Туполев, Андрей Николаевич
Андрей Николаевич Туполев | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Генерал-майор авиационно-технической службы А. Н. Туполев, 1937 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
декабрь 1956 года — 23 декабря 1972 года | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рождение |
10 ноября 1888 сельцо Пустомазово, Корчевский уезд, Тверская губерния, Российская империя (ныне посёлок Ильинское Кимрского района Тверской области) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Смерть |
23 декабря 1972 (84 года) Москва, СССР |
|||||||||||||||||||||||||||||
Место погребения | Новодевичье кладбище | |||||||||||||||||||||||||||||
Отец | Туполев Николай Иванович (1842—1911) | |||||||||||||||||||||||||||||
Мать | Туполева Анна Васильевна (1850—1928) | |||||||||||||||||||||||||||||
Супруга | Туполева Юлия Николаевна (1894—1962) | |||||||||||||||||||||||||||||
Дети | дочь Юлия (1920—2011) и сын Алексей (1925—2001) | |||||||||||||||||||||||||||||
Партия | беспартийный | |||||||||||||||||||||||||||||
Образование | МВТУ | |||||||||||||||||||||||||||||
Учёная степень | доктор технических наук | |||||||||||||||||||||||||||||
Учёное звание | академик АН СССР | |||||||||||||||||||||||||||||
Профессия | авиаконструктор | |||||||||||||||||||||||||||||
Автограф | ||||||||||||||||||||||||||||||
Награды |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Военная служба | ||||||||||||||||||||||||||||||
Звание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сражения | Великая Отечественная война |
Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября [10 ноября] 1888 года, сельцо Пустомазово, Корчевский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 23 декабря 1972 года, г. Москва, РСФСР, СССР) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.
Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
Биография
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии (области) в многодетной семье. Его мама, Анна Васильевна (1850—1928) (урождённая Лисицына), была дочерью судебного следователя из Тифлиса. Она была хорошо образована, знала несколько языков, прекрасно играла на рояле, занималась всем домашним хозяйством и самостоятельно дала детям начальное образование. Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был из сибирских казаков, родом из Сургута. Трудился нотариусом окружного суда, но не любил свою работу, а потому приобрел небольшой земельный участок, обосновался на нем и стал вести сельское хозяйство[1].
Чтобы дать детям достойное образование, семья перебралась из села в Тверь, где Туполев поступил в местную гимназию. Уже во время обучения он проявлял интерес к точным наукам, особенно к физике[2].
В 1908 году после окончания гимназии Андрей Николаевич поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ), где увлекается аэродинамикой. Спустя год в институте открылся воздухоплавательный кружок. Во время учебы талантливого студента заметил руководитель кружка, основоположник гидро- и аэродинамики Николай Егорович Жуковский. Он доверил молодому Туполеву аэродинамическую лабораторию.
В 1910 году начинающий конструктор в первый раз сел за штурвал построенного с друзьями планера, пересек Яузу и осуществил посадку в Лефортово[3].
В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключён из училища и на два года выслан на родину под надзор полиции[4].
В 1916—1918 годах он участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище.
Профессиональная деятельность
С 1922 года — председатель Комиссии по постройке металлических самолётов при ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Туполев был главным конструктором этого конструкторского бюро (КБ)[4].
В 1922—1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы ЦАГИ, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. Он был организатором производства алюминиевого сплава — кольчугалюминия, полуфабрикатов из него.
В период с 1918 по 1936 год являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Опытным путем доказал, что кольчугалюминий — первоначально названный так по имени Кольчугинского завода, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль, является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой[5].
Конструктор создает в 1924 году первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2, построенный из легкого металла — кольчугоалюминия. Затем под руководством конструктора строился первый серийный советский цельнометаллический самолет АНТ-3, на котором в 1926 году известный летчик М. Хромов и бортмеханик В. Радзевич в течение трех дней облетели столицы многих европейских стран. Полет на АНТ-3 стал одним из первых успехов советской авиации[6].
В 1929 году самолет АНТ-4 «Страна Советов», преодолев нашу страну с запада на восток, пересек Тихий океан и, покрыв расстояние в 21 242 километра, достиг Америки. Этот рекорд послужил прямым доказательством возможности осуществления беспосадочных полетов в США, которые в 1937 году на самолете АНТ-25 подтвердили экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова[7][6].
С 1930 года — главный конструктор ЦАГИ. С 1931 года — заместитель начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ. С 1932 года — начальник конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ. С 1933 года — заместитель начальника ЦАГИ по сектору опытного строительства. Выдающимся достижением конструкторской мысли были самолета АНТ-7 (разведчик Р-6, выпущено свыше 400 машин), тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6, выпущено свыше 800 машин, применялся во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной войне), скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40, выпущено свыше 6600 машин) и ряд других типов, оставшихся экспериментальными или производившиеся небольшими сериями. Огромное значение для развития советской авиационной промышленности имело создание уникальных агитационных самолётов как «Правда», «Максим Горький», «Родина»[8].
В начале Великой Отечественной войны Туполев был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166.
В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А. Н. Туполева[4].
В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР[4].
Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972).
Арест
21 октября 1937 года выдающийся авиаконструктор А. Н. Туполев был необоснованно арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Ему и авиаконструктору В. М. Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции.
28 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по ст. 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Указом от 27 декабря 1940 года лишён всех государственных наград. Находясь в заключении, работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2)[8].
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 года А. Н. Туполев досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости. Государственные награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 ноября 1941 года. Был реабилитирован только Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года[9].
Достижения
С 1955 года КБ Туполева вело работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой. Намечалось создание экспериментального самолета Ту-119 и сверхзвуковых бомбардировщиков «120». В 1956—1957 годах в КБ было создано новое подразделение по разработке беспилотных летательных аппаратов. Были созданы беспилотные разведчики Ту-123 «Ястреб», велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»)[10].
Всего под руководством Андрея Николаевича было создано более пятидесяти оригинальных летательных аппаратов и около сотни различных модификаций. Его самолеты установили больше ста мировых рекордов дальности, скорости полета и грузоподъемности. Основной линией творчества Туполева являлись тяжелые самолеты с высокой полезной нагрузкой. В 1958 году под его руководством был создан уникальный пассажирский летательный аппарат Ту-114, намного опередивший свое время. Надежный сверхдальний аэробус на многие годы завоевал лидерство на линиях большой протяженности, не имея аналогов по экономической эффективности. Ту-114 работал на международных линиях, совершая перелеты через океан на Кубу и в Америку. За годы эксплуатации самолетами этой серии поставлено тридцать два мировых рекорда и отсутствуют какие-либо данные в графе летных происшествии. А появившийся в 1968 году сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 стал знаменитым уже не только в СССР, но и во всем мире[1].
Туполев Андрей Николаевич скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[11].
Память
- В фильме-биографии «Крылья» Даниила Храбровицкого, вышедшего на экраны в 1979 году, роль Туполева сыграл актер Владислав Стржельчик[3].
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева в г. Казань[3].
- Улицы, названные в честь советского конструктора, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Улан-Удэ, Праге и Амстердаме[3].
- В рамках проекта «Великие умы России» в 2020 году вышла книга «Андрей Туполев», авторства Адели Нурмухаметовой[3].
- Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме[12].
- Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.
- В 2018 году Московскому аэропорту «Внуково» присвоено имя А. Н. Туполева.
- На зданиях в Москве и Омске, в которых работал А. Н. Туполев, и Твери, на здании где он учился, установлены мемориальные доски[8].
- Именем Туполева назван остров в Обской губе Карского моря[8].
- В городе Кимры Тверской области установлен бронзовый бюст Туполева[4].
- В 2005 году на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открылась мемориальная композиция и установлен памятный камень[13].
- В октябре 1988 года выпущена почтовая марка в честь 100-летия со дня рождения А. Н. Туполева[14].
- Почтовая марка 2013 года
Почётные звания и награды
- Трижды Герой Социалистического Труда (16.09.1945; 12.07.1957; 22.09.1972)
- Герой Труда (1926).
- Восемь орденов Ленина (21.02.1933; 16.09.1945; 10.08.1946; 14.01.1949; 06.12.1949; 03.02.1953; 09.11.1958; 06.11.1968)
- орден Октябрьской Революции (26.04.1971)
- орден Суворова II степени (19.08.1944)
- орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
- два ордена Трудового Красного Знамени (13.12.1926; 22.12.1933)
- орден Красной Звезды (17.08.1933)
- орден «Знак Почёта» (13.08.1936)
- медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
- другие медали
- орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
- заслуженный деятель науки и техники РСФСР (08.08.1947)
- Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
- Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца боевого самолёта (Ту-2)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов
- Сталинская премия первой степени (1949) — за создание самолёта (Ту-4) и внедрение этого самолёта в серийное производство
- Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
- Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций
- премия имени Н. Е. Жуковского (1958)
- Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
- премия имени Леонардо да Винчи (1971) Национального Центра развития средств воздушного транспорта (Италия)
- Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
- Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (США) (1971).
- Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Андрей Николаевич Туполев. Великий авиаконструктор России
- ↑ Каждый день как последний. Как жил и работал легендарный Туполев
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Андрей Николаевич Туполев
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Биография Андрея Туполева
- ↑ Туполев Андрей Николаевич
- ↑ 6,0 6,1 Двуликий гений: кем был авиаконструктор Андрей Туполев
- ↑ Чем известен Андрей Туполев
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Трижды Герой Социалистического Труда. Туполев Андрей Николаевич
- ↑ Туполев Андрей Николаевич в базе данных memo.ru . Дата обращения: 13 апреля 2012. Архивировано 21 сентября 2011 года.
- ↑ «Летают только красивые самолеты». Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе
- ↑ Новодевичье кладбище. Туполев Андрей Николаевич (1888—1972)
- ↑ Tupolevlaan (англ.). Tupolevlaan. Дата обращения: 27 декабря 2018.
- ↑ Мемориал А. Н. Туполева
- ↑ Почтовые марки СССР 1988 года
Литература
- Кербер Л. Л. Ту — человек и самолёт. — М.: Советская Россия, 1973. — 288, [48] с. — (Люди Советской России). — 50 000 экз. (в пер.)
- Бодрихин Н. Г. Туполев. — Молодая гвардия. — М., 2011. — 456 с. — (ЖЗЛ). — ISBN 978-5-235-03439-6.
- «С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» — под редакцией В. А. Лопота, РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
- Адель Нурмухаметова. Андрей Туполев. — М.: Комсомольская правда, 2016. — 96 с. — (Великие умы России). — ISBN 978-5-4470-0199-5.
- Пол Даффи, Андрей Кандалов. А. Н. Туполев — человек и его самолёты. — М.: Московский рабочий, 1999. — 264 с. — ISBN 5-239-02089-2.
- Кербер Л. Штрихи к портрету // Наука и жизнь : журнал. — 1988. — № 11. — С. 12—19. — ISSN 0028-1263.
Ссылки
- Туполев, Андрей Николаевич . Сайт «Герои страны».
- Туполев Андрей Николаевич на сайте Министерства обороны Российской Федерации
- Профиль Андрея Николаевича Туполева на официальном сайте РАН
- Туполев Андрей Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- 130 лет авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву официальный сайт ОАО «Туполев»
- А. Н. Туполев (о нём) // ЦАГИ в лицах
- Голованов А. Е. «Дальняя бомбардировочная…»
- Документальные фильмы
- Документальный фильм «Андрей Туполев» студии «Крылья России»
- Документальный фильм «Андрей Туполев» к 120-летию со дня рождения конструктора, ГТРК «Культура»
- Документальный фильм «Человек на взлётной полосе», посвящённый А. Н. Туполеву
- Документальный фильм «За высью высь» о творческом пути А. Н. Туполева и ЦАГИ
- Последний приют
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 10 ноября
- Родившиеся в 1888 году
- Родившиеся в Корчевском уезде
- Умершие 23 декабря
- Умершие в 1972 году
- Умершие в Москве
- Доктора технических наук
- Действительные члены АН СССР
- Авиаконструкторы по алфавиту
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Октябрьской Революции
- Кавалеры ордена Суворова II степени
- Кавалеры ордена Отечественной войны I степени
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена Красной Звезды
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Кавалеры ордена Георгия Димитрова
- Герои Труда
- Заслуженные деятели науки и техники РСФСР
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Государственной премии СССР
- Лауреаты премии Н. Е. Жуковского
- Генерал-полковники (СССР)
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Авиаконструкторы СССР
- Трижды Герои Социалистического Труда
- Учёные, репрессированные в СССР
- Инженеры и конструкторы, репрессированные в СССР
- Реабилитированные в СССР
- Похороненные на Новодевичьем кладбище
- Выпускники Тверской гимназии
- Выпускники МГТУ
- Депутаты Верховного Совета СССР 8-го созыва
- Депутаты Верховного Совета СССР 7-го созыва
- Депутаты Верховного Совета СССР 6-го созыва
- Депутаты Верховного Совета СССР 5-го созыва
- Депутаты Верховного Совета СССР 4-го созыва
- Депутаты Верховного Совета СССР 3-го созыва
- Машиностроители СССР
- Механики СССР
- Сотрудники ЦАГИ
- Члены ЦИК СССР
- Награждённые золотой авиационной медалью ФАИ
- Родившиеся в Кимрском районе
- Почётные граждане Жуковского
- Члены Российского Пагуошского комитета
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN