Компаративистика
Компаративи́стика (лат. comparativus «сравнительный») — понятие применяется в двух различных значениях: как сравнительно-исторический метод и как самостоятельная научная дисциплина. Под компаративным методом понимается способ познания окружающего мира, в основе которого применение сравнительно-исторического метода[1], метода аналогии.
Сравнительно-исторический метод позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в исторических явлениях, в различных социокультурных системах, выявить степень их сходства и различия, а также выявить тенденции развития, охарактеризовать как ценностные различия, так и единство, проявляющиеся в культуре, религии, философии и других направлениях.
Как самостоятельная научная дисциплина компаративистика развивается на основе и в рамках отдельных направлений внутри научных дисциплин, в том числе философии, лингвистики, литературы, юриспруденции, педагогики, политологии и других научных направлений.
Компаративистика в наиболее общем смысле представляет собой комплекс социальных, гуманитарных и естественных дисциплин, основным методом и формой существования которых является сравнение.
Большинство учёных-компаративистов выделяют ключевую задачу этого направления — «выявлять общее и особенное в изучаемых явлениях, а также причины этих сходств и различий, выдвигать общие теоретические гипотезы и их эмпирические подтверждения»[2].
Представители различных научных направлений, как правило, под компаративистикой понимают именно выбранное ими направление. Наиболее общим для всех указанных направлений выступает философская компаративистика, которая определяет содержательную составляющую сравнительного подхода и его методологическое наполнение.
Основные направления компаративистики
- Философская компаративистика — одно из направлений философии, предметом которой является сопоставление различных уровней иерархии (понятий, доктрин, систем) философского наследия Востока и Запада. Термин comparative philosophy был введён в 1899 году индийским культурологом Б. Силом, но реальные сравнительно-философские исследования проводились уже ранее этого времени[3]. Современные исследования в рамках философской компаративистики затрагивают не только сравнение философского наследия Востока и Запада, но и раскрывают другие подходы.
- Литературная компаративистика (сравнительное литературоведение) — представляет собой одно из ведущих направлений в современной филологии, отражающее «общие социокультурологические процессы интеграции и „гуманистической глобализации“ в мировой литературе и культуре в целом и включает в себя выявление разного уровня генетических связей и типологических связей и схождений, относящихся как к межлитературной сфере, обеспечивающей целостность понятия „всемирный литературный процесс“, так и к области конкретной национальной литературы, обладающей единичным литературным процессом»[4].
- Правовая компаративистика (Сравнительное правоведение) — одно из направлений исследований в рамках юридической науки, где на основе сравнительно-юридических исследований государственности, права и законодательства, их конструктивного сопоставления «рассматриваются процессы формирования, развития и функционирования государственно-правовых систем современного мира, исследуются основные понятия и проблемы компаративистской юридической науки, выявляется её значение для правовой теории и практики»[5].
- Педагогическая компаративистика — направление современной педагогики, изучает в сравнительном контексте особенности образования, воспитания и обучения в разных странах и регионах мира[6].
- Политическая компаративистика — одно из направлений политологии, в его основе лежит применение сравнительного метода, посредством которого осуществляются систематизированные сравнения различных политических явлений и категорий для выявления и объяснения сходств и различий между ними, что позволяет более развернуто осуществлять проверку существующих теорий и подходов, а также вырабатывать новые[7].
Развитие компаративистики
Компаративистика в рамках отдельных научных направлений развивалась неравномерно — если одни направления уже исследуются на протяжении последних веков (например, сравнительная лингвистика), то другие активно начали развиваться в последние десятилетия (например, философская компаративистика). Именно поэтому периодизацию и хронологию развития компаративистики правильно раскрывать с позиции каждого отдельного её направления.
Вместе с тем следует отметить, что особенно активно применение данного подхода стало наблюдаться в различных научных направлениях во второй половине ХХ века, а в условиях расширения процессов глобализации с начала XXI века сравнительные исследования, а следовательно, и методы компаративистики, стали применяться повсеместно. Как справедливо отмечают некоторые авторы, «проблема компаративистики в настоящее время обсуждается довольно широко, прежде всего, в рамках сравнительной лингвистики, сравнительного литературоведения, сравнительного правоведения, сравнительной политологии и социологии, сравнительных исследований в области экономики, сравнительной педагогики, сравнительного менеджмента, сравнительного страноведения, исторической компаративистики, сравнительного религиоведения, сравнительных исследований в области образования, массовых коммуникаций. Значительно активизировались исследования философской компаративистики»[8].
Особенности компаративистского подхода
Можно выделить следующие особенности компаративистского подхода[9]:
- Идея об уникальности, самобытности науки в сравнении с традиционными историко-философскими представлениями, оставляющими этот аспект в тени. Компаративистский подход включает осмысление факта особенностей развития науки разных народов, его своеобразия и специфичности.
- Сравнение по ассоциациям, свободное проявление творческого философского духа, отбросившего стандарты официально-обязательных критериев научно-исследовательской деятельности (актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость и т. п.). Сравнительные исследования подобного рода всецело на ответственности автора, опирающегося исключительно на свою интуицию, талант, эрудицию. Гносеологический характер компарации в данном случае определяется характером деятельности ученого, научной деятельности, обусловливающей её как простейшую разновидность умозрения.
- Компаративистский анализ научной реальности включает систему подходов, из которых основными являются аналитический и синтетический.
Место компаративистики в современной науке
Развитие компаративистики отражает междисциплинарный подход современной постклассической науки, в отличии от дисциплинарного подхода классической науки.
Современная компаративистика в большей степени развивается в рамках отдельных направлений; вместе с тем, достигнутые в этих направлениях результаты достаточны для доктринального наполнения компаративистики как науки в целом. Компаративистика науки — это собирательное понятие, предложенное В. П. Котенко для обозначения научного направления, состоящего в «создании трансдисциплинарной методологии социальных, гуманитарных, естественных, технических науки систем знания в рамках науковедения, обеспечивающих сравнимость всех этих сфер познания и знания»[9].
В компаративистике также видят решение проблемы излишней автономности научных направлений (накопление конкретных знаний в каждой из наук без их взаимодействия, что ведёт к потере представления целостной картины мира) через описание различных методов и предметов каждой науки и поиск общих тенденций в развитии родственных дисциплин.
Методу компаративистики, как любому другому научному методу, свойственна своя структура. В основу проведения сравнительного исследования включается три составляющих: объект и предмет — явления, которые сопоставляются; метод сравнения и аналитические процедуры; компаративное описание[10].
В целом компаративистика обладает большим потенциалом и как методологическая основа исследований в рамках отдельных научных направлений, и как универсальный и эффективный метод научного познания в целом, дающий возможность тесного взаимодействия между науками и укрепления междисциплинарных связей.
Примечания
- ↑ Леонова Лира Степановна. Энциклопедия Фонда знаний "Ломоносов" (рус.) ?. Фонд знаний "Ломоносов" (9 марта 2011). Дата обращения: 23 апреля 2023.
- ↑ М.В. Тлостанова, Н.И. Петякшева. Философская компаративистика. — М., 2008. — С. 6—7. — 145 с.
- ↑ В. К. Шохин. Новая философская энциклопедия (в 4 томах). — 2001.
- ↑ Г. Т. Гарипова, Э. Ф. Шафранская. Сравнительное литературоведение. Современные тенденции русской литературной компаративистики. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022.
- ↑ В. В. Оксамытный. Юридическая компаративистика. — М.: UNITY, 2017. — 431 с.
- ↑ Е. В. Андриенко. Сравнительная педагогика: учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. — 209 с.
- ↑ Миронюк М. Г. Сравнительная политология . Энциклопедия Фонда знаний Ломоносов. Фонд знаний "Ломоносов" (28 сентября 2020). Дата обращения: 3 мая 2023.
- ↑ Колесников А. С. Философская компаративистика: Восток-Запад: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004..
- ↑ 9,0 9,1 Котенко В.П. Компаративистика - новое направление методологии анализа научной деятельности и развития науки // Библиосфера : журнал. — 2007. — № 3. — С. 21—27..
- ↑ Лобанова А.Д. Компаративизм как направление анализа исторических процессов // Синергия Наук. — 2018. — № № 30. — С. 2306—2310.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |