23) июня 1911 в Актюбинске в семье рабочего-котельщика Дмитрия Матвеевича Кузнецова и домохозяйки Марии Михайловны Кузнецовой[1]. Детские годы прошли в Туркестанском крае. Отец, Дмитрий Матвеевич, участник гражданской войны, после революции работает несколько лет котельщиком на железнодорожной станции, а в 1923 году семья переезжает в село Семеновское Московской области, где жили их родственники.[2].

Кузнецов Николай Дмитриевич учился в школе крестьянской молодёжи, с удовольствием занимался точными науками. В 1926 году в свободное от учёбы время начинает работать учеником слесаря ремонтной машинно-тракторной мастерской совхоза «Комсомольская отрада». В это же время он вступает в комсомол и вместе с друзьями, раздобыв автомобильный двигатель и винт от самолёта, по журнальным чертежам собрал аэросани. С этого момента начинается увлечение его авиацией.[2]

В 14 лет поступил на курсы трактористов, а в 1930 году на моторостроительное отделение Московского авиационного техникума. Позднее он стал работать слесарем на моторостроительном заводе № 24 имени М. В. Фрунзе, продолжая обучение на вечернем отделении техникума. Активное участие Кузнецова в пропаганде технических новинок в деревне по заданию комсомольской организации завода привлекло внимание руководства РКСМ. По рекомендации первого секретаря РКСМ А. В. Косарева в 1932 году Николай поступил в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского на воздушно-технический факультет.[3][2]

В Академии занимается техническим творчеством: придумал устройство для заправки моторов горячей водой в зимнее время. Механики учебной бригады изготовили по чертежам Кузнецова такие «водогрейки» для всех обслуживаемых самолётов. В учебном лагере академии Кузнецов научился пилотировать У-2. В 1938 году окончил Академию и её лётную школу с отличием. В апреле 1939 года вступил в партию. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов, стал кандидатом технических наук и получил звание военного инженера 3-го ранга.[3]

В период с июля по сентябрь 1942 года в порядке стажировки находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии, обеспечивал техническое обслуживание боевых самолётов.[4]

Через несколько месяцев его отозвали с фронта и направили парторгом ЦК ВКП(б) в Уфу на моторостроительный завод № 26 в ОКБ, которым руководил В. Я. Климов. Вскоре Н. Д. Кузнецова назначают первым заместителем главного конструктора. В 1946 году принимается решение об организации в Ленинграде ОКБ и о назначении главным конструктором В. Я. Климова (ныне ОАО «Климов»). Уезжая из Уфы, Климов порекомендовал главным конструктором назначить Н. Д. Кузнецова. В 1946 году он, став главным конструктором, начал активно работать над освоением новой реактивной техники.[4][3]

В мае 1949 года его переводят главным конструктором на опытный завод № 2 в Куйбышев, где он проработал до 1994 года (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова). В 1956 году после освоения двигателя НК-12 в серийном производстве и в эксплуатации стал генеральным конструктором.[4]

Николай Дмитриевич Кузнецов умер 31 июля 1995 года и был похоронен на Кунцевском кладбище (уч. 9) в Москве[2].

Могила Н. Д. Кузнецова на Кунцевском кладбище Москвы

Вклад в науку

Николай Дмитриевич Кузнецов внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных ракетных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов[5].

Одной из самых ярких разработок Николая Дмитриевича стал двигатель НК-93 (серия «НК» названа в честь самого конструктора Николая Кузнецова), создание которого началось в 1970-х годах. Его тогда назвали двигателем XXI века. Его строение и уникальные характеристики не удалось повторить ещё никому в мире. Под него даже до сих пор не сконструирован самолёт, поэтому НК-93 работает на земле, на газокомпрессорной станции.[2]

Семья

Первая жена — Сима, дочь Наталья.

Вторая жена — Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.

Награды и звания

  • Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы;
  • Член-корреспондент АН СССР (1968);
  • академик АН СССР (1974) / РАН;
  • Герой Социалистического Труда (1957, 1981);
  • Лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров СССР;
  • Почётный гражданин города Куйбышев (с 1991 – Самара).
  • Награждён пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды.[4]

Память

  • 19 августа 1986 года в Самаре, в сквере на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной, был установлен бронзовый бюст.
  • 31 июля 1996 года в посёлке Управленческий на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил конструктор, была открыта мемориальная доска.
  • 23 июня 2011 года в честь Кузнецова на фасаде Института энергетики и транспорта СГАУ в посёлке Управленческий была открыта мемориальная доска.[2]

Названы в честь Кузнецова

  • 9 августа 2008 года стратегическому бомбардировщику Ту-160 с бортовым номером 10, базирующемуся на авиабазе в г. Энгельс, было присвоено имя Николая Кузнецова[6]. 23 июня 2011 года, в день 100-летия со дня рождения выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Кузнецова, над Волгой вдоль набережной Самары на предельно малой высоте совершили пролёт стратегические бомбардировщики Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов», оснащённые двигателями его разработки марки «НК»[7].
  • Серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов).
  • Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова[8].
  • 19 июня 2001 года в Самаре улица Производственная была переименована в улицу им. Академика Н. Д. Кузнецова[9]. На торжественной церемонии присутствовал губернатор Константин Титов.
  • МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 г. о. Самары им. Н. Д. Кузнецова.

Примечания

  1. Сергей Кашеев. Дважды Герой Социалистического Труда Кузнецов Николай Дмитриевич. Патриотический интернет-проект «Герои страны». — Биография. Дата обращения: 27 октября 2018. Архивировано 25 октября 2018 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 /Главные новости Самары /История гениального конструктора Николая Кузнецова
  3. 3,0 3,1 3,2 / Двигатель" То самый «НК»
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Hero of the Russian Federation medal.png Кузнецов, Николай Дмитриевич (авиаконструктор). Сайт «Герои страны».
  5. Вклад научно-конструкторской школы Н. Д. Кузнецова в развитие отечественного двигателестроения. Дата обращения: 3 июля 2009. Архивировано 13 июля 2012 года.
  6. Самолётам стратегической авиации присвоены имена «Самара» и «Николай Кузнецов». «АвиаПорт» (11 августа 2008). Дата обращения: 3 июля 2009. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  7. Над Волгой пролетели бомбардировщики. Самара: «Комсомольская правда» (24 июня 2011). Дата обращения: 27 октября 2018. Архивировано 28 октября 2018 года.
  8. Бывшее НПО «Труд»
  9. Улица Кузнецова в Самаре. Дата обращения: 10 июля 2022. Архивировано 10 июля 2022 года.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!