Историография
Историография — научная дисциплина, изучающая развитие исторической науки, дающая описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки[1].
Этот предмет сосредоточен на изучении, прежде всего, истории исторической науки, исследуя процессы и этапы её развития. Однако его задачи не ограничиваются только этим направлением. Он также охватывает историю формирования исторических представлений и концепций в рамках культурных контекстов, изучая, как различные эпохи и общества интерпретировали и воспринимали прошлое. Важным аспектом также является исследование истории общественно-политической мысли, что позволяет понять, как исторические события и идеи влияли на развитие политических и социальных концепций[2].
Развитие данной дисциплины осуществляется в тесной интеграции с другими научными направлениями. В их число входят архивоведение, которое занимается сохранением и изучением исторических документов; библиотечное дело, связанное с систематизацией и распространением знаний; историческая библиография, которая занимается каталогизацией источников и литературы по истории; источниковедение, направленное на анализ и интерпретацию исторических источников; и книговедение, изучающее историю книги и печатного дела. Эти дисциплины взаимно обогащают друг друга, создавая целостную картину изучения и понимания исторического процесса[2].
История науки
Историография античности и европейского Средневековья
Историография античности и европейского Средневековья представляет собой важные этапы развития исторической мысли, которые существенно повлияли на формирование западной исторической традиции и методологии.
Историография античности начинается с древнегреческой и римской цивилизаций, где зародились первые систематические попытки записи и анализа исторических событий. Одним из основоположников античной историографии был Геродот, живший в V веке до н. э. Его труд «История» стал первым значительным произведением, в котором автор стремился не только фиксировать события, но и исследовать их причины, анализируя культурные и географические контексты. Геродот уделял внимание описанию различных народов и их обычаев, что сделало его труды важным источником для изучения древнего мира. Другой выдающийся историк античности, Фукидид, также живший в V веке до н. э., заложил основы аналитической историографии. В своей «Истории Пелопоннесской войны» он стремился к объективности и точности, избегая мифологических интерпретаций и акцентируя внимание на политических и военных аспектах. Фукидид сделал значительный вклад в развитие критического подхода к источникам, что стало важным этапом в эволюции исторической науки[3].
В Древнем Риме историография получила дальнейшее развитие, достигнув высокого уровня систематизации и профессионализма. Труды таких римских историков, как Ливий и Тацит, стали классикой античной историографии. Ливий в своей «Истории Рима от основания города» представил подробное изложение событий римской истории, стремясь к созданию целостной картины развития государства. Тацит, в свою очередь, в своих работах «Анналы» и «История» сосредоточился на анализе политических процессов и нравов римского общества, придавая большое значение психологическим портретам исторических деятелей[4].
Переход от античности к средневековью ознаменовал собой изменение парадигмы исторической мысли. В раннем Средневековье историография была тесно связана с христианством, что нашло отражение в хрониках и летописях того времени. Одним из первых и наиболее значительных историков раннего Средневековья был Беда Достопочтенный, живший в VIII веке. Его труд «Церковная история народа англов» стал важным источником по истории Англии и одним из первых примеров использования христианской историографической традиции. В средневековой Европе историческая наука развивалась преимущественно в монастырях, где хронисты записывали события, происходившие в их время. Эти записи носили характер анналов, где события излагались в хронологическом порядке, зачастую с религиозной интерпретацией. Одним из таких хронистов был Григорий Турский, чья «История франков» стала важным источником по истории Галлии и раннего Франкского государства[5].
Средневековая историография достигла своего расцвета в XII—XIII веках, когда появляются крупные хроники, охватывающие значительные исторические периоды. В этот период развивается жанр универсальных хроник, которые стремились охватить всю известную историю мира с момента сотворения. Примером такого произведения является «Хроника о двух государствах» Оттона Фрейзингского, написанная в XII веке. Оттон предложил концепцию линейного развития истории, связывая её с божественным промыслом[6].
Историография на Руси в Средневековье представляет собой сложный и многослойный процесс формирования и развития исторической мысли, тесно связанный с культурой, религией и политической ситуацией того времени. Средневековая историография Руси включает в себя летописание, житийную литературу, церковные хроники и другие формы письменной традиции. Одним из главных источников исторической информации о Древней Руси являются летописи. Летопись — это форма исторического повествования, в которой события излагаются в хронологическом порядке, обычно по годам. Летописание на Руси начало развиваться с момента принятия христианства в конце X века. Основным центром летописания стал Киев, где создавались самые ранние летописные своды[7].
«Повесть временных лет» — это самый известный и значительный летописный свод, составленный в начале XII века монахом Нестором и его преемниками. Этот труд охватывает период с IX века до начала XII века и описывает происхождение славян, образование древнерусского государства, взаимоотношения с соседними народами и события внутренней политики. Новгородские и другие местные летописи — помимо киевских, существовали и другие региональные летописи, такие как Новгородская первая летопись, Владимирский летописец и другие, которые освещали события конкретных регионов и их взаимодействие с остальной Русью. Житийная литература представляет собой биографии святых, которые также выполняли роль исторических источников. В житиях описывалась не только религиозная жизнь, но и значительные исторические события, такие как крестовые походы, монголо-татарское нашествие и другие события. Церковные хроники и хронографы служили важными источниками для средневековой историографии Руси. Они составлялись монахами и священнослужителями и, как правило, были ориентированы на освещение истории с религиозной точки зрения[7].
Средневековая историография на Руси развивалась в контексте православной традиции, и многие исторические труды были тесно связаны с церковными нуждами и задачами. История воспринималась как проявление божественной воли, и события объяснялись через призму религиозных понятий.
Особое место в средневековой историографии занимают труды арабских и исламских историков, таких как Ибн Халдун, чья «Книга назиданий по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть» содержит одну из первых попыток научного анализа исторических процессов, основанного на социологическом подходе. Ибн Халдун рассмотрел историю как закономерный процесс, управляемый объективными законами, что отличало его труды от религиозно окрашенных хроник средневековой Европы.
В позднем Средневековье, с развитием университетов и интеллектуальных центров, историография стала более систематической и академической дисциплиной. Появились труды, которые стремились к более критическому подходу к источникам и анализу исторических событий. Важную роль в этом процессе сыграли такие историки, как Жан Фруассар, чьи хроники о Столетней войне стали важным источником для изучения этого периода[2].
Историография европейского раннего Нового времени и Просвещения
Историография европейского раннего Нового времени и Просвещения представляет собой важный период в развитии исторической науки, характеризующийся переходом от средневековых хроник и анналов к более критическому и аналитическому подходу к изучению прошлого. Этот период охватывает XVI—XVIII века и знаменует собой начало формирования современной историографической традиции[8].
В эпоху раннего Нового времени (XVI—XVII века) Европа переживала значительные социальные, политические и культурные изменения, что оказало влияние и на развитие историографии. Эпоха Возрождения привела к возрождению интереса к античным источникам и гуманистическим идеям, что стимулировало развитие исторической науки. Гуманисты, такие как Франческо Петрарка и Леонардо Бруни, сыграли важную роль в переосмыслении истории, стремясь к восстановлению подлинных текстов и критическому отношению к источникам. В это время формируется идея истории как светской дисциплины, независимой от религиозных догматов, что стало ключевым шагом к развитию научного подхода[8].
Одним из ключевых фигур раннего Нового времени был Жан Боден, чьи работы стали важным вкладом в развитие исторической мысли. В своей книге «Метод легкого познания истории» (1566) он предложил новую методологию изучения истории, которая включала систематический анализ источников и событий. Боден стремился к объективному пониманию исторических процессов, что стало важным шагом в становлении критической историографии. Важное значение для развития историографии раннего Нового времени имели и национальные истории, которые начали складываться в этот период. Историки, такие как Паоло Сарпи в Италии и Франсуа де Мезере во Франции, писали о развитии своих стран, стремясь создать непрерывную линию исторического повествования. Эти работы стали важными источниками для формирования национальных идентичностей и понимания истории как непрерывного процесса[8].
Эпоха Просвещения (XVIII век) стала временем значительных изменений в европейской историографии. В этот период историческая наука окончательно освобождается от средневековых догматов и религиозного влияния, становясь самостоятельной научной дисциплиной. Просветители стремились к созданию рациональной и объективной картины мира, что нашло отражение и в историографии. История стала рассматриваться не только как хроника событий, но и как процесс, подчиненный определённым законам, который можно объяснить и проанализировать. Одним из наиболее влиятельных историков Просвещения был Эдуард Гиббон, чья работа «История упадка и разрушения Римской империи» (1776—1788) стала классикой мировой историографии. Гиббон впервые предложил систематическое объяснение причин падения Римской империи, основываясь на рациональном анализе политических, социальных и экономических факторов. Его труд отличался критическим подходом к источникам и стремлением к объективности, что сделало его одним из основоположников научной историографии[8].
Другим важным представителем историографии эпохи Просвещения был Вольтер. В своих исторических работах, таких как «Эпоха Людовика XIV» (1751) и «Опыт о нравах и духе народов» (1756), он продвигал идеи прогресса и рационализма. Вольтер рассматривал историю как последовательность событий, подчиненную естественным законам, и выступал против религиозной и догматической интерпретации прошлого[9].
Научная европейская историография XIX—XX веков
Научная европейская историография XIX—XX веков представляет собой важнейший этап в развитии исторической науки, когда были заложены основы современной историографии и произошли значительные изменения в методологии и подходах к изучению прошлого. Этот период характеризуется институционализацией исторической науки, формированием национальных историографий и развитием новых направлений и школ как в Европе, так и в России[2].
В XIX веке историография становится профессиональной академической дисциплиной, что связано с деятельностью таких выдающихся учёных, как Леопольд фон Ранке в Германии. Ранке считается основоположником научной историографии, его подход был основан на принципах объективности и критического анализа источников. Он предложил метод исторической реконструкции, целью которой было «показать, как всё было на самом деле». Труды Ранке, такие как «Истории романских и германских народов» (1824), оказали значительное влияние на последующие поколения историков и заложили основы критической методологии[10].
В России аналогичный процесс профессионализации исторической науки связан с деятельностью таких выдающихся учёных, как Николай Михайлович Карамзин, Сергей Михайлович Соловьёв и Василий Осипович Ключевский. Карамзин, автор «Истории государства Российского», создал фундаментальный труд, который не только систематизировал исторические знания, но и стал основой для формирования национального исторического сознания. Соловьёв развил идеи Карамзина, написав «Историю России с древнейших времён», которая охватила широкий спектр событий и предложила систематический анализ политических, социальных и экономических процессов. Ключевский внёс значительный вклад в развитие российской историографии своим «Курсом русской истории», где применял новый подход к изучению истории России, сосредоточив внимание на социальных и экономических аспектах[11].
В XIX веке также развивается национальная историография, направленная на создание и укрепление национальных идентичностей. В Европе историки, такие как Жюль Мишле во Франции и Томас Бабингтон Маколей в Великобритании, создавали масштабные исторические труды, в которых описывали становление и развитие своих наций. В России параллельно развивается отечественная историография, где ключевыми фигурами становятся такие учёные, как Василий Ниитич Татищев и Николай Иванович Костомаров, которые способствовали созданию национальной исторической традиции и осознанию уникальности исторического пути России[11].
Особое место в историографии XIX века занимают труды Карла Маркса, который предложил новый подход к изучению истории, основанный на материалистическом понимании исторического процесса. Марксистская историография, развившаяся в конце XIX — начале XX веков, рассматривала историю как результат классовой борьбы и изменений в экономических структурах. В России марксистская историография также получила развитие благодаря трудам таких деятелей, как Георгий Валентинович Плеханов и Владимир Ильич Ленин. Их работы оказали значительное влияние на развитие советской исторической науки и определили направление её развития в XX веке[12].
XX век стал временем значительных изменений и новых направлений в историографии. Важным явлением этого периода стало возникновение школы «Анналов» во Франции. Основанная Марком Блоком и Люсьеном Февром в 1929 году, эта школа предложила новый подход к изучению истории, сосредоточив внимание на долгосрочных социальных, экономических и культурных процессах. В отличие от традиционной политической истории, школа «Анналов» изучала «историю повседневности», обращая внимание на жизнь обычных людей и структуру общества. Труды Фернана Броделя, одного из наиболее выдающихся представителей этой школы, такие как «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (1949), стали классикой исторической науки и внесли значительный вклад в развитие структурного анализа[13].
Кроме школы «Анналов», в XX веке развиваются и другие важные направления в историографии, такие как социальная история, экономическая история и культурная история. Эти направления стремились к более комплексному пониманию исторических процессов, учитывая широкий спектр факторов и взаимодействий. В России, несмотря на идеологические ограничения, также развивались значимые направления, в том числе изучение истории революционного движения, индустриализации и коллективизации. Среди ведущих советских историков можно выделить Евгения Викторовича Тарле, чьи работы по истории Наполеоновских войн и дипломатии внесли значительный вклад в мировую историографию.
Во второй половине XX века также произошло развитие микроистории, которая сосредоточилась на изучении отдельных событий, мест или социальных групп в контексте широких исторических процессов. Этот подход, продвигаемый такими историками, как Карло Гинзбург, позволил более глубоко понять роль индивидуальных и локальных факторов в истории. В России аналогичные исследования стали развиваться в постсоветский период, когда историческая наука освободилась от идеологического давления и получила возможность исследовать ранее закрытые темы.
Современная историография, сложившаяся в конце XX — начале XXI века, характеризуется мультидисциплинарным подходом и использованием новых технологий, таких как цифровая история и анализ больших данных. Историческая наука стала более интердисциплинарной, объединяя методы и теории из различных областей знаний, включая социологию, антропологию и культурологию. Важное значение приобрели темы глобальной истории, постколониальных исследований и изучения коллективной памяти, что позволило расширить границы традиционной историографии и предложить новые подходы к пониманию прошлого. Таким образом, научная европейская и российская историография XIX—XX веков прошла путь от институционализации и профессионализации до развития новых направлений и методологий, которые продолжают оказывать влияние на историческую науку и в настоящее время. Этот период стал важным этапом в формировании современной историографии, заложив основы для дальнейшего развития и углубления исторического знания как в Европе, так и в России[14].
Примечания
- ↑ Гончаренко С.Т., Сексте Я.А., Стрельников С.В. Всемирная (синхронная) история (2012). Дата обращения: 2 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 ИСТОРИОГРАФИЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия . old.bigenc.ru. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Суриков Игорь Евгеньевич. Замечания об исторической мысли и исторической науке в античности (древняя Греция) // Античный мир и археология. — 2017. — Вып. 18. — С. 46–58. — ISSN 0320-961X.
- ↑ Античная эпическая историография. Геродот, Тит Ливий - Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. - 1984 (англ.). djvu.online. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Средневековая историография — Карта знаний . kartaslov.ru. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Л.П. Репина История исторического знания - Гл.4 . abuss.narod.ru. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Гринин Леонид Ефимович. Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века*. Лекция 3. Средневековая теология, теория истории и историография. Западная Европа. Лекция 4. Философско-историческая мысль в Средние века. Византия, Русь, арабский мир, Китай // Философия и общество. — 2010. — Вып. 2. — С. 151–192. — ISSN 1681-4339.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Бобкова Марина Станиславовна. Как складывались представления о предмете и методе истории в западноевропейском обществе раннего нового времени? // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2008. — Вып. 12. — С. 195–209. — ISSN 2073-6355.
- ↑ Соломеин Аркадий Юрьевич. Вольтер-историк в отечественной историографии XIX-XX вв. : стереотипы, проблемы, перспективы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2015. — Т. 16, вып. 4. — С. 367–377. — ISSN 1819-2777.
- ↑ И. Савельева, А. Полетаев Становление исторического метода: Маркс, Рильке, Дройзен . abuss.narod.ru. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ 11,0 11,1 Васильев Юрий Альбертович. О методологических основаниях русской исторической школы: историософские аспекты. Часть I // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — Вып. 1. — С. 49–58. — ISSN 1998-9873.
- ↑ Сидоров Александр Валентинович. Принцип научности в марксистской историографии 1920-х годов // Государственное управление. Электронный вестник. — 2012. — Вып. 30. — С. 21.
- ↑ НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА • Большая российская энциклопедия - электронная версия . old.bigenc.ru. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Бушмакина Юлия Владимировна. Междисциплинарный подход в современном историческом знании // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. — 2017. — Вып. 2. — С. 7–20. — ISSN 2308-7226.