Як-9
Як-9 | |
---|---|
Тип | истребитель |
Разработчик | ОКБ Имени Яковлева |
Производитель |
Завод №82 (Москва) Завод №153 (Новосибирск) Завод №166 (Омск) |
Главный конструктор | А.С. Яковлев |
Первый полёт | 1 октября 1942 |
Начало эксплуатации | 1942 год |
Конец эксплуатации | 1950 год |
Статус | Снят с вооружения |
Эксплуатант | ВВС СССР |
Годы производства | 1942-1948 |
Единиц произведено | 16 769 |
Базовая модель | Як-7 |
Як-9 — советский одномоторный истребитель-бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением А. С. Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.
Производился с октября 1942 года по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов (с 1942 по 1945 годы — 14 579 самолётов)[1].
История создания
Як-9 был естественным продолжением истребителей Як-1 и Як-7, представляя собой дальнейшее развитие Як-7 с конструктивной точки зрения. Хотя внешний вид мало отличался от Як-7, Як-9 был более совершенным во всех отношениях. Это объясняется тем, что при создании этого самолета учитывался двухгодичный опыт производства и использования Як-1, а также возможность более широкого использования дюралюминия, что не вызывало уже таких проблем, как в начале войны. Применение этого металла значительно уменьшило массу конструкции, что позволило использовать высвободившийся вес для увеличения запаса топлива или для оснащения самолета более мощным вооружением и разнообразным специальным оборудованием.
Як-9 производился на трех крупных заводах - № 82 в Москве, № 153 в Новосибирске и № 166 в Омске, и принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Этот самолет был прост в конструкции и специально приспособлен для производства в условиях военного времени. Почти все материалы для его производства добывались на заводах, на которых он собирался. Все модификации истребителя обладали отличными летно-техническими характеристиками, не имели серьезных конструктивных или эксплуатационных недостатков, которые могли привести к авариям. Як-9 стал самым распространенным истребителем советских ВВС во время Великой Отечественной войны. К середине 1944 года количество самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д превышало все другие истребители, находившиеся на вооружении, в совокупности, и они в значительной степени заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Производство Як-9 на заводе № 153 достигало 20 самолетов в день.
Первым серийным самолетом стал Як-9, оснащенный двигателем М-105ПФ. Як-9, оборудованный двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П, был принят на вооружение как фронтовой истребитель. Он был серийным самолетом, а его прототипом послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. Як-9 имел несколько отличий от последнего, включая уменьшенный запас горючего с 500 кг и четырех баков до 320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегченном варианте два консольных бака не использовались, а на серийных Як-9 они отсутствовали); запас масла сократился с 50 до 26-30 кг; также были удалены бомбодержатели для наружной подвески бомб.
Як-9 проявил себя как крайне маневренный самолет как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, он был легок в управлении. Например, в воздушном бою на вертикалях Як-9 мог встать на хвост Me-109F уже после первого маневра, а на горизонталях - после 3-4 витков виража. В июне 1943 года в районе Курска на серийных Як-9 были выявлены случаи отрыва деревянной обшивки от каркаса крыла из-за неполадок в технологии производства. Этот дефект устранялся бригадами ОКБ и производственных заводов непосредственно на передовой. К маю 1944 года на Як-9М и последующих модификациях этот недостаток был полностью устранен[2].
Конструкция
Фюзеляж — каркас ферменной конструкции сварной из хромансилевых труб. К передней части каркаса крепилась моторама. В передней части каркас обшивался дюралюминиевыми листами, хвостовая часть обшивалась полотном. В центральной части фюзеляжа располагалась кабина пилота. Фонарь кабины в передней и задней части был защищен бронестеклами, а центральная часть была сдвижной и сбрасываемой. За спинкой сидения летчика была установлена бронеплита.
Крыло — неразъемное, двухлонжеронное. Силовой набор крыла - дюралевые лонжероны, нервюры и стрингера деревянные. Обшивка работающая, фанерная. Сверху обшивка была обклеена полотном на эпоксидном клее. Механизация крыла - элероны и тормозные щитки. Элероны имели металлический каркас и полотняную обшивку.. Снизу в средней части крыла был подвешен тормозной щиток на шомпольной петле. Управление элеронами осуществлялось с помощью тяг, тормозные щитки управлялись пневмосистемой. В крыле размещались топливные баки.
Хвостовое оперение — свободнонесущее, смешанной конструкции. Каркас киля и стабилизатора - металлические лонжероны и нервюры, обшивка частично состояла из фанеры и полотна. Рули высоты и направления - дюралевый каркас и полотняная обшивка. Управление рулями производилось посредством тяг.
Шасси — трехопорное убирающееся с хвостовым колесом. Главные стойки складывались в носок крыла в направлении к оси фюзеляжа. Хвостовой костыль убирался назад по полету. Колеса основных стоек были снабжены пневмотормозами. Амортизация основных стоек масляно-воздушная. Уборка и выпуск шасси производился с помощью пневмосистемы. Аварийный выпуск производился вручную.
Силовая установка — поршневой V-образный двигатель жидкостного охлаждения М-105ПФ мощностью 1250 л.с. Воздушный винт трёхлопастный, дюралюминиевый, диаметром 3,0 м, гидравлический автомат с изменяемым шагом. Управление двигателем и винтом осуществлялось из кабины пилота с помощью тросовых тяг. Водорадиатор размещался под кабиной в кожухе в тоннеле, маслорадиатор под двигателем в выступающем кожухе. Два воздухозаборника к карбюраторам двигателя шли от отверстий в носке крыла у фюзеляжа. Топливные баки размещались в крыле и в фюзеляже перед кабиной под ней и за ней. Общий объем топлива до 480 литров. Масла 48 кг.
Вооружение — пушка, размещенная в развале двигателя и синхронный пулемет, стреляющий через плоскость винта. Вооружение и бронирование самолета в процессе выпуска существенно изменялись. На различные модификации самолета устанавливались пушки разных калибров, был также вариант с внутренней подвеской бомб. Было не менее десяти модификаций Як-9 по вооружению[3].
Модификации
- Як-9 с М-106ск
- Як-9 с М-107А
- Як-9Д (дальний)
- Як-9Т (танковый)
- Як-9ТД (танковый дальний)
- Як-9К (крупнокалиберный)
- Як-9П (пушечный)
- Як-9ТК
- Як-9М (модифицированный)
- Як-9С
- Як-9ДД (дальнего действия)
- Як-9Р (разведчик)
- Як-9Л
- Як-9Б (бомбардировщик)
- Як-9ПД
- Як-9УТ
- Як-9В (вывозной)
- Як-9УВ (улучшенный вывозной)
- Як-9 «Курьерский»
- Як-9П (пушечный)[4]
Производство
Заводы | 1942 год | 1943 год | 1944 год | 1945 год
(1-е полугодие) |
Всего
до конца войны |
1945 год
(2-е полугодие) |
1946 год | 1947 год | 1948 год | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 153 (Новосибирск) | 59 | 1761 | 5858 | 2867 | 10 547 | 692 | 353 | 697 | 249 | 12 536 |
№ 166 (Омск) | - | 732 | 1600 | 926 | 3258 | 158 | - | - | - | 3416 |
№ 82 (Москва) | - | - | 373 | 404 | 776 | 41 | - | - | - | 817 |
Всего | 59 | 2493 | 7831 | 4196 | 14 579 | 891 | 353 | 697 | 249 | 16 769 |
Страны, использовавшие Як-9
- СССР
- Польская Народная Республика
- Болгария — 150 Як-9 были получены из СССР в 1944, 1945, 1948 году (Як-9Д — 30; Як-9М — 60; Як-9У — 30; Як-9П — 30)
- Венгрия — 120 единиц Як-9П, 1949 год, венгерское название «Vércse»
- СФРЮ
- Албания
- Монголия — ВВС Монголии получили 34 истребителей в конце июня 1945 года, все самолёты были сняты с вооружения в 1954 году
- КНДР
- Великобритания (Як-9ДД Джеймса Эрика Сторрара, командира 234 Sqn, RAF)[5]
Примечания
- ↑ Як-9 (23 января 2009). Дата обращения: 20 марта 2024.
- ↑ Як-9 (истребитель) . CombatAVIA. Дата обращения: 20 марта 2024.
- ↑ Яковлев Як-9 . pan.bg (30 октября 2012). Дата обращения: 20 марта 2024.
- ↑ Як-9 . airpages. Дата обращения: 20 марта 2024.
- ↑ Як-9 самолет . aviapro. Дата обращения: 20 марта 2024.