Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Казанский авиационный завод
имени С. П. Горбунова
— филиал Туполев (конструкторское бюро) ПАО «Туполев»
Административное здание КАПО им. С.П.Горбунова (г. Казань, 7 мая 2011 г.).JPG
Тип публичное акционерное общество
Год основания 1932 год
Расположение  Россия, г. Казань
Ключевые фигуры Савицких Николай Владимирович
(генеральный директор),
Тагиров Жамил Гадилович
(финансовый директор)
Отрасль авиастроение
Продукция авиационная техника, запасные части
Награды

Каза́нский авиацио́нный заво́д и́мени С. П. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» — одно из предприятий в авиационной сфере Российской Федерации — это компания, основанная в 1932 году в Казани и продолжающая успешно функционировать в настоящее время. Её расположение находится в восточной части Авиастроительного района Казани, между улицами Максимова и Академика Павлова, в небольшом микрорайоне Караваево[1]. Также, неподалеку от этого места, располагается заводской аэродром «Борисоглебское». Данное предприятие специализируется на производстве военных и гражданских самолётов, а также товаров повседневного спроса[2]. Сфера деятельности: разработка, производство и послепродажное обслуживание авиационной техники военного, специального и гражданского назначения[3] Является одним из районообразующих предприятий. До 2014 года КАЗ носил название Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова.

Список выпущенных и выпускаемых самолётов

Самолёты военного и специального назначения

| ДБ-А | Пе-2 | Пе-3 | Пе-8 | Ту-4 | Ту-16 | Ту-22 | Ту-22М0 | Ту-22М1 | Ту-22М2 | Ту-22М3 | Ту-160 | Ту-214Р | Ту-214ОН |

Cамолёты гражданской авиации

| КАИ-1 | ПС-84 | ПС-124 | Ту-104 | Ту-110 | Ил-62 | Ту-214 |

Предсерийные самолёты или прототипы

| Ту-22М4 | Ту-330 | Ту-334 | Ту-160М | Ту-160М2

Перспективные авиационные комплексы и проекты глубокой модернизации

| ПАК ДА | Ту-22М3М | Ту-160П |

История

Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе

В 1932 году в городе Казани, в рамках строительства авиационного комбината «Казмашстрой», началось формирование завода, который в 1934 году получил наименование «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе». В процессе становления (1934—1936 гг.) на предприятии были созданы: самолёт АНТ-20 Бис (ПС-124, МГ-Бис) — крупнейший в мире шестидвигательный самолёт, самолёт КАИ-1, который принял участие во Всесоюзном перелёте спортивно-учебных самолётов, а также бомбардировщики ДБ-А, разработанные В. Ф. Болховитиновым[4]. На самолётах было установлено несколько рекордов скорости, высоты полёта и грузоподъёмности.

В 1937 году начались работы по подготовке серийного производства первого скоростного тяжелого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7) в СССР. За несколько лет было построено 93 самолёта. Тяжелый стратегический бомбардировщик Пе-8, названный в честь его создателя Петлякова, представлял собой непревзойденное достижение техники своего времени. Первоначальный эскизный проект самолёта был разработан А. Н. Туполевым во второй половине 1934 года. На протяжении первых лет Второй мировой войны, по дальности полёта и бомбовой нагрузке Пе-8 не имел конкурентов среди подобных машин, включая знаменитый американский Б-17, известный как «летающая крепость». На Пе-8 были осуществлены первые бомбардировки Берлина1941 году) и перелёт в США советской дипломатической делегации (1942 год)[5].

В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолёта ПС-84/Ли-2 по лицензии, приобретённой у американской компании «Дуглас». Всего было выпущено 10 таких самолётов. К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Руководители предприятия в 1932—1941 годах:

Имя Годы жизни Годы руководства
Кузнецов, Кузьма Дмитриевич 1900—1953 1932—1933
Мухин В. И. 1934—1936
Шаханин, Лев Николаевич 1898—1938 1936—1937
Баринов С. С. 1937—1939
Штейнберг И. И. 1939—1940
Каганович, Михаил Моисеевич 1888—1941 1940—1941

Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова Руководители предприятия

14 мая 1927 года было издано Постановление Совета труда и обороны СССР о создании авиационного завода в Москве. В 1933 году ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе директора завода С. П. Горбунова. В том же году завод был награждён орденом Ленина[3].

В период с октября по ноябрь 1941 года «Московский авиационный завод № 22 имени С. П. Горбунова» был эвакуирован в Казань, на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 года, согласно приказу Наркомата Авиапромышленности СССР, новое предприятие было официально переименовано в «Казанский авиационный завод № 22 имени С. П. Горбунова»[4].

Руководители предприятия:

Имя Годы жизни Годы руководства
Малахов, Фёдор Сергеевич 1927—1930
Горбунов, Сергей Петрович 1902—1933 1930—1933
Окулов, Василий Андреевич 1899—1974 1938—1941

Во время Великой Отечественной войны

В 1942 году на заводе произошёл перелом в развитии, когда объем валовой продукции увеличился в восемь раз по сравнению с довоенным 1940 годом. Максимальные объёмы производства были достигнуты в 1944 году, превысив показатели на 1100 процентов. Этот успех поддерживался высокими темпами роста в последующие годы. Каждый день со стапелей завода спускалось 10-12 самолётов Пе-2, общее количество произведённых машин составляло более 10 тысяч. Чтобы отправить эти самолёты на фронт, на заводе был размещён 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА. Опытно-конструкторское бюро по производству Пе-2 под руководством главного конструктора В. М. Мясищева и опытно-конструкторское бюро по производству Пе-8 под руководством И. Ф. Незваля постоянно работали над модернизацией этих самолётов[5].

За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 года завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение заводу передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.

Значительным итогом военной перестройки стали резкое повышение технического уровня и рост производительности труда. За годы войны на заводе было выпущено 10 тысяч боевых самолётов Пе-2. Производство самолёта Пе-2 на заводе № 22 было прекращено в июне 1945 года[5].

Послевоенные годы

Во второй половине 1945 года, в соответствии с мирными требованиями времени, объёмы производства на заводе резко сократились. Однако, в конце 1945 года началось освоение нового дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4, который заменил ранее выпускавшиеся самолёты, превосходя их как по тактико-техническим параметрам, так и по конструктивно-техническим характеристикам. Чтобы освоить Ту-4, на заводе была проведена обширная перестройка. Было создано три новых цеха, включая плазово-шаблонный, а также переоборудовано семь механических и инструментальных цехов и шесть агрегатных цехов. Были введены в строй новые поточные линии, а производство получило новое специализированное оборудование, оснастку, шаблоны. Были освоены новые технологические процессы, такие как многослойная дуговая сварка цилиндров шасси, хонингование, бронзовое литьё, и другие[6].

В 1947 году началось серийное производство бомбардировщика Ту-4, и завод стал ведущим предприятием по его выпуску. 3 августа 1947 года на авиационном параде в Тушино приняли участие три серийных самолёта Ту-4 и пассажирский вариант самолёта Ту-70.

В 1951 году на заводе была введена в строй лётно-испытательная станция, ангар для доводки самолётов на аэродроме, а также запущен специальный цех по изготовлению наземного радиолокационного оборудования.

В 1952 году был прекращён выпуск самолёта Ту-4, после того как было произведено 655 машин, и завод начал освоение нового реактивного бомбардировщика-ракетоносца Ту-16, который отличался уникальными лётно-техническими характеристиками[6].

За время производства самолётов Ту-16 на заводе было изготовлено 799 машин различных модификаций. Среди них было выпущено около ста пассажирских самолётов Ту-104Б. Некоторые из этих самолётов были экспортированы в Китай, Индонезию, Египет и Ирак. В 1963 году серийное производство самолёта Ту-16 было завершено.

В период с 1957 по 1962 год завод значительно увеличил свои мощности, что позволило сократить сроки освоения нового дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. Для испытаний этого самолёта была построена новая взлётно-посадочная полоса. В 1961 году три самолёта Ту-22 участвовали в авиационном параде в Тушино, а в 1962 году самолёт был принят на вооружение. За время его производства было выпущено свыше 300 машин, включая экспортные поставки в Ирак и Ливию.

В 1962—1964 годах на заводе была проведена модернизация всех основных мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолётов Ил-62 и его модификации Ил-62М. Всего до конца 1994 года было выпущено 278 самолётов, которые экспортировались в девять стран мира.

В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М. Опытный экземпляр этого самолёта был создан прямо на заводе, а в 1969 году начался его серийный выпуск. Всего было построено 497 машин различных модификаций Ту-22 и Ту-22М, которые использовались в боевых действиях в Афганистане.

В 1967 году завод открыл филиал в Лениногорске (Республика Татарстан), где началось конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».

В 1971 году завод был награждён орденом Ленина за успешное выполнение пятилетнего плана, а в 1977 году получил орден Октябрьской революции за заслуги в производстве авиационной техники[6].

Руководители предприятия в 1942—1994 годах:

Имя Годы жизни Годы руководства
Окулов, Василий Андреевич 1899—1974 1942—1949
Соколов, Леонид Петрович 1949—1953
Смирнов, Пётр Петрович 1953—1960
Максимов, Николай Иванович 1911—1967 1960—1967
Глебов, Михаил Никодимович 1912—1986 1967—1973
Копылов, Виталий Егорович 1926—1995 1973—1994

КАПО им С. П. Горбунова — Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова

В 1978 году завод был переименован в Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова. Начиная с 1980-х годов, на заводе началось производство самого крупного и мощного боевого самолёта в мире — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла. В связи с этим, площадь производственных помещений была увеличена практически вдвое, а также был обновлён парк технологического оборудования, включающий в себя станки с ЧПУ и высокопроизводительные центры. Были разработаны уникальные технологические процессы, включая вакуумную электронно-лучевую сварку толстостенных крупногабаритных конструкций из титановых сплавов, которая не имела аналогов в мире. Всего было выпущено 27 таких самолётов к 1992 году[6].

В конце 1980-х и в 1990-х годах авиационная промышленность столкнулась с кризисом, который серьёзно отразился на КАПО имени С. П. Горбунова. Однако, производство самолётов на заводе не прекратилось, хотя было сведено к минимуму.

С начала 1990-х годов КАПО имени С. П. Горбунова перешло на выпуск самолётов по индивидуальным заказам клиентов. Был освоен ремонт ранее выпущенных заводом военных и гражданских самолётов, а также расширен ассортимент производимых товаров народного потребления. Была произведена структурная реорганизация предприятия на основе хозрасчёта подразделений.

В середине 1990-х годов на заводе было запущено серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, который в 1997 году успешно прошёл государственную сертификацию[6].

Руководители предприятия с 1994 года:

Имя Годы жизни Годы руководства
Литвинов, Юрий Дмитриевич род. в 1939 1994—1996
Хайруллин, Наиль Гумерович род. в 1945 1996—2007
Каюмов, Васил Кадымович род. в 1958 2007—2013
Бобрышев, Александр Петрович род. в 1949 2013—2014
Савицких, Николай Владимирович род. 5 апреля 1960 с 17 января 2014

В 2000 году был закончен первый этап реконструкции кузнечного корпуса. В нём были установлены современные автоматы для крепления, обеспечивающие высокое качество сборки крыльев и фюзеляжей самолётов в соответствии с мировыми стандартами. В 2001 году предприятие получило свидетельство о производстве самолёта Ту-214, единственного в России. В том же году самолёт был представлен на 44-м международном аэрокосмическом салоне Ле-Бурже во Франции[7].

В рамках федеральной программы «Развитие гражданской авиационной техники России в 2002—2010 годах и на период до 2015 года» КАПО им. С. П. Горбунова было определено головным исполнителем по созданию модификаций самолётов Ту-214, Ту-324 и Ту-330. В 2002 году КАПО им. С. П. Горбунова получило статус федерального государственного унитарного предприятия. В апреле 2008 года оно было преобразовано в открытое акционерное общество, а в ноябре 2009 года вошло в состав объединенной авиастроительной корпорации[6].

Более тысячи сотрудников предприятия были награждены государственными наградами, включая звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, Заслуженного машиностроителя Российской Федерации и Республики Татарстан, Заслуженного лётчика-испытателя СССР и Российской Федерации. КАПО имени С. П. Горбунова сотрудничает с более чем 600 зарубежными и отечественными предприятиями[6].

Современность

КАЗ им. С. П. Горбунова сотрудничает с более чем 600 зарубежными и отечественными предприятиями. Председатель первичной профсоюзной организации — Ганиев Ильшат Ракипович[8].

В 2024 году Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова планирует начать поставку авиакомпаниям самолётов Ту-214. Среди заинтересованных авиакомпаний — «Аэрофлот», «Red Wings» и «ЮВТ Аэро» из Татарстана. Ранее президент РТ Рустам Минниханов заявил, что для масштабного производства до 20 самолётов Ту-214 в год необходимо расширить производственные мощности завода. Он подчеркнул, что данный самолёт отвечает всем требованиям современности и его производство имеет стратегическое значение для авиационной отрасли и страны в целом[9]:

Проект по выпуску 20 самолетов Ту-214 в год детально проработан с точки зрения поставки оборудования и подготовки специалистов. Все задачи, которые руководство страны ставит, будем вместе выполнять.

По данным на 2023 год на предприятии занято приблизительно 8,5 тысячи сотрудников. В связи с расширением производства авиационной техники применяются программы, направленные на привлечение опытных специалистов и ориентацию студентов и школьников на производственную деятельность. Особым событием стало подписание договора о создании базовой кафедры «Самолётостроение» между Казанским национальным исследовательским техническим университетом имени А. Н. Туполева и «ПАО Туполев». Будущих специалистов будут обучать в профильных направлениях: «Авиастроение», «Самолёто- и вертолётостроение» и «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»[10].

Утверждённая правительством программа развития авиаотрасли предусматривает производство 70 Ту-214 в 2023—2030 году: в 2023 году — трёх, в 2024 году — семи и далее по 10 самолётов ежегодно[11].

Сегодня завод реализует масштабный комплекс мероприятий по расширению и модернизации производства для выполнения задач по развитию гражданской и военной авиации. Казанский авиазавод носит звание значимого достижения современной России[12].

Примечания

  1. Казанский авиационный завод имени С. П. Горбуно́ва — филиал ПАО Туполев (КАЗ им. С.П Горбунова - филиал ПАО Туполев). Заводы.рф. Дата обращения: 7 февраля 2024.
  2. Казанский авиационный завод им. С.П.Горбунова, Филиал ПАО «Туполев». Татцентр.ру. Дата обращения: 7 февраля 2024.
  3. 3,0 3,1 КАЗ им. С.П. Горбунова. Uacrussia.ru. Дата обращения: 7 февраля 2024.
  4. 4,0 4,1 Завод №124. Testpilot.ru (19.07.2014). Дата обращения: 7 февраля 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Операция «Эвакуация»: Московский завод № 22 — КАПО им. Горбунова Источник : https://realnoevremya.ru/articles/5617. Реальное время (06.05.2015). Дата обращения: 7 февраля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 КАПО имени Горбунова. Завод №22. ТУ-22. Дата обращения: 7 февраля 2024.
  7. ТУ-134 — символ советской гражданской авиации 70-х годов прошлого века. Аэрокосмическое обозрение (14.10.2013). Дата обращения: 7 февраля 2024.
  8. Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова филиал ПАО Туполев. Реальное время. Дата обращения: 7 февраля 2024.
  9. Хайрутдинова С. Минниханов прокомментировал задачу по выпуску 20 самолётов Ту-214 ежегодно. Business-magazine.online (1 августа 2023). Дата обращения: 2024-0207.
  10. Рустам Минниханов назвал глубоко проработанным и реализуемым проектом наращивание выпуска Ту-214. Aviation Explorer (22 июня 2023). Дата обращения: 7 февраля 2024.
  11. Казанский авиазавод "Туполева" начнет поставку Ту-214 авиакомпаниям в 2024 году. Интерфакс (23 ноября 2023). Дата обращения: 7 февраля 2024.
  12. Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. Россия - страна достижений. Дата обращения: 7 февраля 2024.