Автобиография
Автобиогра́фия (от др.-греч. αὐτός — сам, лат. biographia — биография; «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни[1]. Нехудожественное повествование от первого лица о жизни автора, часто охватывающее её целиком. Ключевое отличие от мемуаров заключается в масштабе: автобиография стремится к всестороннему освещению, в то время как мемуары фокусируются на конкретном событии или периоде[2].
Длина и стиль автобиографии варьируются от коротких эссе до полнометражных романов или дневниковых записей. Автобиографии могут быть тематическими, фокусируясь на конкретных аспектах, таких как интеллектуальное развитие[2].
История
Автобиография как исторический источник
Достоверность автобиографии (XIX век)
В середине XIX века начали формироваться идеи об автобиографии в качестве ценного исторического источника. Появились дискуссии относительно её достоверности. Сторонники автобиографического жанра акцентировали внимание на его уникальности, способности передавать «дух времени» (Zeitgeist) и глубоко раскрывать человеческую суть. Одним из первых, кто утверждал о её врожденной правдивости, был Артур Шопенгауэр; его идеи позже развил Вильгельм Дильтей в рамках своих исследований в «науках о духе». Тем не менее, значительная часть историков XIX века, в том числе и Л. Ранке, выражали скептицизм касательно её ценности как источника сведений о прошлом, подчеркивая субъективность и неточности, вызванные несовершенством человеческой памяти. Ранке, хоть и признавал автобиографии полезными для понимания межличностных отношений, предостерегал историков от того, чтобы они не увлекались личностным аспектом повествования, который могла навязать авторская точка зрения[3].
Новые подходы к автобиографии (XX век)
Возрождение интереса к автобиографии в 1960 — 1970-х годах, во многом благодаря работе Роя Пэскала «Замысел и правда в автобиографии» (1960 год), способствовало переосмыслению данных исторических текстов. Пэскал, в духе традиций, заложенных Дильтеем, предлагал рассматривать «правдивость» автобиографии не только с позиции фактической точности, но и через призму моральных и психологических измерений. Он утверждал, что автобиография это не просто хронологическая реконструкция прошедших событий, но и интерпретация прошлого, обогащенная личным опытом и процессами самопознания. Автор, по Пэскалу, в своем повествовании открывает не только фактологические данные, но и показывает свою систему ценностей, создавая идеальный образ собственного «Я». Автобиография способна представить историкам «внутреннюю» правду жизни, непосредственно связанную с контекстом той эпохи, к которой она принадлежит[4].
Тем не менее, с появлением постмодернистской теории в конце XX века произошло значительное переосмысление жанра автобиографии и его роли в историческом дискурсе. Новые подходы начали ставить под сомнение традиционное противопоставление правды и вымысла в автобиографиях. Постмодернисты взглянули на автобиографию как на «дискурсивный тип», где «Я» автора и его рассказ о жизни воспринимаются как часть языковых конструкций и условностей[5]. В этой парадигме акцент смещается с точности исторических деталей на анализ автобиографического дискурса и восприятие текста читателем. Понятия «правдивости» и «исторической достоверности» начали рассматриваться с новой перспективы, где важность имеют нарративные и интерпретативные аспекты текста, свидетельствующие о динамике авторского самоосмысления и обществе, в котором он жил.
Несмотря на вызовы постмодернизма, историки продолжают использовать автобиографические свидетельства, формулируя новые вопросы и подходы к их изучению. Многие исследователи считают нецелесообразным рассматривать автобиографию как абстрактную категорию, предпочитая анализ конкретных текстов и групп текстов с учётом их культурного контекста и роли[6].
Классификация автобиографических источников имеет долгую историю. Иоганн Готфрид Гердер различал автобиографию как полное изображение жизни и «исповедь» как описание лишь одной её стороны. Ф. Бецольд разграничивал автобиографию и мемуары, отмечая, что мемуары содержат сведения о внешней деятельности автора, его участии в общественной жизни и его известных современниках[7].
Автобиография как транскультурный феномен
Автобиография как общекультурное явление
Автобиография результат транскультурного и трансисторического феномена, являющегося основой общения. Несмотря на разнообразие форм, существуют общие категории самоидентификации, зависящие от социальных и культурных контекстов. Основной фокус исследования — способы объективации самоидентификации в Англии эпохи раннего Нового времени, рассматривая автобиографию как социальную практику и «поле значения», где преобладают различные дискурсивные традиции. Сложность теоретического изучения автобиографии и её первостепенная важность для современных гуманитарных наук очень высока[2].
Теоретические основы изучения автобиографии
Определение Лежена, предложенное в 1975 году, описывает автобиографию как ретроспективное повествование в прозе о собственной жизни, уделяя особое внимание индивидуальным аспектам. Это определение подвергалось критике за «западноцентризм», поскольку оно игнорировало культурные традиции, существовавшие вне Европы и до Нового времени, а также за представление автобиографии как точного отражения «объективной» жизни автора[8].
Лежен перенёс фокус с намерений автора на взаимодействие с читателем через концепцию «автобиографического соглашения», что помогло избежать сложности в определении авторских намерений. Более того, Лежен рассматривает автобиографию как социальное явление[9].
Жорж Гюсдорф предложил альтернативную точку зрения, утверждая, что автобиография является продуктом определённой исторической и культурной среды, связанной с развитием европейского мировоззрения. Он оспаривал идею её вечного и универсального присутствия, связывая возникновение автобиографии с изменением восприятия собственного «я», вызванного такими факторами, как коперниканская революция, появление зеркала, а также христианская традиция самоанализа. Гюсдорф также был против ограничения автобиографии только новым временем[10].
Джеймс Олни указывает на трудности и, возможно, даже невозможность создания универсального определения автобиографии, завершая обсуждение этой сложной темы.
Автобиография в разные эпохи
Историография выделяет большие группы автобиографий по принадлежности к эпохам мировой истории (Античность, Средние века, Возрождение/раннее Новое время, Новое и Новейшее время). Историки уделяют больше внимания ранним автобиографическим текстам, в то время как автобиографии Новейшего времени чаще изучаются литературоведами. Хотя из Античности сохранилось немного личных свидетельств, которые можно отнести к автобиографии, некоторые исследователи (например, Михаил Михайлович Бахтин) считают, что античность разработала существенные автобиографические и биографические формы, оказавшие большое влияние на последующее развитие жанра. Автобиографическое содержание историки находят в диалогах Платона («Апология Сократа», «Федон»), речи Исократа, предисловиях Цицерона, Галена, стихотворных сочинениях Горация, Овидия и Проперция, «Записках» Цезаря, письмах Цицерона к Аттику, его диалоге «Гортензий», и «Размышлениях» Марка Аврелия[11].
В средневековой культуре феномен автобиографии связывают со становлением христианского персонализма. «Исповедь» Святого Августина считается первой и наиболее известной христианской автобиографией, написанной в форме богословского трактата. Автобиография является уникальным историческим источником, отражающий великий общечеловеческий процесс освобождения личности, особенно ярко проявившийся в западном мире. Миш, Вейнтрауб, Масух сходятся во мнении о исключительной важности для понимания развития самосознания автобиографии. История автобиографии демонстрирует эволюцию структуры индивидуальности на протяжении разных эпох и в различных контекстах[12].
Классификация автобиографии
Автобиография прежде всего занимается внутренним развитием личности, обращаясь к прожитой жизни и освещая историю внутренней жизни автора. Анна Бурр в своей книге «Автобиография: Критическое и сравнительное исследование» (1909 год) предложила оригинальную классификацию, рассматривая автобиографические тексты как смысловое единство. Анализируя 260 сочинений, она выявила связи между автобиографиями и национальностью, профессией, религией, полом авторов, их памятью и типом нервной деятельности. Бурр выделила три великих архетипа: «Записки» Цезаря, «Исповедь» Августина и «Исповедь» Руссо, каждый из которых определил специфическое направление в развитии автобиографической интроспекции. Однако, её систематизация не получила широкого признания в XX веке[4].
Современные историки предпочитают учитывать культурное своеобразие, анализируя автобиографии в контексте языка, эпохи и социальной группы. В российском историческом источниковедении классификации автобиографии преимущественно соотносятся с мемуаристикой XVIII—начала XX веков. Значительный вклад в изучение мемуаристики внесли Пётр Андреевич Зайончковский («История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях») и Андрей Григорьевич Тартаковский, исследовавший генезис и развитие мемуарного жанра в России, уделяя особое внимание его культурно-историческому статусу. Марина Фёдоровна Румянцева связывает появление мемуаристики, включая автобиографическую, с кардинальными изменениями в характере исторических источников на рубеже XVII—XVIII веков, связанными со становлением самосознания личности и осознанием исторической изменчивости социальной среды[13].
Модель «Открытия Человека»
Георг Миш использует модель «открытия человека» Якоба Буркхардта, распространяя её за пределы итальянского Ренессанса XIV—XVI веков. Он отмечает аналогичные, хотя и менее масштабные процессы в библейской и античной культурах. Основное внимание Миш уделяет европейской автобиографии Средневековья и раннего Нового времени. Он описывает «несобранность» и «центробежный» характер средневековых автобиографий, контрастируя их с радикальными изменениями в эпоху Ренессанса, начиная с Петрарки[14].
Взгляды Вейнтрауба и Масуха
Джерри Вейнтрауб, подобно Мишу, считает автобиографию ключевым источником для изучения истории самосознания европейского индивида. Он отмечает, что, хотя человеческая индивидуальность существовала всегда, её открытое проявление произошло в эпоху Возрождения, кульминируя в формировании современной личности к началу XIX века. Вейнтрауб, как и Миш, использует «классический» подход историка культуры, прослеживая эволюцию концептов «индивида», «личности» и «Я» в исторических текстах[15].
Масух в своей монографии, хотя и с более узким хронологическим фокусом (Англия, 1591 год—1791 год), предлагает более теоретически обоснованное исследование «предыстории современной автобиографической практики» и «истоков индивидуалистической личности». Он подчеркивает необходимость самоидентификации как неотъемлемую часть человеческого существования[15].
Современные подходы
Возникновение и основные типы эгодокументов
Наиболее распространённое в настоящее время понятие «эгодокумент», впервые появившееся в Нидерландах в середине 1950-х годов (Жак Прессер), включает в себя четыре основных типа личных свидетельств: мемуары, дневники и письма личного характера. В широком смысле эгодокументы представляют собой исторические источники, где исследователь сталкивается с «я» (или иногда «он», как в случае Цезаря или Генри Адамса) — субъектом, одновременно пишущим и присутствующим в тексте[16].
Критика традиционных подходов
Современные исследования автобиографии отходят от прежних прогрессистских перспектив анализа, основанных на идеях «происхождения» или «развития», и от «больших историй» в духе Миша или Вейнтрауба. Критикуется сама идея «развития индивидуальности», ранее лежавшая в основе подобных исследований, а также связь между «историей индивидуализма» и «историей автобиографии», ранее считавшаяся бесспорной[4].
Преодоление западоцентризма
Традиционное представление об автобиографии как об исключительно продукте западной цивилизации вызвало сомнения и критику. Исследования в области постколониальной теории, а также обнаружение автобиографических текстов в культурах арабского мира, Японии, Византии и многих других, демонстрируют слабость западоцентричного подхода. Концепция «линейного» развития автобиографии, основанная на текстах Западной Европы эпохи Возрождения, таких как «Исповедь» Августина, протестантские автобиографии или «Исповедь» Руссо, оказывается недостаточной для полноценного анализа разнообразия автобиографических произведений[17].
Автобиография как социальная и культурная практика
Современные исследователи рассматривают автобиографию как специфическую социальную и культурную практику, существующую в конкретных исторических контекстах. Ищутся пути «транскультурного» изучения, например, через призму универсальной категории «пространства». Герман Янке и Кристиан Ульбрих отмечают, что анализ автобиографических свидетельств через призму пространства позволяет увидеть, как индивидуальная жизнь человека превращалась в письменный рассказ о себе в разные эпохи, культуры и части мира[18].
Междисциплинарный подход к изучению автобиографии
Современные исследователи сходятся во мнении, что раскрытие исторического богатства автобиографических текстов возможно только в рамках междисциплинарных исследований, использующих методы исторической антропологии, микроистории, нарратологии, исторической герменевтики, компаративистики и гендерного анализа[19].
Кризис традиционного подхода к автобиографии
Автобиография порождает больше вопросов, чем ответов, больше сомнений, чем определённостей, включая само существование предмета исследования. Отказ от жанровых дефиниций, предлагается понимать автобиографический текст как динамическое единство autos (Я), bios (жизнь) и graphè (письмо). Влияние постструктурализма привело к пересмотру основополагающих принципов традиционного осмысления автобиографии, включая само понятие авторского «Я» как реальности, существующей вне языковых конвенций. В контексте «лингвистического поворота», автобиографический текст рассматривается как словесный артефакт, неправомерно претендующий на отражение подлинной жизни автора. Он представляется скорее результатом прочтения языковых и литературных конвенций, чем результатом индивидуальной креативной деятельности. Из «смерти автора» вытекает декларация о «конце автобиографии». Проблема автобиографического субъекта стала одной из наиболее спорных и важных тем дискуссий. Открытия лингвистики и антропологии поставили под вопрос его целостность, требуя различать «автора», «писателя», «пишущего», «рассказчика» и «главного героя». Отношения между автобиографическим рассказом и исторической действительностью признаются проблематичными, определяемыми не только, а часто и не столько событиями, сколько языковыми нормами и жанровыми канонами. Крайняя точка зрения утверждает, что поиск автобиографического субъекта вне текста бессмысленен, поскольку структурирование субъективности происходит в процессе производства автобиографических смыслов. Вопрос Поля де Манна о том, что автобиографический проект может сам произвести и определить жизнь, ставится риторически.
Новые перспективы исследования автобиографии
Несмотря на скептицизм относительно автобиографии как исторического свидетельства, наблюдается оживление интереса к ней и другим личным документам. Этот интерес связан с антропологическим и лингвистическим «поворотами», возвращением историографии к истории событий и растущим влиянием микроистории. Изменился предмет исследовательского внимания: вместо свидетельств «великих людей», внимание обращается к малоизвестным текстам и массовому производству мемуарно-автобиографической продукции. Это привело к росту исследований, основанных на автобиографических документах, формированию новых направлений в историографии (история чтения, история сновидений), и созданию исследовательских коллективов, занимающихся сбором, публикацией и интерпретацией личных документов. Современные исследования автобиографии стремятся к обновлению терминологического аппарата, вводя понятия «эгодокументы», «свидетельства о себе», «жизнеописания» и другие[20].
Примеры автобиографической литературы
Ранние примеры автобиографической литературы
В ранний период существования автобиографии как жанра появляются произведения, сочетающие в себе назидательный и визионерский характер. К ним относятся:
- «Извлечения из исповедального диалога» Ратхера Веронского (ок. 890 год—974 год).
- «Книга видений» и «Книга наставлений» Отлоха Санкт-Эммерамского (ок. 1010 год— после 1067 год).
- «О делах в период его управления» аббата Сен-Дени Сугерия (1088 год—1051 год).
- «Монодии» Гвиберта Ножанского (1053 год—1121 год).
- «Хроника» Салимбене да Парма (1221 год—1287 год).
- «История моих бедствий» Петра Абеляра (1079 год—1142 год).
Расцвет автобиографии в эпоху Возрождения и раннего Нового времени
Эпоха Возрождения и раннее Новое время ознаменовались значительным ростом количества автобиографических произведений. В XIV—XVI веках в Италии гуманисты, художники и ученые создавали тексты, повествующие об их жизни:
- «Письмо к потомкам» и диалог «Моя тайна» Франческо Петрарки (1304 год—1370 год).
- «Счет жизни» Джованни Конверсини да Равенна (1343 год—1408 год).
- «Записки» папы Пия II (Энеа Сильвио Пикколомини, 1405 год—1464 год).
- «Жизнеописание» Леона Баттиста Альберти (1414 год—1472 год).
- «Жизнь» Бенвенуто Челлини (1500 год—1571 год).
- «О моей жизни» Джероламо Кардано (1501 год—1576 год).
Параллельно появляются автобиографические свидетельства итальянских купцов и деловых людей, связанные с ведением записей, дневников и других документов личного характера (Донато Веллути, Горо Дати, Джованни Морелли, Бонаккорсо Питти). В XVI—XVII веках сформировались различные направления автобиографической литературы:
- Духовная А. «Книга жизни» Тересы Авильской (1515—1582); «Рассказ паломника о своей жизни» Игнасио Лойолы.
- Протестантская А."Рассказы о жизни" Варфоломея Састрова (1520 год—1603 год); «Жизнь» Якоба Андреэ (1528 год—1590 год); «История жизни» Джеймса Мелвилла (1556 год—1614 год).
- Автобиографии писателей и ученых «Опыты» Мишеля Монтеня (1533 год—1592 год); «Жизнь» Джамбаттисты Вико (1668 год—1744 год).
Автобиография нового времени и её влияние
Понятие автобиографии Нового времени часто связывают с утверждением новоевропейской индивидуалистической культуры XVIII—XIX веков. Ярким примером является «Исповедь» Жана Жака Руссо (1672—1747), где автор подчеркивает свою уникальность. Это новое самовосприятие связано с интимизацией внутреннего мира человека и рождением идеи о существовании «скрытого ядра», подлинного «Я».
Русская автобиографическая традиция
В России XII—XVII веков известны следующие автобиографические свидетельства:
- «Поучение» Владимира Мономаха (1053 год—1125 год).
- «Первое послание Андрею Курбскому» Ивана IV (1530 год—1584 год).
- «Повесть о житии» Мартирия Зеленецкого (? — 1603 год).
- «Сказание об Анзерском ските» Елеазара Анзерского (? — 1656 год).
- «Записка» Епифания Соловецкого (?-1682 год).
- «Житие» Аввакума (1620 год/1621 год — 1682 год).
Автобиографические элементы присутствуют и в других жанрах древнерусской литературы (жития, слова, челобитные и др.). Традиция светских мемуарно-автобиографических сочинений в России развивается с петровских времён (например, жизнеописание Бориса Куракина и записки Андрея Болотова).
Литературный жанр
Детальное описание и использование художественных приёмов: Источники подчёркивают важность богатых сенсорных деталей рекомендует не менее половины страницы заметок для каждого значимого момента. Scribophile подробно описывает различные типы сенсорных образов (тактильные, кинестетические, аудиальные, обонятельные, вкусовые, зрительные и композитные) и предостерегает от клише и чрезмерного использования. StoryAngles также подчёркивает важность конкретных, выразительных сенсорных деталей для создания захватывающего читательского опыта. Исследование модернистской автобиографии Наталии Викторовны Морженковой подчёркивает роль эстетизации жизни и мифологизации. Диссертация, посвящённая автобиографизму в творчестве Михаилу Юрьевичу Лермонтова, указывает на использование различных модусов (исповедальный, драматический, философский), что влияет на выбор фигур речи. Диссертация Татьяны Николаевны Ковалевой «Художественное время-пространство романа И. А. Бунина „Жизнь Арсеньева“» анализирует «Жизнь Арсеньева» Ивана Алексеевича Бунина и «Повесть о жизни» Константина Георгиевича Паустовского, подчёркивая важность художественного времени и пространства[21].
См. также
Литература
- на русском языке
- Автобиография : [арх. 3 января 2023] / И. Л. Попова // А — Анкетирование. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 144. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 1). — ISBN 5-85270-329-X.
- Романова Г. И. Автобиография // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 15—18. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Караева Л. Б. Английская литературная автобиография: Трансформация жанра в XX веке. — Издательство М. и В. Котляровых, 2009. — 276 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-93680-327-7.
- Черняк В. Д., Черняк М. А. Автобиографичность // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 7—10. — 250 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5.
- на других языках
- Linda R. Anderson. Autobiography. — Routledge, 2001. — 180 p. — (The New Critical Idiom). — ISBN 9780415186353.
- Ronald Bedford, Lloyd Davis, Philippa Kelly. Early Modern Autobiography: Theories, Genres, Practices. — University of Michigan Press, 2006. — 328 p. — ISBN 0472069284.
- Kathleen M. Ashley, Leigh Gilmore, Gerald Peters. Autobiography & Postmodernism. — University of Massachusetts Press , 1994. — 330 p. — ISBN 0870239007.
- The Cambridge Companion to Autobiography : [англ.] / Edited by Maria DiBattista, Emily O. Wittman. — Cambridge University Press, 2014. — 286 p. — (Cambridge Companions to Literature). — ISBN 978-1-107-02810-4.
Примечания
- ↑ Значение слова «автобиография» . Картаслов. Дата обращения: 11 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Сапожникова Ю. Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение.. — 2012. — № 2. — С. 2.
- ↑ Руднева И. С. Гендерный аспект портретной характеристики в русской мемуарно-автобиографической литературе второй половины XVIII – первой трети XIX вв // Вестник БГУ.. — 2013. — № 2.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Автобиография (РИЭ, 2015) . ponjatija.ru. Дата обращения: 11 ноября 2024.
- ↑ Киреева Н. В. Трансформация жанра автобиографии американскими писателями- постмодернистами // Преподаватель ХХI век. — 2011. — № 2.
- ↑ Фёдорова Т. Ю. Автобиография как источник культурологического исследования // Вестник Московского университета. — 2018. — № 19.
- ↑ Павлова С. Ю. Мемуарно-автобиографические жанры: к проблеме границ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. — 2008. — № 1.
- ↑ Дугин, Александр. Вестернология: в направлении суверенной русской науки . katehon.com (16 сентября 2024). Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ Чемодурова З. М. Стратегии создания современного англоязычного автобиографического текста // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2019. — № 192.
- ↑ Савицкий, Евгений. Автобиографии и постмодернистская теория . magazines.gorky.media. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ Раренко М. Б. (дата обращения: 13.11.2024). Биография: эволюция и гибридизация жанра // Биография: эволюция и гибридизация жанра. — 2017.
- ↑ Святой Августин и рождение жанра автобиографии . bogoslov.ru (1 декабря 2020). Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ Георгиева Н. Г. Мемуары как феномен культуры и исторический источник // Вестник РУДН. История России. — 2012. — № 1.
- ↑ Автобиография . kinobaza24.ru. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ 15,0 15,1 Браславский Р. Г. Эволюция концепции цивилизации в социоисторической науке в конце XVIII - начале XX века // ЖССА. — 2022. — № 2.
- ↑ Жак Прессер и традиция еврейской автобиографии в Нидерландах . Новое литературное обозрение. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ Коновалов Г. К. Исчезновение автобиографического канона, теория и закон жанра . magazines.gorky.media. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ Зарецкий, Игорь. История субъективности и история автобиографии: . Новое литературное обозрение. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ Волошина С. В., Литвинов А. В. [// . 2016. №1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anatomiya-deloproizvodstvennoy-avtobiografii-v-noveyshey-istorii-rossii-kompozitsiya-i-soderzhanie-tekstov (дата обращения: 13.11.2024). Анатомия делопроизводственной автобиографии в новейшей истории России: композиция и содержание текстов] // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2016. — № 1. — С. 10.
- ↑ Медяков А. С. Изучение визуальной истории в германии: основные подходы в историографии и методике исследований // Вестник Московского университета. — 2018. — № 6.
- ↑ Метласова Т. М., Ковальчук О. Л. Лингвостилистические особенности реализации сенсорных образов в произведениях Джоанн Харрис // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. — 2020. — № XII.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |