Авиация
Авиа́ция (avis от лат. птица) — связанное с полётами в воздухе широкое понятие, которое включает в себя технические средства, инфраструктуру, личный состав, функционирует в рамках сложившихся организационных структур и опирается на специальные отрасли знаний[1]. Авиационная деятельность во многом обеспечивает рост промышленно-экономического потенциала страны, а также развитие культурной, научной и социальной сфер[2].
История
В 1686 году Ньютон издал знаменитую книгу «Математические начала натуральной философии». В ней был намечен путь к познанию как природы сопротивления воздушной среды, так и причины возникновения подъемной силы на плоской, наклонной к потоку, пластинке. Только в XIX веке великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев подверг резкой критике ошибочные взгляды Ньютона. В деле воздухоплавания и воздухолетания, как называли тогда авиацию, химик Дмитрий Иванович Менделеев стал центром, вокруг которого группировались, на знания которого опирались все лучшие, молодые силы России, все, кто работали над созданием отечественной авиационной науки и техники. В 1878 году учёный написал знаменитую книгу «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании». Через тридцать лет после выхода книги Менделеева русский учёный Жуковский скажет о ней[3]:
Она и теперь может служить основным руководством для лиц, занимающихся кораблестроением, воздухоплаванием и баллистикой.
Русский исследователь и изобретатель Александр Фёдорович Можайский долгое время занимался теорией и практикой полёта. Он хотел построить машину, которая будет сама летать. Не случайно позднее её так и назовут — самолёт. Но в то время такого слова не было, изобретатель называл свою будущую конструкцию аэродинамом[4]. В январе 1877 года в жизни Можайского произошла знаменательная встреча с Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Великий ученый подтвердил правильность его рассуждения. Проект самолёта Можайского был обдуман, рассчитан, вычерчен. В предложении Можайского Менделеев увидел путь к завоеванию воздуха и поддержал смелого новатора. 23 марта 1878 года впервые был поставлен вопрос о строительстве первого в мире самолёта[5]. К началу 1883 года машина была готова, начались испытания её отдельных агрегатов. Лётные испытания проходили на территории военного лагеря неподалеку от Красного Села. Оказалось, что самолёт Можайского не может взлететь, так как ему не хватает мощности[6].
В 1880 году в Петербурге произошло знаменательное событие в истории авиации и воздухоплавания: начал выходить журнал «Воздухоплаватель»[7]. Этот журнал появился, когда конструкторам летательных аппаратов нужен был обмен информацией. Журнал был компетентен в поднимаемых вопросах, так как он выпускался для тех, кто занимался воздухоплаванием профессионально[8].
Также силу сопротивления, давление в потоке, свойства воздуха изучали крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер и работавший в России швейцарский академик Даниил Бернулли. Плодотворная работа учёных позволила Николаю Егоровичу Жуковскому открыть в начале XX столетия новую науку — аэродинамику[9]. Одним из любимых учеников Жуковского был Сергей Алексеевич Чаплыгин, благодаря математическим расчётам которого к 1911 году идея создания самолёта, способного подняться в воздух, перестала быть неким чудом [10].
Первый в мире аэродинамический институт (сейчас ЦАГИ) был создан в России в подмосковном Кучине в 1904 году. Это стало возможно благодаря деятельности группы учёных под руководством Н. Е. Жуковского[11].
3 августа 1947 года на традиционном воздушном параде в Тушино тройка самолётов Б-4 была впервые показана публике. При постановке самолёта на вооружение он был обозначен как Ту-4. В Создание и серийное производство самолёта Ту-4 стало революционным шагом к появлению первого поколения советских реактивных самолётов.Сначала были разработаны военные самолёты, а затем и пассажирские[12].
Виды авиации
Гражданская авиациия
Гражданская авиациия — авиация, которая используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики[13].
Государственная авиациия
Государственная авиациия — авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач[14].
Экспериментальная авиациия
Экспериментальная авиациия (англ. experimental aviation) используется для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также для испытаний авиационной и другой техники[15].
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает Федеральный закон Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», правовые основы государственного регулирования развития авиации определяет Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»[16]. Также существует ряд нормативных правовых (подзаконных) актов федерального уровня, а именно Федеральные авиационные правила (ФАПы). Они регулируют отношения в области использования воздушного пространства в области авиации[17].
Литература
- Зигуленко С. Я познаю мир: Авиация и воздухоплавание. — М.: АСТ, 2004. — 272 с.
- Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. Жизнь замечательных людей. — Л.: Молодая гвардия, 1951. — 272 с.
- Подрепный Е. Реактивный прорыв Сталина. — М.: Эксмо, 2013. — 576 с.
Примечания
- ↑ old.bigenc.ru . Дата обращения: 2 февраля 2024.
- ↑ Зуева Т. И., Минневалиева А. А. Оценка эффективности проекта эксплуатации вертолета Marenco Skye SH 900 в республике Татарстан// Московский экономический журнал. — 2020. — №2. — С. 451—458}}
- ↑ Ю. Каторин. Парадоксы военной истории. — Санкт-Петербург: Полигон, 2003. — С. 303. — 640 с. — ISBN ISBN 5-89173-147-9.
- ↑ Зигуленко С. Я познаю мир: Авиация и воздухоплавание. — Москва: АСТ, 2004. — С. 39. — 272 с. — ISBN ISBN 5-17-022427-3.
- ↑ Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. Жизнь замечательных людей. — Ленинград: Молодая гвардия, 1951. — С. 132. — 272 с.
- ↑ Зигуленко С. Я познаю мир: Авиация и воздухоплавание. — Москва: АСТ, 2004. — С. 39. — 272 с. — ISBN ISBN 5-17-022427-3.
- ↑ Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. Жизнь замечательных людей. — Ленинград: Молодая гвардия, 1951. — С. 180. — 272 с.
- ↑ Воздухоплаватель:научно-популярный и иллюстрированный журнал . Журнал «Воздухоплаватель». Дата обращения: 2 февраля 2025.
- ↑ Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. Жизнь замечательных людей. — Ленинград: Молодая гвардия, 1951. — С. 98. — 272 с.
- ↑ Зигуленко С. Я познаю мир: Авиация и воздухоплавание. — Москва: АСТ, 2004. — С. 58. — 272 с. — ISBN ISBN 5-17-022427-3.
- ↑ История. Об институте . ЦАГИ. Дата обращения: 8 мая 2024.
- ↑ Е. Подрепный. Реактивный прорыв Сталина. — Москва: Эксмо, 2013. — С. 126. — 573 с. — ISBN ISBN 978-5-699-63080-6.
- ↑ Воздушный кодекс Российской Федерации. — Москва: Экзамен. — С. 11. — 62 с.
- ↑ Воздушный кодекс Российской Федерации. — Москва: Экзамен. — С. 11. — 62 с.
- ↑ Воздушный кодекс Российской Федерации. — Москва: Экзамен. — С. 11. — 62 с.
- ↑ legalacts.ru . Дата обращения: 2 февраля 2024.
- ↑ favt.gov.ru . Дата обращения: 2 февраля 2024.