Як-9

Материал из «Знание.Вики»
Як-9
Yakovlev Yak-9 (14260359330).jpg
Тип истребитель
Разработчик Флаг СССР ОКБ Имени Яковлева
Производитель

Флаг СССР Завод №82 (Москва) Флаг СССР Завод №153 (Новосибирск)

Флаг СССР Завод №166 (Омск)
Главный конструктор А.С. Яковлев
Первый полёт 1 октября 1942
Начало эксплуатации 1942 год
Конец эксплуатации 1950 год
Статус Снят с вооружения
Эксплуатант ВВС СССР
Годы производства 1942-1948
Единиц произведено 16 769
Базовая модель Як-7

Як-9 — советский одномоторный истребитель-бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением А. С. Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.

Производился с октября 1942 года по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов (с 1942 по 1945 годы — 14 579 самолётов)[1].

История создания

Як-9 был естественным продолжением истребителей Як-1 и Як-7, представляя собой дальнейшее развитие Як-7 с конструктивной точки зрения. Хотя внешний вид мало отличался от Як-7, Як-9 был более совершенным во всех отношениях. Это объясняется тем, что при создании этого самолета учитывался двухгодичный опыт производства и использования Як-1, а также возможность более широкого использования дюралюминия, что не вызывало уже таких проблем, как в начале войны. Применение этого металла значительно уменьшило массу конструкции, что позволило использовать высвободившийся вес для увеличения запаса топлива или для оснащения самолета более мощным вооружением и разнообразным специальным оборудованием.

Як-9 производился на трех крупных заводах - № 82 в Москве, № 153 в Новосибирске и № 166 в Омске, и принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Этот самолет был прост в конструкции и специально приспособлен для производства в условиях военного времени. Почти все материалы для его производства добывались на заводах, на которых он собирался. Все модификации истребителя обладали отличными летно-техническими характеристиками, не имели серьезных конструктивных или эксплуатационных недостатков, которые могли привести к авариям. Як-9 стал самым распространенным истребителем советских ВВС во время Великой Отечественной войны. К середине 1944 года количество самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д превышало все другие истребители, находившиеся на вооружении, в совокупности, и они в значительной степени заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Производство Як-9 на заводе № 153 достигало 20 самолетов в день.

Первым серийным самолетом стал Як-9, оснащенный двигателем М-105ПФ. Як-9, оборудованный двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П, был принят на вооружение как фронтовой истребитель. Он был серийным самолетом, а его прототипом послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. Як-9 имел несколько отличий от последнего, включая уменьшенный запас горючего с 500 кг и четырех баков до 320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных бака не использовались, а на серийных Як-9 они отсутствовали); запас масла сократился с 50 до 26-30 кг; также были удалены бомбодержатели для наружной подвески бомб.

Як-9 проявил себя как крайне маневренный самолет как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, он был легок в управлении. Например, в воздушном бою на вертикалях Як-9 мог встать на хвост Me-109F уже после первого маневра, а на горизонталях - после 3-4 витков виража. В июне 1943 года в районе Курска на серийных Як-9 были выявлены случаи отрыва деревянной обшивки от каркаса крыла из-за неполадок в технологии производства. Этот дефект устранялся бригадами ОКБ и производственных заводов непосредственно на передовой. К маю 1944 года на Як-9М и последующих модификациях этот недостаток был полностью устранен[2].

Конструкция

Фюзеляж — каркас ферменной конструкции сварной из хромансилевых труб. К передней части каркаса крепилась моторама. В передней части каркас обшивался дюралюминиевыми листами, хвостовая часть обшивалась полотном. В центральной части фюзеляжа располагалась кабина пилота. Фонарь кабины в передней и задней части был защищен бронестеклами, а центральная часть была сдвижной и сбрасываемой. За спинкой сидения летчика была установлена бронеплита.

Крыло — неразъемное, двухлонжеронное. Силовой набор крыла - дюралевые лонжероны, нервюры и стрингера деревянные. Обшивка работающая, фанерная. Сверху обшивка была обклеена полотном на эпоксидном клее. Механизация крыла - элероны и тормозные щитки. Элероны имели металлический каркас и полотняную обшивку.. Снизу в средней части крыла был подвешен тормозной щиток на шомпольной петле. Управление элеронами осуществлялось с помощью тяг, тормозные щитки управлялись пневмосистемой. В крыле размещались топливные баки.

Хвостовое оперение — свободнонесущее, смешанной конструкции. Каркас киля и стабилизатора - металлические лонжероны и нервюры, обшивка частично состояла из фанеры и полотна. Рули высоты и направления - дюралевый каркас и полотняная обшивка. Управление рулями производилось посредством тяг.

Yakovlev Yak-9U 'Frank' ADDITIONAL INFORMATION- In line with other classic wartime fighters of World War 2, the Yakovlev-produced Yak-9 was another excellent piston-engine addition to the family line. (18203098680).jpg

Шасси — трехопорное убирающееся с хвостовым колесом. Главные стойки складывались в носок крыла в направлении к оси фюзеляжа. Хвостовой костыль убирался назад по полету. Колеса основных стоек были снабжены пневмотормозами. Амортизация основных стоек масляно-воздушная. Уборка и выпуск шасси производился с помощью пневмосистемы. Аварийный выпуск производился вручную.

Силовая установка — поршневой V-образный двигатель жидкостного охлаждения М-105ПФ мощностью 1250 л.с. Воздушный винт трёхлопастный, дюралюминиевый, диаметром 3,0 м, гидравлический автомат с изменяемым шагом. Управление двигателем и винтом осуществлялось из кабины пилота с помощью тросовых тяг. Водорадиатор размещался под кабиной в кожухе в тоннеле, маслорадиатор под двигателем в выступающем кожухе. Два воздухозаборника к карбюраторам двигателя шли от отверстий в носке крыла у фюзеляжа. Топливные баки размещались в крыле и в фюзеляже перед кабиной под ней и за ней. Общий объем топлива до 480 литров. Масла 48 кг.

Вооружение — пушка, размещенная в развале двигателя и синхронный пулемет, стреляющий через плоскость винта. Вооружение и бронирование самолета в процессе выпуска существенно изменялись. На различные модификации самолета устанавливались пушки разных калибров, был также вариант с внутренней подвеской бомб. Было не менее десяти модификаций Як-9 по вооружению[3].

Модификации

  • Як-9 с М-106ск
  • Як-9 с М-107А
  • Як-9Д (дальний)
  • Як-9Т (танковый)
  • Як-9ТД (танковый дальний)
  • Як-9К (крупнокалиберный)
  • Як-9П (пушечный)
  • Як-9ТК
  • Як-9М (модифицированный)
  • Як-9С
  • Як-9ДД (дальнего действия)
  • Як-9Р (разведчик)
  • Як-9Л
  • Як-9Б (бомбардировщик)
  • Як-9ПД
  • Як-9УТ
  • Як-9В (вывозной)
  • Як-9УВ (улучшенный вывозной)
  • Як-9 «Курьерский»
  • Як-9П (пушечный)[4]

Производство

Заводы 1942 год 1943 год 1944 год 1945 год

(1-е полугодие)

Всего

до конца войны

1945 год

(2-е полугодие)

1946 год 1947 год 1948 год Всего
№ 153 (Новосибирск) 59 1761 5858 2867 10 547 692 353 697 249 12 536
№ 166 (Омск) - 732 1600 926 3258 158 - - - 3416
№ 82 (Москва) - - 373 404 776 41 - - - 817
Всего 59 2493 7831 4196 14 579 891 353 697 249 16 769

Страны, использовавшие Як-9

Примечания

  1. Як-9 (23 января 2009). Дата обращения: 20 марта 2024.
  2. Як-9 (истребитель). CombatAVIA. Дата обращения: 20 марта 2024.
  3. Яковлев Як-9. pan.bg (30 октября 2012). Дата обращения: 20 марта 2024.
  4. Як-9. airpages. Дата обращения: 20 марта 2024.
  5. Як-9 самолет. aviapro. Дата обращения: 20 марта 2024.