Чкалов, Валерий Павлович
Валерий Павлович Чкалов | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||
Имя при рождении | Валериан Павлович Чкалов | |||||
Дата рождения | 2 февраля 1904 | |||||
Место рождения | село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя | |||||
Дата смерти | 15 декабря 1938 (34 года) | |||||
Место смерти | Москва, СССР | |||||
Принадлежность |
Российская империя СССР |
|||||
Род войск | Военно-воздушные силы СССР | |||||
Годы службы | 1919—1938 | |||||
Звание | ||||||
Награды и премии |
|
Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении Валериан (20 января [2 февраля] 1904, Василёво, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 декабря 1938, Москва, СССР) — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936)[1].
С 18 по 20 июня 1937 года Чкалов вместе со своим экипажем на самолёте АНТ-25 совершил первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (Ванкувер, штат Вашингтон).
Биография
Ранние годы
Родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво (Нижегородская губерния, Российская империя). Был десятым ребёнком в семье[1]. Его отец работал котельщиком в Василёвских казённых мастерских. Мать была домохозяйкой, умерла, когда Валерию было шесть лет. Мачеха — Наталья Георгиевна.
В 1911 году начал учёбу в местной начальную школу, окончил её в 1916 году[2]. В школе отличался хорошей памятью и математическими способностями. Имел отличные физические данные, отлично плавал и мог переплыть Волгу[1].
В 1916 году отец отправил своего сына на учёбу в Череповецкое техническое училище (Вологодская губерния). Но через год училище это было ликвидировано, на его основе было организовано училище водного транспорта. Однако из-за финансовых проблем и это училище было закрыто в 1918 году. Валерий вернулся домой, где начал работать вместе с отцом подручным молотобойца. Когда началась навигация по Волге он стал кочегаром на пароходе[1].
Начало пути в авиации
В 1919 году он впервые увидел в небе аэроплан, после чего у него родилась мечта стать лётчиком. С этой целью он идёт добровольцем в Красную Армию. Окончив службу он начинает работать сборщиком самолётов на 4-м Канавинском авиационном парке[1]. Затем он был направлен на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС в Московской области, которую окончил в 1923 году. Сразу после этого приступил к занятиям в 2-й военной школе лётчиков Красного воздушного флота в Борисоглебске. Именно здесь Чкалов совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте[1].
Был направлен в Школу высшего пилотажа в Москве, где он закрепил свои навыки по управлению самолётами. После этого в Серпуховской авиационной школе прошёл подготовку по стрельбу и воздушному бою[1].
Служба в ВВС
Военную службу пилота начал в Ленинграде в эскадрилье имени Петра Нестерова[3]. Здесь по службе имел ряд дисциплинарных взысканий[4]. В итоге осенью 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за выход на службу в пьяном виде. Впоследствии этот срок был снижен до шести месяцев[1].
В 1927 году Чкалов женился на Ольге Эразмовне Ореховой.
В 1928 году в районе города Брянск он совершил аварию: его самолёт врезался в электрические провода. Он был обвинён в воздушном лихачестве и нарушениях дисциплины. Военный трибунал Белорусского военного округа приговорил его к одному году лишения свободы и уволен из армии. Однако в заключении просидел только 16 дней: по ходатайству Якова Алксниса и наркома обороны СССР Клемента Ворошилова наказание было заменено на условное[1].
В 1929 году он вернулся в Ленинград, где в местном Осоавиахиме возглавлял школу планеристов. Также работал лётчиком-инструктором[1].
Лётчик-испытатель
В 1930 году был восстановлен на военной службе и направлен на работу в НИИ ВВС РККА. Здесь он начал испытывать новые образцы самолётов. За два года сделал около 800 испытательных полётов на 30 типах самолётов[1].
В начале 1933 года был уволен из ВВС и переведён на работу лётчиком-испытателем авиазавода № 39 в Москве. Здесь он испытывает истребители И-15 и И-16 конструктора Николая Поликарпова. Также испытал штурмовики ВИТ-1, ВИТ-2, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3[1]. Именно в то время изобрёл фигуры высшего пилотажа — замедленную бочку и восходящий штопор[1].
Беспосадочный перелёт в Америку
В июле 1936 года Чкалов вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым совершил беспосадочный полёт из Москвы до острова Удд в Охотском море. Общая длина маршрута составила 9375 километров. За этот полёт все трое лётчиков получили звание Героя Советского Союза[1].
18 июня 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков на самолёте АНТ-25 стартовали с московского аэродрома и взяли курс на Северный полюс. Пролетев полюс, экипаж направил свой самолёт на американский континент. Беспосадочный полёт проходил в очень сложных условиях и длился два дня. 20 июня, пролетев 8504 километров, экипаж Чкалова приземлил свой самолёт в городе Ванкувер в штате Вашингтон, США. Советские лётчики сразу стали моровыми знаменитостями. В Белом доме их принял президент Ф. Д. Рузвельт. После возвращения экипажа на родину, пилоты были награждены орденами Красного Знамени[1].
Гибель
1 декабря 1938 года Чкалов прервал свой отпуск[5], так как был срочно вызван для проведения испытаний нового истребителя И-180[1].
15 декабря он вылетел в испытательный полёт на этом истребителе. Успешно совершил первый круг, после чего пошёл на второй. Затем повел самолёт на посадку, но при подходе к аэродрому у самолёта отказал двигатель. Чкалов до самого последнего момента управлял машиной и попытался совершить вынужденную посадку вдали от жилых домов. Но у земли самолёт правым крылом задел электрические провода и упал на землю. Чкалова выбросило из кабины и он головой ударился о металлическую арматуру на земле[6]. От полученной травмы он скончался в больнице[1].
Урна с его прахом была погребена 18 декабря в Кремлёвской стене[1].
Последствия
После этой катастрофы несколько руководителей авиазавода, причастных к организации этого полёта, были арестованы. Суд приговорил их к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель Валерия Чкалова. Комиссия по расследованию признала основной причиной катастрофы «отказ мотора в результате переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом»[1].
Семья
Супруга — Ольга Эразмовна Чкалова (в девичестве — Орехова) (1901—1997), учительница русского языка и литературы. В браке родилось трое детей: сын и две дочери[7].
Образ в кино
В 1941 году на киностудии имени М. Горького кинорежиссёром Михаилом Калатозовым был снят художественный фильм «Валерий Чкалов». Образ Чкалова воплотил на экране актёр Владимир Белокуров. В этой картине есть эпизод, когда Чкалов пролетает под мостом. В реальности пилот этого не делал[4].
В 2012 году на телеэкран вышел сериал «Чкалов» («Крылья») режиссёра Игоря Зайцева, повествующий о жизни Чкалова с 1924 по 1937 год. Главную роль сыграл Евгений Дятлов. Дочь лётчика Ольга крайне отрицательно отнеслась к этой экранизации.
Награды и звания
- Герой Советского Союза;
- Два ордена Ленина (1935, 1936);
- Орден Красного Знамени (июль 1937);
- Медаль «XX лет РККА» (февраль 1938).
Библиография
- Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка. — М.: Госполитиздат, 1938.
- Моя жизнь принадлежит Родине. Статьи и речи. — М., 1954
- Наш полёт на АНТ-25. — М.: Библиотека «Огонёк» № 59 (974), 1936
- Высоко над землёй. Рассказы лётчика. — М.-Л.: Детгиз, 1939.
Литература
- Маркуша А. М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. — М.: Молодая гвардия, 1974. — Т. 37. — 160 с. — (Пионер — значит первый). — 100 000 экз.
- Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. — М.: Молодая гвардия, 1954. — 288 с («Жизнь замечательных людей»). / Тираж 90000 экз.
- Беляков А. В. В. Чкалов. — М., 1974.
- Волков В. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени// Культуральные исследования: Сб. науч. работ. — СПб.-М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., Летний сад, 2006. — С. 189—201.
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова . Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ Воздушный первопроходец Валерий Чкалов . Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ Валерий Чкалов . Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Валерий Чкалов под мостом не летал? . Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ Сайт, посвящённый В. Чкалову . Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ Прерванный полет: 80 лет гибели летчика Чкалова . Дата обращения: 18 июня 2024.
- ↑ Биография Валерия Чкалова . Дата обращения: 18 июня 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 2 февраля
- Родившиеся в 1904 году
- Умершие 15 декабря
- Умершие в 1938 году
- Военные лётчики СССР
- Комбриги
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красного Знамени
- Награждённые медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
- Лётчики-испытатели СССР
- Лётчики Гатчины
- Депутаты Верховного Совета СССР 1-го созыва
- Выпускники Рижского Краснознамённого института инженеров гражданской авиации
- Выпускники Оренбургского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков
- Похороненные в некрополе у Кремлёвской стены
- Погибшие в авиакатастрофах в РСФСР
- Выпускники Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков
- Персоналии:Нижний Новгород
- Рекордсмены по дальности полёта
- Погибшие при испытании боевой техники
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту