Чкалов, Валерий Павлович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
У слова «Чкалов» есть и другие значения; см. Чкалов.
Валерий Павлович Чкалов
Валерий Павлович Чкалов.jpg
Имя при рождении Валериан Павлович Чкалов
Дата рождения 2 февраля 1904(1904-02-02)
Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 декабря 1938(1938-12-15) (34 года)
Место смерти Москва, СССР
Принадлежность  Российская империя
 СССР
Род войск Союз Советских Социалистических Республик Военно-воздушные силы СССР
Годы службы 1919—1938
Звание Комбриг
Награды и премии
Герой Советского Союза — 1936
Орден Ленина — 1935 Орден Ленина — 1936 Орден Красного Знамени  — 1937 SU Medal XX Years of the Workers' and Peasants' Red Army ribbon.svg

Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении Валериан (20 января [2 февраля] 1904, Василёво, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 декабря 1938, Москва, СССР) — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936)[1].

С 18 по 20 июня 1937 года Чкалов вместе со своим экипажем на самолёте АНТ-25 совершил первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (Ванкувер, штат Вашингтон).

Биография

Ранние годы

Родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво (Нижегородская губерния, Российская империя). Был десятым ребёнком в семье[1]. Его отец работал котельщиком в Василёвских казённых мастерских. Мать была домохозяйкой, умерла, когда Валерию было шесть лет. Мачеха — Наталья Георгиевна.

В 1911 году начал учёбу в местной начальную школу, окончил её в 1916 году[2]. В школе отличался хорошей памятью и математическими способностями. Имел отличные физические данные, отлично плавал и мог переплыть Волгу[1].

В 1916 году отец отправил своего сына на учёбу в Череповецкое техническое училище (Вологодская губерния). Но через год училище это было ликвидировано, на его основе было организовано училище водного транспорта. Однако из-за финансовых проблем и это училище было закрыто в 1918 году. Валерий вернулся домой, где начал работать вместе с отцом подручным молотобойца. Когда началась навигация по Волге он стал кочегаром на пароходе[1].

Начало пути в авиации

В 1919 году он впервые увидел в небе аэроплан, после чего у него родилась мечта стать лётчиком. С этой целью он идёт добровольцем в Красную Армию. Окончив службу он начинает работать сборщиком самолётов на 4-м Канавинском авиационном парке[1]. Затем он был направлен на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС в Московской области, которую окончил в 1923 году. Сразу после этого приступил к занятиям в 2-й военной школе лётчиков Красного воздушного флота в Борисоглебске. Именно здесь Чкалов совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте[1].

Был направлен в Школу высшего пилотажа в Москве, где он закрепил свои навыки по управлению самолётами. После этого в Серпуховской авиационной школе прошёл подготовку по стрельбу и воздушному бою[1].

Служба в ВВС

Военную службу пилота начал в Ленинграде в эскадрилье имени Петра Нестерова[3]. Здесь по службе имел ряд дисциплинарных взысканий[4]. В итоге осенью 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за выход на службу в пьяном виде. Впоследствии этот срок был снижен до шести месяцев[1].

В 1927 году Чкалов женился на Ольге Эразмовне Ореховой.

В 1928 году в районе города Брянск он совершил аварию: его самолёт врезался в электрические провода. Он был обвинён в воздушном лихачестве и нарушениях дисциплины. Военный трибунал Белорусского военного округа приговорил его к одному году лишения свободы и уволен из армии. Однако в заключении просидел только 16 дней: по ходатайству Якова Алксниса и наркома обороны СССР Клемента Ворошилова наказание было заменено на условное[1].

В 1929 году он вернулся в Ленинград, где в местном Осоавиахиме возглавлял школу планеристов. Также работал лётчиком-инструктором[1].

Лётчик-испытатель

В 1930 году был восстановлен на военной службе и направлен на работу в НИИ ВВС РККА. Здесь он начал испытывать новые образцы самолётов. За два года сделал около 800 испытательных полётов на 30 типах самолётов[1].

В начале 1933 года был уволен из ВВС и переведён на работу лётчиком-испытателем авиазавода № 39 в Москве. Здесь он испытывает истребители И-15 и И-16 конструктора Николая Поликарпова. Также испытал штурмовики ВИТ-1, ВИТ-2, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3[1]. Именно в то время изобрёл фигуры высшего пилотажа — замедленную бочку и восходящий штопор[1].

Беспосадочный перелёт в Америку

В июле 1936 года Чкалов вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым совершил беспосадочный полёт из Москвы до острова Удд в Охотском море. Общая длина маршрута составила 9375 километров. За этот полёт все трое лётчиков получили звание Героя Советского Союза[1].

18 июня 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков на самолёте АНТ-25 стартовали с московского аэродрома и взяли курс на Северный полюс. Пролетев полюс, экипаж направил свой самолёт на американский континент. Беспосадочный полёт проходил в очень сложных условиях и длился два дня. 20 июня, пролетев 8504 километров, экипаж Чкалова приземлил свой самолёт в городе Ванкувер в штате Вашингтон, США. Советские лётчики сразу стали моровыми знаменитостями. В Белом доме их принял президент Ф. Д. Рузвельт. После возвращения экипажа на родину, пилоты были награждены орденами Красного Знамени[1].

Гибель

1 декабря 1938 года Чкалов прервал свой отпуск[5], так как был срочно вызван для проведения испытаний нового истребителя И-180[1].

15 декабря он вылетел в испытательный полёт на этом истребителе. Успешно совершил первый круг, после чего пошёл на второй. Затем повел самолёт на посадку, но при подходе к аэродрому у самолёта отказал двигатель. Чкалов до самого последнего момента управлял машиной и попытался совершить вынужденную посадку вдали от жилых домов. Но у земли самолёт правым крылом задел электрические провода и упал на землю. Чкалова выбросило из кабины и он головой ударился о металлическую арматуру на земле[6]. От полученной травмы он скончался в больнице[1].

Урна с его прахом была погребена 18 декабря в Кремлёвской стене[1].

Последствия

После этой катастрофы несколько руководителей авиазавода, причастных к организации этого полёта, были арестованы. Суд приговорил их к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель Валерия Чкалова. Комиссия по расследованию признала основной причиной катастрофы «отказ мотора в результате переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом»[1].

Семья

Супруга — Ольга Эразмовна Чкалова (в девичестве — Орехова) (1901—1997), учительница русского языка и литературы. В браке родилось трое детей: сын и две дочери[7].

Образ в кино

В 1941 году на киностудии имени М. Горького кинорежиссёром Михаилом Калатозовым был снят художественный фильм «Валерий Чкалов». Образ Чкалова воплотил на экране актёр Владимир Белокуров. В этой картине есть эпизод, когда Чкалов пролетает под мостом. В реальности пилот этого не делал[4].

В 2012 году на телеэкран вышел сериал «Чкалов» («Крылья») режиссёра Игоря Зайцева, повествующий о жизни Чкалова с 1924 по 1937 год. Главную роль сыграл Евгений Дятлов. Дочь лётчика Ольга крайне отрицательно отнеслась к этой экранизации.

Награды и звания

Библиография

  • Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка. — М.: Госполитиздат, 1938.
  • Моя жизнь принадлежит Родине. Статьи и речи. — М., 1954
  • Наш полёт на АНТ-25. — М.: Библиотека «Огонёк» № 59 (974), 1936
  • Высоко над землёй. Рассказы лётчика. — М.-Л.: Детгиз, 1939.

Литература

  • Маркуша А. М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. — М.: Молодая гвардия, 1974. — Т. 37. — 160 с. — (Пионер — значит первый). — 100 000 экз.
  • Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. — М.: Молодая гвардия, 1954. — 288 с («Жизнь замечательных людей»). / Тираж 90000 экз.
  • Беляков А. В. В. Чкалов. — М., 1974.
  • Волков В. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени// Культуральные исследования: Сб. науч. работ. — СПб.-М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., Летний сад, 2006. — С. 189—201.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова. Дата обращения: 18 июня 2024.
  2. Воздушный первопроходец Валерий Чкалов. Дата обращения: 18 июня 2024.
  3. Валерий Чкалов. Дата обращения: 18 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 Валерий Чкалов под мостом не летал?. Дата обращения: 18 июня 2024.
  5. Сайт, посвящённый В. Чкалову. Дата обращения: 18 июня 2024.
  6. Прерванный полет: 80 лет гибели летчика Чкалова. Дата обращения: 18 июня 2024.
  7. Биография Валерия Чкалова. Дата обращения: 18 июня 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!