Ту-141

Материал из «Знание.Вики»
Ту-141 «Стриж»
Туполев Ту-141-241 -, Монино - музей ВВС RP5918.jpg
Тип разведывательный БПЛА
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ им. Туполева
Производитель Союз Советских Социалистических Республик ХАЗ
Главный конструктор Г. М. Гофбауэр
Первый полёт 1974 год
Начало эксплуатации 1979 год
Статус Эксплуатируется
Эксплуатанты Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР (бывший)
Россия ВВС России (бывший)
Украина ВВС Украины
Годы производства 19791989
Единиц произведено 152
Базовая модель Ту-123
Варианты Ту-143

Ту-141 «Стриж» — советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА), разработанный ОКБ им. Туполева. Он является многоразовым БПЛА и входит в состав комплекса ВР-2 или «Стриж»[1].

История Ту-141

История разработки Ту-141 «Стриж» связана с Г. М. Гофбауэром, который возглавлял работы по созданию авиационного комплекса «Стриж» в ОКБ им. Туполева. Он занимал руководящую должность в отделе беспилотной техники и оказывал значительное влияние на процесс разработки, доработки и серийного производства беспилотных комплексов «Стриж» и «Рейс». В начале 90-х годов его заменил Л. Т. Куликов, который также занимал пост главного конструктора ОКБ.

«Стриж» на пусковой установке (прицепе), в Государственном музее авиации Украины. Киев.

Основной задачей создания Ту-141 было получение оперативной разведки в реальном времени при условиях, когда использование пилотируемых самолетов было опасно или невозможно[2]. Беспилотный аппарат также предназначался для фоторазведки и инфракрасной разведки. Он оснащен программируемыми автоматическими системами управления и использует навигацию при помощи различных измерителей и вычислителей.

Для запуска Ту-141 используется специальная пусковая установка СПУ-143, основанная на боевой машине ракетного комплекса «Редут». Полет проходит по заранее заданным программам, включающим прямолинейные участки и повороты[3].

Первый полёт экспериментального прототипа Ту-141 состоялся в декабре 1974 года. Серийное производство началось в 1979 году на Харьковском авиационном заводе (бывший № 135). Также разрабатывался вариант самолёта-мишени на базе Ту-141.

После успешного завершения заводских и государственных испытаний,Ту-141 был принят на вооружение Советской Армии. После распада СССР комплексы «Стриж» остались в расположении стран, на территории которых они находились ранее[4]. Большая часть беспилотных аппаратов Ту-141 осталась в вооруженных силах Украины[5].

Конструкция

Беспилотный летательный аппарат Ту-141

По своей конструкции Ту-141 представляет собой цельнометаллический низкоплан, с компоновкой типа «бесхвостка». Максимальный диаметр носовой части фюзеляжа — 950 мм. Треугольное крыло с двухсекционными элевонами и трапециевидное вертикальное оперение было выполнено со значительными углами стреловидности, по передней кромке равными 58° и 41° соответственно. Воздухозаборник ТРД над фюзеляжем — дозвуковой, в том числе из-за этого максимальная скорость полёта была конструктивно ограничена нижним трансзвуком.

Он оснащен одним турбореактивным двигателем с тягой 2000 кгс. Для запуска использовался твердотопливный ускоритель, расположенный под хвостовой частью фюзеляжа. Во время посадки используется парашютная система в хвостовой части[1][6].

Технические характеристики Ту-141 «Стриж»

Экипаж: беспилотный
Длина, м 14,33
Размах крыльев, м 3,88
Полная масса, кг 5 370
Двигатель: 1 × ТРД КР-17А
Статическая тяга двигателя, кН 19,6
Максимальная скорость, км/ч: 1110
Крейсерная скорость, км/ч: 1000
Дальность полёта, км 1000
Практический потолок, м 6000[7]

Инциденты и атаки БПЛА «Стриж»

После начала боевых действий в Донбассе в 2014 году Украина начала работу по модернизации оставшихся БПЛА ВР-2 «Стриж» с целью повышения эффективности воздушной разведки.

По состоянию на 2017 год оставшиеся БПЛА Ту-141 использовались для формирования 321-й отдельной эскадрильи беспилотных самолётов-разведчиков с местом дислокации в селе Рауховка Березовского района Одесской области[7].

Неизвестно, какие именно конструктивные изменения внесли украинские инженеры в «Стриж». Однако, судя по траектории полета аппаратов, сбитых над территорией России, можно предположить, что Ту-141 был оснащен GPS-навигацией, что позволило ему лететь не по прямой (и, соответственно, быстро быть сбитым), а по фиксированному маршруту на малой высоте, в обход ПВО. В украинском варианте советские разведывательные БПЛА получили возможность нести взрывчатку. В настоящее время БПЛА «Стриж» используется только ВСУ[2].

Подтверждено несколько случаев атак БПЛА «Стриж», но не все они пришлись по территории России: 10 марта 2022 года в Загребе (Хорватия) разбился БПЛА «Стриж» с авиационной бомбой. Этот БПЛА был произведен в период с 1983 по 1989 года. Было установлено, что он прилетел в Хорватию через Венгрию, а в Венгрию из Румынии. В Румынию же он попал с территории Украины[8].

Первое упоминание «Стрижа» в контексте атаки на российскую территорию относится к 8 марта 2022 года. Тогда в Херсонской области был сбит самолёт Ту-141, 11 марта такой БПЛА был сбит над Крымом. 29 июня 2022 года «Стриж» был сбит под Курском. После этого было множество других атак по различным территориям России[9].

Сохранившиеся экземпляры

Модификация Бортовой номер Местонахождение Изображение
Ту-141 21 Военно-исторический музей воздушных сил Вооруженных Сил Украины, Украина, город Винница Tupolev Tu-141 VR-2005 G2.jpg
Ту-141 н/д Авиационно-технический музей (Луганск) Strig Tu.jpg
Ту-141 н/д Государственный музей авиации (Киев) Tu-141 Strizh Kyiv 1.jpg
Ту-141 05 Центральный музей Военно-воздушных сил РФ (Монино) Tupolev M-141 @ Central Air Force Museum.jpg
Ту-141 н/д Музей боевой славы (Ярославль) Tupolev Tu-141, Museum of Military Glory.jpg
Ту-141 н/д Технический музей имени Г. К. Сахарова (Тольятти) Tu-141-5222.JPG
Ту-141 н/д Центральная площадь УГАТУ (Уфа) Tu 141 in ufa.jpg
Ту-141 68 Музей партизанской славы «Спадщанский лес» Ту-141.jpg
Ту-141 н/д Центр беспилотных летательных аппаратов

Примечания

  1. 1,0 1,1 Оперативно-тактический разведывательный комплекс ТУ-141 «Стриж». Оружие России, каталог вооружения, военной и специальной техники (30 декабря 2016). Дата обращения: 1 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 Беспилотник ТУ-141 «Стриж»: Характеристики, фото, дальность полета БПЛА. Царьград (1 марта 2023). Дата обращения: 1 октября 2023.
  3. Сокирко В., Краснов Б. Беспилотник Ту-141 «Стриж». Инфографика. Аргументы и Факты: новости России и мира (7 декабря 2022). Дата обращения: 1 октября 2023.
  4. Туполев Ту-141. Avia.pro: военные новости, обозрение, СМИ (23 марта 2015). Дата обращения: 1 октября 2023.
  5. Что такое Ту-141 «Стриж». АО «Коммерсантъ» (26 марта 2023). Дата обращения: 1 октября 2023.
  6. Наследник Ту-144: как развивается проект российского гражданского сверхзвукового самолёта. Снайпер+. Дата обращения: 1 октября 2023.
  7. 7,0 7,1 Нетребко И. Появилась версия, что упавший на Ставрополье беспилотник - Ту-141 «Стриж». Рассказываем, откуда он мог взяться. Комсомольская правда (14 сентября 2022). Дата обращения: 1 октября 2023.
  8. Сементковский А. Крутое пике украинского «Стрижа» над Европой. Российское военно-историческое общество. Дата обращения: 1 октября 2023.
  9. Военный эксперт рассказал о превосходстве российских систем ПВО. Известия (8 декабря 2022). Дата обращения: 1 октября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!