Житийная литература
Жити́йная литерату́ра — раздел христианской литературы, который объединяет жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. Синонимом в современной российской науке является термин «агиография» (от греч. ἅϒιος — святой и ϒράφω — пишу), в XIX веке употреблялся термин «агиология» (современная наука под термином «агиология» понимает раздел богословия[1][2].
В житийной литературе принято выделять в зависимости от чина святости жития мучеников, просветителей, миссионеров, святителей, благоверных, преподобных, юродивых, праведников, святых жён[1][3][4][5].
Житие как жанр древнерусской литературы сформировалось по воздействием двух влияний культуры южных славян и оформлялись в двух типах сборников[6][7][8].
Особенности жанра
Житийная литература возникла в I—IV веках в Римской империи. Зарождение её связано с гонением на христиан. Житийные тексты были призваны воспитывать почитание мучеников и формировать силу духа верующих в период гонений (Мученичество священномученика Поликарпа, епископа Смирнского). В житийные тексты этого времени включались и протоколы заседаний суда. Главным предметом изображения была мученическая смерть подвижника[1].
После гибели в 363 году императора Юлиана Отступника прекратилось гонение на христиан, и предметом изображения в агиографии стала, прежде всего, благочестивая жизнь подвижника. Такой тип жития получил название пространного. Под влияние античных создателей текстов Филострата, Флегонта, Плутарха, Ксенофонта и других именно пространное житие с IV века стало развиваться как агиографический текст в христианстве[1].
Создавались жития с жизнеописанием, а также жития с похвальным словом, которые отличались риторическими по своему характеру текстами. Похвальное слово близко к проповеди, гомилии в честь святого. В нём важны нравственные выводы. Внимание агиографических текстов также обращалось и на посмертные чудеса святых. Сказания об этих чудесах могли быть составной частью жития и отдельным житийным сборником текстов, например: Чудеса святого Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, мученика Евгения Трапезундского и другие. Агиографические тексты не могут служить источником исторической информации в чистом виде. В задачу создателя текста не входило точное и достоверное отражение фактов биографии, важным было создать образ святого как примера для подражания и почитания в христианском мире[1].
Житийная литература возникла как максимально подчинена определённым правилам. Герой жития был лишён каких-либо индивидуальных качеств, не допускалось проявление психологизма. Святой как главное лицо агиографического текста всегда представлял собой обобщённые христианские благодетели. Структура, поэтические образы, хронотоп (время и пространство) текста, поэтические формулы были унифицированы и канонизированы. При этом герои житий — исторические личности не были лишены обобщённых исторически известных черт для создания эффекта достоверности повествования[1]. Однако отдаление автора от исторической достоверности в житиях безусловна[6].
Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в житии не портрет, а икона.Василий Осипович Ключевский
Идеальное отображение действительности, художественное абстрагирование, уход от конкретики, символическая образности как характерные черты житий отмечались исследователем-филологом и культурологом Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым[9].
Житие традиционно состояло из предисловия, основной части и заключения. В предисловии автор обращается к читателю, самоуничижался как недостойный повествовать о святой теме. Часто автор просил читателя не осуждать его. Кроме того, определённая часть предисловия была посвящена христианским догматам, историческим отсылам и обоснованию причисления новопреставленного к лику святых. Далее следовало повествование о жизненном богоугодном пути святого: рассказ о благочестивых родителях (реже, наоборот, нечестивых язычниках), раннем посвящении героя Богу; описание зрелой подвижнической жизни (труды, подвиги) в богоугодных делах и верном служении Богу, описание праведной кончины. В заключении повествовалось о чудесах после смерти святого. Часто используется похвала святому[1].
Историческое развитие литературы привело к некоторым видоизменениям агиографического жанра и его вариациям. Активное использование фольклорного материала привело к рождению «народного жития» в XVII веке (Жития преподобного Иоанна Рильского, юродивого Василия Блаженного и другие). Минеи-Четьи, минейные Торжественники, краткие жития в составе Синаксарей (Прологов) и Минологиев (лаконичные, схематичные, без вступления и заключения, похвального слова), патериковые рассказы (патерики или отечники)[1].
Жанр жития развивался и использовался в литературе в последующие столетия и развивается до настоящего времени. Оценочность и документальность являются особенностями житийной литературы XXI века. На основе житий в изобразительном искусстве родился жанр житийной иконы. Композиция иконы представляет собой образ святого, который располагается в центре и сюжеты из жизнеописания подвижника, расположенные вокруг главного образа[10][11][4].
Чин святости в житийной литературе
Особенности житийной литературы во многом обуславливаются типом святости, чином (разрядом) святого. Деление подвижников христианской веры по чинам святости в определённой степени условно (один и тот же святой мог совершит несколько христианских благодеяний или подвигов). Это деление не является застывшим, оно видоизменяется в культурах и во времени. При этом традиционно выделяются ряд житий, повествующих об определённых чинах святых[1][3].
Жития мучеников повествуют о святых, которые приняли сознательную и добровольную смерть во имя христианства. Они следовали подвигу Христа. Предсмертная фраза святого мученика обращалась к Господу о прощении его мучителей, повторяющая слова Христа: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят». Часто обращение мученика перед смертью к Богу словами: «В руце Твои [Господи] предаю дух Мой»[1].
Жития просветителей народов, миссионерские жития в своём большинстве повествуют о жизни и деяниях апостолах и подобных апостолам, равноапостольных: апостол Павел, первомученица Фёкла, епископ Иерапольский, равноапостольный князь Владимир (Василий) Святославич, равноапостольная Нина, просветительница Грузии и другие. Традиционными в этих житиях являются мотивы просвещения народа, борьбы с язычеством, сокрушения идолов и капищ[1].
Жития святителей традиционно описывают, как духовные наставники ведут к спасению порученную им паству, борются за чистоту веры и церковных канонов, защищают угнетённых, учительствуют и служат спасению всех. Жития святителей близки к житиям равноапостольных и преподобных, также несут в милость сиротам и нищим, проповедуют и защищают христианскую веру[1].
Жития благоверных правителей повествуют о святых мирянах, подвигом которых является служение обществу и Отечеству. Кроме того, в жития благоверных правителей повествуют о правителях-страстотерпцах, правителях-просветителях, правителях-иноках, правителях-воинах[1].
Жития преподобных повествуют о жизни и деяниях святых, подражающих ангелам, отвергающим плотский земной мир, стремящимся к Силам Небесным, бесплотным, ангельским. Герой жития о преподобных является «земным ангелом, небесным человеком», монах равноангельский. Устойчивыми мотивами житий о преподобных являются мечта принять постриг; стремление к безбрачию; плач родителей о сыне; первоначальный отказ игумена в постриге; постриг; труд в монастыре и подвиг аскета; молчание; отказ от мирской славы; уход в пустыню; борьба с искушениями; устройство нового монастыря; наставление братии нового монастыря перед смертью; преставление наставника и плач братьев[1].
Жития Христа ради юродивых (Житие святого Андрея, Христа ради юродивого; Житие Иссакия Печерского, Христа ради юродивого и другие) повествуют о природе подвигов юродства Христа ради, мнимого безумия для обличения мирских ценностей при сокрытии своих добродетелей и навлечении на себя поношений и оскорблений. Поэтика этого типа житий святых обнаруживает значительное количество общих мотивов с житиями преподобных. Юродивый чаще всего не живёт в родном городе или селе, не желает славы, обладает даром пророчества, является аскетом, носит монашеские одежды, «ничего не имеет, кроме своего тела» и другие. В отличие от преподобных, которые уединяются в пустыне, юродивые остаются жить в обществе и совершают свой христианский подвиг маской безумия (Жития Симеона Эмесского и Андрея Юродивого)[1][4].
Жития праведников повествуют о благочестивых, угодивших Богу в миру. Для этих житий типичен мотив подражания праведному Иову из византийской агиографии. Нищелюбие, долготерпение, смиренное перед всеми жизненными испытаниями являются типичными добродетелями праведников. Праведники известны добродетельной жизнью во Христе, исполнением заповедей и любовью к ближнему[1].
Жития бессребреников повествуют о святых, которые отказались от богатства ради веры. Часто это мужи, имевшие дар врачевания и бескорыстно исцелявшие больных и немощных: житие святого Пантелеймона Целителя, житие мучеников-бессребреников Космы и Дамиана Римских[5][12].
В житийной литературе отдельной группой выделяются жития святых жён, несмотря на то, что сюжеты этих текстов описывают те же подвиги, что и мужей (мучеников, юродивых, праведных и других). Героинями житий святых жён являются благоверные царицы или княгини, преподобные, праведные и другие. Жития святых жён ориентированы на жизнь и деяния Богородицы, на чистоту, смирение, послушание, кротость, прилежание в посте и молитвах, например, Житие праведной Иулиании Лазаревской)[1][3].
Житие как жанр древнерусской литературы
Первое южнославянское влияние (принятие христианства и усвоение церковнославянского языка) обусловило появление письменности в Древней Руси. Как следствие, пришли на Русь жития, переведённые с греческого языка. Жития биос повествовали традиционно о жизни подвижника в целом. Одновременно создаются оригинальные жития, которые повествуют о русских святых Борисе и Глебе, Феодосии Печёрском (XI век) и других. Независимость политическая и церковная Киевской Руси лежала в основе оригинальных житий, которые во многом отходили от канонов греческой агиографии. Так в древнерусском житие можно прочесть, например, только об эпизоде из святых (убийство Бориса и Глеба) — жития мартириос. Внутренние монологи, эмоциональные диалоги, не присущие греческой традиции, характерны для древнерусской агиографии, равно как и исторические события, бытовые сцены:
- житие Леонтия Ростовского (XII век);
- военно-патриотическая «Повесть о житии Александра Невского», житие Александра Невского;
- Довмонта Псковского (XII—XIV века);
- сказка (житие Петра и Февронии, Ермолая-Еразма XV—XVI века)[7][6][8].
Второе влияние культуры южных славян (конец XIV — начало XV века) привело изменениям в графике, орфографии, стилистике, письменных литературных норм языка: изводился церковнославянский язык и всё больше входили в древнерусскую литературу балканские нормы. Это развивало в русской агиографии стиль «плетения словес», который характеризовался эмоциональностью и психологизмом повествования. Авторы житий создали агиографические тексты, которые ценятся и в настоящее время:
- митрополит Киприан «Житие митрополита Петра»,
- Епифаний Премудрый «Житие Сергия Радонежского» и другие[13][14].
В период правления Ивана Грозного увеличилось количество русских святых, были написаны их жития и объединены в Великих Четьих-Минеях (12 томов). В XV—XVII веках создавалось особенно много Житий о монахах Русского Севера. В агиографические тесты стиль вносились черты реальной жизни и жития всё больше сближались с бытовой повестью. Во второй половине XVII — начале XVIII века создавались жития, об участниках религиозного раскола: «Житие Ивана Неронова», «Житие Морозовой», «Кирилла Выгорецкого» и другие. Житийный жанр приобрёл поучительно-полемические черты: Жития Аввакума, Епифания[7][13].
По чину святости и социальным особенностям в древнерусской житийной литературе главными героями были: подвижники во славу Церкви и создателей монастырей (Александр Свирский, Варлаам Хутынский, Авраамий Ростовский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие); иерархи Русской Церкви — митрополитов (Алексий, Ион, Киприан, Петр, Филипп); юродивые (Василий Блаженный, Иоанн Устюжской, Михаил Клопской и другие); князья (Александр Невский, Борис и Глеб, князь Владимир, Дмитрий Донской и другие). Житий о святых русских жёнах немного, среди героинь: Анна Кашинская, Евфросиния Полоцкая, Евфросиния Суздальская, Иулиания Вяземская, Иулиания Осорьина, княгиня Ольга[7][13].
Житийные тексты Руси оформлялись в двух типах сборников: Четьи-Минеи и Про́лог.Минейные жития предназначались для повседневного чтения, читались за монастырской трапезой и проложные (краткие) жития для богослужебной практики[6].
Создатель сборника русских житий Святитель Дмитрий Ростовский являлся одним из читаемых: в семье императора Николая II его сборник «Жития святых» читался ежедневно. Первое московское издание этого сборника хранится в музее—заповеднике «Коломенское»[15][16].
Житие даёт современному читателю представление об идеале человека в Древней Руси, о понимании древнерусским человеком праведности и добродетелей[7].
Справедливы слова учёного-исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва и в отношении жития[17]:
Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании.Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 Попцов А. Житийная литература // Энциклопедия. Всемирная история : сайт. — 2011. — 26 ноября.
- ↑ Житие . Словарь литературоведческих терминов. Дата обращения: 4 июня 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Ткачёв Е. В. Канонизация // Православная энциклопедия : сборник. — 2017. — 16 августа (т. XXX). — С. 269—359.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Ростова Н. Жития юродивых Христа ради в философском дискурсе // Высшее образование в России : журнал. — 2008. — № 8. — С. 145—149.
- ↑ 5,0 5,1 Баглай К. Какие бывают святые: 9 ликов святости // Фома : журнал. — 2020. — 7 июля.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Жития на русской почве . Русский язык: через прошлое в будущее. Дата обращения: 4 июня 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Яковлева А. Житие как жанр древнерусской литературы . Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность. Информационно—аналитическая служба. Дата обращения: 13 марта 2019.
- ↑ 8,0 8,1 Цой М. К. Причины и последствия южнославянского влияния на язык Древней Руси // Вестник науки : сборник. — 2024. — № 02(71).
- ↑ Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М.,: Наука, 1979. — С. 101—102. — 367 с.
- ↑ Игумен Дамаскин (Орловский) и другие. Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии / под общей редакцией Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. — Тверь: Булат, 2002—2006. — 2152 с.
- ↑ Старцева Е. В. Жанр жития в русской литературе начала XXI века: к проблеме авторской оценки // Молодой ученый : журнал. — 2020. — Декабрь (№ 50(340)). — С. 578—580.
- ↑ Житие мучеников-бессребеников Космы и Дамиана Римских . Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Римских. Дата обращения: 13 июня 2024.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Житийная литература . Русская и зарубежная литература. Дата обращения: 4 июня 2024.
- ↑ Лихачева Е.С. Второе южнославянское влияние: история и современное состояние проблемы // Вестник Череповецкого государственного университета : сборник. — 2022. — № 03(108).
- ↑ Издание «Жития святых. Москва: Синодальная типография, 1759 г.», 1759 г., Димитрий Ростовский . Музейная Москва онлайн. Дата обращения: 4 июня 2024.
- ↑ Димитрий . Православная энциклопедия. Дата обращения: 4 июня 2024.
- ↑ Еugene. Читая Д.С.Лихачёва: Семь уроков из жизни и книг академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва . Отдел образования и просвещения Новосибирской епархии (1 апреля 2012). Дата обращения: 3 июня 2024.
Ссылки
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |