Ту-95
Ту-95 | |
---|---|
Тип | стратегический бомбардировщик-ракетоносец |
Разработчик | → ОКБ-156 |
Производитель |
→ Завод № 18 (Куйбышев) → ТМЗД (Таганрог) |
Первый полёт | 12 ноября 1952 года |
Начало эксплуатации | апрель 1956 года |
Статус | на службе |
Эксплуатанты |
ВКС России |
Годы производства | 1955 — 1992[1] |
Единиц произведено | 212, из них 2 опытные, 2 для статиспытаний и 6 переделано из Ту-142. |
Варианты |
Ту-114 Ту-126 Ту-142 |
Ту-95 (проект «95», изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец.
Ту-95 и его модификации до настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец со стреловидным крылом и турбовинтовыми двигателями. Преимуществами самолёта являются низкий расход топлива и низкий уровень теплового выхлопа двигателей, что позволяет достичь большей скрытности от спутников SBIRS (англ. Space-Based Infrared System — инфракрасная система космического базирования), способных наблюдать за крупными стратегическими бомбардировщиками с реактивными двигателями по выхлопам из последних.
Остаётся на службе как носитель крылатых ракет, в том числе таких, как Х-101, которые при дальности полёта порядка 5500 км позволяют Ту-95 атаковать цели, не заходя в зону действия любых систем ПВО[2].
На базе модификаций Ту-95 были созданы летающие лаборатории различного назначения и пассажирский межконтинентальный лайнер — Ту-114. В свою очередь, на базе Ту-114 был создан боевой самолёт ДРЛО — Ту-126. Прямым развитием проекта «95» на более высоком авиационно-техническом уровне явился вариант самолёта ПЛО, модификации которого образовали ряд самолётов семейства Ту-142 различного боевого назначения.
История создания
Быстрое развитие конфронтации между двумя военно-политическими системами после окончания Второй мировой войны и появление у ведущих мировых держав ядерного оружия (ЯО) потребовало создания дальней бомбардировочной авиации, способной решать задачи по его доставке (ракетного вооружения такого класса в то время ещё не существовало).
В ведении Стратегического Авиационного Командования (англ. Strategic Air Command) США в то время уже имелся как флот дальних тяжёлых бомбардировщиков типа B-29, дислоцированных на авиабазах за пределами Америки, так и межконтинентальные стратегические бомбардировщики B-36, имевшие сложную двигательную систему (6 поршневых и 4 реактивных двигателя) и на смену которым готовился к выпуску турбореактивный «стратег» В-52[3].
В это же время в составе советских ВВС имелись только дальние бомбардировщики типа Ту-4 (копия В-29), дальность полёта которых была недостаточной, а подходящими зарубежными базами СССР тогда не располагал.
В связи с этим советским руководством было принято решение скорейшего создания нового перспективного межконтинентального стратегического бомбардировщика «с трансполярной дальностью». 11 июля 1951 года вышло Постановление Совета Министров СССР по которому ОКБ А. Н. Туполева поручалось спроектировать и построить скоростной дальний бомбардировщик. Параллельно такое же задание было выдано ОКБ В. М. Мясищева. Таким образом над проектом начали работу два «конкурирующих» ОКБ, с той разницей, что в ОКБ Туполева предстояло создать машину с турбовинтовыми двигателями, тогда как ОКБ Мясищева работало над созданием машины с турбореактивными двигателями, несмотря на то, что в то время такие двигатели ещё не обладали необходимыми характеристиками.
По итогам работы ОКБ Туполева комиссия ВВС в декабре 1951 года одобрила и утвердила проект самолёта, получившего название «изделие-95». На авиационном заводе № 156 было начато строительство двух прототипов будущего самолёта. Руководителем работ по теме стал Н. И. Базенков, впоследствии главный конструктор всех многочисленных вариантов семейства Ту-95. В 1976 году, после его смерти, главным конструктором по всем самолётам серии Ту-95 стал Н. В. Кирсанов[4].
Первый «девяносто пятый» 12 ноября 1952 года поднял в воздух экипаж под командованием лётчика-испытателя первого класса Алексея Перелёта. Испытания и доводки опытного самолёта продолжались и после подписания акта приёмки госкомиссией, до января 1956 года.
Серийный выпуск начался в 1955 году, а в 1957 году Ту-95 официально был принят на вооружение. В серии находились бомбардировщики Ту-95 и Ту-95М, дальние стратегические разведчики Ту-95МР, дальние самолёты разведки и целеуказания Ту-95РЦ, стратегические самолёты-ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ.
Особое место среди модификаций Ту-95 занимает самолет раннего радиолокационного обнаружения Ту-126, оборудованный радиолокационным комплексом «Лиана». Работы по нему предприняли еще в 1960 году. Первая опытная машина была готова через два года. В 1965—1967 годах выпустили еще восемь Ту-126. Все девять самолетов были в эксплуатации до начала восьмидесятых годов, пока их не сменили более совершенные А-50, построенные на базе Ил-76.
На сегодняшний день модель Ту-95МС — носитель крылатых ракет большой дальности. Он был принят на вооружение в 1981 году. Модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, который может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые ЭВМ. Дальнейшая модернизация — Ту-95МСМ, доработан для применения малозаметных ракет Х-101 и Х-102[5][6].
Конструкция
Аэродинамическая компоновка Ту 95 — это моноплан со среднерасположенным крылом стреловидной формы и стреловидным хвостовым оперением, имеющим четыре турбовинтовые силовые установки с соосными винтами. Применение стреловидной формы крыла и мощных турбовинтовых двигателей позволило достичь необходимой дальности полёта и скорости, соизмеримой со скоростью турбореактивных машин.
Для достижения необходимой тяги двигателей требовалось применение винтов большого диаметра, что в свою очередь требовало поднять корпус самолёта. Чтобы уменьшить диаметр винтов и ослабить асимметричный крутящий момент, применили турбовинтовые силовые установки с соосными винтами, вращающимися в разные стороны. Конструкция лопастей при отказе двигателя позволяет автоматически устанавливать их в такое положение, при котором сопротивление набегающему потоку минимально[7].
Крыло имеет два лонжерона, проходящих через центроплан, делящих фюзеляж на две части и соответственно на два отсека для бомбового или ракетного вооружения. В носок крыла подаётся тёплый воздух для обогрева в случае обледенения, на поверхности размещены перегородки, не дающие перетекать воздушному потоку вдоль крыла. Механизация крыла обеспечивает повышение подъёмной силы на взлётно-посадочных режимах.
Для хранения запаса топлива на борту имеются баки из мягкой самозатягивающейся резины, установленные внутри фюзеляжа, центроплана и крыла. Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Он имеет 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичную пятиступенчатую турбину.
Шасси самолёта — трёхопорное. Основные опоры убираются в крыльевые гондолы, носовая — в нишу фюзеляжа. Экипаж располагается в двух гермокабинах. Катапультных кресел для членов экипажа в Ту-95МС не предусмотрено. В случае необходимости, экстренное покидание самолёта из передней гермокабины осуществляется через входной люк, расположенный в нише передней опоры шасси. На случай вынужденной посадки на воду самолёт оборудован спасательными плотами[8].
Система управления полётом
Для управления системами самолёта Ту-95 при взлёте, посадке и в воздухе применяется комбинированная система с электрическими и гидравлическими приводами. В кабине пилотов установлены два раздельных поста управления с штурвалами и педальными узлами, которые связаны с исполнительными элементами системой тросов и тяг. Для уменьшения физических нагрузок при управлении имеются гидравлические усилители[7].
Лётно-технические характеристики
Ниже приведены основные характеристики самолёта Ту-95[4].
- Технические характеристики
- Экипаж: 7 человек
- Грузоподъёмность: нормальная боевая нагрузка 9000 кг (допустимая 20 000кг на дальность до 6500 км)
- Длина: 49,13 м
- Размах крыла: 50,05 м
- Высота: 13,3 м
- Площадь крыла: 289 м2
- Масса пустого: 94 т
- Максимальная взлётная масса: 185 т
- Масса топлива во внутренних баках: до 8700 кг
- Силовая установка: 4 × турбовинтовой НК-12МП
- Мощность двигателей: 4 × 15 тыс. л.с.
- Воздушный винт: соосные винты с переменным шагом типа АВ-60
- Диаметр винта: 5,6 м
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 830 км/ч
- Крейсерская скорость: 735 км/ч
- Практическая дальность: с нормальной боевой нагрузкой 10520 км
- Практический потолок: 10500 м
- Длина разбега: с максимальной нагрузкой около 3500 м.
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: две авиационных пушки калибра 23 мм в корме
- Управляемые ракеты: КР Х-101
Модификации
В представленной ниже таблице отображены основные модификации самолёта Ту-95[9][6].
Модификация | Год выпуска | Применение |
---|---|---|
Ту-95—1 (прототип) | 1952 | опытный образец с турбовинтовыми двигателями ТВ-2Ф |
Ту-95—2 (прототип) | 1955 | опытный образец с турбовинтовыми двигателями ТВ-12 |
Ту-95 | 1955 | базовая модель. Проведена аттестация приёмочной комиссией для запуска в серию |
Ту-95А | 1956 | стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия со специальной окраской, системой обогрева и термоизоляцией бомбового отсека, светозащитными шторками для экипажа |
Ту-95К | 1956 | носитель сверхзвуковых крылатых ракет Х-20, входящих в комплекс К-20 |
Ту-95М | 1957 | серийная модификация стратегического бомбардировщика с двигателями НК-12М. Построено 19 машин |
Ту-95В | 1959 | переоборудованный серийный Ту-95, предназначенный для испытаний сверхмощной (50—100 Мт) термоядерной бомбы |
Ту-95 РЦ | 1962 | разведчик-целеуказатель для нужд ВМФ, построено 53 машины |
Ту-95 МС | 1979 и позже | самолёты-носители крылатых ракет Х-55 |
Ту-95 МСМ | 2020 (испытательный полёт) | доработан для применения малозаметных ракет Х-101 и Х-102. Расширен отсек вооружения, под крыльями появилось четыре универсальных пилона, каждый из которых предназначен для подвески двух любых ракет из арсенала Ту-95 и Ту-160. Кроме того, в процессе модернизации были обновлены двигатели и воздушные винты, системы управления оружием, бортовая вычислительная система и другая электроника |
Аналоги
Ниже приведены близкие по ТТХ самолёты разработки конца 1950-х годов.
→ М4 | B-36 Peacemaker | B-52 Stratofortress |
- М-4 — первая серийная базовая модель семейства советских реактивных дозвуковых стратегических бомбардировщиков разработки ОКБ Мясищева — марки «М». Самолёт превосходил Ту-95 по скорости полёта на всех режимах (включая полёт на предельно малой высоте), по величине бомбовой нагрузки, обладал меньшей акустической и радиолокационной заметностью, но без дозаправки в воздухе уступал ему в дальности.
Силовая установка — четыре турбореактивных двигателя АМ-3Д тягой по 13 250 кГс каждый.
- B-36 — американский межконтинентальный стратегический бомбардировщик. Самый большой американский военный самолёт в истории авиации.
- В-52 (англ. Boeing B-52 Stratofortress — «Стратосферная крепость») — американский межконтинентальный стратегический бомбардировщик компании Боинг, состоящий на вооружении ВВС США с 1955 года.
Самолёт пришёл на смену бомбардировщику B-36. На дозвуковой скорости на высотах до 15 километров он способен нести разные виды оружия, в том числе ядерное. Основная задача, для которой B-52 разрабатывался — доставить термоядерные бомбы большой мощности до любой точки Советского Союза.
Самолёты, построенные на базе Ту-95
Передняя часть фюзеляжа Ту-142МЗ | Ту-114 в Центральном музее ВВС в Монино | Ту-126 с радиолокационной антенной |
На базе Ту-95К были построены[10]:
- Ту-142 — противолодочный самолет. Предназначался для обнаружения и слежения за подводными лодками — носителями баллистических ракет;
- Ту-126 — самолет радиолокационного дозора и наведения. Создан на базе пассажирского лайнера Ту-114 в качестве носителя аппаратуры радиолокационного комплекса «Лиана» и аппаратуры взаимодействия с авиационно-ракетным комплексом дальнего перехвата «Ту-28-80»;
- Ту-114 — гражданский пассажирский авиалайнер. Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.
Рекорды и достижения
Самолёту принадлежат многие мировые рекорды для летательных аппаратов и для машин подобного класса. Один из рекордных полетов был совершён в последних числах июля 2010 года, когда несколько Ту-95МС преодолели без посадки порядка 30 тыс. км. При этом самолеты были полностью дозаправлены в воздухе четыре раза.
Другим достижением является значение максимальной скорости полета для самолетов с винтовыми двигателями. Специально облегченный и подготовленный экземпляр самолета Ту-95 удалось разогнать в горизонтальном полете до 945 км/ч[7].
Галерея
Примечания
- ↑ Самолёты ОКБ им. Туполева. Военный паритет. . Дата обращения: 13 августа 2024. Архивировано 23 августа 2013 года.
- ↑ Roblin, Sebastien The Tu-95 Bear: Russia Has Its Very Own B-52 Bomber (англ.). The National Interest. Дата обращения: 13 августа 2024. Архивировано 31 октября 2016 года.
- ↑ Константин Кузнецов, Григорий Дьяконов. B-36 – ПОСЛЕДНИЙ АРГУМЕНТ АМЕРИКИ? // Авиация и Время : журнал. — 2006. — № 3.
- ↑ 4,0 4,1 Ту-95. Из истории «Русского медведя» . Военное обозрение (15 февраля 2016). Дата обращения: 14 августа 2024.
- ↑ Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (14 июля 2015). Дата обращения: 14 августа 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Мария Осина. Что представляет собой бомбардировщик Ту-95МСМ . Аргументы и факты (31 марта 2020). Дата обращения: 15 августа 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 ТУ-95 – алюминиевый «Медведь» . Книга войны. Обзоры оружия и военной техники. Дата обращения: 16 августа 2024.
- ↑ Самолёт бомбардировщик Ту 95 . Военная авиация. Дата обращения: 14 августа 2024.
- ↑ Всеволод Лошкарёв. Ту-95. Легендарный летающий МЕДВЕДЬ (25 мая 2018). Дата обращения: 15 августа 2024.
- ↑ Стратегический бомбардировщик ТУ-95МС . Дата обращения: 15 августа 2024.
Ссылки
Стратегический бомбардировщик Ту-95 «Медведь»
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |