Сухой, Павел Осипович

Материал из «Знание.Вики»
Павел Осипович Сухой
белор. Павел Восіпавіч Сухі
Pavel Sukhoi 2020 stamp of Belarus.jpg
Дата рождения 22 июля 1895(1895-07-22)
Место рождения село Глубокое, Дисненский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Витебской области, Белоруссия
Дата смерти 15 сентября 1975(1975-09-15) (80 лет)
Место смерти Москва
Научная сфера самолётостроение
Альма-матер Московское высшее техническое училище
Учёная степень доктор технических наук (1940)
Известен как авиаконструктор
Награды и премии

Па́вел О́сипович Сухо́й (10 [22] июля 1895, село Глубокое, Дисненский уезд, Виленская губерния, Российская империя (ныне Витебской области, Белоруссия) — 15 сентября 1975, Москва, СССР) — советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Биография

Ранние годы

Родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне — город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы.[1]

Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином[2].

Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства» — деньги, собранные односельчанами «всем миром», — получил образование в учительской семинарии. Затем работал учителем в родном селе[2].

Почта России, 2020 г.

Мать — Елизавета Яковлевна Гисич. В семье Сухих было шестеро детей: пять девочек и единственный сын, Павел. Отец старался дать детям хорошее образование и расширить их кругозор. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, выпускали домашний рукописный журнал.[1]

В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию. В 1914 году окончил гимназию с серебряной медалью, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам. Несмотря на то, что по немецкому у Сухого было лишь «хорошо», впоследствии он без труда читал авиационную литературу на немецком языке. С июня 1915 года учился в Московском технологическом училище. В училище он занимается в кружке воздухоплавания Николая Жуковского, строит планеры, модели самолётов, принимает участие в проектировании аэродинамической трубы для исследований лётных качеств моделей летательных аппаратов.

В 1916 году его призвали на военную службу и послали в школу прапорщиков. С августа того же года служил в Екатеринбурге. В 1917 году попадает на фронт, в действующую армию. Служил младшим офицером 733-го пехотного полка, с октября начальником пулемётной команды того же полка. В марте 1918 года демобилизован.[3]

1918—1920 годы, Белоруссия

После войны вернулся в Москву, но ИМТУ закрыли. Он был вынужден вернуться в родной Гомель, а затем поступить на работу преподавателем математики в городе Лунинец. Здесь познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой[4]. В 1919 году, при наступлении польских войск, часть учителей вынужденно эвакуировалась в Гомель. Среди них были Павел и Софья Феликсовна

Здесь они продолжали работать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой[5]. Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом, а затем перенёс скарлатину, которая дала осложнение на горло. Всю оставшуюся жизнь он с трудом говорил, и испытывал боли при напряжении гортани. В 1920 году, благодаря постановлению Совета народных комиссаров, студентам, обучавшимся до революции, разрешили вернуться к получению образования. Осенью 1921 года он возобновил занятия в Техническом училище, преобразованном в МВТУ.[6]. Помимо учёбы, Павел успевал подрабатывать в КБ Фомина[7], где проектировали дирижабли. А с 1924 года, завершив образование, перешёл чертежником в ЦАГИ. Дипломный проект пишет под руководством Андрея Туполева.

Активно участвовал в разработке самолётов А. Н. Туполева: АНТ-3 (Р-3), АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-5 (И-4), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-7 (Р-6), АНТ-10 (Р-7), АНТ-13 (И-8), АНТ-14 «Правда».[8] С октября 1930 года — начальник бригады отдела АГОС (авиации, гидроавиации и опытного строительства), выезжал в длительные командировки на авиазаводы Германии и Италии.

Конструкторская деятельность

С мая 1932 года — начальник объединённой бригады № 3 ЦАГИ. Именно тогда началась его самостоятельная контрукторская деятельность: им начато создание самолёта АНТ-25, предназначенного для сверхдальних перелётов. Самолёт был спроектирован и построен в сжатые сроки, в июле 1933 года экипаж М. М. Громова совершил на нём сверхдальний перелёт по замкнутому маршруту.[3] Следующим успехом стало создание самолёта АНТ-37бис «Родина». На гражданском варианте этого самолёта в сентябре 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова установили мировой рекорд по дальности и продолжительности полета.[9][10]

С мая 1936 года — заместитель начальника Конструкторского отдела Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, работал над близким бомбардировщиком ББ-1 (наработки использованы при создании Су-2).

С февраля 1939 года — главный конструктор авиазавода № 135 в Харькове. Принимал решающее участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.[11]

С апреля 1940 года — главный конструктор авиазавода № 289, на базе конструкторского бюро которого выросло знаменитое на весь мир Конструкторское бюро П. О. Сухого (ныне — ОАО «ОКБ Сухого»), базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно с ноября 1940 года — директор этого завода.

В 1942-1943 годах под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6.[12]

В 1949-1953 годах заместитель главного конструктора в КБ А. Н. Туполева. С 1953 года главный конструктор вновь воссозданного своего КБ (с 1956 года — генеральный конструктор).[10]

В послевоенные годы

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин: истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11 и Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты.[8]

На самолётах конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959 г., 1962 г.) и два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960 г., 1962 г.). В 1958—1974 годах — депутат Верховного Совета СССР.[10]

Награды

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в области создания новых образцов авиационной техники Сухому Павлу Осиповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июля 1965 года за создание новых образцов авиатехники и в связи с семидесятилетием со дня рождения Сухой Павел Осипович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».
  • орден Ленина (1945 г., 1957 г., 1975 г.);
  • орден Октябрьской Революции;
  • орден Трудового Красного Знамени;
  • орден Красной Звезды;
  • орден «Знак Почёта»;
  • Сталинская премия первой степени (1943 г. — за создание штурмовика Су-6);
  • Ленинская премия (1968 г.);
  • золотая медаль имени академика А. Н. Туполева № 001 (1975 г. — посмертно);[9]
  • Государственная премия СССР (1975 г. — посмертно).

Память

Павел Сухой

В городе Гомель установлены бюст и мемориальная доска на здании бывшей гимназии, в которой учился Сухой Павел Осипович, в Москве — мемориальные доски на доме, в котором он жил, и на здании МГТУ. Его именем названы Гомельский государственный технический университет, улицы в Москве (2004) и Гомеле. В 1985 году в школе № 1 города Глубокое был открыт музей П. О. Сухого.[8]

Смерть

Жил и работал в городе Москве. Скончался 15 сентября 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.[3]

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!