Долгопрудный

Город областного подчинения
Долгопрудный
Здание администрации (Долгопрудный).jpg
Флаг Долгопрудного Герб Долгопрудного
Флаг Долгопрудного Герб Долгопрудного
55°56′ с. ш. 37°30′ в. д. / 55.933° с. ш. 37.500° в. д. / 55.933; 37.500 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Субъект Федерации Московская область
Городской округ Долгопрудный
Глава Юдин Владислав Юрьевич
История и география
Основание в 1931 году
Прежние названия до 1938Дирижаблестрой
Город областного подчинения с 1957 года
Площадь 30,52[1] км²
Высота центра 180 м
Часовой пояс UTC+3:00
Население
Население 119 089 (2024)[1] человек
Плотность 3902 чел./км²
Катойконим долгопру́дненцы, долгопру́дненец
Долгопрудный (Россия)
Точка
Долгопрудный
Red pog.svg
Москва
Долгопрудный (Московская область)
Orange pog.svg
Москва
Точка
Долгопрудный

Долгопру́дныйгород областного подчинения в Московской области России. Через город проходит Савёловская железная дорога, через некоторые участки города проходит Дмитровское шоссе. Рядом располагается аэропорт Шереметьево. Образует Долгопруднинский городской округ.

Население — 119 089 человек (2024)[1].

История

Ранняя история

Название города Долгопрудный происходит от одноимённой железнодорожной платформы, которая была построена в 1900 году. Платформа же, в свою очередь была названа в честь прудов располагавшихся при усадьбе Виноградово, принадлежащей первоначально роду Пушкиных. В XIX—XX веках здесь были построены дачи, возле которых появляется платформа Новодачная[2][3].

Советский период

Герб города образца 1982 года

Сам город был образован благодаря дирижаблестроительной верфи. Поселение при ней, названное «Дирижаблестрой», появилось в 1931 году. В следующем году дирижабли на комбинате начали строиться. Здесь были выпущены самые большие дирижабли, принадлежащие к серии «СССР-В». Также в 30-е годы на комбинате работал такой выдающийся специалист в этой отрасли, как Умберто Нобиле[4]. В конце декабря 1934 года состоялись первые выборы в поселковый совет, а 1 июля 1935 года Постановлением Президиума ВЦИК «городок» был официально отнесён к категории рабочих посёлков и получил наименование Дирижаблестрой. В 1935 году Дирижаблестрой стал рабочим поселком. В 1936 году комбинат «Дирижаблестрой » был преобразован в завод № 207 и передан в авиационное управление для производства опытного самолета конструкции Боровикова, Федорова — истребителя И-207, а затем опытных самолетов Боровикова. 19 октября 1937 года Постановлением президиума Московского областного исполнительного комитета Советов депутатов № 37/19 «О переименовании рабочего посёлка Дирижаблестрой Мытищинского района» посёлок был переименован в Долгопрудный[2][3].

В 1939 году завод № 207 переходит на выпуск ближнего бомбардировщика Су-2 конструктора Сухого. Су-2 был принят на вооружение ВВС СССР и успешно участвовал в военных действиях в период Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года завод был передислоцирован со всем оборудованием и заделом самолетов в город Молотов, а на оставшейся промышленной площадке были организованы ремонтные мастерские для восстановления фронтовых истребителей и штурмовиков ЛаГГ-1, Ла-5, МиГ-3, Як-3, Як-9, Ил-2 и других. В 1943 году завод был возвращен в поселок Долгопрудный и постепенное восстановление производственных мощностей позволило заводу с номером 464 выпускать для фронта ночные ближние бомбардировщики По-2 и Як-6. После окончания войны выпускались опытные и серийные самолеты Генерального конструктора Яковлева: Як-10, Як-12, Як-15УТ, Як-17 и большегрузный планер Як-14[5].

В 1937 году был введен в строй канал Москва-Волга, которое строили Управления Волгострой и Дмитлаг НКВД СССР. В системе канала было образовано Клязьминское водохранилище, на котором появился рабочий поселок водников, затем ставший частью города. Спустя три года начала функционировать Центральная аэрологическая обсерватория, первым руководителем которой был назначен Георгий Иванович Голышев[2][3].

25 ноября 1946 года вышло постановление Совмина СССР о создании в Долгопрудном физико-технического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который с 17 марта 1951 года преобразован в Московский физико-технический институт[2][3].

В 1951 году завод № 464 вступил в новый этап своего развития: освоение и производство первых зенитных управляемых ракет Генерального конструктора Лавочкина «205» и «207» для системы С-25 противовоздушной обороны Москвы. В 1957году Долгопрудный стал городом, что дало толчок жилищному и инфраструктурному развитию. В этом же году завод переходит на производство более совершенной ЗУР В-750 Генерального конструктора Грушина для системы С-75 ПВО СССР. Параллельно с изготовлением этой ракеты в 1961 году на заводе начинается освоение первых в стране опытных противоракет В-1000 для экспериментальной системы борьбы с баллистическими ракетами. В дальнейшем эти работы привели к созданию вокруг Москвы кольца обороны против баллистических ракет. В 1967-1972 годах заводом выпускались экспериментальные противоракеты 5Я27 территориального назначения. 6 марта 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешное освоение производства ракетной техники» завод № 464 был награждён орденом Трудового Красного Знамени[5].

В 1953 году Долгопрудный стал центром Красно-Полянского района, а в 1957 году получил статус города районного подчинения в составе Мытищинского района[6]. В 1959 году в городе проживало свыше 25 тысяч жителей. Жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустройство Долгопрудного развернулось с большим размахом. В 1960 году началась газификация города. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения, в городскую черту были включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачёво[5]. В 1959 году в черту Долгопрудного вошёл посёлок Водники, вместе с Хлебниковской ремонтно-эксплуатационной базой. В 1979 году число жителей города достигло 64,6 тысяч человек[2][3].

Современный период

В 2003 году в состав города Долгопрудный были включены рабочий посёлок Шереметьевский и село Павельцево[7].

Долгопрудный подразделяется на следующие микрорайоны: Виноградовские горки, Водники, Гнилуши, Гранитный, Котово, Лихачёво, Павельцево, Посёлок нефтебазы, Старый город, Хлебниково, Центральный, Шереметьевский и Щапово[1].

Начиная с 2000 года Клязьминское водохранилище начало застраиваться особняками и яхт-клубами. Из-за них был отрезан от побережья район Водники. Для жителей оставили лишь небольшой пляж. Его планируется благоустроить к 2016 году. Также на нём появятся парк и развлечения[1].

География

Через город проходит Савёловская железная дорога. Через некоторые участки города проходит Дмитровское шоссе. Рядом располагается аэропорт Шереметьево. Ближайшие города граничащие с Долгопрудным это Лобня, Химки, Москва. Граничит с Дмитровским и Северным районами Москвы.

На юге и востоке город практически сливается с северными окраинами Москвы (районы Северный, Дмитровский и Западное Дегунино), с запада ограничен каналом имени Москвы (на противоположном берегу канала — город Химки), а с севера — рекой Клязьмой и Клязьминским водохранилищем.

Климат

Климат в городе Долгопрудный холодно умеренный. Количество осадков в Долгопрудный является значительным, с осадками даже в засушливый месяц. В Долгопрудный, средняя годовая температура составляет 5.6 °C. Выпадает около 701 мм осадков в год. Количество осадков колеблется 40 мм между засушливым месяцем и самым влажным месяцем. Изменение среднегодовой температуры составляет около 27.7 °C. Наименьшее значение относительной влажности зафиксировано в мае (64.09 %). Относительная влажность самая высокая в январе (84.98 %). В среднем меньше всего дождливых дней приходится на апрель (9.63 дней). Месяц с самыми дождливыми днями — Январь (12.67 дней)[8].

Микрорайоны города

Промышленность

Долгопрудненское научно-производственное предприятие
Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики

Образование

Высшие

Культура

Транспортная логистика

Городской транспорт города представлен автобусами и маршрутными такси, в том числе до Москвы до четырёх линий метро (Серпуховско-Тимирязевская, Замоскворецкая, Таганско-Краснопресненская, Люблинско-Дмитровская).

В черте города имеются пять платформ линии МЦД-1 Московских центральных диаметров и пригородных электропоездов Савёловского направления МЖД: Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково и Шереметьевская с помощью которых можно добраться в том числе в Москву. На платформе Долгопрудная останавливается РЭКС, который доезжает до Москвы-Бутырской (Савёловский вокзал) за восемнадцать минут.

В непосредственной близости от города расположен международный аэропорт «Шереметьево».

Спорт

В Долгопрудном находятся несколько спортивных клубов по различным видам спорта, в том числе: «Олимп-Долгопрудный», «Олимп-Долгопрудный-2», «Космос» (футбол). «Дрим Тим МФТИ» (пляжный футбол). «Долгопрудненские соколы» (регби). Среди выпускников которой игроки сборной России, участники Кубка мира 2011 в Новой Зеландии: Денис Антонов и Михаил Сидоров.

Культовые сооружения

Руководство города в разное время

Председатель поселкового совета

Председатели исполкома городского совета

Главы администрации города

Почётные граждане

Достопримечательности

На восточной окраине города — ансамбль бывшей усадьбы Виноградово (XVII—XX века), которая принадлежала Г. Г. Пушкину, А. И. Глебову, А. И. Бенкендорфу, Э. М. Банза. В комплексе усадьбы — церковь Владимирской Божьей Матери (XVIII век, приписывается М. Казакову), дом Банза (1913 г., архитектор Рыльский), дом Германа (1914 г., архитектор Рыльский, заброшен), конный двор, клуб-кинематограф, скотный двор, ледник, плотина, ворота. В черте города — усадьба Мысово (XIX век).

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Города-Россия.рф 2011-2024. Дата обращения: 3 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Тюфтякова Е. Е. Долгопрудный. Страницы прошлого. Исторический очерк. — М.: «Белый ветер», 2017. — 74 с. — ISBN 978-5-906984-19-7.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Долгопрудный вчера, сегодня, завтра / [Игорь Петрович Агешин и др.]. — 2-е перераб. и доп. изд. — Москва : Граница, 2012. — 255 с. — ISBN 978-5-94691-499-4
  4. Белокрыс А. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6». — М.: Паулсен, 2017. — ISBN 978-5-98797-174-1.
  5. 5,0 5,1 5,2 История города Долгопрудного. Дата обращения: 4 августа 2024.
  6. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Сост. В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Известия, 1980. — 702 с. — С. 172.
  7. Постановление Губернатора Московской области от 5 августа 2003 года № 163-ПГ «Об объединении рабочего посёлка Шереметьевский, села Павельцево с городом Долгопрудным Московской области». Дата обращения: 4 августа 2024.
  8. Климат Долгопрудного. Дата обращения: 4 августа 2024.
  9. 9,0 9,1 Энциклопедия Долгопрудного. Дата обращения: 4 августа 2024.
  10. МОСКО́ВСКИЙ ФИ́ЗИКО-ТЕХНИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т : [арх. 4 августа 2024] // Монголы — Наноматериалы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 304. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 21). — ISBN 978-5-85270-355-2.
  11. Новый корпус МФТИ открыли в Долгопрудном. 360tv.ru. Дата обращения: 4 августа 2024.
  12. Р. И. А. Новости. Центр подготовки летчиков создадут в Жуковском на базе МАИ и МФТИ. РИА Новости (20121107T1302). Дата обращения: 4 августа 2024.
  13. Список Почётных граждан и положение о звании. Энциклопедия Долгопрудного. Дата обращения: 4 августа 2024.

Литература

Ссылки