Данщин, Сергей Петрович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Сергей Петрович Данщин (Даньшин)
Данщин, Сергей Петрович.jpg
Дата рождения 2 (15) июля 1911(1911-07-15)
Место рождения разъезд Каркодин (село Полдневая), Пермская губерния, Российская империя
Дата смерти 11 сентября 1943(1943-09-11) (32 года)
Место смерти село Клевень Черниговская область, СССР
Принадлежность  Российская империя
 СССР
Род войск Красноармеец
авиация
Звание Майор ВВС СССР
Майор
Командовал звеном 2-го авиационного полка авиации дальнего действия, 2 гвардейский артиллерийский полк 3 гвардейской воздушно-десантной дивизии, 16 гвардейский авиационный полк Дальнего действия
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Серге́й Петро́вич Да́нщин (Да́ньшин) (2 июля (15 июля1911, разъезд Каркодин (ныне село Полдневая), Пермской губернии (ныне Полевской городской округ Свердловской области), Российская империя — 11 сентября 1943, село Клевень, Черниговская область, СССР) — советский военнослужащий, лётчик, майор, Герой Советского Союза[1][2][3][4].

Биография

Сергей Петрович родился 2 (15) июля 1911 года на разъезде Каркодин Пермской губернии (ныне село Полдневая Полевского городского округа Свердловской области) в семье железнодорожника. В 1919 году вместе с семьёй переехал на станцию Усольская. С 1926 года учился в Пермской судомеханической школе[2][3][5][6].

В 1930 году начал трудовую деятельность на заводе «Старый бурлак» (позднее — «Коммунар») слесарем. В 1930 году его, по комсомольской путёвке, направили в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков. В 1931 году был направлен в Ворошиловградскую военную школу пилотов[1][2][5][6].

С 1936 года по июль 1941 года Сергей Петрович работал пилотом в Новосибирском авиапорту, затем — командиром корабля на авиалинии Иркутск — Москва. Перед началом Великой Отечественной войны назначен командиром звена 2-го авиаполка бомбардировочной авиации дальнего действия[2][1].

Боевой путь

В июле 1941 года ушёл на фронт. В 1942 году стал членом КПСС. Принимал участие в бомбардировке военно-промышленных объектов Бухареста, Варшавы, Берлина и Будапешта. Экипаж Сергея Петровича уважительно называли «Специалисты ночных рейсов». Участник Сталинградской битвы[2]. В ночь на 30 августа 1942 года наши самолёты бомбили военно-промышленные объекты Восточной и Центральной Германии. В этой группе был и Сергей Петрович. В сентябре 1942 года экипаж Сергея Петровича совершал боевые вылеты на Берлин и Кёнигсберг. Их целью были заводы и военные склады. При любых условиях после выполнения заданий, экипаж всегда успешно возвращался на аэродром[2].

1 сентября 1942 года «Комсомольская правда» назвала экипаж Сергея Петровича «крылатым мстителем», который специализировался на ночных полётах. Голованов Александр Евгеньевич, главный маршал авиации в годы Великой Отечественной войны, в своих воспоминаниях писал о Сергее Петровиче, так[2]:

В дальних полётах особенно ярко расцветал талант экипажей. Славный питомец 3-й дивизии Сергей Даньщин побывал над многими городами фашистской Германии и её союзников. Высокоодарённый лётчик отлично владеющий машиной...

Сергей Петрович совершил 201 боевой вылет, 196 из которых были совершены ночью. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные героизм и мужество 25 марта 1943 года Сергею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза[2].

В ночь на 11 сентября 1943 года экипаж Сергея Петровича погиб в неравном бою над селом Клевенью под городом Нежин. Останки геройского экипажа были захоронены колхозниками около города Нежин. В конце 1950-х годов останки были перезахоронены в Амони[2].

Подвиг

В сентябре 1942 года во время полёта на бомбардировку у самолёта Сергея Петровича над самой целью забарахлил правый мотор. Когда в верхнем сопле мотора показалось пламя он перекрыл горючее. Мотор остановился. Командир вывел машину на боевой курс и отдал команду приступать к бомбёжке[7].

Освободившись от смертоносного груза Сергей Петрович передал на командный пункт аэродрома отчёт о выполнении задания и том, что возвращается на одном моторе. Едва передав сообщение, его самолёту повредило аккумуляторы осколком разорвавшегося снаряда. Связь с другими экипажами и землёй прекратилась. Из-за нехватки энергии связь прервалась и между членами экипажа. Командир начал передавать свои распоряжения записками[7].

Самолёт резко терял высоту Сергей Петрович принял решение избавиться от тяжёлых предметов. На землю полетели бронированные плиты, кислородные баллоны, радиостанция и другие предметы. Машина стала легче на полтонны, но самолёт продолжал снижаться, хоть и медленнее. Когда подошли к аэродрому, приборы показывали что кончается горючее. Сергей Петрович мастерски посадил машину[7].

Награды

Память

  • На школе села Полдневой Герою установлена мемориальная доска[1].
  • В селе Полдневой улица Мира переименована в улицу Даньщина[1].
  • Именем Героя названо судно Министерства речного флота РСФСР[3][6].
  • Имя Героя носит улица в Дзержинском районе города Перми[2][3][5][6].
  • У здания завода «Коммунар» установлена мемориальная доска[2][3][5][6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Даньщин Сергей Петрович. Фактографическая база «Информация о Свердловской области». Дата обращения: 17 июня 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Даньщин С. П.. Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Дата обращения: 17 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Данщин (Даньшин) Сергей Петрович. Официальный сайт Администрации города Березники. Дата обращения: 17 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 Даньшин Сергей Петрович. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 17 июня 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Имена героев на карте Пермского края (библиографический сборник). — Пермь, 2012. — С. 10. — 72 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Данщин (Даньшин) Сергей Петрович. Управление культуры администрации города Березники (16 апреля 2015). Дата обращения: 17 июня 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 Золотые звёзды Прикамья / составители: Кондауров И. А., Мокроусов С. И. — Пермь: Книжное издательство, 1988. — С. 102—103. — 407 с. — ISBN 5-7625-0008-X.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!