Туполев, Андрей Николаевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Андрей Николаевич Туполев
Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1937
Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1937
Флаг
Генеральный конструктор
авиационной промышленности СССР
декабрь 1956 года — 23 декабря 1972 года

Рождение 10 ноября 1888(1888-11-10)
сельцо Пустомазово,
Корчевский уезд,
Тверская губерния,
Российская империя
(ныне посёлок Ильинское Кимрского района Тверской области)
Смерть 23 декабря 1972(1972-12-23) (84 года)
Москва, СССР
Место погребения Новодевичье кладбище
Отец Туполев Николай Иванович (1842—1911)
Мать Туполева Анна Васильевна (1850—1928)
Супруга Туполева Юлия Николаевна (1894—1962)
Дети дочь Юлия (1920—2011) и сын Алексей (1925—2001)
Партия беспартийный
Образование МВТУ
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание академик АН СССР
Профессия авиаконструктор
Автограф Автограф
Награды
Герой Социалистического Труда — 1945 Герой Социалистического Труда — 1957 Герой Социалистического Труда — 1972
Орден Ленина — 1933 Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1947 Орден Ленина — 1949
Орден Ленина — 1949 Орден Ленина — 1953 Орден Ленина — 1958 Орден Ленина — 1968
Орден Октябрьской Революции — 1971 SU Order of Suvorov 2nd class ribbon.svg Орден Отечественной войны I степени Орден Трудового Красного Знамени — 1927
Орден Трудового Красного Знамени — 1933 Орден Красной Звезды  — 1933 Орден «Знак Почёта»  — 1936 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Order of Georgi Dimitrov - Bulgaria.png
Geroy Truda Znak.png ZDNT RSFSR.jpg Ленинская премия — 1957 Сталинская премия — 1943 Сталинская премия — 1948 Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1952 Государственная премия СССР — 1972
Премия имени Н. Е. Жуковского — 1958
Военная служба
Звание Генерал-полковник
Сражения Великая Отечественная война

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября [10 ноября1888 года, сельцо Пустомазово, Корчевский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 23 декабря 1972 года, г. Москва, РСФСР, СССР) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.

Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Биография

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии (области) в многодетной семье. Его мама, Анна Васильевна (1850—1928) (урождённая Лисицына), была дочерью судебного следователя из Тифлиса. Она была хорошо образована, знала несколько языков, прекрасно играла на рояле, занималась всем домашним хозяйством и самостоятельно дала детям начальное образование. Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был из сибирских казаков, родом из Сургута. Трудился нотариусом окружного суда, но не любил свою работу, а потому приобрел небольшой земельный участок, обосновался на нем и стал вести сельское хозяйство[1].

Чтобы дать детям достойное образование, семья перебралась из села в Тверь, где Туполев поступил в местную гимназию. Уже во время обучения он проявлял интерес к точным наукам, особенно к физике[2].

В 1908 году после окончания гимназии Андрей Николаевич поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ), где увлекается аэродинамикой. Спустя год в институте открылся воздухоплавательный кружок. Во время учебы талантливого студента заметил руководитель кружка, основоположник гидро- и аэродинамики Николай Егорович Жуковский. Он доверил молодому Туполеву аэродинамическую лабораторию.

В 1910 году начинающий конструктор в первый раз сел за штурвал построенного с друзьями планера, пересек Яузу и осуществил посадку в Лефортово[3].

В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции[4].

В 19161918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.

Профессиональная деятельность

С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого конструкторского бюро (КБ)[4].

В 1922—1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.

В период с 1918 по 1936 год являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Опытным путем доказал, что кольчугалюминий — первоначально названный так по имени Кольчугинского завода, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль, является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой[5].

Конструктор создает в 1924 году первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из легкого металла — кольчугоалюминия. Затем под руководством конструктора строился первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик М. Хромов и бортмеханик В. Радзевич в течение трех дней облетели столицы многих европейских стран. Полет на АНТ-3 стал одним из первых успехов советской авиации[6].

В 1929 году самолет АНТ-4 «Страна Советов», преодолев нашу страну с запада на восток, пересек Тихий океан и, покрыв расстояние в 21 242 километра, достиг Америки. Этот рекорд послужил прямым доказательством возможности осуществления беспосадочных полетов в США, которые в 1937 году на самолете АНТ-25 подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова[7][6].

С 1930 года — главный конструктор ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. С 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. С 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства. Выдающимся достижением конструкторской мысли были самолета АНТ-7 (разведчик Р-6, выпущено свыше 400 машин), тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6, выпущено свыше 800 машин, применялся во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне), скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40, выпущено свыше 6600 машин) и ряд других типов, оставшихся экспериментальными или производившиеся небольшими сериями. Огромное значение для развития советской авиационной промышленности имело создание уникальных агитационных самолётов как «Правда», «Максим Горький», «Родина»[8].

В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А. Н. Туполева[4].

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР[4].

Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972).

Арест

21 октября 1937 года выдающийся авиаконструктор А. Н. Туполев был необоснованно арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Ему и авиаконструктору В. М. Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции.

28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Указом от 27 декабря 1940 года лишён всех государственных наград. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2)[8].

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года А. Н. Туполев досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 года. Был реабилитирован только Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года[9].

Достижения

Ту-144ЛЛ в полете

С 1955 года КБ Туполева вело работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 и сверхзвуковых бомбардировщиков «120». В 1956—1957 годах в КБ было создано новое подразделение по разработке беспилотных летательных аппаратов. Были созданы беспилотные разведчики Ту-123 «Ястреб», велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»)[10].

Могила Туполева А. Н., 8-й участок

Всего под руководством Андрея Николаевича было создано более пятидесяти оригинальных летательных аппаратов и около сотни различных модификаций. Его самолеты установили больше ста мировых рекордов дальности, скорости полета и грузоподъемности. Основной линией творчества Туполева являлись тяжелые самолеты с высокой полезной нагрузкой. В 1958 году под его руководством был создан уникальный пассажирский летательный аппарат Ту-114, намного опередивший свое время. Надежный сверхдальний аэробус на многие годы завоевал лидерство на линиях большой протяженности, не имея аналогов по экономической эффективности. Ту-114 работал на международных линиях, совершая перелеты через океан на Кубу и в Америку. За годы эксплуатации самолетами этой серии поставлено тридцать два мировых рекорда и отсутствуют какие-либо данные в графе летных происшествии. А появившийся в 1968 году сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 стал знаменитым уже не только в СССР, но и во всем мире[1].

Туполев Андрей Николаевич скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[11].

Память

Почтовая марка СССР, 1988 г.
Почтовая марка России, 2013 г.
  • В фильме-биографии «Крылья» Даниила Храбровицкого, вышедшего на экраны в 1979 году, роль Туполева сыграл актер Владислав Стржельчик[3].
  • Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева в г. Казань[3].
  • Улицы, названные в честь советского конструктора, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Улан-Удэ, Праге и Амстердаме[3].
  • В рамках проекта «Великие умы России» в 2020 году вышла книга «Андрей Туполев», авторства Адели Нурмухаметовой[3].
  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме[12].
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.
  • В 2018 году Московскому аэропорту «Внуково» присвоено имя А. Н. Туполева.
  • На зданиях в Москве и Омске, в которых работал А. Н. Туполев, и Твери, на здании где он учился, установлены мемориальные доски[8].
  • Именем Туполева назван остров в Обской губе Карского моря[8].
  • В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева[4].
  • В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень[13].
  • В октябре 1988 года выпущена почтовая марка в честь 100-летия со дня рождения А. Н. Туполева[14].
  • Почтовая марка 2013 года

Почётные звания и награды

Примечания

Литература

Ссылки

Документальные фильмы
Последний приют