Гештальтпсихология
Гешта́льтпсихоло́гия (гештальт-психология; гештальтизм; структурная психология; Берлинская школа психологии) — одно из направлений в психологии, возникшее в Германии в первой трети XX века и существовавшее с начала 1910-х годов до середины 1930-х годов. Гештальтпсихология стремилась объяснять психические явления и процессы как целостные и неаддитивные образования (гештальты), то есть такие феномены, в которых целое всегда больше суммы составных частей этого целого. Данное направление в психологии является реакцией (ответом) на интроспективную психологию Вильгельма Вундта и Эдварда Титченера, в рамках которой психику человека пытались разложить на элементы, «психические атомы» — простые ощущения и идеи. Появление данного направления связано с именами Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера и Курта Коффки, работавшими, главным образом, в Берлине и во Франкфурте-на-Майне, из-за чего данное течение в психологии иногда называют Берлинской школой психологии. Гештальтпсихология, сложившись первоначально на основе исследований зрительного восприятия, распространила впоследствии свои идеи на изучение памяти, мышления, интеллекта, действия, мотивации, личности, общения и социальной группы. К гештальтпсихологии были близки психиатры Курт Гольдштейн и Ганс Груле, психологи Курт Левин, Карл Дункер и Фриц Хайдер[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10].
Возникновение и развитие гештальтпсихологии
Гештальтпсихология возникла в период кризиса психологической науки в ходе открытой критики интроспективной психологии, стремившейся расчленить психику человека на предельные элементы — «кирпичики» психики, из которых предполагалось сложить всё многообразие психических явлений и процессов. Вместе с этим, гештальтпсихология отличалась от пересмотревших предмет психологии бихевиоризма и психоанализа тем, что сохранила в качестве предмета психологической науки сознание. Формально считается, что гештальтпсихология возникла и оформилась как новое направление в психологии после опубликования Максом Вертгеймером результатов исследований по фи-феномену (феномена кажущегося движения) в 1912 году в статье «Экспериментальное исследование восприятия движения»[1][5]. А спустя девять лет, в 1921 году Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер при содействии Курта Гольдштейна и Ганса Груле основали журнал «Психологические исследования», который стал официальным печатным изданием школы гештальтпсихологии[11].
Прежде всего, что такое гештальтисты? Это представители, защитники, поддерживатели представления о целостности. Нужно брать и держать в голове целостность, синтез, систему, а не отдельные явления. Последнее им почему-то претит. Гештальт — это есть рисунок, или узор, или образ. Переводится это слово на разных языках по-разному. Например, англичане переводят это как «форма», или, как автор говорит, ещё лучше — «конфигурация». Английские гештальтисты — «конфигурационалисты». А гештальт — это немецкое слово, что означает то же самое… Так вот о радикализме этой психологии. Нужно вам сказать, что им житья очень немного. Этой психологии всего 22 года. Она началась в 1912 году. Она специально восстала против Вундта, то есть против ассоцианизма — системы психологии, которая идёт с давних пор, с XVI-XVII столетия, и которая до сих пор до известной степени доминирует между психологами.Иван Петрович Павлов, Из стенограммы «Среды» от 28 ноября 1934 года
Макс Вертгеймер и его наиболее известные последователи (Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин, Карл Дункер) получили широкое философское и естественно-научное образование. В философии гештальтистов привлекали идеи Иммануила Канта об априорных формах созерцания, концепция интенциональности (устремлённости психики на внешний предмет) Франца Брентано, а также современной им феноменологии (идеи Эдмунда Гуссерля). При всём при этом образцом научных исследований для гештальтпсихологов стала физика, особенно, теория поля в современной им физике. Так, по утверждению Вольфганга Кёлера, «гештальт-психология стала приложением физики поля к важным разделам психологии и физиологии мозга»[12]. Институт психологии Берлинского университета был в XX и остаётся в XXI веке частью физического факультета. Коллегами гештальтпсихологов во втором десятилетии XX века по факультету были Нобелевские лауреаты по физике Макс Планк и Альберт Эйнштейн[13]. Основательница советской патопсихологии Блюма Вульфовна Зейгарник, также учившаяся в Берлинском университете, оставила воспоминания о её знакомстве с теорией гештальтпсихологии[14]:
Я попала на лекцию Макса Вертгеймера, после которой со свойственной мне тогда наивностью подошла к нему и сказала, что мне очень нравится теория гештальтпсихологии. Макс Вертгеймер вполне серьёзно ответил: «Мне она тоже нравится».
Исследование восприятия гештальтпсихологами
Основатель гештальтпсихологии — Макс Вертгеймер на основании экспериментального анализа феномена кажущегося движения (фи-феномен) убеждал, что целое есть нечто другое, нежели сумма «частей» этого целого, которые выделяются из него посредством «изоляции» (обособления)[6]. То есть впечатление видимого движения не сводится к восприятию отдельных статичных стимулов, а должно рассматриваться как новое, свойственное лишь ситуации в целом «качество гештальта»[10]. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес как целостность и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого[15]. Впоследствии Максом Вертгеймером было показано, что части целого в собственном смысле есть «функции» или «роли» в целом (гештальте), то есть гештальт (нем. gestalt — целостность, структура) имеет функциональную структуру, обладающую динамическим характером[6].
Гештальт (целостность) не является суммой частей, а представляет собой целостную структуру, целостную систему, в которой не целое зависит от частей, а часть зависит от целого[16]. Идея гештальтпсихологии о том, что внутренняя системная организация целого (гештальта) определяет свойства и функции образующих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению зрительного восприятия. В результате чего был обнаружен ряд важных особенностей восприятия: константность, структурность и зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона»)[2].
Гештальты возникают вследствие того, что поле сознания стремится образовывать «хорошие» конфигурации, то есть такие целостности, которые обладают простотой, уравновешенностью, симметричностью и замкнутостью[17]. Всякий гештальт как структурно оформленная целостность стремится под действием собственных внутренних сил перейти в состояние максимально возможного при данных условиях равновесия. Это состояние характеризуется прегнантностью (нем. pragnant — чёткий, выразительный) организации гештальта, то есть простотой, правильностью, завершённостью, выразительностью и осмысленностью конфигурации[6][15].
Собственно каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая чёткие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры означает проявление интереса к данному объекту и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса[15]. Явления фигуры и фона отчётливо выступают в двойственных изображениях, где фигура и фон как бы меняются местами, то есть происходит внезапное «реструктурирование»[3][7].
Иллюстрация некоторых принципов организации восприятия (слева направо, сверху вниз): принцип сходства, принцип близости, принцип замкнутости. |
Исследования восприятия, играющие первостепенную роль в становлении гештальтпсихологии, привели к описанию закономерностей разделения воспринимаемого поля на фигуру и фон. Первоначально Максом Вертгеймером было выделено шесть законов организации восприятия, которые затем стали объединять в единый «закон прегнантности». Согласно этому закону объекты будут восприниматься как единое целое, или фигура, а не как разрозненные элементы среды, или фон при следующих условиях[9]:
- объекты расположены близко друг к другу («фактор близости»);
- объекты имеют похожие характеристики яркости и цвета («фактор сходства»);
- объекты ограничивают небольшую, замкнутую («фактор замкнутости») и симметричную область («фактор симметрии»);
- объекты естественно продолжают друг друга («фактор хорошего продолжения»);
- объекты движутся примерно с равной скоростью в одном направлении («фактор общей судьбы»).
Помимо этих положений в гештальтпсихологии утверждается принцип изоморфизма, согласно которому существует тождество, структурное подобие психологических и физиологических закономерностей, то есть гештальт психический аналогичен функционированию головного мозга, активность которого, в свою очередь, соотносится с окружающей человека действительностью[16]
Возведение гештальта в ранг универсального принципа и закат гештальтпсихологии
Принцип «фигуры и фона» и понятие «реструктурирования», «мгновенного усмотрения», инсайта, или ага-переживания — внезапного усмотрения новых отношений между элементами гештальта — был распространён гештальтпсихологами за пределы психологии восприятия — на исследование творческого мышления (обнаружение нового способа решения задачи). В области психологии мышления гештальтистами применялся метод экспериментального исследования мышления — метод рассуждения вслух[3][7]. Принцип целостности, первоначально раскрытый на проблеме восприятия, был применён гештальт-психологами к решению исходных принципиальных проблем психологии — прежде всего психофизической проблемы[18].
Вместе с этим принцип взаимодействия фигуры и фона, принцип целостности и закон прегнантности были дополнены впоследствии принципом «здесь и сейчас», согласно которому ведущим фактором поведения и социального функционирования индивида является качество осознавания им актуальной ситуации. То есть гештальт (образ) создается в «данный момент» и прошлый опыт не играет абсолютно никакой роли в создании этого гештальта. Гештальт создается путём реструктурирования, перемены мест слагаемых гештальта — инсайта. В данном моменте гештальтпсихология расходится с психоанализом, который придаёт первостепенное значение содержанию прошлого опыта[15].
В дальнейшем гештальтпсихологи провели классические исследования интеллекта у высших приматов и человека, показав, что решение задачи — это не достигнутый путём «проб и ошибок» результат, итог механического перебора вариантов решений, а углублённое понимание ситуации в целом здесь и сейчас. Данное понимание происходит в форме «мгновенного усмотрения», переструктурирующего и изменяющего значение составляющих компонентов ситуации. Эти положения гештальтпсихология противопоставила тезисам бихевиоризма, в котором поведение особи в проблемной ситуации объяснялось перебором «слепых» двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. Впоследствии Курт Левин распространил динамические полевые модели гештальтпсихологов на исследования памяти, мотивации, личности и социального поведения человека[5][10].
Исследования гештальтпсихологов в Германии были прерваны с приходом к власти фашистов. Макс Вертгеймер был одним из первых евреев, лишённых нацистами профессорского звания[12]. Многие из представителей гештальтпсихологии были вынуждены в 1930-е годы эмигрировать из Германии в другие страны, и в связи с распадом группы ученых, разрабатывавших это перспективное направление в психологии, гештальтпсихология прекратила свое существование[5], хотя ведущие гештальтпсихологи продолжили свою работу за пределами Германии, главным образом, в США. Так, Вольфганг Кёлер стал президентом Американской психологической ассоциации, а введённое Куртом Гольдштейном понятие самоактуализации, стало одни из основных положений гуманистической психологии[10].
Бывший ассистент Курта Гольдштейна психиатр Фриц Перлз стал создателем гештальттерапии[10]. Необходимо отметить, что сторонники гештальтпсихологии к новациям Фрица Перлза отнеслись неодобрительно. Вольфганг Кёлер незадолго до своей кончины дал интервью, в котором назвал Фрица Перлза неумным «мыслителем». По мнению Вольфганга Кёлера, Фриц Перлз либо недопонял основные принципы гештальтпсихологии, либо позволил себе слишком вольное их толкование. Сам Фриц Перлз, чего он не скрывал, ознакомился с концепцией гештальтпсихологии достаточно поверхностно. По собственному признанию, ни одну из ключевых монографий этого направления Фриц Перлз не прочитал целиком. Поэтому гештальттерапия связана с гештальтпсихологией, по меткому замечанию российского психолога Сергея Сергеевича Степанова, не в большей мере, чем биолокация с биологией, и траектория развития гештальттерапии в общем независима от теории гештальтпсихологии[19][20].
В «чистом» виде гештальтизм как направление психологии в начале XXI века практически не представлено, а ряд положений утратил свою силу. Тем не менее многие идеи гештальтпсихологов оказали глубокое влияние на появление и развитие ряда психологических направлений в XX веке. Многие идеи, выдвинутые в гештальтпсихологии, вошли в различные разделы психологии — от изучения восприятия до динамики групп. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу «Нового Взгляда» и психотерапевтическую практику[3][7]. Целостная трактовка гештальтпсихологами работы мозга как динамической самоорганизующейся системы предвосхитила современные модели в области нейрокогнитивных исследований[10].
Гештальтпсихология: философско-методологическая основа и основные понятия
Основная идея, которую активно защищали сторонники гештальтпсихологии, заключалась в утверждении, что сложные психологические явления обладают особыми качествами, не сводимыми к элементарным психологическим явлениям и не выводимыми из них и ассоциаций (связей) между ними[5]. Стоит отметить, что тезис о принципиальной несводимости целого к сумме составляющих его частей был выдвинут в конце XIX века австрийским искусствоведом Xристианом фон Эренфельсом в противовес господствовавшим в искусстве представлениям ассоцианизма. Специфическая характеристика целого была названа Христианом Эренфельсом «гештальткачеством» переживания, то есть переживание целостности некоторого явления сохраняется при изменении всех отдельных частей этой целостности. Например, одна и та же мелодия может быть проиграна в разных тональностях или на разной «высоте». Так, песню группы «Eagles» — «Hotel California» можно узнать, даже если её сыграют на балалайке или органе. И в то же время гештальткачество может быть потеряно, если ту же мелодию сыграть задом наперёд[6][8].
Целое не равно сумме его частей; законы целого не выводимы и не сводимы к законам частей этого целого.
Философской основой гештальтпсихологии является критический реализм, основные положения которого родственны философским идеям Эрнста Маха и Эдмунда Гуссерля. Методологический подход гештальтпсихологии к изучению психических явлений базировался на идеях целостности и изоморфизма, то есть структурного подобия психологического поля (феноменальной реальности), физиологических процессов и физического мира[5]. Согласно гештальтпсихологии, для человека существуют два отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир человеческих переживаний. Собственно мир переживаний подразделяется на физиологическую и феноменальную реальность, которые связаны между собой отношениями взаимно-однозначного соответствия (изоморфизма), то есть процессы в головном мозге рассматриваются как коррелят воздействий внешнего мира соотносимых также с психическими процессами[3][7].
Советский психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн считал гештальтистскую теорию изоморфизма разновидностью «дуалистической теории параллелизма, сочетающейся с теорией тождества» С его точки зрения, в гештальтпсихологии ликвидируется зависимость восприятия от объекта, то есть она снимается сведением объекта к содержанию восприятия. В результате чего вся детерминация восприятия объективной действительностью переносится во внутренние динамические взаимоотношения содержания восприятия, а объект и его восприятие сливаются в едином феноменальном поле[21].
Термины «гештальт» и «структура» для сторонников гештальтпсихологии были основными понятиями и главными объяснительными принципами всех психологических и поведенческих явлений. Сами гештальты или структуры, которые они образуют, могут изменяться, становясь всё более адекватными предметам внешнего, физического мира. При этом изменения гештальтов происходят внезапно, в результате озарения или инсайта[5]. Мир, с точки зрения гештальтпсихологов, состоит из организованных форм, и потому восприятие мира человеком таким же образом организовано. Ведь всегда воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма частей этого целого, то есть восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей фигуры[7].
Сознание или психика понималась в гештальтпсихологии как некое динамическое целое — психологическое «поле», аналогичное электромагнитным полям в физике, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными точками «поля». Единицей анализа поля выступает гештальт — целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих её ощущений[3]. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались гештальтистами как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности нервной системы представлялась, как указывалось ранее, по типу тройного изоморфизма, являющегося сглаженным вариантом психофизического параллелизма, его превращённой формой. Структурное подобие событий, разворачивающихся параллельно в окружающей действительности, коре головного мозга и психике (феноменальном поле) человека представляло собой мнимое решение психофизической проблемы[2][9][22].
Подобная попытка объяснить психофизическую и психофизиологическую проблемы через введение понятия «гештальт», по мнению Льва Семёновича Выготского, вела к тому, что термин «гештальт» превратился в абстрактный, абсолютный и вневременной принцип — метафизическое первоначало[23].
Гештальтпсихология тоже возникла первоначально из конкретных психологических исследований процессов восприятия формы; здесь она получила практическое крещение; она выдержала пробу на истину. Но, так как она родилась в то же время, что психоанализ и рефлексология, она проделала их путь с удивительным однообразием. Она охватила зоопсихологию — и оказалось, что мышление у обезьян тоже гештальтпроцесс; психологию искусства и этническую — оказалось, что первобытное миропредставление и создание искусства тоже гештальт; детскую психологию и психопатологию — и под гештальт подошли и развитие ребенка, и психическая болезнь. Наконец, превратившись в мировоззрение, гештальтпсихология открыла гештальт в физике и химии, в физиологии и биологии, и гештальт, высохший до логической формулы, оказался в основе мира; создавая мир, бог сказал: да будет гештальт — и стал везде гештальт.Лев Семёнович Выготский, Исторический смысл психологического кризиса
Литература
- Köhler W. Gestalt psychology. — New York: Liveright, 1929. — 403 с.
- Koffka K. Principles of gestalt psychology. — Harcourt: Brace & Co., 1935. — 724 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Общая редакция и вступительная статья В. П. Шестакова. — Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж имени И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. — 392 с. — ISBN 5-80157-167-1.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Общая редакция С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. — Москва: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Выготский Л. С. Структурная психология // Основные течения современной психологии / Под редакцией Б. А. Фингерта и М. Л. Ширвиндта. — М. - Л.: Государственное издательство, 1930. — С. 84—126. — 264 с.
- Кёлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян / Под редакцией и с вступительной статьёй Л. С. Выготского. — Москва: Издательство Коммунистической Академии, 1930. — 240 с.
- Коффка К. Основы психического развития. — Москва: Академический проект, 2017. — 356 с. — ISBN 978-5-8291-2095-5.
- Мегрелидзе К. Р. О гештальтпсихологии // Основные проблемы социологии мышления / Под редакицией и с предисловием А. Т. Бочоришвили. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — С. 80—84. — 488 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Арнхейм Р. Гештальт-психология (gestalt psychology) // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2006. — 1095 с. — ISBN 5-272-00018-8.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Ярошевский М. Г. Гештальтпсихология // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Соколова Е. Е. Гештальт-психология // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 90—91.
- ↑ Gestalt theory // The Oxford companion to philosophy. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — 1056 с. — ISBN 0-19-866132-0.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Немов Р. С. Гештальтпсихология // Психологический словарь. — М.: ВЛАДОС, 2007. — С. 88—89. — 560 с. — ISBN 978-5-691-01515-1.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Гештальтпсихология // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 Гештальт-психология (гештальтизм) // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ 8,0 8,1 Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. — М.: PerSe, 2002. — 478 с. — ISBN 5-9292-0034-3.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Величковский Б. М. Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 томах. Том 1. — Москва: Смысл, 2006. — 448 с. — ISBN 5-89357-217-3.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 Величковский Б. М. Гештальтпсихология . БРЭ (24 мая 2022). Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ Шульц Д. П., Шульц С. Э. Гештальт-психология // История современной психологии. — СПб.: Евразия, 2002. — 532 с. — ISBN 5-8071-0007-7.
- ↑ 12,0 12,1 Лихи Т. Научная феноменология: гештальт-психология // История современной психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — С. 118—124. — 448 с. — ISBN 5-94723-199-9.
- ↑ Величковский Б. М. Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 томах. Том 1. — Москва: Смысл, 2006. — 448 с. — ISBN 5-89357-217-3.
- ↑ Ярошевский М. Г. В школе Курта Левина. Из бесед с Б. В. Зейгарник // Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 172—180.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 Гештальтпсихология // Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. — Москва: Per Se, 2007. — 463 с. — ISBN 978-5-9292-0162-2.
- ↑ 16,0 16,1 Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. — Москва: Издательство Московского университета, 1981. — 118 с.
- ↑ Гештальтпсихология // Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Б. А. Душков, А. В. Королёв, Б. А. Смирнов. — Москва: Академический проект, 2003. — С. 80. — ISBN 5-8291-0297-8.
- ↑ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Москва: Питер, 2002. — 720 с. — ISBN 5-314-00016-4.
- ↑ Василюк Ф. Е. Основы психологического консультирования психокоррекции и психотерапии : курс лекций. — Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2012. — 126 с.
- ↑ Степанов С. С. Психологический тезаурус. Избранные страницы. — Москва: Эксмо, 2012.
- ↑ Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. — 508 с. — ISBN 5-318-00720-1.
- ↑ Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. — 679 с. — ISBN 5-89357-041-3.
- ↑ Выготский Л. С. Структурная психология // Основные течения современной психологии / Под ред. Б. А. Фингерта и М. Л. Ширвиндта. — М.—Л.: Гос. изд-во, 1930. — С. 84—126. — 263 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Страницы с ошибками в примечаниях
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Родившиеся 30 октября
- Родившиеся в 1938 году
- Умершие 22 января
- Умершие в 2024 году
- Библиотековеды
- Библиотечные деятели
- Родившиеся в Рай-Семёновское
- Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
- Награждённые медалью ордена "За заслуги перед Отечеством"
- Книговеды
- Доктора педагогических наук
- Преподаватели Московского государственного института культуры
- Сотрудники Российской государственной библиотеки
- Учёные XX века
- Учёные XXI века
- Профессора Московского государственного института культуры
- Направления в психологии
- Гештальтпсихология
- Психология
- Психологические теории
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке