Яковлев, Александр Сергеевич

Материал из «Знание.Вики»
Александр Сергеевич Яковлев
Александр Сергеевич Яковлев.jpg
Флаг
Член Президиума
Верховного Совета СССР СССР
Флаг

Рождение 1 апреля (19 марта)
Москва, Российская империя
Смерть 22 августа 1989(1989-08-22)
Москва, СССР
Учёное звание академик АН СССР
Автограф Автограф
Награды
Военная служба
Годы службы 19321981
Род войск ВВС
Звание Генерал-полковник ВВС СССР

Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев (19 марта (1 апреля) 1906 года) — советский авиаконструктор, чл.-корр. (1943) и академик АН СССР (1976). Генерал-полковник авиации1984; с 1946 по 1951 — генерал-полковник инженерно-авиационной службы; с 1951 по 1971 — генерал-полковник инженерно-технической службы, c 1971 по 1984 — генерал-полковник-инженер). Дважды Герой Социалистического Труда. Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева (19561984). Лауреат Ленинской, Государственной и шести Сталинских премий. Депутат Верховного Совета СССР.

Биография

Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля 1906 года в Москве. Его отцом был Сергей Васильевич Яковлев, бухгалтер по специальности, который служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель». Мать, Нина Владимировна Яковлева, была домохозяйкой. В семье было трое детей: сыновья Александр, Владимир (1909) и дочь Елена (1907). Родители Александра Сергеевича имели звание «потомственных почетных граждан», которое в те годы даровалось по императорскому указу представителям духовенства и мещанства[1].

В 1914 году поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П.Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-й ступени»[2].

В школе проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал её в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты, и в 1922 году Александр организовал авиамодельный кружок.

Начало конструкторской деятельности

В 1924 году Александр Яковлев создал свой первый полноценный летательный аппарат — планер под названием АВФ-10, который был оценен премией как один из лучших советских планеров на всесоюзных соревнованиях, проводившихся в Коктебеле. Свой первый полет данный планер совершил 15 сентября 1924 года[3].

Данная дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева. С 1924 по 1927 годы работал рабочим и мотористом летного отряда Военно-воздушной Академии имени Николая Жуковского.

Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения»[4]. В 1927 году Яковлев построил свой первый самолет - АИР-1 (ВВА-1). В июле 1927 года на этом самолете были установлены первые советские мировые рекорды — дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч. 30 мин.) полёта. За эти достижения А.С.Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса. Во время учебы в Академии не переставал заниматься постройкой самолётов.

Профессиональная деятельность

Учился в академии он до 1931 года, попутно продолжая создавать легкие самолеты. После выпуска Яковлев некоторое время трудился инженером на серийном заводе, однако уже в 1932 году построил самолет АИР-6, который снова привлек к себе внимание специалистов. Через год на этом самолете, оборудованном поплавками для посадки на воду, удалось превысить официальный международный рекорд дальности для гидросамолетов. Продолжая трудиться над проектированием спортивных самолетов, А.С. Яковлев создал спортивный двухместный самолет АИР-7. В конце лета 1932 года на этой машине на высоте 1000 метров удалось достичь максимальной скорости полета – 332 км/ч.[3].

Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938—1948 годах. В 1935 году А.С.Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в ОКБ было создано еще несколько легких спортивных самолетов: УТ-1, АИР-11 и АИР-12[2].

В 1939 году ОКБ построило свою первую боевую машину - двухмоторный бомбардировщик ББ-22 (Як-2 и Як-4), скорость которого превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно. В января 1940 года одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке[2].

С 1940 по 1946 год Александр Сергеевич выступал заместителем народного комиссара авиационной промышленности. С 1956 по 1984 год являлся Генеральным конструктором ОКБ имени Яковлева[5].

Отдельной категорией были самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП), такие, как Як-36, Як-38 и Як-141. В 1967 году, во время парада в Домодедово, был показан первый советский СВВП – Як-36. С 1976 года на вооружение крейсеров класса «Киев» начали поступать боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38, ставшие первыми в мире палубными самолетами данного типа[3].

Всего было построено более 70 тысяч самолетов «Як», в том числе более 40 тысяч самолетов во время Великой Отечественной войны. Две трети всех истребителей Великой Отечественной войны составляли самолеты Яковлева[5].

Наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18, многоцелевой Як-12, первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Выступая с 1960 года на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу[2].

Под непосредственным руководством этого выдающегося авиационного конструктора было создано более 200 типов машин, из них более 100 пошли в серийное производство. В разное время на летательных аппаратах КБ А.С. Яковлева было установлено 86 различных мировых рекордов[3].

Семейное положение

  • Первая жена - Лидия Николаевна Рудинкина (брак с 1934 по 1937), инженер.
  • Вторая жена - Екатерина Матвеевна Медникова (брак с 1938), летчица
  • Сыновья - Александр и Сергей.[5]

Последние годы

Профессиональная карьера авиаконструктора Александра Яковлева продолжалась 60 лет[4]. 21 августа 1984 года в возрасте 78 лет Александр Сергеевич вышел на пенсию. Автор книг «Рассказы авиаконструктора», «Цель жизни (записки авиаконструктора)», «50 лет советского самолетостроения», «Советские самолеты»[2]. Проживал в Москве, где и скончался 22 августа 1989 года в возрасте 83 лет, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы[1].

Память

Почтовая марка
  • В Парке авиаторов на Ленинградском проспекте в Москве установлен бюст авиаконструктора[5].
  • На доме, где он жил, открыта мемориальная доска[3]
  • В 2006 году, к 100-летию со дня его рождения, в Москве названа улица, – Авиаконструктора Яковлева[3].
  • Его именем названы улицы в городах Новороссийск и Улан-Удэ[3].
  • АО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева»[5]

Почётные звания и награды

Библиография

  • Рассказы авиаконструктора. — М., 1957. А.С.Яковлев
  • 50 лет советского самолетостроения. — М., 1968., А.С.Яковлев
  • Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 2-е, дополненное. — M.: Издательство политической литературы, 1969. — 623 с. с ил., А.С.Яковлев
  • Советские самолеты. Изд. 3-е. — М., 1979. А.С.Яковлев[8].

Примечания

Литература

  • Смирнов Г. Рассказы об оружии. — М.: Детлит, 1976.
  • Якубович Н. В. Неизвестный Яковлев: «Железный» авиаконструктор. — М.: Яуза, Эксмо, 2012. — 672 с. — (Война и мы. Авиаконструкторы). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-54759-3

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!