Психология управления

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Психология

Психоло́гия управле́ния — это область психологии, которая изучает психологические аспекты и закономерности управленческой деятельности[1]. В рамках данной дисциплины рассматриваются все те процессы, которые имеют отношение к эффективному управлению людьми и организациями, а также взаимодействию руководителей с подчинёнными и другими участниками управленческой системы.

Предмет психологии управления

Психология управления фокусируется на изучении человеческих взаимоотношений и взаимодействий в рамках управленческих процессов, анализируя влияние личных и групповых факторов на эффективность принятия решений, организационное поведение и развитие команд[2]. Основные направления изучения:

  1. Личность и её развитие — процесс самосовершенствования и роста личности в трудовой деятельности, влияние профессиональной среды на развитие человека. В личности руководителя психология управления выделяет его управленческие потребности, способности и индивидуальную концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и личные принципы. Управляющая подсистема представляет собой совместную деятельность группы взаимосвязанных руководителей разных уровней.
  2. Управленческая деятельность — организация управленческой работы с точки зрения психологической эффективности, выявление факторов, влияющих на успешность управления.
  3. Групповые процессы в коллективе — взаимодействия в трудовых группах, их влияние на общую эффективность работы и методы регулирования для повышения продуктивности и гармонии в коллективе.
  4. Мотивация и управление поведением — изучение факторов, влияющих на мотивацию сотрудников, и разработка методов управления их поведением для достижения высоких результатов в коллективе.
  5. Психология управления
    Решение конфликтов — анализ причин конфликтных ситуаций в коллективе, а также психологии их возникновения и методов разрешения для поддержания здоровой атмосферы в организации.
  6. Лидерство и влияние — исследование стилей руководства, их воздействия на коллектив, а также механизмов влияния руководителя на подчинённых для эффективного достижения целей.
  7. Командная работа и взаимодействие — анализ процессов взаимодействия в рабочих группах, эффективного распределения ролей и создания условий для успешной совместной работы.
  8. Принятие решений — изучение психологических аспектов принятия решений в управлении, включая роль интуиции, анализа рисков и воздействия групповых динамик на выбор решения.
  9. Психологическая подготовка и обучение — разработка методов и подходов к обучению руководителей и сотрудников, направленных на развитие их управленческих и личностных навыков.
  10. Оценка и развитие управленческих компетенций — создание инструментов для диагностики и оценки профессиональных качеств управленцев, а также стратегии их развития и повышения эффективности в управлении.

Основные задачи психологии управления

Основной задачей психологии управления является выявление и анализ психологических факторов, влияющих на эффективность работы в управленческих структурах. Это включает в себя изучение различных аспектов, таких как психологические условия, которые могут способствовать или, наоборот, мешать успешному выполнению управленческих функций. Одной из главных целей является повышение качества и эффективности работы системы управления в целом[3].

Процесс управления в психологии управления рассматривается через несколько ключевых этапов. В первую очередь, важным является диагностика состояния и изменений управленческой подсистемы, что помогает понять текущие проблемы и направления для улучшения. Второй этап включает прогнозирование возможных изменений в организационной структуре и управлении. Третий аспект — это формирование программы деятельности подчинённых, направленной на достижение нужных изменений в управляемом объекте. И, наконец, завершающий момент — организация исполнения решений, что требует правильной координации и контроля за выполнением намеченных задач.

Основные методы психологии управления

Психология управления использует разные методы, среди которых ключевыми являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — это процесс, при котором исследователь изучает поведение людей в естественной рабочей обстановке, фиксируя их реакции на различные ситуации и процессы. При этом исследователь не вмешивается в происходящее, а только записывает то, что происходит. Однако его присутствие может повлиять на поведение людей, что важно учитывать при сборе данных.

Эксперимент — метод, позволяющий получить уникальную информацию, которую трудно добыть другими способами. Эксперимент даёт возможность моделировать ситуации и проверять, как нововведения, такие как изменения в стимулировании, могут повлиять на производительность труда. Он помогает проверить гипотезы и понять, принесут ли изменения желаемые результаты или вызовут отрицательные последствия. Цель эксперимента — понять, как теории работают на практике, и использовать результаты для улучшения управленческих решений[4].

Психологические законы управления

Психология управления, как практическая отрасль психологии, изучает управленческую деятельность и её особенности. Законы психологии управления действуют в межличностных и групповых взаимодействиях, влияя на процесс управления, независимо от того, осознаём мы их или нет. К основным законам психологии управления относятся:

  1. Закон неопределённости отклика — реакция людей на управление или ситуацию может быть непредсказуемой и изменчивой, что затрудняет точное предсказание результатов действий.
  2. Закон неадекватности взаимного восприятия — люди часто неправильно интерпретируют поведение и намерения других, что может вести к недопониманию и конфликтам в межличностных взаимодействиях.
  3. Закон неадекватности самооценки — люди склонны переоценивать или недооценивать свои способности, что влияет на их поведение и решения в управленческих ситуациях.
  4. Закон искажения информации — информация, проходя через различные фильтры восприятия, может искажаться, что приводит к неправильным выводам или решениям.
  5. Закон самосохранения — люди и организации стремятся избегать угроз и защищать собственные интересы, что может повлиять на их поведение в стрессовых ситуациях и в условиях изменений.
  6. Закон компенсации — при недостатке в одной области (например, в знаниях или опыте) люди часто компенсируют это сильными сторонами в других областях, пытаясь сохранить баланс в своей деятельности.
  7. Закон конформизма — тенденция людей подстраиваться под мнения и поведение окружающих, что может влиять на коллективные решения и группу в целом.
  8. Закон социальной значимости — стремление людей оценивать себя через восприятие других, что может влиять на их мотивацию и принятие решений в группе.
  9. Закон множественности целей — способность человека или группы одновременно стремиться к нескольким целям, что может привести к конфликту интересов или неэффективности при отсутствии чёткого приоритета.
  10. Закон коллективной ответственности — когда в группе трудно установить чёткое распределение ответственности, что часто приводит к снижению личной инициативы и ответственности.
  11. Закон лидерства — сильное влияние лидера на группу, которое может как способствовать успешному выполнению задач, так и вызывать зависимость и снижение инициативы у подчинённых.
  12. Закон реакции на стресс — люди в стрессовых ситуациях могут изменять свои поведенческие паттерны, что важно учитывать при управлении коллективами в кризисных ситуациях. Эти законы помогают лучше понять, как управленческие процессы и взаимодействие людей в организациях могут быть предсказуемыми и как управлять ими с учётом психологических факторов[5].

Примечания

  1. Селезнева, Е. В. Психология управления. — Москва: Юрайт, 2025. — С. 5-11. — 373 с. — ISBN ISBN 978-5-9916-8378-4.
  2. Зуб, А. Т. Психология управления / 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Юрайт, 2025. — С. 16-23. — 372 с. — ISBN ISBN 978-5-534-00185-3.
  3. Мальцева, Ю. А. Психология управления / канд. социол. наук, доц. Костылева Н. В.. — Екатеринбург: Урал. ун-та, 2016. — С. 15-18. — 92 с. — ISBN ISBN 978-5-7996-1777-6.
  4. Иванова В.С. Психология управления. — Томск: Томского политехнического университета, 2011. — С. 6-7. — 88 с.
  5. Акимова, Ю. Н. / 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — С. 251-255. — 364 с. — ISBN SBN 978-5-534-18847-9.