Ту-141
Ту-141 «Стриж» | |
---|---|
Тип | разведывательный БПЛА |
Разработчик | ОКБ им. Туполева |
Производитель | ХАЗ |
Главный конструктор | Г. М. Гофбауэр |
Первый полёт | 1974 год |
Начало эксплуатации | 1979 год |
Статус | Эксплуатируется |
Эксплуатанты |
ВВС СССР (бывший) ВВС России (бывший) ВВС Украины |
Годы производства | 1979 — 1989 |
Единиц произведено | 152 |
Базовая модель | Ту-123 |
Варианты | Ту-143 |
Ту-141 «Стриж» — советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА), разработанный ОКБ им. Туполева. Он является многоразовым БПЛА и входит в состав комплекса ВР-2 или «Стриж»[1].
История Ту-141
История разработки Ту-141 «Стриж» связана с Г. М. Гофбауэром, который возглавлял работы по созданию авиационного комплекса «Стриж» в ОКБ им. Туполева. Он занимал руководящую должность в отделе беспилотной техники и оказывал значительное влияние на процесс разработки, доработки и серийного производства беспилотных комплексов «Стриж» и «Рейс». В начале 90-х годов его заменил Л. Т. Куликов, который также занимал пост главного конструктора ОКБ.
Основной задачей создания Ту-141 было получение оперативной разведки в реальном времени при условиях, когда использование пилотируемых самолетов было опасно или невозможно[2]. Беспилотный аппарат также предназначался для фоторазведки и инфракрасной разведки. Он оснащен программируемыми автоматическими системами управления и использует навигацию при помощи различных измерителей и вычислителей.
Для запуска Ту-141 используется специальная пусковая установка СПУ-143, основанная на боевой машине ракетного комплекса «Редут». Полет проходит по заранее заданным программам, включающим прямолинейные участки и повороты[3].
Первый полёт экспериментального прототипа Ту-141 состоялся в декабре 1974 года. Серийное производство началось в 1979 году на Харьковском авиационном заводе (бывший № 135). Также разрабатывался вариант самолёта-мишени на базе Ту-141.
После успешного завершения заводских и государственных испытаний,Ту-141 был принят на вооружение Советской Армии. После распада СССР комплексы «Стриж» остались в расположении стран, на территории которых они находились ранее[4]. Большая часть беспилотных аппаратов Ту-141 осталась в вооруженных силах Украины[5].
Конструкция
По своей конструкции Ту-141 представляет собой цельнометаллический низкоплан, с компоновкой типа «бесхвостка». Максимальный диаметр носовой части фюзеляжа — 950 мм. Треугольное крыло с двухсекционными элевонами и трапециевидное вертикальное оперение было выполнено со значительными углами стреловидности, по передней кромке равными 58° и 41° соответственно. Воздухозаборник ТРД над фюзеляжем — дозвуковой, в том числе из-за этого максимальная скорость полёта была конструктивно ограничена нижним трансзвуком.
Он оснащен одним турбореактивным двигателем с тягой 2000 кгс. Для запуска использовался твердотопливный ускоритель, расположенный под хвостовой частью фюзеляжа. Во время посадки используется парашютная система в хвостовой части[1][6].
Технические характеристики Ту-141 «Стриж»
Экипаж: | беспилотный |
---|---|
Длина, м | 14,33 |
Размах крыльев, м | 3,88 |
Полная масса, кг | 5 370 |
Двигатель: | 1 × ТРД КР-17А |
Статическая тяга двигателя, кН | 19,6 |
Максимальная скорость, км/ч: | 1110 |
Крейсерная скорость, км/ч: | 1000 |
Дальность полёта, км | 1000 |
Практический потолок, м | 6000[7] |
Инциденты и атаки БПЛА «Стриж»
После начала боевых действий в Донбассе в 2014 году Украина начала работу по модернизации оставшихся БПЛА ВР-2 «Стриж» с целью повышения эффективности воздушной разведки.
По состоянию на 2017 год оставшиеся БПЛА Ту-141 использовались для формирования 321-й отдельной эскадрильи беспилотных самолётов-разведчиков с местом дислокации в селе Рауховка Березовского района Одесской области[7].
Неизвестно, какие именно конструктивные изменения внесли украинские инженеры в «Стриж». Однако, судя по траектории полета аппаратов, сбитых над территорией России, можно предположить, что Ту-141 был оснащен GPS-навигацией, что позволило ему лететь не по прямой (и, соответственно, быстро быть сбитым), а по фиксированному маршруту на малой высоте, в обход ПВО. В украинском варианте советские разведывательные БПЛА получили возможность нести взрывчатку. В настоящее время БПЛА «Стриж» используется только ВСУ[2].
Подтверждено несколько случаев атак БПЛА «Стриж», но не все они пришлись по территории России: 10 марта 2022 года в Загребе (Хорватия) разбился БПЛА «Стриж» с авиационной бомбой. Этот БПЛА был произведен в период с 1983 по 1989 года. Было установлено, что он прилетел в Хорватию через Венгрию, а в Венгрию из Румынии. В Румынию же он попал с территории Украины[8].
Первое упоминание «Стрижа» в контексте атаки на российскую территорию относится к 8 марта 2022 года. Тогда в Херсонской области был сбит самолёт Ту-141, 11 марта такой БПЛА был сбит над Крымом. 29 июня 2022 года «Стриж» был сбит под Курском. После этого было множество других атак по различным территориям России[9].
Сохранившиеся экземпляры
Модификация | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Ту-141 | 21 | Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины, Украина, город Винница | |
Ту-141 | н/д | Авиационно-технический музей (Луганск) | |
Ту-141 | н/д | Государственный музей авиации (Киев) | |
Ту-141 | 05 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ (Монино) | |
Ту-141 | н/д | Музей боевой славы (Ярославль) | |
Ту-141 | н/д | Технический музей имени Г. К. Сахарова (Тольятти) | |
Ту-141 | н/д | Центральная площадь УГАТУ (Уфа) | |
Ту-141 | 68 | Музей партизанской славы «Спадщанский лес» | |
Ту-141 | н/д | Центр беспилотных летательных аппаратов |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Оперативно-тактический разведывательный комплекс ТУ-141 «Стриж» . Оружие России, каталог вооружения, военной и специальной техники (30 декабря 2016). Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Беспилотник ТУ-141 «Стриж»: Характеристики, фото, дальность полета БПЛА . Царьград (1 марта 2023). Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ Сокирко В., Краснов Б. Беспилотник Ту-141 «Стриж». Инфографика . Аргументы и Факты: новости России и мира (7 декабря 2022). Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ Туполев Ту-141 . Avia.pro: военные новости, обозрение, СМИ (23 марта 2015). Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ Что такое Ту-141 «Стриж» . АО «Коммерсантъ» (26 марта 2023). Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ Наследник Ту-144: как развивается проект российского гражданского сверхзвукового самолёта . Снайпер+. Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ 7,0 7,1 Нетребко И. Появилась версия, что упавший на Ставрополье беспилотник - Ту-141 «Стриж». Рассказываем, откуда он мог взяться . Комсомольская правда (14 сентября 2022). Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ Сементковский А. Крутое пике украинского «Стрижа» над Европой . Российское военно-историческое общество. Дата обращения: 1 октября 2023.
- ↑ Военный эксперт рассказал о превосходстве российских систем ПВО . Известия (8 декабря 2022). Дата обращения: 1 октября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |