Блэкджек

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Блэкджек

Альтернативные названия - двадцать одно, очко

Количество игроков - 2+, обычно 2–7

Возраст 18+

Блэкдже́к, также известный как блек–дже́к (англ. Blackjack «чёрный валет»), представляет собой одну из наиболее распространённых карточных игр в казино по всему миру. Важнейшими факторами, способствующими его популярности, являются простота правил, скорость игры и сравнительно лёгкая стратегия подсчёта карт. Несмотря на свою популярность, игра завоевала признание не сразу. Игорные заведения Америки применяли различные бонусы и внедряли несколько вариантов правил блэкджека для привлечения интереса к игре. Принято считать, что предшественницей блэкджека была карточная игра vingt–et–un («двадцать один»), которая появилась в игорных домах Франции примерно в XIX веке. В России блэкджек иногда называют «двадцать одно» или «очко», хотя правила традиционной игры «очко» несколько отличаются[1].

История

История блэкджека остаётся предметом споров среди профессионалов, и не существует единого общепринятого мнения о его происхождении. Однако с большой вероятностью можно утверждать, что родиной блэкджека является Италия. В 1440 году в проповеди Бернадино из Сиены, посвящённой осуждению азартных игр, упоминается игра «Тридцать Одно» (Trentuno). После этой проповеди были уничтожены тысячи игральных костей, карт и игровых досок[2]. Тридцать Одно является прямым предшественником современного блэкджека, поскольку его правила во многом совпадают с правилами блэкджека, за исключением того, что максимальная сумма очков в игре составляет не 21, а 31.

Термины

  • Игрок — человек, участвующий в игре за столом против казино.
  • Дилер (Крупье) — сотрудник казино, осуществляющий функции раздатчика карт.
  • Башмак (шуз) (англ. shoe) — специальное устройство для хранения и использования нескольких колод карт в казино. Колода помещается в шуз для последующей раздачи карт.
  • Рука — совокупность карт, принадлежащих игроку или дилеру. Обычно игрокам запрещено прикасаться к своим картам согласно правилам казино.
  • Шаффл (англ. Shuffle) — полный игровой процесс, включающий замешивание колоды и завершающийся размещением разрезной карты.
  • Трекинг (англ. Tracking) — метод, при котором игрок отслеживает расположение карт в процессе игры и использует эту информацию при следующем перемешивании колоды.
  • Фишка (англ. chip) — круглый, квадратный или восьмиугольный предмет с указанным номиналом, который можно обменять на наличные деньги в кассе казино[3].

Правила

Ошибка считать, что цель блек–джека заключается в достижении максимального количества очков, не превышающего 21. На самом деле, основная задача — одержать победу над дилером. В процессе игры может использоваться от одной до восьми колод карт. При увеличении числа колод вероятность получения комбинации блек–джек снижается, что уменьшает преимущество игрока. При применении шаффл–машины предполагается использование бесконечной колоды, а перемешивание колод происходит, когда остаётся примерно треть карт. При использовании одной колоды она перемешивается после каждой партии[3].

Карты от двойки до десятки имеют значения от 2 до 10 соответственно, туз может быть равен 1 или 11, в зависимости от суммарного количества очков, карты с изображением короля, дамы и валета имеют значение 10. Если сумма очков у игрока и дилера совпадает, это называется «пуш»; ставки остаются на прежнем уровне, никто не выигрывает и не проигрывает. В некоторых казино при «пуше» выигрывает казино.

Перед началом раздачи карт игроки делают свои ставки, размещая фишки на соответствующих областях стола. После раздачи первой карты изменение ставок и прикосновение к фишкам запрещены. Дилер раздаёт по две карты каждому игроку и одну себе (в США дилер получает две карты, одну открытую, другую скрытую). Если у игрока сразу 21 очко (т.е. туз и десятиочковая карта), это считается блек–джеком. Игроку выплачивается выигрыш 3 к 2, если только первая карта дилера не является 10, картинкой или тузом. В таких случаях игроку с блек-джеком предлагается либо выигрыш 1 к 1 (если первая карта дилера — туз), либо дождаться окончания игры.

Игроки без блек-джека могут взять дополнительную карту (сказав «карта» или «ещё») или остаться при текущих картах (сказав «достаточно» или «хватит»). Если сумма очков достигает 21, дилер не продолжает задавать вопросы и переходит к следующему игроку. Если сумма очков превышает 21, это называется «перебор» (в английском языке — bust), и ставка игрока аннулируется в пользу казино.

Если у дилера в первых двух картах уже 21 очко, все игроки (кроме тех, у кого тоже блек-джек) проигрывают. Игроки с блек–джеками остаются при своих ставках, если не выбрали выигрыш 1 к 1 или не застраховали свою комбинацию.

После завершения ходов игроков дилер выполняет свои действия. Обычно дилер останавливается, если достигает 17 очков или больше, и продолжает брать карты, пока не наберёт это количество. Правила могут варьироваться в зависимости от казино, особенно если у дилера туз и шесть (то есть 7 или 17 очков). При окончательном подсчёте очков учитываются только карты игрока и дилера; ставки и карты других игроков не принимаются в расчёт.

Вариации

  • Базовый (американский) вариант: В этой версии дилер имеет одну открытую карту и одну закрытую (англ. hole cark). Если у дилера открытая карта — туз или десятка (в некоторых вариантах только туз), дилер проверяет скрытую карту, и если у него есть блек–джек, игра завершается немедленно.
  • Европейский вариант: Дилер получает вторую карту после завершения хода всех игроков. Если у дилера есть блек–джек, игрокам возвращаются все дополнительные ставки, за исключением ставки на «страховку».
  • Существуют и другие вариации блэкджека, каждая из которых имеет свои особенности. Например, блек–джек в открытую (англ. Double Exposure), трёхкарточный блек–джек (англ. 3 Card Blackjack), блек–джек свитч (англ. Blackjack Switch), испанские 21 (англ. Spanish 21), карибские 21 (англ. Caribbean 21), супер фан 21 (англ. Super Fun 21), понтон (англ. Pontoon) и другие[4].

Дополнительные правила

Разбиение пар (англ. split)

При наличии у игрока двух карт одинакового достоинства, таких как 2–2, 3–3 или любые пары карт с изображением, например, дама и король, дилер предлагает разбиение этой руки на две отдельные руки. В этом случае игрок должен сделать дополнительную ставку, равную первоначальной, после чего карты разделяются, и дилер раздаёт по одной карте на каждую из новых рук. Игра продолжается, как если бы игрок сделал две отдельные ставки. Исключение составляют пары тузов: после разбиения игрок получает по одной карте на каждый туз, после чего дополнительные карты к ним не раздаются. Пересплитовать тузы разрешается в ограниченном количестве случаев (обычно не более одного раза). Если после разбиения образуются новые пары, дилер может предложить дополнительное разбиение, при этом количество таких разбиений может быть ограничено правилами казино[5].

Удвоение ставки (англ. double down)

Игрок имеет право удвоить свою ставку, после чего он получает только одну дополнительную карту. В некоторых казино это правило действует только при сумме очков 10 или 11 (иногда также при 9 очках). В ряде казино также возможно удвоение ставки после разбиения рук[5].

Утроение ставки

Некоторые казино допускают возможность внесения дополнительной ставки, равной первоначальной, после удвоения ставки, за что игрок получает ещё одну карту. Это правило встречается не так часто и не является общепринятым[5].

Отказ от игры, «отступные» (англ. surrender)

В определённых вариантах правил блек–джека игрок может вернуть половину своей ставки после раздачи первых двух карт, если он считает свою руку неудовлетворительной. Этот вариант называется ранним отказом и может применяться при определённых условиях, например, если открытая карта дилера — туз. Поздний отказ возможен по базовым американским правилам, когда дилер проверяет скрытую карту (если открытая карта дилера — туз или десятка)[5].

Страхование (англ. insurance)

Если первая карта дилера — туз, игрокам предоставляется возможность сделать страховочную ставку, которая равна половине основной ставки. В случае, если дилер получает блек–джек, игрок теряет свою основную ставку, но выигрывает страховочную ставку с коэффициентом 2 к 1. Если блек-джека у дилера нет, страховочная ставка оказывается проигранной, а основная ставка продолжает действовать. Существует также вариант «равные деньги» (англ. even money), который предлагается, если у игрока уже есть блек–джек, а у дилера открытая карта — туз. В этом случае дилер предлагает немедленный выигрыш в пропорции 1:1 вместо стандартного выигрыша 3:2. Принятие такого предложения эквивалентно страховке.

Вероятность получения блек–джека составляет приблизительно 4/13 (хотя этот показатель может изменяться в зависимости от карт, находящихся на столе), поэтому страхование или выбор опции «равные деньги» может оказаться выгодным, если в колоде имеется значительное количество карт с десятью очками[5].

Отказ от карты

После того как игрок взял карту, он не имеет возможности отказаться от неё[6].

Базовая стратегия

Ниже представлена оптимальная стратегия действий в различных игровых ситуациях. Основой служат правила, при которых у дилера одна карта открыта, а вторая скрыта. Дилер берёт карту, если у него 16 очков или меньше, и останавливается при 17 и выше. Сила открытой карты дилера оценивается в следующем порядке: А, 10, 9, 8, 7, 2, 3, 4, 5, 6, где А является самой сильной картой, а 6 — самой слабой[3].

  • Ход/пас (твёрдые руки)
    • 5–8 очков — требуется сделать ход;
    • 12 очков — необходимо сделать ход; можно пасовать, если у дилера карта слабая (4–6);
    • 13–16 очков — нужно сделать ход; можно пасовать, если у дилера карта слабая (2–6);
    • 17 очков и выше — требуется пасовать.
  • Отказ (твёрдые руки)
    • 15–16 очков — против очень сильной карты дилера (10 или А).
  • Удвоение ставки
    • 9 очков — удваивать ставку, если у дилера слабая карта (3–6); иначе следует сделать ход;
    • 10 и 11 очков — удваивать ставку, кроме случаев, когда открытая карта дилера — 10 или А для 10 очков, а также открытая карта А для 11 очков; в остальных случаях делать ход.
  • Ход/пас (мягкие руки)
    • Как правило, удобнее считать туза за 1, если сумма очков 17 и меньше (например, А, 2, 4 = 7);
    • 13–17 очков (3–7) — делать ход; удваивать ставку против очень слабой карты дилера (5-6);
    • 18 очков (8) — пасовать; делать ход, если открытая карта дилера — сильная (9, 10, А);
    • 19 очков (9) и выше — пасовать.
  • Разбиение пар
    • А–А, 8–8 — всегда разбивать, за исключением случая, если у дилера открыта карта А; в таком случае делать ход;
    • 5–5, 10–10 — не разбивать; при 5–5 лучше удвоить ставку; 10–10 даёт хорошую сумму в 20 очков;
    • 4–4 — обычно не разбивать, можно разбить при очень слабой карте дилера (5–6);
    • 9–9 — разбивать; пасовать, если открытая карта дилера — 7, 10 или А;
    • 2–2, 3–3, 6–6, 7–7 — разбивать при открытой карте дилера 7 и ниже (6 и ниже для 6–6); делать ход, если открытая карта 8 и выше (7 и выше для 6–6).
  • Страховка. Основная стратегия предполагает, что страховка не рекомендуется. Вероятность того, что у дилера будет блек-джек при открытом тузе, составляет 4/13, что меньше 1/3.

Особые варианты игры

В некоторых казино игрокам могут быть предложены дополнительные игровые опции[5]:

  • 678, 777. Такие комбинации могут оплачиваться по повышенным коэффициентам: 678 или 777 (все карты разных мастей) — 3:2; 678 или 777 (все карты одной масти) — 2:1; 678 или 777 (все карты конкретной масти) — 3:1. Возможны также бонусные выплаты или подарки.
  • Одномастный блек–джек. Иногда комбинация блек–джек, состоящая из туза и десятиочковой карты одной масти, оплачивается по коэффициенту 2:1.
  • Максимум карт. Могут предоставляться повышенные коэффициенты за 21 или меньше очков при использовании пяти, шести, семи и более карт. За 21 очко или меньше в 5 картах — 3:2; за 21 очко или меньше в 6 картах — 2:1; за 21 очко или меньше в 7 и более картах — 3:1. Возможны также бонусные выплаты.

Побочные ставки

Многие казино предлагают различные побочные ставки, которые делаются дополнительно к основной ставке и, как правило, не зависят от результата основной игры. Популярные примеры побочных ставок включают[7]:

  • Ставка на джекпот — в случае, если игроку и дилеру на четырёх сданных картах выпадут от двух тузов, джекпот выплачивается за четыре туза одного цвета.
  • Идеальные пары (англ. Perfect Pairs) — ставка на то, что игроку на первых двух картах выпадет пара.
  • Ставка на бонус — ставка, если игрок получает на первых двух картах одномастные карты.
  • Хай–лоу 13 (англ. HiLo 13) — ставка на то, будет ли сумма первых двух карт игрока меньше, больше или равна 13 очкам.

Подсчёт карт

Обычно в процессе игры применяется несколько раздач из одной колоды либо из комплекта колод, именуемого шузом. В таких случаях карты не возвращаются в колоду после каждой раздачи, и колода не перемешивается. Поэтому, в отличие от многих других игр в казино, вероятность исхода в блек-джеке зависит от предыдущих раздач. Игрок, занимающийся подсчётом карт, способен существенно повысить свои шансы на успех и, при соблюдении определённых условий, добиться преимущества. Основная стратегия состоит в том, чтобы делать небольшие ставки или вовсе пропускать игру при низкой вероятности выигрыша и увеличивать ставки при высоких шансах на победу.

Казино применяет ряд мер для обнаружения игроков, занимающихся подсчётом карт, и, если это разрешено законодательством, ограничивает их доступ к играм. Принятые меры могут включать:

  • увеличение числа колод в шузе;
  • подрезку колоды;
  • запрет на увеличение ставок;
  • использование автоматических устройств для перемешивания карт (шаффл-машин).

Метод подсчёта карт лёг в основу сюжета фильма «21» (в российском прокате — «Двадцать одно»), который основан на реальных событиях. В фильме использовалась система подсчёта «Плюс–минус»[8].

В системе «Плюс–минус» каждой карте, покидающей колоду, присваивается определённое числовое значение.

Карты Числовые значения
2, 3, 4, 5, 6 +1
7, 8, 9 0
10, В, Д, К, Т −1

Сумма значений всех карт в стандартной 52-карточной колоде равна нулю. Этот принцип сохраняется и при использовании большего количества карт. Такие системы обычно называют сбалансированными.

Система «Плюс-минус» обладает важным свойством сбалансированной системы: при положительном счёте шансы игрока на победу возрастают, а при отрицательном — уменьшаются. Чем выше текущий счёт, тем больше ожидаемая выгода от ставки.

Для определения размера ставки применяется не текущий счёт, а реальный счёт, который рассчитывается делением текущего счёта на количество оставшихся в игре колод. В таблице показано, как изменяется математическое ожидание результата игры (в процентах от ставки) в зависимости от реального счёта.

−10 −4,63 % +10 +7,24 %
−9 −4,33 % +9 +6,39 %
−8 −4,01 % +8 +5,56 %
−7 −3,64 % +7 +4,78 %
−6 −3,20 % +6 +4,01 %
−5 −2,73 % +5 +3,28 %
−4 −2,20 % +4 +2,61 %
−3 −1,67 % +3 +1,96 %
−2 −1,10 % +2 +1,34 %
−1 −0,52 % +1 +0,72 %
0 +0,09 %

При любом отклонении счёта от нуля вероятности появления карт изменяются, что требует корректировки базовой стратегии. Чем выше реальный счёт, тем раньше следует завершать набор карт, а также чаще удваивать ставки или разделять карты.

Система «Плюс–минус» имеет ограничения, так как одинаково учитывает влияние карт с разной значимостью. Например, выход пятёрок оказывает большее влияние на математическое ожидание игры по сравнению с тем же количеством двоек. Чтобы устранить эти недостатки, разработаны новые системы, которые присваивают картам более точные числовые значения. Эффективность таких систем возросла, но и сложность их применения увеличилась. Примером относительно простой системы, близкой к «Плюс–минус», является система «Половинки».

Система «Половинки» изложена в книге Стэнфорда Уонга «Профессиональный блек–джек». Каждой карте, покидающей колоду, присваивается определённое числовое значение.

−10 −4,79 % +10 +7,39 %
−9 −4,49 % +9 +6,51 %
−8 −4,15 % +8 +5,65 %
−7 −3,75 % +7 +4,84 %
−6 −3,30 % +6 +4,07 %
−5 −2,80 % +5 +3,32 %
−4 −2,26 % +4 +2,64 %
−3 −1,71 % +3 +1,98 %
−2 −1,12 % +2 +1,36 %
−1 −0,53 % +1 +0,73 %
0 +0,09 %

Значения можно умножить на два, что приведёт к необходимости работы с удвоенным реальным счётом.

Подобно системе «Плюс–минус», ожидаемая выгода игрока зависит от реального счёта.

Карты Числовые значения
2 +0,5
3, 4 +1
5 +1,5
6 +1
7 +0,5
8 0
9 −0,5
10, В, Д, К, Т −1

Эта система аналогична предыдущей, но с более точными значениями для карт, что повышает её эффективность.

Тем не менее, подсчёт карт по системе «Половинки» требует значительных усилий и может приводить к дорогостоящим ошибкам.

Отслеживание карт

Существует метод отслеживания карт в колоде (англ. shuffle tracking), который позволяет, при профессиональном подходе, улучшить свои шансы на выигрыш. Суть метода заключается в том, что игрок визуально отслеживает, где в колоде находятся интересующие его карты, и как они перемещаются при перемешивании. На основании этих данных игрок принимает решения о ходе игры и ставках[8].

Примечания

  1. Блэкджек // Большой орфографический словарь русского языка / под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова. — 3. — М.: ОНИКС Мир и Образование, 2007. — С. 78.
  2. История блэкджека. ООО «ПКФ»АйДжиСи». Дата обращения: 4 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Грановский О. Д. Блэкджек: профессиональная схема игры. — М.: Вильямс, 2007. — 144 с. — ISBN 978-5-8459-1242-8.
  4. Комбинации в блэкджеке: номиналы карт и начисление очков. GipsyTeam.Poker (30 сентября 2022). Дата обращения: 4 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Правила игры в блэкджек. Shangri La Casino Minsk, ООО «АТЕНАИС». Дата обращения: 4 октября 2024.
  6. Торп Эдвард. Обыграй дилера. Победная стратегия игры в блэкджек. — СПб.: Азбука, 2017. — 288 с. — (Человек Мыслящий. Идеи, способные изменить мир). — ISBN 978-5-389-11980-2.
  7. Побочные ставки в блэкджеке объяснены для всех. https://anygamble.org/ru.+Дата обращения: 4 октября 2024.
  8. 8,0 8,1 Идеальное количество колод для подсчета карт в блэкджеке. ООО «ПКФ»АйДжиСи». Дата обращения: 4 октября 2024.

Ссылки