Гендерная психология

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Ге́ндерная психоло́гия — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. Изучает вопрос половых различий и особенностей мужчины и женщины[1].

Описание

Философия, психология, социология и другие науки исследуют «тайну пола». Независимо от того, ведутся ли научные исследования о психологии половых различий, в общественном сознании все же существуют определённые представления о мужчинах и женщинах, связанные с их характерными особенностями, личностными качествами и поведением. В обыденном сознании утвердилось распространённое мнение о значительных различиях между мужчинами и женщинами не только в физических и физиологических характеристиках, но и в психологических свойствах, чертах личности и особенностях поведения. Традиционно мужской образ ассоциируется с компетентностью, рациональностью, активностью и эффективностью, в то время как женский образ связывается с эмоциональной поддержкой, теплотой, эмпатией, а также социальными и коммуникативными навыками. Эти стереотипные представления кажутся подтверждёнными авторитетом психологической науки, несмотря на то, что большинство людей не знакомы с научными исследованиями, сравнивающими психологические характеристики между мужчинами и женщинами. Уже несколько десятилетий психологи проводят исследования, чтобы точно выяснить, какие психологические различия между полами подтверждаются научно, отличаясь от общепринятых мнений и стереотипов, присутствующих во массовом сознании[2].

История формирования гендерной психологии

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

1) разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX века);

2) формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец XIX — начало XX века);

3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда и психоанализом (начало XX века — 1930-е годы);

4) начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950-1980-е годы);

5) бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик (с 1990-х годов по настоящее время)[3].

Понятия

Существует сложное и противоречивое взаимодействие между гендерной психологией и психологией половых различий, и не всегда ясно, где заканчивается предметная область одной дисциплины и начинается другая. В настоящее время гендерные исследования становятся все более актуальными и даже модными не только за рубежом, но и в России. Новички в исследованиях смешивают понятия «пол» и «гендер», поэтому важно четко разграничить эти термины и рассмотреть различные типы экспериментов, проводимых в гендерной психологии и психологии половых различий. Некоторые понятия в области психологии половых различий и гендерной психологии все еще не окончательно определены и исследователи их интерпретируют по-разному[4].

Пол

В английском языке в повседневности пол и гендер часто используются как синонимы. Некоторые словари и учебные дисциплины дают им разные определения, а другие нет. В русскоязычной литературе встречается определение понятия «гендер» как «социокультурный пол». В некоторых языках, таких как немецкий или финский, нет отдельных слов для обозначения пола и гендера, и различие должно выражаться с помощью контекста. Смешение данных понятий является ошибкой, так как разграничение гендера и пола фундаментально — множественные различия между женщиной и мужчиной имеют небиологические по своей природе причины. Согласно гендерным исследованиям и феминистской теории, понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а понятие пола — только физические различия.

Сексолог Джон Мани ввёл терминологическое различие между биологическим полом и гендером как ролью в 1955 году. До его работы академическое использование слова gender (с англ. — «род») в основном ограничивалось грамматическими категориями. Феминистка и антрополог Гейл Рубин в работе «Обмен женщинами: заметки по поводу «политической экономии» пола» (1975) определила гендер как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности». В 1980-е годы на основе данного определения возникло множество научных концепций.

Гендер

Понятие «гендер» описывает общественные и культурные конструкции пола, которые идут за рамки биологических различий между мужчинами и женщинами. Гендерные роли определяют, какое поведение, черты и качества считаются соответствующими мужчинам и женщинам в данном обществе. Гендерные стереотипы формируются и передаются через культуру, общение, образование и другие социальные институты. Они могут варьироваться в разных культурных и временных контекстах, но часто они также включают универсальные ассоциации, такие как мужественность с силой и женственность с нежностью[4].

Андрогиния, анима, анимус

В 1974 году Сандра Бем ввела в психологию понятие андрогинии — (от лат. аndros — мужской, gуnec — женский) — сочетание у человека традиционно мужских и традиционно женских качеств. С точки зрения концепции психологической андрогинии, внесшей существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности, это сочетание позволяет людям менее жёстко придерживаться полоролевых норм и свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, то есть интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности[5]. Представления об андрогинии интересовали исследователей в связи с проблемой возможности достижения гармонии человеческого существования. Согласно древнему орфическому мифу, воспроизведённому в диалоге Платона «Пир», предки людей были трёх родов: мужчины, женщины и андрогины, обладающие признаками обоих полов. Они имели по 2 лица, 4 руки и 4 ноги. «Они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов», они были столь сильны и умны, что Зевс, испугавшись соперничества, наказал их, разрубив каждую вдоль на 2 части. С тех пор люди обречены на поиск утраченной половинки и ищут друг друга по всему свету, чтобы, найдя друг друга, слиться в единое целое и вновь обрести полубожественную мудрость и силу. И когда эти половинки находят каждая свою, возникает эрос — любовь[6].

«Вот с каких давних пор, свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу».Платон

В своих философски ориентированных работах К. Г. Юнг выделял архетипы, включая аниму и анимус — символизацию женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном соответственно. Он утверждал, что «каждый мужчина носит в себе вечный образ женщины, который, в сущности, бессознателен, архетип всего наследственного опыта женщин, хранилище всех отпечатков, когда-либо запечатленной женщиной». Следовательно, Юнг придавал андрогинии основополагающее значение, утверждая, что природа человека по сути своей андрогинна[7].

Однако теория андрогинии вызывает не только интерес, но и критику. В американском обществе это может быть связано с тем, что маскулинность приносит больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность. Однако позитивным аспектом теории андрогинии является то, что она привлекает внимание к тому, что и мужские, и женские качества могут быть одинаково привлекательными для общества.

«Основополагающим положением гендерной теории является идея о том, что практически все традиционно рассматриваемые как «естественные» различия между полами обусловлены не биологическими, а социальными факторами». По словам Д. Гири, природа и воспитание взаимодействуют в сложном процессе формирования гендерных различий. Однако культура может лишь усилить или ослабить ранние, биологически обусловленные половые различия[8].

Примечания

  1. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология. — Красноярск: Государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2010. — С. 5—15. — 108 с.
  2. Удри Д.. Гендер. Дата обращения: 3 июня 2024.
  3. Киселёв М.В. Краткая история формирования гендерной психологии.. Высшая школа практической психологии и бизнеса. Дата обращения: 6 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 The Inexorable Rise of Gender and the Decline of Sex: Social Change in Academic Titles, 1945–2001. SpringerLink. Дата обращения: 6 июня 2024.
  5. Bem S.L. Gender Schema theory and its implications for child development: Raising gender aschematic children in a gender schiermatic societs // Signa: Journal of Women in Cultiure and Society. — APA PsycNet, 1983. — С. 598—616.
  6. Платон. Пир. — М.,: мысль, 1993. — С. 1—39. — 223 с.
  7. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — СПб.,: МЦНКИТ "Кентавр", 1994. — С. 5—15. — 136 с.
  8. Geary D.C. A model for representing gender differences in the pattern of cognitive abilities. — AmericanPsychologist, 1989. — С. 3—12. — 144 с.