Х-55
Х-55 | |
---|---|
по классификации МО США и НАТО — AS-15 Kent | |
Тип | стратегическая крылатая ракета |
Статус | эксплуатируется |
Разработчик | / МКБ «Радуга» |
Главный конструктор | И. С. Селезнёв |
Начало испытаний | 23 февраля 1981 года |
Принятие на вооружение | 31 декабря 1983 года |
Производитель |
До 1986: ХАПО С 1986: ВМП «АВИТЕК» Смоленский авиазавод (отдельные агрегаты) |
Годы производства | с 1983 года |
Годы эксплуатации | с 1983 года |
Основные эксплуатанты |
ВВС СССР ВКС России |
Модификации |
Х-55-ОК Х-55СМ Х-65 Х-555 |
Основные технические характеристики | |
Тип боевой части: ядерная Макс. дальность: 2500 (Х-55), 3500 (Х-55СМ), 2000 км (Х-555) |
|
↓Все технические характеристики |
Х-55 — крылатая ракета большого радиуса действия (также известная как РКВ-500А4), которая включает в себя автономную инерциальную систему наведения с автокорреляцией и корректировкой траектории в зависимости от рельефа местности. Она предназначена для уничтожения целей без ввода самолёта-носителя в зону действия противовоздушной или противоракетной обороны противника. Ракета может быть укомплектована как ядерными, так и неядерными боеголовками. В классификации НАТО она обозначается как AS-15 «Kent»[1].
История
Ракета была разработана в НПО «Радуга» под руководством главного конструктора Игоря Сергеевича Селезнёва в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1976 года. Процесс проектирования новой ракеты столкнулся с множеством сложностей. Для достижения высокой дальности полёта и малозаметности требовалось обеспечить отличные аэродинамические характеристики при минимальной массе и наличии достаточного запаса топлива с экономичным двигателем. Учитывая необходимое количество ракет, их размещение на носителе требовало компактных форм и вынуждало складывать практически все выступающие элементы — от крыла до двигателя и законцовки фюзеляжа. В итоге был создан уникальный летательный аппарат, оснащённый складывающимся крылом и оперением, а также двухконтурным турбореактивным двигателем, который размещается внутри фюзеляжа и выдвигается вниз перёд отделением ракеты от самолёта.
В 1983 году за разработку и освоение производства Х-55 большая группа сотрудников МКБ «Радуга» и Дубнинского машиностроительного завода была награждена Ленинской и Государственной премиями.
В марте 1978 года началось развёртывание производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). Первая серийная ракета, изготовленная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года[2].
Особенности конструкции
Крылатая ракета разработана на основе стандартной аэродинамической схемы. Корпус выполнен из стали и собран на сварных соединениях. Более 70 % внутреннего объёма фюзеляжа занимает топливный бак. Силовая структура состоит из шпангоутов, к которым крепятся все приборы и оборудование, также они обеспечивают надёжную стыковку отсеков ракеты. Чтобы максимально облегчить конструкцию, почти все элементы рамы изготовлены с использованием тонкостенных материалов.
Диаметр фюзеляжа составляет 0,5 метра, размах крыла чуть превышает 3 метра, а длина корпуса достигает 9 метров. Нормальная стартовая масса ракеты составляет 1,7 тонны, а максимальное отклонение от заданной цели — 100 метров. В более поздних модификациях удалось сократить это отклонение до 20 метров, однако дальность применения при этом уменьшилась до 2000 километров, что, конечно, не устраивало инженеров и учёных[3].
Ракета Х-55 является современным стратегическим оружием с уникальными техническими характеристиками. Её прямое крыло с высокой степенью удлинения и цельноповоротное оперение обеспечивают отличную аэродинамику. Одной из ключевых особенностей конструкции является возможность складывания крыла и мотогондолы, а также складное оперение, что упрощает транспортировку и размещение ракеты на носителе.
Двигатель Р-95-300, созданный под руководством главного конструктора Олега Николаевича Фаворского, представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель. Он установлен на выдвижном подфюзеляжном пилоне и обеспечивает статическую взлётную тягу от 300 до 350 кгс. Это позволяет ракете Х-55 выполнять манёвры по высоте и скорости, делая её манёвренной и способной достигать целей на дальних расстояниях.
Система наведения Х-55 использует инерциальную систему с коррекцией по рельефу местности. Перед запуском в бортовую вычислительную машину загружается цифровая карта местности, что позволяет ракете самостоятельно преодолевать преграды и совершать полёты в различных условиях, независимо от длины маршрута и погодных условий. Основная система управления ракетой — электронная бортовая система БСУ-55, которая стабилизирует ракету по трём осям, поддерживает скорость и высоту, а также позволяет выполнять манёвры для уклонения от возможного перехвата.
Боевая часть ракеты оборудована компактной термоядерной боевой головкой мощностью 200 кт, что позволяет поражать стратегически важные объекты, включая центры управления, военно-промышленные предприятия и базы ядерного оружия. Ракета может быть установлена на таких носителях, как дальние бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. В зависимости от модификации, носители могут перевозить несколько ракет Х-55: например, Ту-95МС-6 может разместить до шести ракет на пусковой установке МКУ-6-5 в грузовом отсеке, а Ту-160 способен перевозить либо 12 ракет Х-55СМ с дополнительными баками, либо 24 обычные ракеты Х-55 в двух грузовых отсеках[4].
Технические характеристики
- Длина: 1,88 метров.
- Размах крыла: 2,62 метров.
- Высота: 0,94 метров.
- Максимальная взлётная масса: 50 килограмм.
- Крейсерская скорость полёта: 100 км/ч.
- Максимальная скорость полёта: 130 км/ч.
- Максимальная дальность полёта: 320 км.
- Максимальная высота полёта: 4500 метров.
- Тип двигателя: поршневой.
- Силовая установка: не указана.
- Мощность: не указана[5].
Тактико-технические характеристики ракет
Ракета Х-55, благодаря своим современным техническим параметрам, демонстрирует высокую точность в поражении целей и эффективность в стратегическом применении. Она может быть использована для уничтожения ключевых объектов, таких как командные пункты, военно-промышленные комплексы и базы ядерного оружия. Х-55 является надёжным и мощным средством для стратегических атак, способным действовать на больших дистанциях и причинять значительный ущерб противнику[4].
Характеристика | Х-55СМ | Х-55 | Х-555 |
---|---|---|---|
Длина, м | 6.040 | 5.880 | N/A |
Диаметр корпуса, м | 0.77 | 0.514 | N/A |
Размах крыльев, м | 3.10 | 3.10 | N/A |
Стартовый вес, кг | 1465 | 1185 | 1280 |
Мощность боевой части, кт | 200 | 200 | 200 |
Масса боевой части, кг | 410 | 410 | 410 |
Дальность полёта, км | 3500 | 2500 | N/A |
Скорость полёта, м/с | 260 | 260 | N/A |
Высота полёта на маршевом участке, м | 40-110 | 40-110 | N/A |
Высота пуска, м | 20-12000 | 20-12000 | N/A |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч | 540-1050 | 540-1050 | N/A |
Модификации
- Х-55 (изделие 120, РКВ-500, AS-15).
- Х-55-ОК (изделие 124).
- Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б, AS-15b) — модификация с увеличенной дальностью.
- Х-65 — тактическая версия Х-55 с обычной боеголовкой.
- Х-555 — глубокая модернизация Х-55 с уменьшенной ЭПР и улучшенной навигацией. Дальность увеличилась почти до 5000 км. В октябре 1999 года состоялись испытания новых стратегических крылатых ракет Х-555, после чего Россия приняла решение о начале серийного производства.
После распада СССР часть ракет и их носителей осталась за пределами России, в частности, на Украине и в Казахстане. В конце 1999 года 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ были перевезены из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счёт погашения долга за поставки газа[6][7].
Носители
Ту-95М-55 (кодовое обозначение BEAR-H) — это опытный тяжёлый бомбардировщик. Его первый полёт состоялся 31 июля 1978 года. К началу 1982 года самолёт выполнил 107 вылетов, в том числе 10 с запуском опытных ракет Х-55. 18 января 1982 года бомбардировщик потерпел катастрофу при взлёте в Раменском из-за пилотной ошибки.
Ту-95МС (также BEAR-H) — это тяжёлый бомбардировщик, который выпускался в двух версиях: Ту-95МС-6 (с двумя внутрифюзеляжными комплектами для подвески 6 ракет на МКУ) и Ту-95МС-16 (где внутри фюзеляжа помещались 6 ракет, а под крылом — 10, при этом количество ракет Х-55СМ под крылом не должно превышать 8). До 1991 года ВВС СССР получили 27 самолётов Ту-95МС-6 и 56 Ту-95МС-16 (согласно данным договора СНВ-1), а несколько машин были переданы ВВС в 1992 году.
Ту-160 (кодовое название BLACKJACK) — это тяжёлый бомбардировщик, который вмещает внутри фюзеляжа 2 комплекта МКУ-6-5, что позволяет ему нести в общей сложности 12 ракет типа Х-55/Х-55СМ[8].
Современное состояние
В 1999 году Украина передала России 575 ракет Х-55 и Х-55СМ в качестве оплаты за поставленный природный газ. Согласно расследованию «Радио Свобода», как минимум десять из этих ракет были использованы для атак по Украине в 2022—2023 годах. В 2023 году украинские ПВО сбили три из ранее переданных ракет в Киеве и области, а одна из Х-55 в конце 2022 года попала в многоквартирный дом в Киеве, ещё одна — в дом в Киевской области.
С 2000 года НПО «Сатурн» совместно с Омским Моторостроительным Конструкторским Бюро работали над восстановлением производства и ремонтом «изделия 36» для замены двигателей Р95-300. В частности, начато крупносерийное производство модификаций базовой модели ТРДД-50 — двигателей ТРДД-50А и ТРДД-50АТ. Также в Омском Моторостроительном Конструкторском Бюро была разработана модификация — двигатель ТРДД-50Б («Изделие 37»). В настоящее время оба предприятия активно выпускают различные модификации двигателя ТРДД-50 и продолжают модернизацию старых и разработку новых перспективных крылатых ракет с использованием ТРДД-50[9].
Боевое применение
С 17 ноября 2015 года, в ходе военной операции России в Сирии, стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160 начали осуществлять массированные ракетные удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по позициям Исламского государства.
Дата | Ракета | Количество | Носитель | Цель |
---|---|---|---|---|
17.11.2015 | Х-555 | 8 | Ту-95МС | Боевики ИГИЛ в Сирии |
18.11.2015 | Х-555 | 8 | Ту-160 | Боевики ИГИЛ в Сирии |
19.11.2015 | Х-555 | 5 | Ту-95МС | Боевики ИГИЛ в Сирии |
20.11.2015 | Х-555 | 6+8 | Ту-95МС, Ту-160 | Боевики ИГИЛ в Сирии |
В 2022 году ракеты Х-55 и их модификация Х-555 также применялись во время вторжения России в Украину, где Х-555 использовалась для ракетного удара по международному аэропорту в Виннице[10].
Примечания
- ↑ Х-55 . bigenc.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Стратегическая крылатая ракета Х-55 (РКВ-500) . missilery.info. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Стратегическая крылатая ракета Х-55: характеристики, фото . monateka.com (11 февраля 2016). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Ракета Х-55: Мощное оружие стратегической авиации . zvowar.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ X-55. Технические характеристики. Фото. . avia.pro. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Стратегическая крылатая ракета Х-55 (РКВ-500) . war-arms.info. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Стратегическая крылатая ракета Х-55. . авиару.рф. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Х-55 / Х-55СМ / Х-65 / Х-555 - AS-15 KENT . /militaryrussia.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Х-55 заменены новыми ракетами и используются в качестве мишеней . topwar.ru (16 мая 2017). Дата обращения: 13 сентября 2024.
- ↑ Х-55 – стратегическая авиационная крылатая ракета . gunsfriend.ru. Дата обращения: 13 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |