Блэкджек

Материал из «Знание.Вики»
Блэкджек

Альтернативные названия - двадцать одно, очко

Количество игроков - 2+, обычно 2–7

Возраст 18+

Блэкдже́к, также известный как блек–дже́к (англ. Blackjack «чёрный валет»), представляет собой одну из наиболее распространённых карточных игр в казино по всему миру. Важнейшими факторами, способствующими его популярности, являются простота правил, скорость игры и сравнительно лёгкая стратегия подсчёта карт. Несмотря на свою популярность, игра завоевала признание не сразу. Игорные заведения Америки применяли различные бонусы и внедряли несколько вариантов правил блэкджека для привлечения интереса к игре. Принято считать, что предшественницей блэкджека была карточная игра vingt–et–un («двадцать один»), которая появилась в игорных домах Франции примерно в XIX веке. В России блэкджек иногда называют «двадцать одно» или «очко», хотя правила традиционной игры «очко» несколько отличаются[1].

История

История блэкджека остаётся предметом споров среди профессионалов, и не существует единого общепринятого мнения о его происхождении. Однако с большой вероятностью можно утверждать, что родиной блэкджека является Италия. В 1440 году в проповеди Бернадино из Сиены, посвящённой осуждению азартных игр, упоминается игра Тридцать Одно (Trentuno). После этой проповеди были уничтожены тысячи игральных костей, карт и игровых досок[2]. Тридцать Одно является прямым предшественником современного блэкджека, поскольку его правила во многом совпадают с правилами блэкджека, за исключением того, что максимальная сумма очков в игре составляет не 21, а 31.

Термины

  • Игрок — человек, участвующий в игре за столом против казино.
  • Дилер (Крупье) — сотрудник казино, осуществляющий функции раздатчика карт.
  • Башмак (шуз) (англ. shoe) — специальное устройство для хранения и использования нескольких колод карт в казино. Колода помещается в шуз для последующей раздачи карт.
  • Рука — совокупность карт, принадлежащих игроку или дилеру. Обычно игрокам запрещено прикасаться к своим картам согласно правилам казино.
  • Шаффл (англ. Shuffle) — полный игровой процесс, включающий замешивание колоды и завершающийся размещением разрезной карты.
  • Трекинг (англ. Tracking) — метод, при котором игрок отслеживает расположение карт в процессе игры и использует эту информацию при следующем перемешивании колоды.
  • Фишка (англ. chip) — круглый, квадратный или восьмиугольный предмет с указанным номиналом, который можно обменять на наличные деньги в кассе казино[3].

Правила

Ошибка считать, что цель блек–джека заключается в достижении максимального количества очков, не превышающего 21. На самом деле, основная задача — одержать победу над дилером. В процессе игры может использоваться от одной до восьми колод карт. При увеличении числа колод вероятность получения комбинации блек–джек снижается, что уменьшает преимущество игрока. При применении шаффл–машины предполагается использование бесконечной колоды, а перемешивание колод происходит, когда остаётся примерно треть карт. При использовании одной колоды она перемешивается после каждой партии[3].

Карты от двойки до десятки имеют значения от 2 до 10 соответственно, туз может быть равен 1 или 11, в зависимости от суммарного количества очков, карты с изображением короля, дамы и валета имеют значение 10. Если сумма очков у игрока и дилера совпадает, это называется «пуш»; ставки остаются на прежнем уровне, никто не выигрывает и не проигрывает. В некоторых казино при «пуше» выигрывает казино.

Перед началом раздачи карт игроки делают свои ставки, размещая фишки на соответствующих областях стола. После раздачи первой карты изменение ставок и прикосновение к фишкам запрещены. Дилер раздаёт по две карты каждому игроку и одну себе (в США дилер получает две карты, одну открытую, другую скрытую). Если у игрока сразу 21 очко (т.е. туз и десятиочковая карта), это считается блек–джеком. Игроку выплачивается выигрыш 3 к 2, если только первая карта дилера не является 10, картинкой или тузом. В таких случаях игроку с блек-джеком предлагается либо выигрыш 1 к 1 (если первая карта дилера — туз), либо дождаться окончания игры.

Игроки без блек-джека могут взять дополнительную карту (сказав «карта» или «ещё») или остаться при текущих картах (сказав «достаточно» или «хватит»). Если сумма очков достигает 21, дилер не продолжает задавать вопросы и переходит к следующему игроку. Если сумма очков превышает 21, это называется «перебор» (в английском языке — bust), и ставка игрока аннулируется в пользу казино.

Если у дилера в первых двух картах уже 21 очко, все игроки (кроме тех, у кого тоже блек-джек) проигрывают. Игроки с блек–джеками остаются при своих ставках, если не выбрали выигрыш 1 к 1 или не застраховали свою комбинацию.

После завершения ходов игроков дилер выполняет свои действия. Обычно дилер останавливается, если достигает 17 очков или больше, и продолжает брать карты, пока не наберёт это количество. Правила могут варьироваться в зависимости от казино, особенно если у дилера туз и шесть (то есть 7 или 17 очков). При окончательном подсчёте очков учитываются только карты игрока и дилера; ставки и карты других игроков не принимаются в расчёт.

Вариации

  • Базовый (американский) вариант: В этой версии дилер имеет одну открытую карту и одну закрытую (англ. hole cark). Если у дилера открытая карта — туз или десятка (в некоторых вариантах только туз), дилер проверяет скрытую карту, и если у него есть блек–джек, игра завершается немедленно.
  • Европейский вариант: Дилер получает вторую карту после завершения хода всех игроков. Если у дилера есть блек–джек, игрокам возвращаются все дополнительные ставки, за исключением ставки на «страховку».
  • Существуют и другие вариации блэкджека, каждая из которых имеет свои особенности. Например, блек–джек в открытую (англ. Double Exposure), трёхкарточный блек–джек (англ. 3 Card Blackjack), блек–джек свитч (англ. Blackjack Switch), испанские 21 (англ. Spanish 21), карибские 21 (англ. Caribbean 21), супер фан 21 (англ. Super Fun 21), понтон (англ. Pontoon) и другие[4].

Дополнительные правила

Разбиение пар (англ. split)

При наличии у игрока двух карт одинакового достоинства, таких как 2–2, 3–3 или любые пары карт с изображением, например, дама и король, дилер предлагает разбиение этой руки на две отдельные руки. В этом случае игрок должен сделать дополнительную ставку, равную первоначальной, после чего карты разделяются, и дилер раздаёт по одной карте на каждую из новых рук. Игра продолжается, как если бы игрок сделал две отдельные ставки. Исключение составляют пары тузов: после разбиения игрок получает по одной карте на каждый туз, после чего дополнительные карты к ним не раздаются. Пересплитовать тузы разрешается в ограниченном количестве случаев (обычно не более одного раза). Если после разбиения образуются новые пары, дилер может предложить дополнительное разбиение, при этом количество таких разбиений может быть ограничено правилами казино.

Удвоение ставки (англ. double down)

Игрок имеет право удвоить свою ставку, после чего он получает только одну дополнительную карту. В некоторых казино это правило действует только при сумме очков 10 или 11 (иногда также при 9 очках). В ряде казино также возможно удвоение ставки после разбиения рук[5].

Утроение ставки

Некоторые казино допускают возможность внесения дополнительной ставки, равной первоначальной, после удвоения ставки, за что игрок получает ещё одну карту. Это правило встречается не так часто и не является общепринятым.

Отказ от игры, «отступные» (англ. surrender)

В определённых вариантах правил блек–джека игрок может вернуть половину своей ставки после раздачи первых двух карт, если он считает свою руку неудовлетворительной. Этот вариант называется ранним отказом и может применяться при определённых условиях, например, если открытая карта дилера — туз. Поздний отказ возможен по базовым американским правилам, когда дилер проверяет скрытую карту (если открытая карта дилера — туз или десятка).

Страхование (англ. insurance)

Если первая карта дилера — туз, игрокам предоставляется возможность сделать страховочную ставку, которая равна половине основной ставки. В случае, если дилер получает блек–джек, игрок теряет свою основную ставку, но выигрывает страховочную ставку с коэффициентом 2 к 1. Если блек-джека у дилера нет, страховочная ставка оказывается проигранной, а основная ставка продолжает действовать. Существует также вариант «равные деньги» (англ. even money), который предлагается, если у игрока уже есть блек–джек, а у дилера открытая карта — туз. В этом случае дилер предлагает немедленный выигрыш в пропорции 1:1 вместо стандартного выигрыша 3:2. Принятие такого предложения эквивалентно страховке.

Вероятность получения блек–джека составляет приблизительно 4/13 (хотя этот показатель может изменяться в зависимости от карт, находящихся на столе), поэтому страхование или выбор опции «равные деньги» может оказаться выгодным, если в колоде имеется значительное количество карт с десятью очками.

Отказ от карты

После того как игрок взял карту, он не имеет возможности отказаться от неё[6].

Базовая стратегия

Ниже представлена оптимальная стратегия действий в различных игровых ситуациях. Основой служат правила, при которых у дилера одна карта открыта, а вторая скрыта. Дилер берет карту, если у него 16 очков или меньше, и останавливается при 17 и выше. Сила открытой карты дилера оценивается в следующем порядке: А, 10, 9, 8, 7, 2, 3, 4, 5, 6, где А является самой сильной картой, а 6 — самой слабой[3].

  • Ход/пас (твёрдые руки)
    • 5–8 очков — требуется сделать ход;
    • 12 очков — необходимо сделать ход; можно пасовать, если у дилера карта слабая (4–6);
    • 13–16 очков — нужно сделать ход; можно пасовать, если у дилера карта слабая (2–6);
    • 17 очков и выше — требуется пасовать.
  • Отказ (твёрдые руки)
    • 15–16 очков — против очень сильной карты дилера (10 или А).
  • Удвоение ставки
    • 9 очков — удваивать ставку, если у дилера слабая карта (3–6); иначе следует сделать ход;
    • 10 и 11 очков — удваивать ставку, кроме случаев, когда открытая карта дилера — 10 или А для 10 очков, а также открытая карта А для 11 очков; в остальных случаях делать ход.
  • Ход/пас (мягкие руки)
    • Как правило, удобнее считать туза за 1, если сумма очков 17 и меньше (например, А, 2, 4 = 7);
    • 13–17 очков (3–7) — делать ход; удваивать ставку против очень слабой карты дилера (5-6);
    • 18 очков (8) — пасовать; делать ход, если открытая карта дилера — сильная (9, 10, А);
    • 19 очков (9) и выше — пасовать.
  • Разбиение пар
    • А–А, 8–8 — всегда разбивать, за исключением случая, если у дилера открыта карта А; в таком случае делать ход;
    • 5–5, 10–10 — не разбивать; при 5–5 лучше удвоить ставку; 10–10 даёт хорошую сумму в 20 очков;
    • 4–4 — обычно не разбивать, можно разбить при очень слабой карте дилера (5–6);
    • 9–9 — разбивать; пасовать, если открытая карта дилера — 7, 10 или А;
    • 2–2, 3–3, 6–6, 7–7 — разбивать при открытой карте дилера 7 и ниже (6 и ниже для 6–6); делать ход, если открытая карта 8 и выше (7 и выше для 6–6).
  • Страховка. Основная стратегия предполагает, что страховка не рекомендуется. Вероятность того, что у дилера будет блек-джек при открытом тузе, составляет 4/13, что меньше 1/3.

Особые варианты игры

В некоторых казино игрокам могут быть предложены дополнительные игровые опции[5]:

  • 678, 777. Такие комбинации могут оплачиваться по повышенным коэффициентам: 678 или 777 (все карты разных мастей) — 3:2; 678 или 777 (все карты одной масти) — 2:1; 678 или 777 (все карты конкретной масти) — 3:1. Возможны также бонусные выплаты или подарки.
  • Одномастный блек–джек. Иногда комбинация блек–джек, состоящая из туза и десятиочковой карты одной масти, оплачивается по коэффициенту 2:1.
  • Максимум карт. Могут предоставляться повышенные коэффициенты за 21 или меньше очков при использовании пяти, шести, семи и более карт. За 21 очко или меньше в 5 картах — 3:2; за 21 очко или меньше в 6 картах — 2:1; за 21 очко или меньше в 7 и более картах — 3:1. Возможны также бонусные выплаты.

Побочные ставки

Многие казино предлагают различные побочные ставки, которые делаются дополнительно к основной ставке и, как правило, не зависят от результата основной игры. Популярные примеры побочных ставок включают[7]:

  • Ставка на джекпот — в случае, если игроку и дилеру на четырёх сданных картах выпадут от двух тузов, джекпот выплачивается за четыре туза одного цвета.
  • Идеальные пары (англ. Perfect Pairs) — ставка на то, что игроку на первых двух картах выпадет пара.
  • Ставка на бонус — ставка, если игрок получает на первых двух картах одномастные карты.
  • Хай–лоу 13 (англ. HiLo 13) — ставка на то, будет ли сумма первых двух карт игрока меньше, больше или равна 13 очкам.

Подсчёт карт

Обычно в процессе игры применяется несколько раздач из одной колоды либо из комплекта колод, именуемого шузом. В таких случаях карты не возвращаются в колоду после каждой раздачи, и колода не перемешивается. Поэтому, в отличие от многих других игр в казино, вероятность исхода в блек-джеке зависит от предыдущих раздач. Игрок, занимающийся подсчётом карт, способен существенно повысить свои шансы на успех и, при соблюдении определённых условий, добиться преимущества. Основная стратегия состоит в том, чтобы делать небольшие ставки или вовсе пропускать игру при низкой вероятности выигрыша и увеличивать ставки при высоких шансах на победу.

Казино применяет ряд мер для обнаружения игроков, занимающихся подсчётом карт, и, если это разрешено законодательством, ограничивает их доступ к играм. Принятые меры могут включать:

  • увеличение числа колод в шузе;
  • подрезку колоды;
  • запрет на увеличение ставок;
  • использование автоматических устройств для перемешивания карт (шаффл-машин).

Метод подсчёта карт лёг в основу сюжета фильма «21» (в российском прокате — «Двадцать одно»), который основан на реальных событиях. В фильме использовалась система подсчёта «Плюс–минус»[8].

В системе «Плюс–минус» каждой карте, покидающей колоду, присваивается определённое числовое значение.

Карты Числовые значения
2, 3, 4, 5, 6 +1
7, 8, 9 0
10, В, Д, К, Т −1

Сумма значений всех карт в стандартной 52-карточной колоде равна нулю. Этот принцип сохраняется и при использовании большего количества карт. Такие системы обычно называют сбалансированными.

Система «Плюс-минус» обладает важным свойством сбалансированной системы: при положительном счёте шансы игрока на победу возрастают, а при отрицательном — уменьшаются. Чем выше текущий счёт, тем больше ожидаемая выгода от ставки.

Для определения размера ставки применяется не текущий счёт, а реальный счёт, который рассчитывается делением текущего счёта на количество оставшихся в игре колод. В таблице показано, как изменяется математическое ожидание результата игры (в процентах от ставки) в зависимости от реального счёта.

−10 −4,63 % +10 +7,24 %
−9 −4,33 % +9 +6,39 %
−8 −4,01 % +8 +5,56 %
−7 −3,64 % +7 +4,78 %
−6 −3,20 % +6 +4,01 %
−5 −2,73 % +5 +3,28 %
−4 −2,20 % +4 +2,61 %
−3 −1,67 % +3 +1,96 %
−2 −1,10 % +2 +1,34 %
−1 −0,52 % +1 +0,72 %
0 +0,09 %

При любом отклонении счёта от нуля вероятности появления карт изменяются, что требует корректировки базовой стратегии. Чем выше реальный счёт, тем раньше следует завершать набор карт, а также чаще удваивать ставки или разделять карты.

Система «Плюс–минус» имеет ограничения, так как одинаково учитывает влияние карт с разной значимостью. Например, выход пятёрок оказывает большее влияние на математическое ожидание игры по сравнению с тем же количеством двоек. Чтобы устранить эти недостатки, разработаны новые системы, которые присваивают картам более точные числовые значения. Эффективность таких систем возросла, но и сложность их применения увеличилась. Примером относительно простой системы, близкой к «Плюс–минус», является система «Половинки».

Система «Половинки» изложена в книге Стэнфорда Уонга «Профессиональный блек–джек». Каждой карте, покидающей колоду, присваивается определённое числовое значение.

−10 −4,79 % +10 +7,39 %
−9 −4,49 % +9 +6,51 %
−8 −4,15 % +8 +5,65 %
−7 −3,75 % +7 +4,84 %
−6 −3,30 % +6 +4,07 %
−5 −2,80 % +5 +3,32 %
−4 −2,26 % +4 +2,64 %
−3 −1,71 % +3 +1,98 %
−2 −1,12 % +2 +1,36 %
−1 −0,53 % +1 +0,73 %
0 +0,09 %

Значения можно умножить на два, что приведёт к необходимости работы с удвоенным реальным счётом.

Подобно системе «Плюс–минус», ожидаемая выгода игрока зависит от реального счёта.

Карты Числовые значения
2 +0,5
3, 4 +1
5 +1,5
6 +1
7 +0,5
8 0
9 −0,5
10, В, Д, К, Т −1

Эта система аналогична предыдущей, но с более точными значениями для карт, что повышает её эффективность.

Тем не менее, подсчёт карт по системе «Половинки» требует значительных усилий и может приводить к дорогостоящим ошибкам.

Отслеживание карт

Существует метод отслеживания карт в колоде (англ. shuffle tracking), который позволяет, при профессиональном подходе, улучшить свои шансы на выигрыш. Суть метода заключается в том, что игрок визуально отслеживает, где в колоде находятся интересующие его карты, и как они перемещаются при перемешивании. На основании этих данных игрок принимает решения о ходе игры и ставках[8].

Примечания

  1. Блэкджек // Большой орфографический словарь русского языка / под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова. — 3. — М.: ОНИКС Мир и Образование, 2007. — С. 78.
  2. История блэкджека. ООО «ПКФ»АйДжиСи». Дата обращения: 4 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Грановский О. Д. Блэкджек: профессиональная схема игры. — М.: Вильямс, 2007. — 144 с. — ISBN 978-5-8459-1242-8.
  4. Комбинации в блэкджеке: номиналы карт и начисление очков. GipsyTeam.Poker (30 сентября 2022). Дата обращения: 4 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 Правила игры в блэкджек. Shangri La Casino Minsk, ООО «АТЕНАИС». Дата обращения: 4 октября 2024.
  6. Торп Эдвард. Обыграй дилера. Победная стратегия игры в блэкджек. — СПб.: Азбука, 2017. — 288 с. — (Человек Мыслящий. Идеи, способные изменить мир). — ISBN 978-5-389-11980-2.
  7. Побочные ставки в блэкджеке объяснены для всех. https://anygamble.org/ru.+Дата обращения: 4 октября 2024.
  8. 8,0 8,1 Идеальное количество колод для подсчета карт в блэкджеке. ООО «ПКФ»АйДжиСи». Дата обращения: 4 октября 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!