Плутарх
Луций Местрий Плутарх | |||
---|---|---|---|
| |||
Дата рождения | между 40 и 50 годами н.э. | ||
Место рождения | город Херонея, в области Беотия Римской империи | ||
Дата смерти | между 119 и 125 годами н.э. | ||
Место смерти | город Херонея, в области Беотия Римской империи | ||
Язык(и) произведений | древнегреческий язык | ||
Период | античность | ||
Основные интересы | философия, педагогика, литература | ||
Значительные идеи | развитие идей Платона, дополненных положениями скептицизма и др. филос. школ | ||
Оказавшие влияние | Платон, Пифагор, Аристотель | ||
Испытавшие влияние | Секст Херсонейский |
Плута́рх (др.-греч. Πλούταρχος; лат. Lucius Mestrius Plutarchus; род. между 40 и 50 годами, город Херонея, Римская империя — ум. между 119 и 125 годами, Херонея, Римская империя) — древнегреческий моралист, философ и писатель, один из классиков европейской художественной литературы и основоположник биографического жанра в историографии. Известен своими произведениями «Сравнительные жизнеописания» (сопоставительные биографии римских и греческих полководцев и государственных деятелей) и «Застольные беседы» (собрание речей и высказываний участников застолий).
Плутарх жил во время «эллинского возрождения», когда просвещённые римляне стремились подражать древним эллинам поведением, перенимали их обычаи и создавали литературные произведения, подвергая обработке труды древнегреческих писателей.
Биография
Точная дата рождения Плутарха неизвестна. Скорей всего, он родился в 46 году н. э. Место рождения — городок Херонея в северо-западной части Беотии, во времена правления императора Клавдия (10 до н. э. — 54 н. э.). Плутарх постоянно подчеркивал, что свое происхождение ведет от свободных граждан Эллады. Прадедом Плутарха был Никарх. Отец Плутарха Автобул и дед Ламприй были образованными людьми, и начальное образование Плутарх получил дома. Два брата Плутарха, Ламприй и Тимон, также были образованными людьми, Ламприй стал философом-перипатетиком[1].
Плутарх с детских лет жил в атмосфере местных преданий о героях и достопамятных событиях, отец и дед знакомили его с фактами из жизни знаменитых личностей и рассказывали о великих исторических событиях. Плутарх владел латинским языком, но читать по латыни стал лишь в зрелом возрасте[1]. Все его сочинения написаны на греческом языке. Плутарх сознавался, что в поездках по Италии ему не хватало языковой практики.
Благодаря богатству своих родителей из старинного фиванского рода (но не принадлежащего к старой аристократии), Плутарх получил возможность много путешествовать по Средиземноморью, начиная с 67 года. Он побывал в Македонии, на Крите, в Италии, Египте, Малой Азии и неоднократно посещал Рим. Посетил многие исторические места, включая Фермопилы и Спарту, места многих знаковых битв[1].
Философию, риторику и математику Плутарх изучал в течение 4-5 лет, начиная с примерно 65 года, совместно со своим братом Ламприем в Афинской академии у александрийского философа-платоника (академика) Аммония, сурового и строгого человека, бывшего в то время стратегом.[1]
На втором году учёбы Плутарх посетил с Аммонием и прочими учениками философа (среди которых был и брат Плутарха Ламприй) Дельфы[1]. Случилось это в 67 году, когда посетивший Грецию император Нерон объявил свободу греческим городам. Сохранилось предание, что во время выступления Нерона в Дельфах там присутствовали Аммоний с учениками, так что Плутарх мог воочию видеть и оценить разносторонние дарования «актера на троне». По одной из версий, после выступления Нерона Аммоний задавал в присутствии императора вопросы своим ученикам об устройстве мироздания, божественных идеях и вселенском разуме.
По завершению обучения, уже взрослым человеком, Плутарх вернулся в родную Херонею, где и прожил большую часть жизни, участвуя в общественной жизни города. В Херонее Плутарх был избран на год архонтом-эпонимом, что являлось высшей должностью в городе (позднее Плутарх избирался и в другие местные магистратуры[1].
В Риме Плутарх бывал неоднократно, но наиболее подробно реконструированы его пребывание в столице в конце 70-х и в начале 90-х годов. В конце 70-х годов Плутарх навестил Рим при престарелом императоре Веспасиане (9-79). В Риме Плутарх завёл дружбу с римскими сенаторами Квинтом Сосием Сенеционом (которому Плутарх посвятил свои «Сравнительные жизнеописания» и «Застольные беседы») и Гаем Миницием Фунданом, римским консулом времени правления Веспасиана Луцием Местриусом Флором (с которым Плутарх мог быть знаком еще во времена своего ученичества), предоставившем Плутарху римское гражданство под именем Луция Местрия Плутарха с присвоением родового имени Местриев.
На Плутарха во время его путешествия в Египет и Италию временами возлагались политические миссии, он встречался, общался и заводил знакомства с выдающимися людьми. В Херонею Плутарх вернулся в 90-е годы, и объяснял это тем, что благодаря его присутствию маленькая Херонея возвеличивается.
Примерно в 95 году, в возрасте около 50 лет, Плутарха избрали пожизненным верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, с обязанностью толкования предсказаний Пифии. В дальнейшем, во времена правления императоров Траяна (53-117) и Адриана (76-138) Плутарх возродил интерес к древним культам, руководил проектом строительства в Дельфах и занимался популяризацией этого святилища в своих сочинениях.
Мировую известность Плутарху принесли его труды, его дом превратился в школу для молодых философов. В своей частной академии Плутарх преподавал свои собственным детям и детям состоятельных граждан. Один из учеников Плутарха и его последователь — его племянник (по другим источникам внук) Секст Херонейский (fl. ок. 160 год н. э.), воспитатель знаменитого будущего императора Марка Аврелия (121—180)[1].
К концу жизни Плутарха новый император Адриан, сменивший умершего Траяна, предоставил ему право вето в отношении всех действий наместника Иллирики, даровал редкий почётный титул «Орнамент консулярия» с правом ношения консульского облачения и назначил прокуратором (попечителем) провинции Ахеи (Эллады) — в то время наименее доходной из всех провинций, захолустной и обезлюдевшей. Ряд исследователей считают подобное назначение маловероятным[1].
Плутарх следовал правилам здорового образа жизни, и предостерегал своих близких и прочих людей словами о вреде вина: «Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его». По сообщению Артемидора (II век) в конце жизни Плутарх был тяжело болен, а перед смертью ему приснилось, что под водительством Гермеса он восходит на небо. Дата смерти Плутарха неизвестна, но срок своей прокуратуры он дослужил до конца, что произошло в 119 году. Последние годы своей жизни Плутарх провёл в Дельфах, близ святилища Аполлона[1].
В 125 году Плутарха уже не было в живых, поскольку жители Херонеи решили в этом году воздвигнуть в Дельфах статую в честь знаменитого гражданина своего города. Постамент этого памятника был обнаружен в 1877 году, а позднее была обнаружена мраморная голова, приписываемая Плутарху[1].
В своих трудах Плутарх упоминает, что у него от жены Тимоксены (с которой он познакомился на празднестве) было 4 сына и одна дочь; старший (Хирон) и младший сын умерли в детстве, дочь Тимоксена умерла, не дожив до трехлетнего возраста. До зрелого возраста дожили сыновья Автобул и Плутарх. По некоторым источникам, одного из сыновей Плутарха звали Ламприем, однако в произведениях Плутарха наличие сына с таким именем не упоминается[1].
Взгляды и воззрения Плутарха
Плутарх был энциклопедически образован и наделен оригинальным мышлением, широта его взглядов отражена в трудах по физике, медицине, теологии, риторике, истории литературы и музыки. Находясь под влиянием учения перипатетиков, не признавал детерминированности человеческих поступков. Полемизируя со стоиками и эпикурейцами, Плутарх немало у них и заимствует. Себя он считал верным учеником и продолжателем Платона, но убеждённым платоником не стал, он воспринимал также взгляды стоиков и школы Аристотеля. В философии Платона целью считалось постижение истины, Плутарх считал философию наставницей жизни[2].
Трудно сказать, почему именно идеи Платона, а также Пифагора, которого он с годами стал чтить даже больше, чем Платона, стали основой мировоззрения Плутарха. Как и Платон, Плутарх считал необходимым доверять управление государством философам, хотя и отмечал ошибки, совершенные политиками с философским мышлением[1].
Сочинения Плутарха свидетельствуют о том, что он был хорошо знаком со взглядами Гераклита, Эмпедокла и Демокрита, которого прежде всего ценил за этику. У Гераклита он считал наиболее важным тезис о беспредельности души — этого микрокосмоса, своего для каждого из смертных, куда устремляются во сне и который столь же непостижимо велик, как космос внешний. Софисты вызывали резкое неприятие Плутарха, поскольку пренебрежительно относились к учению Платона, предпочитая материализм Демокрита[1].
Плутарх был глубоко религиозен и старательно следовал религии предков. Все прочие религии, в том числе и начавшее распространяться христианство, он считал варварскими религиями. Из всех восточных культов исключение он делал лишь для религии египтян. Плутарх верил в возможность многочисленных прошедших и будущих жизней, но полагал глупостью, что герои и прочие необыкновенные люди после смерти возносятся на небо[1].
Смысл человеческой жизни Плутарх видит в уподоблении себя богам путём развития добродетелей. В трактате «О суеверии» он пишет, что лучше полное безверие, чем вера в богов, которым угодны человеческие жертвы. Животных Плутарх наделял разумом, отличался любовью к ним и был последовательным вегетарианцем, не только следуя вегетарианским принципам, питаясь хлебом и мёдом, но и пропагандируя их[3].
В своих политических произведениях Плутарх лоялен Римской империи.
Семь мыслей Плутарха
Мысли Плутарха из его произведений, собранные в сборнике отрывков, мыслей и афоризмов «Энциклопедия мудрости»[4]:
- Бог — это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.
- Война — зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют определенные законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, которые она дает, будут приобретены путем низости и преступления. Великий полководец должен вести войну, надеясь на свое мужество, а не на измену долгу со стороны других.
- Всякая демократия относится к государственным деятелям недоверчиво и предубежденно, а потому, если полезные решения приняты без споров и борьбы, возникает подозрение о предварительном сговоре.
- Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить; не исключение из этого правила и люди.
- Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет.
- Римлянин Катон говорил, что душа влюбленного живет в душе любимого. Я же сказал бы, что в душе влюбленного присутствует вся душа любимого, вся его жизнь, характер и действия. Это вопрос, аналогичный тому, где живет красота — в пустыне или в душе бедуина? Ни там и ни там, ибо красота есть не что иное, как умение объяснить себе ее воображаемое наличие. Любовь не бывает фактом, она бывает лишь тягой иметь по возможности такой факт. Из-за этого все ее коллизии и хлопоты, проблемы и неудобства, связанные с ней. Любовь, как солнечный луч: видимая, близкая, присутствующая, она не дается никому, кто попытается ее взять.
- Стяжатели… Они всегда ненасытны и всегда нуждаются в дальнейшем стяжании. Мне говорят: «Они откладывают эти сбережения для своих детей и наследников». Как же так? Для тех, кому они при жизни ничего не уделяют?
Труды Плутарха
За свою жизнь Плутарх написал от 200 до 300 книг и эссе. Из всего его писательского наследия сохранилось 128 творений, занимающих 13 томов. Формы литературного творчества Плутарха — диалоги, письма, памфлеты и пр. В неполном списке «Каталога Ламприя» упоминаются 227 работ Плутарха. Этот каталог, предположительно составленный в III—IV веках, не полон, известен по копии XII века, и приписывается сыну Плутарха Ламприю (которого, скорей всего, не существовало), или, по другим источникам, ученику.
Сравнительные жизнеописания
Основной и наиболее известный труд Плутарха — написанные между 96 и 110 годами «Сравнительные жизнеописания», содержащие разнообразнейшие сведения из античной истории. В те годы каждый образованный римлянин владел аттическим греческим языком, и император Траян, до которого труд дошел 3 частями в 99, 102 и 107 годах, приказал изготовить множество копий книги. «Жизнеописания» стали первыми известными в Западной Европе из разнообразного литературного наследия Плутарха в рукописях, вывезенных греческими учёными в Италию после падения Константинополя в 1453 году. В России книга стала известна в переводе с датского в 1766 году[2].
Основная цель написания Плутархом книги — описание характеров великих людей прошлого в назидание живущим. Для Плутарха биографический жанр имел прежде всего воспитательное значение и должен был побудить читателей к этическому самосовершенствованию. За биографией каждого известного римлянина следовала биография грека, в чем-то схожая, за чем следовал краткий сопоставительный очерк. В качестве источников для «Жизнеописаний» Плутарх воспользовался сочинениями 135 авторов, большинство из которых к настоящему времени не сохранились и известны лишь благодаря их упоминанию Плутархом. Написанию труда способствовало и то, что к этому времени Плутарх уже сносно читал по латыни[1].
В 46 «жизнеописаниях» приведены 23 пары биографий. Плутарх собирался также написать биографии спартанского царя Леонида и римского полководца и государственного деятеля Метелла Нумидийского, но не успел этого сделать. Также, 4 написанные Плутархом биографии (Артаксеркса, Гальбы, Отона и Арата) не входят в «Жизнеописания»[3].
Благодаря многочисленным копированиям книги в последующие века большая часть текста книги сохранилась до настоящего времени, но часть пропала. В частности, не сохранились жизнеописания Геракла и Филиппа II Македонского. В сохранившихся биографиях также немало пропусков или позднейших вставок.
Биографии Плутарха являются скорей моральными трактатами, чем историческими хрониками. Именно об этом пишет автор в первом абзаце «Жизни Александра», сравниваемой с жизнью Юлия Цезаря. Биография древнеримского царя Нумы Помпилия интересна тем, что в ней описан раннеримский календарь.
Подход Плутарха в «Жизнеописаниях» временами разочаровывает историков, поскольку в произведениях автор основывается не только на фактах, но и личном опыте, слухах или сплетнях.
Моралии
Остальные работы Плутарха (помимо «Жизнеописаний»), общим счётом 78 философских, педагогических и литературных сочинений, были объединены на рубеже XIII и XIV веков византийским учёным Максимом Планудом в сборник под общим названием «Моралии»[3]. Этот эклектический сборник посвящён вопросам этики, семейной жизни, дружбы, воспитания, преодоления недостатков характера. Среди произведений философские трактаты «Об упадке оракулов» и «О спокойствии духа». В «Моралиях» критикуются взгляды стоиков и эпикурейцев, обсуждается посвящённый космологии, физике и биологии трактат Платона «Тимей»[2].
В «Наставлении о государственных делах» Плутарх передал молодым государственным служащим свой опыт политического деятеля.
В «Жизнеописаниях цезарей» Плутарх привел биографии первых 8 римских императоров от Августа до Вителлия, но сохранились лишь биографии Гальбы и Отона[3]. Дополнением к «Жизни Цезаря» является двухчастный трактат «Об удаче и доблести Александра Великого».
Среди включенных в «Моралии» эссе — «Наставление супругам», «О подавлении гнева», «Как отличить друга от льстеца», обсуждение загробной жизни и иное. В юмористическом жанре написан «Грилл, или о том, что животные обладают разумом», с изложением диалога между гомеровским Одиссеем (Улиссом) и Гриллом (одним из спутников Одиссея, заколдованном волшебницей Цирцеей и превращенном в свинью).
Установлено, что часть включенных в «Моралии» произведений (например, «О музыке» и «Жизнеописания десяти ораторов») перу Плутарха не принадлежат, и ныне они считаются принадлежащими «Псевдо-Плутарху». Для историка имеют все эти работы обладают несомненной ценностью.
Застольные беседы
Особое место в «Моралиях» занимают 9 книг «Застольных бесед», крупнейшее произведение сборника, всего 95 бесед; часть труда утрачена. «Беседы» открываются вступительным посланием к Сосию Сенециону. Выведенные Плутархом участники бесед — его современники, родные и друзья, тем самым «Беседы» частично автобиографические по жанру. В этом кругу Плутарх вел беседы на темы науки и разных областей жизни, они несут следы его насыщенной духовной жизни. Располагаются «Беседы» не в хронологическом порядке, а в каком приходили автору на память[2].
Один из рассматриваемых в «Беседах» вопросов — представление о «холодности» или «теплоте» как таинственных качествах, заложенных в природе объектов: «Холодно ли вино по своей природе» и «Холоднее или горячее женская природа, чем мужская». В другой беседе делается попытка подвести основание под народное поверье об обладающих «дурным глазом» людях.
Объем речей не позволяет считать их воспроизведением реальных застольных импровизаций, при создании «Застольных бесед» Плутарх несомненно пользовался литературными источниками. Тем самым «Беседы» не являются документальным отражением исторической действительности, а художественным произведением в диалогическом жанре. В целом, «Застольные беседы» — художественно убедительное описание умственных интересов интеллектуальной верхушки греко-римского общества эпохи империи.
К «Застольным беседам» примыкают несколько других сочинений Плутарха — «Пир семи мудрецов» по примеру «Пира» Платона и «Пира» Ксенофонта, а также «Изречения царей и полководцев» (посвящённые императору Траяну) и «Изречения спартанцев», «Древние обычаи спартанцев». Спарта в глазах Плутарха была классической страной добронравия, мужества и доблести[2].
Влияние наследия Плутарха и признание
Работы Плутарха по философии и образованию пользовались большим уважением в поздней античности среди ранних христиан, в византийский период и эпоху Возрождения.Концепция Плутарха дуалистической оппозиции между принципами добра и зла не была воспринята более поздними неоплатониками, что может объяснить потерю некоторых философских трудов Плутарха.
Плутарх был настолько известен и популярен в Средние века, что митрополит Иоанн Мавропод молился о спасении души нехристианина Плутарха в Судный день. Среди поклонников Плутарха многие философы, политические деятели, писатели и поэты, находившиеся под влиянием «Моралий» — Ральф Эмерсон и трансценденталисты, Александр Гамильтон, Бен Джонсон, Джон Мильтон, сэр Френсис Бэкон и Мишель Монтень (чей главный труд «Опыты» написан с опорой на «Моралии»).
В начале итальянского Возрождения «Жизнеописания» были переоткрыты. Переводы книги на местные диалекты читались как популярная литература. Образованные люди Европы читали Плутарха, находя в его книгах примеры практической мудрости. Так, Монтень считал, что «эта книга подняла нас из грязи».
Шекспир много позаимствовал из первого английского издания «Жизнеописаний» 1579 года. Полный перевод книги на английский язык с греческого оригинала был выпущен в 1683 году.
Жан-Жак Руссо цитирует Плутарха в романе «Эмиль, или О Воспитании», трактате о воспитании целостной личности с изложением теории воспитания и педагогической программы. Оглохший Бетховен в 1801 году писал, что Плутарх показал ему путь смирения, и он готов бросить вызов своей судьбе. Британский генерал XIX века Гордон считал, что «Жизнеописания» должны стать настольной книгой каждого молодого офицера. Труды Плутарха оказали огромное влияние на немецких классиков.
Специалисты не признают за Плутархом качеств исследователя, но его труды являются неоценимым источником по отдельным вопросам, например культам Исиды и Осириса. Эклектический подход Плутарха снизил его уважение в глазах современных историков, но он, безусловно, является ценным источником того, как классический мир рассматривался с точки зрения изнутри.
«Плутархами» в XIX веке называли многочисленные издания биографий великих людей. В 1910 году был издан «Детский Плутарх: Сказки римлян» под авторством учителя английского языка Фредерика Джеймса Гулда[5]. В 2011—2012 годах в серии «Мир в картинках» издан «Детский Плутарх» в 10 книгах — собрание иллюстрированных жизнеописаний выдающихся людей от древности до наших дней[6].
Именем Плутарха названы открытый в 1960 году двойной астероид[7] и ударный кратер на Луне[8].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Гончарова Т. В. Плутарх. — М.: URSS, 2010. — ISBN 978-5-484-01193-3.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Боровский Я. М. Плутарх и его «Застольные беседы» // Плутарх. Застольные беседы : Книга. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1990. — С. 389—400.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Соколов Б. В. Луций Местрий Плутарх (между 45 и 50 – между 119 и 125) // 100 великих историков : Книга. — М.: Вече, 2023. — С. 6. – Серия: 100 великих. — ISBN 978-5-4484-4088-5.
- ↑ Энциклопедия Мудрости / К. Андриевская и др. — М.: РООССА : Буколика, 2007. — С. 159—163. — 814 с.
- ↑ Plutarch, Frederick James Gould. The Children's Plutarch: Tales of the Romans (англ.). — Harper & Brothers, 1910. — 201 p.
- ↑ Бутромеев В. П. Серия «Детский Плутарх» . Издательский дом «ОЛМА Медиа Групп» (2011-2012). — 10 книг. Дата обращения: 30 апреля 2024.
- ↑ 6615 Plutarchos, a Suspect Binary Asteroid Show affiliations (англ.). Astrophysics data system (ads) (December 2007). Дата обращения: 1 мая 2024.
- ↑ MOON – Plutarch . Gazetteer of Planetary Nomenclature. USGS Astrogeology Science Center. Дата обращения: 1 мая 2024.
Литература
Боровский Я. М. Плутарх и его «Застольные беседы» // Плутарх. Застольные беседы / ред.: Я. М. Боровский, М. Л. Гаспаров. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1990. — С. 389—400.
Лосев А. Плутарх, очерк жизни и творчества // Плутарх (ок. 45-ок. 127). Моралии: Сочинения : Книга. — 1999. — С. 5—38. — ISBN 5-04-002656-0 (ЭКСМО- пресс).
Гончарова Т. В. Плутарх. — М.: URSS, 2010. — 208 с. — (Академия фундаментальных исследований: ИСТОРИЯ). — ISBN 978-5-484-01193-3.
Соколов Б. В. Луций Местрий Плутарх (между 45 и 50 – между 119 и 125) // 100 великих историков : Книга. — М.: Вече, 2023. — С. 6. – (100 великих). — ISBN 978-5-4484-4088-5.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. Алексеев В. А. – В 3 т. — М.: Альма-Матер, 2022. — (Эпохи. Античность. Исследования).
Плутарх. Моралии: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во «Эксмо-Пресс», 1999. — 1120 с. — (Антология мысли). — ISBN 5-04-002656-0 (ЭКСМО-пресс).
Плутарх. Застольные беседы / Отв. ред. Я. М. Боровский, М. Л. Гаспаров. — Л.: Наука. Ленинградское отд, 1990. — 592 с. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-027967-6.
Plutarch. Plutarch's Lives in eight volumes. Translated from the Greek. With notes historical and critical from M. Dacier (англ.). — London: printed for J. and R. Tonson, 1727. — Vol. 1.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Статьи с ручной викификацией дат в карточке
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Херонее
- Умершие в Херонее
- Философы по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи об обществе
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Писатели Древней Греции
- Историки