Перелёт, Алексей Дмитриевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Алексей Дмитриевич Перелёт
Перелёт, Алексей Дмитриевич.jpg
Дата рождения 14 января 1914(1914-01-14)
Место рождения с. Вороньки, Лохвицкий уезд, Полтавская губерния, Российская империя
Дата смерти 11 мая 1953(1953-05-11) (39 лет)
Место смерти северо-восточнее г. Ногинска, Московская область, СССР
Принадлежность  СССР
Годы службы 19391953
Звание майор Майор ВВС СССР
Награды и премии
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Красной Звезды Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal 30 Years of the Soviet Army and Navy ribbon.svg
Ленинская премия
Алексей Дмитриевич Перелёт, лётчик -испытатель. Ваганьковское кладбище

Алексе́й Дми́триевич Перелёт (1 (14) января 1914, село Вороньки Лохвицкого уезда Полтавской губернии, Российская империя — 11 мая 1953, Ногинск, Московская область, РСФСР, СССР) — советский военнослужащий, лётчик-испытатель Опытно-конструкторского бюро А. Н. Туполева (ОКБ А. Н. Туполева) , Герой Советского Союза (посмертно), Лауреат Ленинской премии (посмертно), майор[1].

Биография

Родился 1 (14) января 1914 в селе Вороньки (ныне Чернухинский район Полтавской области) в крестьянской семье. В 1930 году окончил 6 классов. В 1932 году продолжил обучение в школе фабрично- заводского ученичества(ФЗУ) в Харькове. До 1934 года работал слесарем на паровозоремонтном заводе. В свободное время увлечённо занимался в планерном кружке, организованном при заводе. Упорство и целеустремлённость позволили сдать теоретические экзамены на «отлично», успешно прошёл курс практических полётов. В 1930 году Харьковский горком комсомола направляет Алексея на учёбу в высшую планерную школу Осавиахима в Крыму. Здесь он становится мастером планёрного спорта, а затем получает звание — мастер парашютного спорта СССР. Совершил 160 прыжков с парашютом простых и затяжных с различных высот, как днём, так и ночью.

В 1934 году Алексей поступил в Балашовскую школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота (ГВФ).После отличного окончания обучения в Балашовской школе в 1937 году его оставляют работать в школе лётчиком- инструктором[1].

Вступил в ряды Советской Армии в 1939 году. В декабре 1940 года был направлен в Омскую военную авиационную школу лётчиков. С началом Великой Отечественной войны Алексей Дмитриевич Перелёт, как и многие соотечественники, пишет рапорты с просьбой отправить его на фронт. Но его опыт подготовки лётных кадров был необходим в тылу[1].

В 1942-1943 годах одновременно с инструкторской работой проводил испытания серийных бомбардировщиков Ту-2 на авиазаводе № 166 города Омска. В октябре 1943 года Алексей Перелёт получает назначение на должность лётчика- испытателя в Опытно- конструкторское бюро А. Н. Туполева (ОКБ А. Н. Туполева). В 1950 году с отличием заканчивает курсы переподготовки и вновь возвращается в лётный испытательный центр на прежнюю должность. Алексей Перелёт первым поднял в воздух самолёты Ту-12, Ту-75, Ту-82, Ту-85, Ту-95. Испытывал и другие самолёты. Участвовал в испытаниях самолёта Ту- 2 в натурной трубе ЦАГИ Т-101 на пилотском кресле.

12 ноября 1952 года лётчик- испытатель Алексей Перелёт и его экипаж подняли в первый полёт прототип стратегического бомбардировщика Ту- 95 (проект «95», изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь»). Ту- 95 — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, скоростной самолёт с турбовинтовыми двигателями. Машина «95/1» была опытной, готовившей дорогу для следующего «95/2» с турбовинтовым двигателем ТВ- 12 (ТВД ТВ-12). Задачами при испытании этого самолёта являлись апробация в кратчайшие сроки правильности выбранной концепции стратегического межконтинентального бомбардировщика, проверка в реальных условиях всех его систем и оборудования. Машина с экипажем Алексея Перелёта находилась в воздухе 50 минут[2].

В семнадцатом полёте, который проводился 11 мая 1953 года, случилась авария: загорелся третий мотор. Несмотря на все попытки экипажа, пожар ликвидировать не удалось, и Алексей Перелёт дал команду покинуть самолёт. На борту, не прекращая попыток спасти машину, остались он сам и бортинженер Анатолий Чернов. При катапультировании из самолёта погибли штурман Семён Кириченко и инженер НИСО Александр Большаков, остальные члены экипажа остались живы. Ту-95 упал в лес и взорвался.

В ходе проведённого расследования установили, что пожар возник в результате разрушения промежуточной шестерни редуктора третьего двигателя 2ТВ-2Ф по причине её недостаточной прочности и не был ликвидирован из-за недостаточной эффективности самолётных средств пожаротушения. Весь коллектив ОКБ тяжело переживал эту катастрофу, но в разработке уже находилась вторая опытная машина, нужно было учесть в ней все выявленные недостатки и упущения, использовать опыт доводки первых Ту-16.

Алексей Перелёт погиб при испытании опытного самолёта Ту- 95 11 мая 1953 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище[2].

Подвиг

Старший военный представитель ВВС на заводе № 156 Гвардии инженер-подполковник Сергей Агавельян вспоминает о полёте Алексея Перелёта[3]:

11 мая 1953 года проводился очередной, 17-й испытательный полёт, который закончился катастрофой. Самолёт с полной заправкой вылетел в район г. Ногинска. На аэродроме в этот день находился сам А. Н. Туполев. Всё шло нормально, с опытным самолётом поддерживалась постоянная радиосвязь, и вдруг в динамиках раздался сдержанный и, может быть, излишне спокойный голос А. Д. Перелёта: «Нахожусь в районе Ногинска. Пожар третьего двигателя. Освободите посадочную полосу. Буду садиться прямо с маршрута». Две-три минуты ожидания и снова голос Перелёта: «С пожаром справиться не удалось, он разрастается, горят мотогондолы, шасси. До вас осталось километров сорок». И затем, через какое-то время: «Двигатель оторвался. Горит крыло и гондола шасси. Дал команду экипажу покинуть самолёт. Следите». И всё, только потрескивание и шумы в динамиках. Связь прервалась…

Из ногинского отдела МГБ по телефону пришло сообщение о том, что самолёт упал северо-восточнее города и горит. Андрей Туполев и Сергей Агавельян моментально на автомобиле выехали в Ногинск на место катастрофы. За ними на нескольких машинах — работники ОКБ и Жуковской лётно- испытательной и доводочной базы. К месту катастрофы они добирались пешком через заболоченный лес. Самолёт, имея на борту несколько десятков тонн керосина, врезался в болотистый подлесок, взорвался и образовал воронку глубиной до 10 метров. На дне воронки догорали восемь огромных покрышек основных стоек шасси. Экспедиция приступила к поискам оставшихся в живых и останков погибших. Нашли останки командира корабля и обмотанный парашютом труп штурмана. Прибежавшие из ближайшей деревни жители сообщили, что там находятся пять человек, приземлившихся на парашютах. Результаты катастрофы: четверо погибших, семеро спасшихся на парашютах, разбившийся первый опытный самолёт «95». Погибли: командир корабля — Алексей Перелёт; штурман — Семён Кириченко; бортинженер — Анатолий Чернов; техник по виброиспытаниям из НИИСО — Александр Большаков.

Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством Министра авиационной промышленности Михаила Хруничева. Были задействованы подразделения ВВС, Генерального штаба, МГБ, КПСС, Совета Министров СССР и других организаций.

Один из солдат на месте катастрофы откапывал мотогондолу третьего двигателя и нашёл крупный обломок шестерни редуктора двигателя 2ТВ-2Ф. Обломок передали для исследований в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Крупнейший специалист по прочности авиационных материалов Роберт Кинасошвили определил по структуре излома шестерни, что разрушение носит усталостный характер, но члены комиссии не соглашались с подобным заключением, так как шестерня в составе двигателя наработала всего 10 часов. Двигателисты настаивали на том, что шестерня сломалась от удара и что причина катастрофы — разрушение моторамы.

Причины катастрофы были названы в приказе МАП № 114 от 15 октября 1953 года: разрушение промежуточной шестерни редуктора двигателя 2ТВ-2Ф вследствие её недостаточной усталостной прочности и недостаточности эффективности бортовых средств пожаротушения самолёта Ту- 95[4].

Звания и награды

Память

  • Мемориальная доска — на главном корпусе Омского лётно-технического училища установлена в 1978 году[6].
  • Мемориальная доска на здании Балашовского лётно-технического училища Гражданской авиации.
  • Улица и мемориал на левом берегу Кировского округа в городе Омск.
  • Улица в городе Раменское.
  • Мемориальная стела героев в Омске.
  • Поисковые организации планируют восстановить память о героическом подвиге наших лётчиков. Так 15 февраля 2020 года добровольцы объединения «Богородская молодежь», волонтёры из Электроуглинского общественного движения, внедорожный клуб «Жёлтая лопата» выехали на поиски места гибели героя Советского Союза лётчика-испытателя Алексея Дмитриевича Перелёта. Место падения самолёта было известно добровольцам приблизительно, поэтому поисковая экспедиция выдвинулась в лес в 9 утра, но добралась до места к 15 часам. Добровольцы разбили лагерь, начали прочёсывать лес. В первый день из-за сильного снегопада удалось осмотреть только небольшой квадрат территории. Во второй день поисковики, исследовав два квадрата, обнаружили крест, который установили местные жители на месте катастрофы самолёта. Поисковая экспедиция зафиксировала место и вернулась домой, наметив планы дальнейшей работы[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Симонов А.А. Перелёт Алексей Дмитриевич. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 31 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 Ту-95. Из истории «Русского медведя». Военное обозрение (15 февраля 2016). Дата обращения: 23 августа 2024.
  3. А.Д.Перелёт. Российская интернет-энциклопедия «Испытатели аэрокосмической техники». Дата обращения: 18 августа 2024.
  4. Перелёт Алексей Дмитриевич. Проект Авиару.рф. Дата обращения: 5 августа 2024.
  5. Перелёт Алексей Дмитриевич. Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 4 августа 2024.
  6. Мухин С. Омские улицы в честь героев войны: Танкист Бархатова наводила ужас на немцев, а Фугенфиров прыгнул к врагам с гранатой в руках. Комсомольская правда (7 мая 2020). Дата обращения: 25 августа 2024.
  7. Совет ветеранов Богородского городского округа. Добровольцы нашли место гибели героя Советского Союза Алексея Перелёта в лесах Богородского округа. Совет ветеранов Богородского городского округа (21 февраля 2020). Дата обращения: 25 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!