Психофизиология
Психофизиология — наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных различий[1].
Психофизиология объясняет и доказывает тесную связь между явлениями психической жизни и морфологическими структурами нервной системы. С помощью экспериментальных исследований эта наука демонстрирует связь эмоциональных проявлений, инстинктов и поведенческих реакций с биохимическими процессами, происходящими в отделах головного мозга. Полученные данные позволяют объяснить нарушения в поведении человека и наметить возможные способы их коррекции[2].
Психофизиология устанавливает глубинную связь между подсознательной и сознательной сферой познания окружающей действительности, это дает возможность объяснить многие мотивы нарушенной адаптации и возникновения психопатологических реакций.
История
Заложить основы нового биологического направления исследований деятельности целостного организма в окружающей его среде было суждено выдающемуся русскому физиологу Ивану Сеченову (1829—1905).
В 1860-е годы ядром философской полемики стала проблема человека во всей совокупности его биосоциальных составляющих. Среди естественных наук, изучающих человека, именно физиология с её новейшими достижениями оказывала решающее влияние на направленность философской мысли. Этим и объясняются центральные вопросы дискуссии: о зависимости психических явлений от телесного механизма, о соотношении нервных и психических актов, произвольных и непроизвольных движений, ощущения и мышления[3].
В России 1850—1860-х годов поставленная Сеченовым физиологическая проблема приобретала особое значение. Сеченов пытался объяснить психическое поведение, используя понятие рефлексов. Он выдвинул следующее основное положение: главная причина всех действий человека находится вне его. Раздражитель является первичным звеном в определении рефлекторных реакций организма. Взаимодействие организма со средой через органы чувств означает не только механический контакт с раздражающими предметами. Сеченов подчеркивает, что организм «не идет на поводу» у внешних раздражителей, а ведет свое поведение на основе программы, вырабатываемой при постоянном воздействии внешнего мира.
Одной из центральных была проблема непроизвольных и произвольных двигательных актов, отражающая противостояние души и тела как основной детерминанты моделей поведения. В случае произвольного двигательного поведения высшие нервные центры участвуют в машиноподобной деятельности. Так, если ранее различали два уровня самостоятельного и несвязанного поведения — уровень основной рефлекторной деятельности (спинной мозг) и уровень деятельности, регулируемой сознанием и волей (головной мозг), то Сеченов распространил принцип рефлексии на поведение в целом, тем самым стирая жесткие границы деления реакций на непроизвольные и произвольные.
В 1890-х годах Сеченов выступает с циклом работ по проблемам психофизиологии и теории познания: «Впечатления и действительность» (1890), «О предметном мышлении с физиологической точки зрения» (1894), «Элементы мысли» (1903 г.— второе издание). Он не только приводит обзор достижений в данной области, но и разрабатывает целостное учение о механизмах восприятия пространства и пространственно-двигательной ориентации, играющих ведущую роль в познании человеком окружающего мира[4].
Предметы и задачи психофизиологии
Психофизиология является интегративной научной дисциплиной, объединяющей знания гуманитарных и естественных наук. Основным предметом психофизиологии является изучение биологических в широком смысле слова причин психических явлений и поведения человека и животных[5].
Психофизиология тесно связанна с естественными научными дисциплинами и с гуманитарными науками.
- Гуманитарные науки
- Естественные научные дисциплины
- Биология (генетика, биохимия, нейробиология поведения, нейроморфология)
- Физиология (физиология высшей нервной деятельности, физиология сенсорных систем, нейрофизиология, физиология труда, патофизиология)
- Медицина
Важнейшая задача психофизиологии человека — это исследование физиологических и биохимических механизмов организации психических функций и их проявлений в поведении[4].
Методы психофизиологии
Анализ и классификация методов психофизиологии полностью определяется представлением о её предмете и содержании. Если под основным предметом психофизиологии понимать изучение биологических и физиологических механизмов и причин психологических явлений и поведения, то основные методы — это методы объективной регистрации любых физиологических функций и процессов, коррелирующих с психологическими проявлениями.
В истории психофизиологии первыми психическими явлениями были субъективные оценки силы ощущения и обнаружение стимулов, выполняемых в лабораториях Вундта и Фехнера. Ими же были теоретически описаны основные законы психофизики, раздела психофизиологии, изучающей законы перцепции и распознавания образов как конкретных примеров информационных процессов.
- Методы
- Регистрация сенсомоторных реакций. Первичными методами психофизиологии были регистрация и расчет закона распределения отдельных моторных ответов на сенсорные сигналы при изменении их физических характеристик. Г. Айзенк и его ученики доказали, что степень развития интеллекта четко связана с вариантом выбора стимула из их набора. В настоящее время этот подход не потерял свою актуальность и значимость.
- Регистрация вегетативных показателей. Относятся также к относительно проверенным и известным методам, которые позволяют изучать вклад вегетативной нервной системы и отдельных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой) в протекание психологических процессов и организацию психических явлений.
- Кардиографический. Наиболее информативным для исследования функционального состояния считается метод регистрации пульса и статистическая оценка распределения межударных интервалов, с помощью которого можно оценить вклад в любой вид деятельности затрат симпатоадреналового и парасимпатического звеньев вегетативной нервной системы, по методу Баевского Р. М.[5].
- Регистрация электрической активности кожи (ЭАК). Имеются разные способы регистрации электрической активности кожи (ЭАК). Один предполагает пропускание слабого электрического тока через электроды и измерение электрической проводимости (метод Тарханова)[4].
- Регистрация электрической активности мозга. Наиболее ранними способами изучения динамической активности мозга при выполнении разных когнитивных задач было сопоставление фоновой электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с той, которая регистрировалась во время выполнения тех или иных заданий.
Литература
- Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. / И.М. Кондаков. – 2-е изд. Доп. и перераб.. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — С. 113—114.
- Шихи Н. Психология: биографический библиографический словарь. — СПб.: Евразия, 1999. — 932 с.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. — СПб.: Питер, 2001. — 159 с.
- Вундт В. Введение в психологию / Вундт; [Пер. Н. Самсонов]. — СПб.: Питер, 2002. — 125 с.
Примечания
- ↑ Программа курса. Психофизиология. Федеральный комплект стандарта подготовки психологов .
- ↑ psychophysiology Психофизиология .
- ↑ Психофизиология. Развитие учения о мозге и поведении .
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Каменская В. Г. Лекции по психофизиологии .
- ↑ 5,0 5,1 Каменская В. Г., Томанов Л. В. [www.Elsu.ru/kaf/kppp/science Компьютерные и инструментальные методы в психофизиологии. – 2016. [Электронное издание]]. — 2016.
Ссылки
- Психофизиология .
- Психология. Психофизиология .
- Основные методы психофизиологического исследования .
- Программа курса. Психофизиология. Федеральный комплект стандарта подготовки психологов .
- psychophysiology Психофизиология .
- Психофизиология. Развитие учения о мозге и поведении .
- Каменская В. Г. Лекции по психофизиологии .
- Каменская В. Г., Томанов Л. В. Компьютерные и инструментальные методы в психофизиологии. – 2016. Электронное издание. — 2016.