Ту-160
Ту-160 | |
---|---|
Тип | сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец |
Разработчик | ОКБ Туполева |
Производитель |
→ ММЗ «Опыт», КАПО → КБ Туполев, КАЗ |
Главный конструктор | В. И. Близнюк |
Первый полёт | 18 декабря 1981 года |
Начало эксплуатации | 23 апреля 1987 года[1] |
Статус | эксплуатируется, производится |
Эксплуатанты | ВКС России |
Годы производства |
1984 — н. в. (перерыв: с 2017 по 2022) |
Ту-160 (заводское обозначение: «изделие 70», обозначение разработчика — «К», в классификации НАТО — «Blackjack») — советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева. Благодаря изяществу форм и белому отражающему покрытию, предназначенному защитить самолёт от светового излучения ядерных взрывов, машина получила неофициальное название «Белый лебедь».
Был принят на вооружение в 1987 году. В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных районах. Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом. Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России[2].
История создания
В 1967 году в СССР начались работы по созданию многорежимного межконтинентального стратегического бомбардировщика, способного летать на сверхзвуковых скоростях, преодолевать противовоздушную оборону (ПВО) стран НАТО и нести на борту ядерное оружие. Необходимость создания нового самолёта объяснялась тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь дозвуковые бомбардировщики — Ту-95 и М-4, которые уже не отвечали возросшим требованиям[3].
Будущий самолёт должен был обладать следующими характеристиками:
- дальность полёта на скорости 2200—2500 км/ч и высоте 18 тыс. метров в пределах 11—13 тыс. км;
- дальность полёта в дозвуковом режиме на высоте и у земли — 16—18 тыс. и 11—13 тыс. км соответственно;
- самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника — в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли;
- суммарная масса боевой нагрузки — до 45 тонн.
В 1972 году были рассмотрены представленные на конкурс проекты ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. Рассматривался также внеконкурсный проект ОКБ Туполева. Членам конкурсной комиссии больше всего понравился проект ОКБ Мясищева, который в большей степени отвечал заявленным требованиям ВВС. Самолёт по своей универсальности мог применяться для решения разного рода задач, имел широкий диапазон скоростей и большую дальность полёта. Однако, учитывая опыт ОКБ Туполева по созданию таких сложных сверхзвуковых самолётов как Ту-22М и Ту-144, дальнейшую разработку самолёта в итоге поручили туполевцам. Все материалы для ведения работ решено было передать из ОКБ Мясищева в ОКБ Туполева. Главным конструктором проекта «изделие 70» стал Валентин Близнюк, самолёт получил название Ту-160. В конце 1977 года был утверждён эскизный проект и началась постройка первых трёх машин.
Одновременно с проектированием самолёта в КБ Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО «Кузнецов») под руководством Николая Кузнецова шла разработка двигателей НК-32 для нового бомбардировщика, а в КБ «Радуга» (ныне АО ГосМКБ «Радуга» им. А. Березняка) — крылатых ракет большой дальности воздушного базирования Х-55.
После наземных испытаний, 18 декабря 1981 года, Ту-160 совершил первый полёт. Машину пилотировал экипаж под управлением летчика-испытателя Бориса Веремея. В 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука[3]. В 1986 году началось производство двигателей НК-32 и была принята на вооружение ракета Х-55. Первые два опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав ВВС в апреле 1987 года и эта дата считается началом эксплуатации самолёта. Войсковые испытания проводились опережающими темпами, ещё до окончания государственных испытаний, которые были завершены в 1989 году. Серийные экземпляры выпускались на Казанском авиационном производственном объединении — КАПО (ныне - Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова, КАЗ).
Конструкция самолёта
Самолёт Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, в которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. При максимально раскрытых консолях крыла «Белый лебедь» способен взлетать с коротких для подобной техники взлетно-посадочных полос, на высоте консоли крыла могут быть прижаты к фюзеляжу, что позволяет самолёту достигать сверхзвуковых скоростей. Стреловидность крыла регулируется в пределах от 20 до 65° относительно продольной оси фюзеляжа.
Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы (механизмы, предназначенные для управляемого уменьшения подъёмной силы на крыле) и флапероны (от англ. flaperon → flap «закрылок» + (ail)eron «(эл)ерон») — управляющая поверхность крыла самолёта, имеющая одновременно назначение элерона и закрылка[4].
Машина оснащена трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем.
Четыре турбореактивных двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка, размёщеная за нишей левой опоры основного шасси. Двигатель НК-32 — один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению тепловой и радиолокационной заметности[5].
Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клеёные трехслойные конструкции. Ту-160 оснащен приемным устройством дозаправочной системы типа «шланг-конус».
Экипаж бомбардировщика, состоящий из четырёх человек, располагается в единой герметичной кабине. В передней её части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана—оператора и штурмана. Все кресла оснащены устройствами катапультирования К-36ДМ, обеспечивающими раздельное срабатывание. Для повышения работоспособности членов экипажа во время совершения длительного полёта спинки кресел имеют подушки с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска были оснащены встроенным трапом[3].
Основные лётно-технические данные
Ниже приведены основные характеристики самолёта Ту-160[3]:
- Технические характеристики
- Экипаж: 4 человека
- Длина: 54,1 м
- Размах крыла: 55,7 / 50,7 / 35,6 м
- Высота: 13,1 м
- Площадь крыла: 232 м2
- Профиль крыла: изменяемая стреловидность
- Масса пустого: 110 000 кг
- Нормальная взлётная масса: 267 600 кг
- Максимальная взлётная масса: 275 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 148 000 кг
- Силовая установка: 4 × ТРДДФ НК-32
- Вспомогательная силовая установка: × ТА-12
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 2000 км/ч (М=1,64)
- Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,71)
- Боевой радиус: 7300 км
- Практическая дальность: 12 300 км
- Практический потолок: 16 000 м
- Скороподъёмность: 4400 м/мин
- Тяговооружённость: 0,37
- Длина разбега: 900 м
- Вооружение
- Точки подвески: барабанные кассеты
- Управляемые ракеты: высокоточные крылатые ракеты Х-555 и Х-101 с ядерными и неядерными БЧ
- Бомбы: корректируемые авиационные бомбы КАБ различных типов, обычные виды бомб, а также мины.
Модификации
За время разработки и эксплуатации самолёта были созданы различные его модификации, основные из которых отражены в приведённой таблице[6]:
Название модели | Характеристики |
---|---|
Ту-160В (Ту-161) | Проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. От базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом. |
Ту-160К | Эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983 году, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение двух двухступенчатых баллистических ракет (1-я ступень — твердотопливная, 2-я — жидкостная) на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Боевая часть: шесть разделяющихся головных частей (ГЧ) индивидуального наведения или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО — 600 м. Разработки были прекращены в середине 1980-х годов. |
Ту-160П | Проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия. |
Ту-160ПП | Самолёт радиоэлектронной борьбы. Был доведён до этапа изготовления натурного макета. |
Ту-160СК | Самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак». Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2—2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850—1600 км/ч. Основное назначение — восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991 году, ввод в эксплуатацию планировался в 1998—2000-х годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска ракет должна была составлять 5000 км[7]. |
Модернизация
В 2002 году Министерство обороны России и КАПО заключили контракт на модернизацию 15-ти единиц Ту-160. В июле 2006 года первый отремонтированный и частично модернизированный самолёт был принят на вооружение после испытаний, в апреле 2008 года в ВКС России был поставлен самолёт, способный нести новые крылатые ракеты большой дальности Х-555.
Модернизация коснулась всех ключевых систем самолёта:
- Двигатели. Машина оснащена новыми двигателями НК-32-02, которые являются значительно более мощными и экономичными, чем предыдущие НК-32. Это позволило увеличить максимальную взлётную массу, скорость и дальность полёта, а также снизить расход топлива.
- Авионика. Самолёт получил новую цифровую систему управления, которая значительно улучшает точность навигации и бомбометания. Самолёт также оснащён новой системой связи и радиоэлектронной борьбы, повышающей его живучесть.
- Кабина экипажа. Кабина пилотов модернизирована и оборудована современными многофункциональными дисплеями, что повышает комфорт и эффективность работы экипажа.
В феврале 2020 года выполнил свой первый испытательный полёт прошедший дополнительную модернизацию Ту-160М, получивший индекс Ту-160М2. Поставки начались позже в том же году, к августу 2022 года пять самолётов были оснащены новыми двигателями и современной авионикой. Первый серийный ракетоносец Ту-160М2 совершил свой первый полёт 12 января 2023 года[8].
Именные экземпляры
Ниже перечислены известные в нашей стране люди, имена которых носят самолёты Ту-160[9]:
- Андрей Туполев — советский авиаконструктор, руководитель ОКБ;
- Иван Ярыгин — советский борец, двукратный олимпийский чемпион;
- Василий Решетников — командующий дальней авиацией в 1969–1980 годах;
- Михаил Громов — лётчик-испытатель (самолёт, названный его именем, 18 сентября 2003 года потерпел авиакатастрофу)[10];
- Александр Голованов — командующий дальней авиацией в 1942–1948 годах;
- Александр Молодчий — командир первой советской стратегической авиадивизией;
- Валерий Чкалов — лётчик-испытатель;
- Борис Веремей — лётчик-испытатель;
- Валентин Близнюк — главный конструктор Ту-160;
- Николай Кузнецов — конструктор авиационных и ракетных двигателей;
- Пётр Дейнекин — главнокомандующий ВВС СССР и ВВС России;
- Валентина Терешкова — первая в истории женщина-космонавт;
- Минтимер Шаймиев — первый Президент Татарстана.
См. также
Галерея
Литература
Затучный А. М., Ригмант В. Г., Синеокий П. М. Стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-160. — М.: «ПОЛИГОН-ПРЕСС», 2016. — ISBN 978-5-98734-021-9.
Примечания
- ↑ ОАО «Туполев» — Ту-160 . Дата обращения: 20 августа 2024. Архивировано 13 ноября 2011 года.
- ↑ Стратегический бомбардировщик Ту-160 (28 ноября 2019). Дата обращения: 22 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Крылатая гордость России . Военное обозрение. Авиация (9 июля 2012). Дата обращения: 21 августа 2024.
- ↑ Ту-160. Особенности конструкции . АО «Туполев». Дата обращения: 21 августа 2024.
- ↑ Александр Вишняков. Самолёт Ту-160. Силовая установка (22 августа 2010). Дата обращения: 21 августа 2024.
- ↑ Ту-160 («160», «К», «70») Black Jack . Дата обращения: 23 августа 2024.
- ↑ «Ту-160СК („Бурлак-Диана“) авиационно-космический комплекс», testpilot.ru . Дата обращения: 23 августа 2024. Архивировано 26 февраля 2014 года.
- ↑ ОДК поставила двигатели для пятого борта Ту-160М . ЦАМТО (17 августа 2022). Дата обращения: 21 августа 2024.
- ↑ Тимур Латыпов. Почётные наименования Ту-160 . Дата обращения: 23 августа 2024.
- ↑ Аэродром ЭНГЕЛЬС-2. Ту-160 . Сайт 121 ТПАБ. Дата обращения: 23 августа 2024.
Ссылки
Белые лебеди: Стратегические Ту-160
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Воздушные суда по алфавиту
- Воздушные суда, осуществившие первый полёт в 1981 году
- Самолёты Туполева
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Социально-экономическая география
- Все статьи
- Авиация
- Самолёты России
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN