Ту-160

Материал из «Знание.Вики»
Ту-160
Kremlin Tupolev Tu-160.jpg
Тип сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец
Разработчик Флаг СССР ОКБ Туполева
Производитель Флаг СССРММЗ «Опыт», КАПО
Флаг РоссииКБ Туполев, КАЗ
Главный конструктор В. И. Близнюк
Первый полёт 18 декабря 1981 года
Начало эксплуатации 23 апреля 1987 года[1]
Статус эксплуатируется, производится
Эксплуатанты Россия ВКС России
Годы производства 1984н. в.
(перерыв: с 2017 по 2022)

Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», обозначение разработчика — «К», в классификации НАТО — «Blackjack») — советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева. Благодаря изяществу форм и белому отражающему покрытию, предназначенному защитить самолёт от светового излучения ядерных взрывов, машина получила неофициальное название «Белый лебедь».

Был принят на вооружение в 1987 году. В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных районах. Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом. Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России[2].

История создания

В 1967 году в СССР начались работы по созданию многорежимного межконтинентального стратегического бомбардировщика, способного летать на сверхзвуковых скоростях, преодолевать противовоздушную оборону (ПВО) стран НАТО и нести на борту ядерное оружие. Необходимость создания нового самолёта объяснялась тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь дозвуковые бомбардировщики — Ту-95 и М-4, которые уже не отвечали возросшим требованиям[3].

Будущий самолёт должен был обладать следующими характеристиками:

  • дальность полёта на скорости 2200—2500 км/ч и высоте 18 тыс. метров в пределах 11—13 тыс. км;
  • дальность полёта в дозвуковом режиме на высоте и у земли — 16—18 тыс. и 11—13 тыс. км соответственно;
  • самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника — в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли;
  • суммарная масса боевой нагрузки — до 45 тонн.

В 1972 году были рассмотрены представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Членам конкурсной комиссии больше всего понравился проект ОКБ Мясищева, который в большей степени отвечал заявленным требованиям ВВС. Самолёт по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полёта. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолётов как Ту-22М и Ту-144, дальнейшую разработку самолёта в итоге поручили туполевцам. Все материалы для ведения работ решено было передать из ОКБ Мясищева в ОКБ Туполева. Главным конструктором проекта «изделие 70» стал Валентин Близнюк, самолёт получил название Ту-160. В конце 1977 года был утверждён эскизный проект и началась постройка первых трёх машин.

Одновременно с проектированием самолёта в КБ Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО «Кузнецов») под руководством Николая Кузнецова шла разработка двигателей НК-32 для нового бомбардировщика, а в КБ «Радуга» (ныне АО ГосМКБ «Радуга» им. А. Березняка) — крылатых ракет большой дальности воздушного базирования Х-55.

После наземных испытаний, 18 декабря 1981 года, Ту-160 совершил первый полёт. Машину пилотировал экипаж под управлением летчика-испытателя Бориса Веремея. В 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука[3]. В 1986 году началось производство двигателей НК-32 и была принята на вооружение ракета Х-55. Первые два опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав ВВС в апреле 1987 года и эта дата считается началом эксплуатации самолёта. Войсковые испытания проводились опережающими темпами, ещё до окончания государственных испытаний, которые были завершены в 1989 году. Серийные экземпляры выпускались на Казанском авиационном производственном объединении — КАПО (ныне - Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова, КАЗ).

Конструкция самолёта

Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, в которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. При максимально раскрытых консолях крыла «Белый лебедь» способен взлетать с коротких для подобной техники взлетно-посадочных полос, на высоте консоли крыла могут быть прижаты к фюзеляжу, что позволяет самолёту достигать сверхзвуковых скоростей. Стреловидность крыла регулируется в пределах от 20 до 65° относительно продольной оси фюзеляжа.

Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы (механизмы, предназначенные для управляемого уменьшения подъёмной силы на крыле) и флапероны (от англ. flaperon → flap «закрылок» + (ail)eron «(эл)ерон») — управляющая поверхность крыла самолёта, имеющая одновременно назначение элерона и закрылка[4].

Машина оснащена трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем.

Четыре турбореактивных двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка, размёщеная за нишей левой опоры основного шасси. Двигатель НК-32 — один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению тепловой и радиолокационной заметности[5].

Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клеёные трехслойные конструкции. Ту-160 оснащен приемным устройством дозаправочной системы типа «шланг-конус».

Экипаж бомбардировщика, состоящий из четырёх человек, располагается в единой герметичной кабине. В передней её части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана—оператора и штурмана. Все кресла оснащены устройствами катапультирования К-36ДМ, обеспечивающими раздельное срабатывание. Для повышения работоспособности членов экипажа во время совершения длительного полёта спинки кресел имеют подушки с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска были оснащены встроенным трапом[3].

Основные лётно-технические данные

Ниже приведены основные характеристики самолёта Ту-160[3]:

Tupolew Tu 160 8001.svg
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Точки подвески: барабанные кассеты
  • Управляемые ракеты: высокоточные крылатые ракеты Х-555 и Х-101 с ядерными и неядерными БЧ
  • Бомбы: корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов, обычные виды бомб, а также мины.

Модификации

За время разработки и эксплуатации самолёта были созданы различные его модификации, основные из которых отражены в приведённой таблице[6]:

Название модели Характеристики
Ту-160В (Ту-161) Проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. От базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом.
Ту-160К Эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983 году, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение двух двухступенчатых баллистических ракет (1-я ступень — твердотопливная, 2-я — жидкостная) на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Боевая часть: шесть разделяющихся головных частей (ГЧ) индивидуального наведения или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО — 600 м. Разработки были прекращены в середине 1980-х годов.
Ту-160П Проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия.
Ту-160ПП Самолёт радиоэлектронной борьбы. Был доведён до этапа изготовления натурного макета.
Ту-160СК Самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак». Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2—2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850—1600 км/ч. Основное назначение — восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991 году, ввод в эксплуатацию планировался в 19982000-х годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска ракет должна была составлять 5000 км[7].

Модернизация

В 2002 году Министерство обороны России и КАПО заключили контракт на модернизацию 15-ти единиц Ту-160. В июле 2006 года первый отремонтированный и частично модернизированный самолёт был принят на вооружение после испытаний, в апреле 2008 года в ВКС России был поставлен самолёт, способный нести новые крылатые ракеты большой дальности Х-555.

Модернизация коснулась всех ключевых систем самолёта:

  • Двигатели. Машина оснащена новыми двигателями НК-32-02, которые являются значительно более мощными и экономичными, чем предыдущие НК-32. Это позволило увеличить максимальную взлётную массу, скорость и дальность полёта, а также снизить расход топлива.
  • Авионика. Самолёт получил новую цифровую систему управления, которая значительно улучшает точность навигации и бомбометания. Самолёт также оснащён новой системой связи и радиоэлектронной борьбы, повышающей его живучесть.
  • Кабина экипажа. Кабина пилотов модернизирована и оборудована современными многофункциональными дисплеями, что повышает комфорт и эффективность работы экипажа.

В феврале 2020 года выполнил свой первый испытательный полёт прошедший дополнительную модернизацию Ту-160М, получивший индекс Ту-160М2. Поставки начались позже в том же году, к августу 2022 года пять самолётов были оснащены новыми двигателями и современной авионикой. Первый серийный ракетоносец Ту-160М2 совершил свой первый полёт 12 января 2023 года[8].

Именные экземпляры

Ниже перечислены известные в нашей стране люди, имена которых носят самолёты Ту-160[9]:

См. также

Галерея

Литература

Затучный А. М., Ригмант В. Г., Синеокий П. М. Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160. — М.: «ПОЛИГОН-ПРЕСС», 2016. — ISBN 978-5-98734-021-9.

Примечания

  1. ОАО «Туполев» — Ту-160. Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 13 ноября 2011 года.
  2. Стратегический бомбардировщик Ту-160 (28 ноября 2019). Дата обращения: 22 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Крылатая гордость России. Военное обозрение. Авиация (9 июля 2012). Дата обращения: 21 августа 2024.
  4. Ту-160. Особенности конструкции. АО «Туполев». Дата обращения: 21 августа 2024.
  5. Александр Вишняков. Самолёт Ту-160. Силовая установка (22 августа 2010). Дата обращения: 21 августа 2024.
  6. Ту-160 («160», «К», «70») Black Jack. Дата обращения: 23 августа 2024.
  7. «Ту-160СК („Бурлак-Диана“) авиационно-космический комплекс», testpilot.ru. Дата обращения: 23 августа 2024. Архивировано 26 февраля 2014 года.
  8. ОДК поставила двигатели для пятого борта Ту-160М. ЦАМТО (17 августа 2022). Дата обращения: 21 августа 2024.
  9. Тимур Латыпов. Почётные наименования Ту-160. Дата обращения: 23 августа 2024.
  10. Аэродром ЭНГЕЛЬС-2. Ту-160. Сайт 121 ТПАБ. Дата обращения: 23 августа 2024.

Ссылки

Белые лебеди: Стратегические Ту-160

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!