Ощущения

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
A small cup of coffee.JPGOranges - whole-halved-segment.jpg
2 By 4 Clue Stick.jpgЧёрный супрематический квадрат. 1915. ГТГ.png
Аромат кофе, вкус апельсина, гладкость или шероховатость доски, которую обрезали на громкоработающем ленточнопильном станке и чёрный цвет на картине Казимира Малевича «Чёрный квадрат» являются ощущениями.

Ощуще́ния, ощуще́ние (англ. sensation) — психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом[1][2][3][4][5]. В рамках философии ощущение представляет собой элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира; простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания, являющийся первой ступенью познавательной деятельности. Анатомо-физиологической основой ощущений являются анализаторы (нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих нервных путей и нервного центра)[6][7][8][9].

Ощущения, функционирующие по принципу рефлекса, являются сигналом к выделению условий, значимых для организма, и в то же время создают субъективный образ объективного мира[2]. Ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости, при этом лишь для небольшого числа видов энергии в процессе эволюции выработались специфические органы чувств. Ощущение наряду с восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью и воображением является познавательным процессом[3][8].

Ощущения классифицируют по модальности (зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные), по анатомическому положению рецепторов и выполняемой ими функцией (экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные), в генетическом плане (протопатическая и эпикритическая чувствительность). Существует около 20 видов ощущений («пять чувств», вибрационные, общеорганические, температурные, болевые, мышечно-суставные, ускорения и равновесия и прочие), но человек в основном пользуется пятью[10]. Ощущения многих других свойств объективного мира возникают в процессе взаимодействия различных органов чувств. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира[3][8][11].

Ощущения в философии и психологии: от пассивных объектов к активному процессу

Ощущения как элементы опыта

Проблема ощущения всегда принадлежала к числу традиционных философских проблем[7]. Учение об ощущениях возникло и развивалось в философии как часть теории познания[4]. Гераклит, Протагор и Демокрит считали ощущения единственным источником познания действительности. Разработка учения об ощущениях связана с именем древнегреческого философа и учёного Аристотеля, которым была создана первая классификация ощущений, включающая пять чувств: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Ощущения при этом рассматривались как нечто пассивное, как реакция организма на внешние раздражители. При всём при этом не существовало чёткого разделения ощущений и восприятия[2][6][12].

Ощущения были выделены в качестве исходной единицы анализа познавательных процессов в рамках эмпиризма, в частности сенсуализма. Собственно термин «ощущения» возник позднее, первоначально их именовали впечатлениями, простыми или чувственными идеями. Ощущения рассматривались как некая данность, исходный материал, «атомы» опыта, которые ум человека соединяет. Ощущения, как «кирпичики», пассивные объекты, полагались несомненно истинными, а вот образы восприятия, как комплексы этих ощущений, могли являться ошибочными, быть заблуждениями[6][12]. Механистическое представление об ощущениях, как чём-то пассивном, получило распространение в ассоциативной психологии, в которой образ восприятия рассматривался как комплекс ассоциативно связанных ощущений[4].

Сформировавшаяся на базе ассоциативной психологии психофизика и экспериментальная психология в XIX веке сделали ощущения предметом научного исследования. Так, французским учёным Пьером Бугером были исследованы световые ощущения, а Эрнстом Вебером — кожная, кинестетическая и глазомерная чувствительность[2]. В психофизике была обнаружена зависимость ощущений от действия внешних раздражителей, также были выявлены пороги чувствительности и характер зависимости ощущений от интенсивности раздражителя[6]. Впоследствии исследования в рамках психофизики проводил американский психолог Стэнли Стивенс[2].

К концу XIX века в психологии сложилось представление (рецепторная теория ощущений), согласно которому рецептор пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом (реакцией) являются соответствующие ощущения[13]. С эволюционной точки зрения, способность к ощущениям (чувствительность) появилась и закрепилась, вероятно, в связи с необходимостью ориентировки организма в среде, то есть ощущения выполняли сигнальную функцию для организма. Усложнение же чувствительности и появление специализированных органов ощущений произошло при переходе от жизни в однородной среде к жизни в более сложной среде дискретных предметов[2][14].

Ощущения как активный процесс

В конце XIX — начале XX веков начинает утверждаться новое представление об ощущениях, как активном процессе, осуществляющемся по принципу рефлекса (рефлекторная теория ощущений), что связано с работами русских физиологов — Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова[2]. В XX веке начала утверждаться идея об активном характере ощущений. Так, если наблюдать под микроскопом за участком кожи, раздражаемым иглой, можно видеть, что момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. Иван Михайлович Сеченов указывал на то, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его. Таким «ощупыванием» являются неосознаваемые саккадические движения глаза, подавление которых приводит к исчезновению зрительных ощущений[13].

Не меньшее значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на ощущения, как «кирпичиков» восприятия, имели работы представителей гештальтпсихологии, отвергавших существование изолированных ощущений, из которых в результате ассоциации строится образ восприятия. Гештальтистами было экспериментально показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же ощущение, причём стимул может различно ощущаться в зависимости от того целого образа восприятия, в составе которого он выступает[4].

Психологами и философами в XX веке в общем было акцентировано внимание на том, что в большинстве случаев человек не ощущает неких изолированных ощущений, а имеет дело с восприятием целостных предметов и ситуаций, которые ретроспективно анализирует и выделяет из них те или иные ощущения, как стороны образа. Например, английский философ Гилберт Райл указывал, что в случае с ощущениями была совершена категориальная ошибка: на мнимые объекты, которыми являются ощущения, были перенесены особенности восприятия. То есть в действительности можно видеть предметы, например, цветы, а не совокупность ощущений красного, зелёного; можно слышать шум прибоя, грохот грома, звуки речи, а не ощущения громких, тихих и прочих звуков[6].

Советскими психологами также было экспериментально выявлено, что в ходе отражения отдельных свойств предметов происходит активное «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов. Ими была также показана зависимость восприятия отдельных свойств объектов от социально-выработанных систем сенсорных качеств (система фонем языка, шкала музыкальных звуков или основных тонов цветового спектра)[3][4]. Поэтому в XX веке в психологии и философии отказались от понятия «ощущения», как пассивного процесса, представление о котором было сформулировано на предшествующим этапе развития науки[2][13].

Классификации ощущений

К XX веку был накоплен обширный материал о многообразии сенсорных систем, которые дополнили аристотелевскую классификацию ощущений. Английский физиолог Чарльз Шеррингтон выделил три основных класса ощущений, объединив пространственный и разноуровневый принципы группирования ощущений с общей концепцией интегральной деятельности нервной системы[1][2][3][4]:

  • экстероцептивные (внешние) ощущения — ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенных на поверхности тела:
    • контактные (тактильные и вкусовые) ощущения,
    • дистантные (зрительные, слуховые) ощущения,
    • обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями[1].
  • проприоцептивные (кинестетические, промежуточные) ощущения — ощущения, отражающие движение и относительное положение частей тела, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;
  • интероцептивные (органические, внутренние) ощущения — ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов (хеморецепторы, терморецепторы, механорецепторы, барорецепторы, ноциорецепторы) о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Классификация Чарльза Шеррингтона подвергалась критике из-за того, что она не учитывает независимость функции ощущения от морфологической локализации рецепторов[3]. Вместе с этим известные трудности для подобной классификации представляет существование синестезии (интермодальных ощущений), то есть появления ощущений одной модальности под воздействием стимулов другой модальности[4].

Основатель психологии Вильгельм Вундт предлагал подразделять ощущения по виду энергии соответствующего раздражителя и их сопоставлению с соответствующим рецептором, преобразующим энергию в нервный код[11]:

  • механорецепторы фиксируют изменения механической энергии и являются основой кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной чувствительности;
  • хеморецепторы обеспечивают вкусовую, обонятельную и органическую чувствительность;
  • фоторецепторы специфичны зрительным ощущениям.

Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог Генри Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую — эпикритическую чувствительность. Протопатические ощущения не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела и характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Эпикритические ощущения более дифференцированы и дают более точную ориентировку и позволяют точно локализовать ощущения во внешнем мире и внутри организма[1][11].

Английский невролог Генри Хэд со своим коллегой Уильямом Риверсом проводят исследования чувствительности руки Генри Хэда

Классический опыт такого экспериментального отделения протопатической и эпикритической чувствительности был проведен английским неврологом Хэдом над собой. В целях эксперимента он перерезал на своей руке одну из веточек кожного чувствительного нерва и наблюдал за постепенным восстановлением чувствительности, которая наступала по мере прорастания центрального отрезка перерезанного нерва в футляре от его периферического отрезка. Этот опыт позволил Хэду установить известную последовательность восстановления чувствительности. В течение нескольких месяцев кожная чувствительность на соответствующем участке руки полностью отсутствовала. Затем появились неясные, трудно локализуемые ощущения, которые носили выраженный эмоциональный характер и стояли на границе между осязательными и болевыми ощущениями: это был период, когда примитивная протопатическая чувствительность уже начала восстанавливаться, а сложная эпикритическая чувствительность была способна локализовать раздражение в определенном месте кожи, различать направление этого раздражения и его формы. На этом более позднем этапе можно было говорить уже о восстановлении наиболее новой — эпикритической чувствительности.

Подвижность порога чувствительности как основная закономерность ощущений

Американский психолог Эдвард Титченер выделял такие особенности ощущений, как модальность (качество), интенсивность (количественные изменения, вызванные силой раздражителя; напряжение), локализация (определённость в пространстве) и длительность[11]. С одной из особенностью ощущений — интенсивностью связано понятие «порог ощущений», под которым понимается едва заметная (абсолютный нижний порог) или предельно возможная (абсолютный верхний порог) величина, вызывающая ощущение определённой модальности. Например, электромагнитные волны с длиной волны меньше 200 нм (инфракрасные лучи) и больше 800 нм (ультрафиолетовое излучение) не вызывают зрительных ощущений у человека. Человек воспринимает на слух звуковые колебания в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, при этом звуки свыше 20кГц (ультразвук) и ниже 20 Гц (инфразвук) также не вызывают у человека соответствующих звуковых ощущений[13].

Дифференциальным порогом чувствительности считается минимальная разница между двумя стимулами, которые воспринимаются как различные. Пороги у разных людей не одинаковы, они могут меняться в зависимости от условий жизни и деятельности, от готовности воспринимать тот или иной раздражитель. Например, опытный лётчик различает на слух 1300 оборотов мотора от 1340, а неопытный не может отличить 1300 от 1400 оборотов. Развитие абсолютных и дифференциальных порогов ощущений может быть также проиллюстрировано деятельностью сомелье или дегустаторов чая, способных различать и фиксировать различные оттенки предмета дегустации[2].

Синестезия ощущений, вероятно, была у русского композитора Александра Николаевича Скрябина, благодаря чему он ощущал цвет звуков («окрашенный слух»).

К числу закономерностей ощущений относятся сенсибилизация, адаптация и синестезия[2]:

  • Сенсибилизация ощущения — это повышение чувствительности, имеющее постоянный прогрессирующий характер. Например, пребывание в абсолютной темноте в течение 40 минут повышает чувствительность к свету в 2000 раз.
  • Адаптация или приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю приводит к изменению порога чувствительности. Так, находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо специфичными запахами, люди через некоторое время перестают замечать эти запахи.
  • Синестезия или интермодальные ощущения представляет собой возникновение ощущений одной модальности при появлении ощущений другой модальности. Примерами синестезии являются ощущения цветовых оттенков как тёплых или холодных, звуков — как светлых или тёмных.

Советским психофизиологом Сергеем Васильевичем Кравковым было выявлено, что работа одного органа чувств оказывает влияние на работу других органов чувств. Звуковое раздражение, например, свист может обострить работу зрительного анализатора, повысив его чувствительность к световым раздражителям; повышать световую и слуховую чувствительность могут некоторые запахи[13]. У людей, лишённых какой-либо чувствительности, происходит компенсация этого недостатка за счёт усиления чувствительности других анализаторов. Изменение порога чувствительности находит выражение в анестезии[15] (отсутствие чувствительности), гиперестезии[16] (повышение чувствительности), парестезии[17] (ложные ощущения покалывания, онемения) и сенестопатии[18] (тягостные, крайне мучительные ощущения).

Интересны, но ещё плохо изучены ощущения у людей с необычными сенсорными способностями или экстрасенсов[11]. Советские психологи в своё время ставили вопрос о реальности так называемых феноменов экстрасенсорного восприятия: телепатия, проскопия (предвидение), психокинез, парадиагностика, псифотография, лозоискательство и ясновидение[19]. Стоит отметить, что один из советских психологов — Алексей Николаевич Леонтьев занимался изучением неспецифичных ощущений — фоточувствительность кожи, которую, возможно, допустимо рассматривать в качестве материальной основы кожно-оптического восприятия[13][20].

Литература

  • Ананьев Б. Г. Теория ощущений. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1961. — 456 с.
  • Зрительные ощущения и восприятия / Отв. ред. проф. С. В. Кравков, проф. Б. М. Теплов. — Москва ; Ленинград: Соцэкгиз, 1935. — VIII, 272 с.
  • Липпс Т. Самосознание, ощущение и чувство / Перевод с немецкого М. Лихарева. — Санкт-Петербург: Ред. журн. «Образование», 1903. — 72 с.
  • Научная дискуссия «Проблема ощущения в свете марксистско-ленинской теории познания» : Тезисы. — Ленинград: [б. и.], 1953. — 40 с.
  • Феденко Н. Ф. Ощущение и восприятие: Использование данных психологии об ощущении и восприятии в воинской деятельности : Лекция. — Москва: [б. и.], 1960. — 35 с.
  • Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. — Москва: Питер, 2003. — 924 с. — ISBN 5-318-00373-7.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Величковский Б. М. Ощущение // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Диянова З. В., Щёголева Т. М. Ощущения и восприятие // Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт, 2023. — С. 16—37. — 149 с. — ISBN 978-5-534-08989-9.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Ощущение // Психология. Словарь / Составитель Л. А. Карпенко; под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва: Политиздат, 1990. — С. 261—262. — 494 с. — ISBN 5-250-00364-8.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Ощущение // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  5. Платонов К. К. Ощущение // Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1984. — С. 87. — 174 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Лекторский В. А. Ощущение // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  7. 7,0 7,1 Самущик Т. В. Ощущение // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, М.. — С. 756. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  8. 8,0 8,1 8,2 Ощущение // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  9. Блейхер В. М., Крук И. В. Ощущение // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 638 с. — ISBN 5-87224-067-8.
  10. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1956. — 456 с.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Гусев А. Н. Общая психология: в 7-ми томах. Том 2. Ощущение и восприятие / Под редакцией Б. С. Братуся. — Москва: Академия, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-7695-3361-7.
  12. 12,0 12,1 Sensation // The Oxford companion to philosophy / Ed. T. Honderich. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — 1056 с. — ISBN 0-19-866132-0.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 Лурия А. Р. Ощущения // Лекции по общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — С. 99—124. — 320 с. — ISBN 5-94723-559-5.
  14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Мысль, 1965. — 572 с.
  15. Анестезия // Большой медицинский словарь. — 2000.
  16. Гиперестезия // Большой медицинский словарь. — 2000.
  17. Парестезия // Большой медицинский словарь. — 2000.
  18. Сенестопатия // Большой медицинский словарь. — 2000.
  19. Зинченко В. П., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Лурия А. Л. Парапсихология: миф или реальность? // Вопросы философии. — 1973. — № 3. — С. 128—136.
  20. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А. Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии. Психологическая газета (5 февраля 2023). Дата обращения: 8 декабря 2024.