Бихевиоризм

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Бихевиори́зм (поведе́нческая психоло́гия, поведе́нчество) (англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии и социально-политической мысли ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику животных и человека к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. В отличие от «субъективной» психологии сознания (интроспективной психологии) в бихевиоризме на первый план выдвигается объективное изучение поведения как совокупности стимулов-реакций, в которой по стимулу может быть предсказана реакция, а по реакции может быть определён стимул. Предметом психологии, с точки зрения бихевиоризма, полагалось поведение, а её основной задачей — выявление связей между внешними воздействиями и реакциями индивида[1].

Возникновение и развитие поведенчества

В психологической науке на рубеже XIXXX веков обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания» Вильгельма Вундта, особенно в решении проблем мышления и мотивации. К тому времени было экспериментально доказано, что существуют неосознаваемые человеком и недоступные самонаблюдению психические процессы[2]. В противовес интроспективной психологии, изучающей явления сознания индивида в лабораторных условиях, и психоанализу, изучавшему бессознательное пациентов в рамках частных психотерапевтических встреч, выдвинулось новое направление в психологии, требовавшее исследования реального поведения. Манифестом этого направления стала статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой утверждалась идея естественнонаучного изучения психики. Основным требованием бихевиоризма к будущей научной психологии выступала необходимость для исследователей опоры на объективные методы: эксперимент и наблюдение[3].

Программа бихевиоризма и сам термин были предложены Джоном Уотсоном в 1913 году, хотя в качестве родоначальника бихевиоризма называют Эдварда Торндайка, занимавшегося исследованием психики животных. Особо стоит указать, что сам Эдвард Торндайк, как отмечает историк психологии Михаил Григорьевич Ярошевский, позиционировал себя как коннексиониста (англ. connection — связь)[4]. Помимо этого на формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы физиологов Владимира Михайловича Бехтерева и Ивана Петровича Павлова. Собственно бихевиоризм возник под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. В рамках этих исследований не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека. Поэтому бихевиористами была построена методика эксперимента, основанная на серии контролируемых воздействий на животных (преимущественно — белых крысах) и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика впоследствии была перенесена и на изучение психики человека, при этом закономерности, установленные при изучении животных, также были перенесены на человека[2].

Основные идеи бихевиоризма

Все психические явления сводятся бихевиористами к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с физиологическими изменениями внутри организма. Исходя из того, что сознание человека будто бы недоступно для объективного изучения, бихевиоризм отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. В качестве предмета психологии в бихевиоризме рассматривалось поведение как совокупность телесных реакций организма на изменения среды[2].

Перед психологией бихевиоризмом ставились такие задачи[5]:

  • выявлять и описывать типы реакций,
  • исследовать процесс их образования,
  • изучать законы их комбинаций — образования сложного поведения.
«Проблемный ящик» Эдварда Торндайка — лабораторный аппарат, из которого животное могло выбраться нажав лишь определённый рычаг. На основании ряда экспериментов Эдвард Торндайк выдвинул идею о том, что научение осуществляется путём «метода проб и ошибок».

За единицу поведения здесь принимается связь между воздействиями внешней среды — стимулами и реакциями организма. Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» и «выходе» системы организма. Процессы внутри этой системы бихевиоризм, следуя позитивистской методологии, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению[1].

Согласно бихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое число врождённых схем поведения, над которыми надстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших специфичных только для человека «репертуаров поведения». Стоит отметить, что формирование поведения живого существа рассматривалось как образование совокупности действий путём «метода проб и ошибок», согласно которому слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека[6].

При всём при этом из схемы «стимул — реакция» невозможно понять, как появляются новые действия, — ведь изначально организм располагает лишь ограниченным набором безусловных врожденных реакций. По этой схеме никакие раздражители и их сочетания не могли бы привести, например, к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах. Так обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы «стимул — реакция» для объяснения появления новых форм поведения[5].

Обусловливание, то есть формирование условно-рефлекторной связи является универсальным механизмом научения, общим для животных и человека. При этом процесс научения представлялся бихевиористам как нечто автоматическое: подкрепление приводит к закреплению в нервной системе связей между стимулом и реакций независимо от воли, желания и активности субъекта. Отсюда делались выводы, что посредством «правильной» стимуляции и подкреплений некоторых действий можно «лепить» любое поведение, то есть манипулировать индивидом. Человек в данном контексте рассматривался, метафорически выражаясь, как раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта, что являлось следствием игнорирования сознания бихевиористами. Педагогическая установка бихевиоризма характеризуется утверждением полной зависимости поведения индивида от внешних стимулов, идею чего лаконично выразил основатель бихевиоризма[7]:

Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определённые мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности.Джон Уотсон

Влияние бихевиоризма на развитие науки и его критика

Наивысшего развития бихевиоризм, в его классической форме, достиг в 1920-х годах[1]. О мировой популярности бихевиоризма свидетельствует, в частности, публикация статьи Джона Уотсона на эту тему в первом издании Большой Советской Энциклопедии[7]. Появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в США. Существовавший социально-экономический контекст приветствовал такое представление о человеке, согласно которому поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации. Бихевиоризм, возможно, стал популярен в связи с тем, что эти идеи соответствовали духу времени, выражавшимся также в конвейеризации производства, появлении пиара и широком развитии рекламы[5].

Осуществлённый бихевиоризмом поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента и широкое привлечение в психологию математических средств и эмпирических методов для изучения поведения составили сильную сторону бихевиоризма. Несомненной заслугой бихевиоризма считается демонстрация и экспериментальное подтверждение возможности объективного подхода изучения психологических явлений и разработка соответствующей методологии и техники экспериментальных исследований. Бихевиористы внесли существенный вклад в постановку проблемы научения — приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии заключается в разработке категории «действия» и включению в сферу психологии телесных реакций. Основные идеи, методики исследования и термины бихевиоризма были впоследствии перенесены в антропологию, социологию, педагогику, оказали влияние на развитие лингвистики, семиотики и стали одним из истоков кибернетики. В США ряд наук, объединяемых изучением поведения, получили общее название бихевиоральных наук. После Второй мировой войны традиции бихевиоризма были продолжены в ряде исследований по машинному переводу, а также в концепциях программированного обучения[2].

Критика бихевиоризма была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах психологов Жана Пиаже, Льва Семёновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна. Критика фокусировалась на устранении бихевиористами из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля. Также указывалось на игнорирование общественно-исторической природы психики человека, примитивизацию его поведения и утрату собственного предмета психологии. Вместе с этим сами американские психологии осознавали слабости методологической программы бихевиоризма и пытались модифицировать поведенчество, что привело к появлению необихевиоризма[2].

Ревизия идей бихевиоризма: необихевиоризм и радикальная позиция Скиннера

Под необихевиоризмом понимают обозначение направления американской психологии, оформившегося в 1930-х годах. Появление данного течения связано с работами Кларка Халла и Эдварда Толмена, которым стала очевидна основная проблема традиционного бихевиоризма — невозможность описания поведения только посредством наблюдаемых стимулов и реакций без анализа регулирующих, центральных механизмов. Поэтому в бихевиористскую схему «стимул — реакция» было введено опосредствующее звено — промежуточные переменные, трактуемые как совокупность «ненаблюдаемых» познавательных и побудительных факторов[8].

Эдвард Толмен в результате многочисленных лабораторных экспериментов с крысами, решавшими различные задачи (поиск пищи, выбор того или иного хода в лабиринте), пришёл к выводу о наличии у крысы такой промежуточной переменной, как когнитивной карты (образа ситуации) лабиринта. У Кларка Халла такой промежуточной переменной являлось «побуждение». Впоследствии в связи с развитием компьютерных технологий и появлением когнитивной психологии возник ещё один вариант необихевиоризма — субъективный бихевиоризм. В субъективном бихевиоризме ставилась цель описать процессы и механизмы того, как внутреннее представление организма о мире контролирует его деятельность[9]. Символом веры необихевиоризма могут являться слова американского психолога Эдварда Толмена[10]:

Я верю, что всё важное в психологии (кроме, может быть, таких материй, как конструирование супер-Эго, то есть всё, кроме вопросов об обществе и словах), может быть исследовано по своей сути через продолжительный экспериментальный и теоретический анализ детерминант поведения крыс в разветвлении лабиринта.

В необихевиоризме к категории «промежуточных переменных» относятся потребности, цели, намерения, гипотезы, когнитивные карты являвшихся, по существу, функциональными эквивалентами сознания, но, вводившихся как «конструкты», о коих следовало судить только по свойствам поведения. Появление схемы «S — V — R» было обусловлено невозможностью объяснить классическим бихевиоризмом целостность и целесообразность поведения, регулирующегося не только информацией об окружающем мире, но и зависимого от потребностей организма. Хотя необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской схемы, тем не менее он сохранял основную установку биологизации человеческой психики[11].

«Ящик Скиннера» — лабораторный аппарат, аналогичный проблемному ящику Торндайка.

Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма или оперантного обусловливания. Её автором и разработчиком стал Беррес Фредерик Скиннер, модифицировавший понятие реакции в 1930-х годах. Беррес Фредерик Скиннер подверг критике необихевиоризм за излишнюю уступку субъективной традиции в психологии, за использование «психологических фантомов», таких «ментальных явлений», как сознание, психика и прочее. Психологические эквиваленты для объяснения поведения животных и человека, согласно Берресу Скиннеру, являются данью идеалистической философии Платона и дуализму Рене Декарта, а в реальности подобны мифическим теплороду, флогистону и эфиру[7].

Беррес Скиннер выдвинул гипотезу о том, что поведение может определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. В отличие от классического обусловливания, названного Берресом Скиннером респондентным, при оперантном обусловливании живое существо сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление, в результате чего образуется инструментальная условная реакция[12].

В данном случае предполагается, что живое существо будут стремиться воспроизводить собственный опыт, если данный опыт имел полезные или приятные последствия, и избегать его в случае негативных последствий. То есть не субъект выбирает некоторую форму поведения, а вероятные последствия поведения предрасполагают субъекта к определённой форме поведения. В зависимости от того, приятны ли эти последствия, безразличны или неприятны, проявляется тенденция повторять данный поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать его повторения в дальнейшем. По мнению Берреса Скиннера, можно управлять поведением, позитивно подкрепляя его определённые способы, то есть манипулируя условиями, в которых находится индивид. В концепции Берреса Фредерика Скиннера индивид полностью зависит от среды, и всякая свобода действия, свобода воли есть чистая иллюзия. На базе идей Берреса Скиннера была разработана концепция программированного обучения, предусматривающая пошаговое овладение деятельностью с подкреплением каждого отдельного действия[5].

В 1970-е годы бихевиоризм выступил в новом облачении — в виде социобихевиоризма и в форме педагогической теории социального научения, согласно которой социализация и овладение поведением происходит не путём проб и ошибок, но наблюдением индивида за поведением других людей и за подкреплениями, сопутствующими тому или иному поведению. В экспериментах по социальному научению детям демонстрировали фильмы с различными образцами поведения, имевшего различные последствия (положительные или отрицательные). В зависимости от характера наблюдаемых последствий (вознаграждение или наказание) дети подражали образцу поведения в большей или меньшей степени[13].

В психотерапии бихевиоризм стал фундаментом ведущего направления психотерапии, остающимся эффективным средством лечения функциональных психических расстройств и в XXI веке. В данном направлении психотерапии не ставится задача изменить эмоциональную сторону отношений и чувств личности, а утверждается необходимость изменения шаблонов поведения и реагирования[14]. Бихевиоризм, сделавший предметом изучения поведение, нашёл практическое приложение не только в педагогике и психотерапии, но и в сфере таких экономических исследований, как поведенческая экономика. Во второй половине XX века бихевиоризм и необихевиоризм постепенно утратили ведущее положение в американской психологии, хотя в той или иной форме их идеи присутствуют во многих исследованиях и в начале XXI века[15]. В целом бихевиоральный подход был и остаётся востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности[16].

Литература

  • Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — Москва: Прогресс, 1965. — 238 с.
  • Наэм Дж. Прекрасный новый мир Скиннера // Психология и психиатрия в США / Предисловие и общая редакция Г. Х. Шингарова. — Москва: Прогресс, 1984. — 300 с.
  • Пилиповский В Я. Антигуманистическая сущность позитивистско-технократической программы воспитания // Критика современных буржуазных теорий формирования личности. — Москва: Педагогика, 1985. — С. 22—45. — 160 с.
  • Скиннер Б. Ф. О бихевиоризме. — Москва: Эксмо, 2023. — 332 с. — ISBN 978-5-04-168739-7.
  • Скиннер Б. Ф. По ту сторону свободы и достоинства. — Можайск: Оперант, 2015. — 189 с. — ISBN 978-5-9906841-3-3.
  • Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. — Харьков: Государственное издательство Украины, 1926. — 398 с.
  • Фам Мин Хак. Поведение и деятельность. — Москва: Смысл, 2003. — 175 с. — ISBN 5-89357-149-5.
  • Шварцман К. А. Необихевиоризм: свобода или манипуляция личностью // Философия и воспитание: критический анализ немарксистских концепций. — Москва: Политиздат, 1989. — 208 с. — ISBN 5-250-00628-0.
  • Ширвиндт М. Л. «Бихэвиоризм» Уотсона // Основные течения современной психологии / Под редакцией Б. А. Фингерта и М. Л. Ширвиндта. — М. - Л.: Государственное издательство, 1930. — С. 153—178. — 264 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Бихевиоризм // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Ярошевский М. Г. Бихевиоризм // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  3. Соколова Е. Е. Бихевиоризм. БРЭ. Дата обращения: 3 октября 2024.
  4. Ярошевский М. Г. История психологии. — Москва: Академия, 1996. — 416 с.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Бихевиоризм // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  6. Ярошевский М. Г. Метод проб и ошибок // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  7. 7,0 7,1 7,2 Араб-Оглы Э. А. Бихевиоризм // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  8. Ярошевский М. Г. Необихевиоризм // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  9. Соколова Е. Е. Необихевиоризм. БРЭ (7 июня 2022). Дата обращения: 19 октября 2024.
  10. Коул М. Культурно-историческая психология – наука будущего. — М.: Когито-Центр, 1997. — 431 с. — ISBN 5-89353-007-1.
  11. Необихевиоризм // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  12. Подольский А. И. Оперантного обусловливания концепция // Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — С. 29—30. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  13. Социобихевиоризм // Словарь практического психолога / Составитель С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
  14. Поведенческая психотерапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 1019 с. — ISBN 5-8046-0152-0.
  15. Соколова Е. Е. Бихевиоризм // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 55—56.
  16. Бихевиоризм // Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. — Москва: Per Se, 2007. — 463 с. — ISBN 978-5-9292-0162-2.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!