Инсайт

Материал из «Знание.Вики»

Инса́йт (англ. insight — постижение, озарение, проницательность, проникновение в суть; нем. Aha-erlebnis — ага-переживание) — внезапное новое понимание сути проблемы[1]; невыводимое из прошлого опыта схватывание существенных отношений и структуры проблемной ситуации в целом[2][3][4], имеющее место без явного «слепого» поведения, осуществляемого путём проб и ошибок[5][6].

Метафора инсайта

Довольно часто инсайт связан с на­хо­ж­де­ни­ем ана­ло­гии либо мыс­лен­ным пе­ре­не­се­ни­ем струк­ту­ры од­но­го фе­но­ме­на на дру­гой. При длительном решении некой проблемы к инсайту мо­жет под­толк­нуть лю­бое случайное со­бы­тие или на­блю­де­ние, в связи с чем считается, что инсайту спо­соб­ст­ву­ет сме­на дея­тель­но­сти. Раз­ра­бо­та­ны специальные тех­но­ло­гии, стимулирующие инсайт, например, деловая игра, мозговой штурм и прочие. Тер­мин «инсайт» час­то ис­поль­зу­ет­ся в пси­хо­те­ра­пии, обозначая осоз­на­ние че­ло­ве­ком смысла или при­чин сво­его со­стоя­ния (про­бле­мы, конфликта), со­про­во­ж­даю­щее­ся пе­ре­жи­ва­ни­ем прозрения или ка­тар­си­са[1].

История изучения инсайта

Инсайт, являясь феноменом психологии творчества, был выявлен и описан ещё в античный период. По легенде, древнегреческий инженер и учёный Архимед, получил задание определить является ли корона тирана Сиракуз Гиерона полностью золотой. Эту задачу Архимед решил, когда, будучи в бане, погрузился в воду, после чего выскочил из воды и выбежал на улицу с криком «Эврика» (греч. εὕρηκα — нашёл)[7].

Первая модель инсайта, которая может быть по праву названа научной, была предложена не психологом, а выдающимся математиком, физиком и философом Анри Пуанкаре[8]. На сегодняшний день выделяются три основных концепции, объясняющие инсайт как феномен скачкообразного приближения к решению[7].

  • Первая концепция принадлежит Анри Пуанкаре, который связывал внезапное понимание проблемы со случайным событием.
  • Вторая — гештальтистская — концепция делает акцент на переструктурировании проблемы как целого.
  • Для третьей концепции, восходящей к деятельности психолога Якова Александровича Пономарёва, инсайт представляет собой переход информации и побочных и потому не всегда осознаваемых продуктов действий и мышления в сферу сознания.
Анри Пуанкаре

Концепция Анри Пуанкаре

Анри Пуанкаре, отталкиваясь от собственного интроспективного опыта, выдвинул в 1908 году в своём докладе «Математическое творчество» тезис о том, что озарение является «результатом длительной неосознанной работы». Это утверждение и сейчас, спустя более 100 лет, продолжает оставаться одной из центральных дискуссионных проблем в психологии инсайта[7]. Умственная деятельность, непосредственно предшествующая решению задачи, лежит вне поля сознания, хотя Пуанкаре не отрицает, что озарение может возникнуть и на фоне попыток сознательного решения задачи. Однако французский математик полагает, что это не меняет сути дела: озарение вместо того, чтобы произойти во время прогулки или путешествия, может произойти и во время сознательной работы, но оно совершенно независимо от этой работы[8].

Феномен решения путём озарения связан с парадоксом, который полностью осознавал Анри Пуанкаре. Этот парадокс возникает в результате такого обстоятельства, что инсайт связан с нахождением не окончательного решения проблемы, а принципа её решения. Отсюда вытекают два важных следствия, где первое связано с качественной характеристикой специфически приятной эмоции инсайта. Особенность переживания этой эмоции состоит в том, что она, скорее всего, не вызывается удовлетворением от достигнутого или гордостью за себя. Эмоция инсайта сильна сама по себе вне зависимости от вознаграждения и не является собственно переживанием достижения. Во-вторых, возникает вопрос о том, каким образом чувство абсолютной уверенности в правильности решения возникает ещё до того, как решение сформулировано, осмыслено, проверено[7].

По мнению Анри Пуанкаре, молниеносное и достаточно точное предчувствие истинности идеи обусловлено эстетическим чувством, которое выделяет красивые идеи и «знакомо всем настоящим математикам». Причём, эти идеи, отвечающие эстетическому чувству, представляют собой «хорошо упорядоченное целое»[7].

Инсайт в работах Вольфганга Кёлера

Вольфганг Кёлер

Феномен инсайта получил своё развитие в рамках изучения поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях представителем гештальтпсихологии — Вольфгангом Кёлером. Исследование проводилось им во второй половине 1910-х годов на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе[2]. В одном эксперименте В. Кёлер помещал банан снаружи клетки голодного шимпанзе по кличке Султан, и давал животному две палки, каждая из которых была слишком коротка, чтобы втащить банан, но могла быть соединена с другой таким образом, что получилась бы одна палка большей длины. Султан безрезультатно пытался действовать попеременно каждой палкой, и даже одной палкой подталкивал другую, чтобы добраться до банана. Невозможность выполнить задачу приводила к тому, что Султан оставлял попытки решать эту задачу. В какой-то момент Султан случайно соединил палки и, увидев результат, внезапно побежал с более длинным орудием доставать банан. Данный способ решения задачи вновь возникал, когда В. Кёлер повторил экспериментальную ситуацию[4][5].

Вольфганг Кёлер интерпретировал это поведение как проявление интеллекта, состоящее в переструктурировании зрительного поля в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связывание элементов ситуации. Феномен инсайта Кёлер В. противопоставлял бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся «методом» проб и ошибок. Понятие «инсайт» стало одним из ключевых для гештальтпсихологии, в 1930-х — 1940-х годах Карл Дункер и Макс Вертгеймер использовали данный термин для описания мышления человека[3][4].

Иллюстрация, подобная рисунку «Ваза» Эдгара Рубина

Инсайт в работах Макса Вертгеймера

Продуктивное решение проблемы происходит, по мнению Вертгеймера М., не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого и его переструктурирования, что может быть проиллюстрировано известным рисунком вазы, предложенным датским психологом Эдгаром Рубином. В продуктивном мыслительном процессе, описанном Максом Вертгеймером в книге «Продуктивное мышление», опубликованной в 1943 году, можно выделить следующие стадии[9]:

  • Возникновение переживания направленной напряжённости, которая мобилизует творческие силы;
  • Создание целостного, интегрального образа ситуации;
  • Работа над решением проблемы, протекающая неосознанно, например, решение может прийти ночью, хотя предварительная и весьма напряжённая, сознательная работа мысли является необходимой;
  • Возникновение идеи решения — инсайт;
  • Стадия исполнения.

Особое значение в гештальтпсихологии придавалось мгновенности возникновения понимания и осмысленности гипотез в процессе поиска решения. В целом инсайт в гештальтпсихологии был истолкован как особый акт мышления, противопоставляемый иным интеллектуальным операциям[2][3][4].

Инсайт как фаза творческого процесса

Понятие «инсайт» приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. Американский психолог Грэхем Уоллес в 1926 году в своей книге «Искусство мыслить» описал творческий процесс, разделив его на четыре стадии, одной из которых является инсайт[1][4][10]:

  • Стадия подготовки выражается в том, что человек пробует применить известные ему способы решения и убеждается в том, что они неэффективны. Человек, собирая информацию о невозможности решения проблемы, подготавливает почву для создания будущих идей;
  • Стадия инкубации представляет собой переживание человеком тупиковости ситуации, что может порождать желание отказаться от решения задачи. Смена деятельности способствует отвлечению и снимает возникающую психическую напряжённость, ведь волевые усилия могут препятствовать решению задачи;
  • Стадия инсайта или внезапного озарения характеризуется актуализацией решения, найденного в процессе неосознаваемой мыслительной деятельности, и переходом в сферу сознания;
  • Стадия проверки состоит в том, что найденная догадка проверяется, и решение доводится до конца.

Инсайт в концепции мышления Якова Александровича Пономарёва

Советский и российский психолог Пономарёв Я. А. внёс в психологию творчества огромный вклад, связанный, в первую очередь, с демонстрацией неоднородности результатов действия и постоянным переключением субъекта в процессе решения задач между логикой и интуицией. Отталкиваясь от экспериментальных данных, полученных в 1960-х — 1990-х годах, стал автором ряда монографий, посвящённых исследованиям интуиции, мышления и творчества[11]. Развивая концепцию мышления как движения во внутреннем плане Пономарёв Я. А. пришёл к модели механизма творческого мышления с двумя полюсами. Логический и интуитивный полюса могут быть в первом приближении поставлены в соответствие сознанию и бессознательному в концепции Пуанкаре А. Однако интерпретация этой двухполюсной схемы у Пономарёва имеет иной характер[7].

Интуитивное мышление, функционирующее вне контроля сознания, не сводится к хаотическому комбинированию, как у Пуанкаре А. Содержание неосознаваемых процессов мышления содержит больше информации (в форме побочных продуктов действий), чем представлено человеку на уровне сознания[12]. В этих неосознаваемых процессах и происходит рождение решений творческих задач, поэтому человек и не может сказать, что именно он проделал для получения решения. Инсайт, по Пономарёву Я. А., связан с перестройкой всей деятельности человека в результате передачи найденного принципа решения с интуитивного уровня на логический, которое сопровождается сильным эмоциональным переживанием — инсайтной эмоцией[7].

Исследование творчества продолжается и сегодня, но собственно механизмы инсайта до сих пор изучены недостаточно. Поэтому инсайт, в большей мере, является описательным феноменом, чем объяснительным принципом. На сегодняшний день, однако, известно, что способность к инсайту у человека зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и барьеров самосознания[2][4][7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Константинов А. В. Инсайт. БРЭ. Дата обращения: 22 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Мещеряков Б. Г. Инсайт // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  3. 3,0 3,1 3,2 Инсайт // Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — С. 117—118. — 431 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Юревич А. В. Инсайт // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  5. 5,0 5,1 Инсайт // Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф. Губский, Г. В. Кораблев, В. А. Лутченко. — М.: ИНФРА-М, 1997. — ISBN 5-86225-403-Х.
  6. Инсайт // Педагогический словарь / Под редакцией В. И. Загвязинского, А. Ф.Закировой. — М.: Академия, 2008. — С. 40. — 343 с. — ISBN 5-7695-4652-5.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям // Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. — М.: ИП РАН, 2015. — С. 15—47. — 603 с.
  8. 8,0 8,1 Пуанкаре А. Математическое творчество // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления / Под ред. [и с предисл.] Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М.: Издательство МГУ, 1981. — С. 356—365. — 400 с.
  9. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987. — 335 с.
  10. Wallas G. The art of thought. — London: Johnathan Cape, 1926. — 320 с.
  11. Кольцова В. А., Кондаков И. М. Пономарёв Яков Александрович // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 366. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
  12. Пономарёв Я. А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. — 302 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!