Выготский, Лев Семёнович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Лев Семёнович Выготский
Lev-Semyonovich-Vygotsky-1896-1934.jpg
Дата рождения 17 ноября 1896(1896-11-17)
Место рождения Орша,
Могилёвская губерния,
Российская империя
Дата смерти 11 июня 1934(1934-06-11) (37 лет)
Место смерти Москва,
Российская империя
Научная сфера психология, дефектология, педология, литературоведение
Место работы Московский государственный институт экспериментальной психологии,
Академия коммунистического воспитания,
2-й МГУ,
Экспериментальный дефектологический институт
Альма-матер Московский университет (1917),
Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (1917)
Ученики А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др.
Известен как создатель культурно-исторической теории, теории высших психических функций

Лев Семёнович Выго́тский (изначально — Лев Си́мхович Вы́годский), 5 (17) ноября 1896 года, Орша, Могилёвская губерния — 11 июня 1934, Москва — всемирно признанный советский психолог, методолог и теоретик в области психологии, а также дефектологии[1] и психологии искусства[2]. Он заложил основы теории высших психических функций[3], и исследовал, как формируются понятия и представления о мире, основываясь на личном опыте и взаимодействии с окружающей средой. Работы Выготского охватывают темы сознания, развития мышления, памяти и речи у детей, а также исследуют взаимосвязь мышления и речи, подчёркивая значимость языка в развитии мышления. Одним из его самых известных достижений стало создание концепции зоны ближайшего развития, которая оказала влияние на педагогические и дефектологические практики современности.

Биография

Лев Семёнович родился в Орша, Белоруссия, в многодетной еврейской семье[4]. После успешного окончания гимназии с золотой медалью в 1913 году, он попытался поступить на филологический факультет Московского университета, но столкнулся с отказом. Следуя желанию родителей, он начал учёбу на медицинском факультете, однако вскоре переключился на юридический факультет. Параллельно он учился на историко-философском факультете специального учебного заведения, основанного Альфонсом Леоновичем Шанявским[5], известным российским меценатом и филантропом. В это время он проявлял интерес к работам Уильяма Джеймса и Зигмунда Фрейда, а также к русской и европейской литературе.

Альфонс Леонович Шанявский (1837—1905) — российский генерал-майор, золотопромышленник, меценат.
Альфонс Леонович Шанявский (1837—1905) — российский генерал-майор, золотопромышленник, меценат

По окончании университета Лев Выготский вернулся в Гомель, где преподавал в нескольких учреждениях и организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище. Он также работал над учебником по психологии для педагогов, который впоследствии стал его первым изданием — «Педагогическая психология». На Втором конгрессе психоневрологов в Ленинграде в 1924 году он представил свои взгляды, утверждая, что рефлексология Ивана Петровича Павлова недостаточна для объяснения сознания, и высказывал поддержку менее механистичной «реактологии» Константина Николаевича Корнилова, в то время директора Института экспериментальной психологии[4].

Константин Николаевич Корнилов (1879—1957) — советский психолог, профессор МГУ, академик АПН РСФСР
Константин Николаевич Корнилов (1879—1957) — советский психолог, профессор МГУ, академик АПН РСФСР

Переезд в Москву по приглашению Константина Корнилова открыл перед Львом Семёновичем возможности для сотрудничества с такими учёными, как Александр Романович Лурия. В 1925 году у него появилась возможность побывать за границей, посетив Берлин, Амстердам, Париж и Лондон. В этом же году Лев Выготский защитил докторскую диссертацию Психология искусства[4]. В начале 1930-х годов он стремился утвердить педологию как самостоятельную дисциплину для образовательных целей, а в последние годы жизни работал над формулировкой теории детского развития, пытаясь объединить культурно-исторический подход с социалистическими требованиями. Он разработал теорию «зоны ближайшего развития», применяя её как средство для оценки социального потенциала личности. В 1934 году Лев Семёнович был госпитализирован и скончался от туберкулёза.

Наследие

Учёный предложил создать новую науку, которая исследует развитие ребёнка — педологию[6]. Эта дисциплина объединяет элементы детской психологии и анатомии детского возраста, а её основоположником считается Стэнли Холл. Он подчёркивал, что никто из существующих наук не смотрел на ребёнка с такой многогранной перспективы, соединяющей взгляды врачей, физиологов, историков, психологов, биологов, анатомов[6].

С его точки зрения, основная причина, по которой педология должна быть выделена в отдельную область знаний, заключается в том, что изучение ребёнка требует особого подхода, недоступного для отдельных дисциплин. Это подчёркивает, что лишь комбинированное педологическое исследование может дать полное представление о реальности ребёнка. Лев Семёнович Выготский, в свою очередь, рассматривал педологию вместе с психологией и психотехникой, последнюю из которых он понимал вслед за Исааком Нафтульевичем Шпильрейном как практическую или прикладную психологию[6].

Одной из ключевых теорий Выготского является концепция зоны ближайшего развития (ЗБР). Она отличается от зоны актуального развития (ЗАР) тем, что акцентирует внимание на тех навыках, которые ребёнок может усвоить только с помощью взрослого. Выготский полагал, что дети имеют потенциал для обучения и освоения новых навыков, но лишь в сопровождении взрослого, который направляет их в этом процессе.

Также следует отметить известный эксперимент Льва Выготского, проведённый совместно с Леонидом Соломоновичем Сахаровым, посвящённый формированию искусственных понятий. Благодаря проведённому исследованию, Л. С. Выготский разработал концепцию синкретов и комплексов, представляющих собой временные функциональные эквиваленты значений слов, являющиеся промежуточными этапами развития понятий, которые присущи, например, детям дошкольного возраста[7].

Кроме того, Лев Выготский исследовал влияние речи, общения и социального взаимодействия на развитие мышления и личности. Он выделял ключевую роль культуры и общества в формировании психики. Его работы в этой области легли в основу культурно-исторической психологии[8].

Лев Семёнович уделял внимание изучению сознания как общего явления, а не конкретных его признаков[9]. По его мнению, психика необходима субъекту для ориентации в мире, что делает её субъективной, но в то же время она отражает объективные свойства окружающей действительности. Это создаёт возможность для объективного анализа субъективного опыта. Психология, следовательно, должна изучать связи и отношения между субъектом и средой. Продолжая эту мысль, Алексей Николаевич Леонтьев развил идею о необходимости изучения деятельности субъекта[9] как важного аспекта связи между объектом и субъектом.

Научная школа

Нельзя рассматривать работы Льва Семёновича Выготского как единое целое или завершённую систему[10][11]. Идеи Льва Семёновича сыграли ключевую роль в формировании отечественной неклассической психологии[12]. Даниил Борисович Эльконин, один из ближайших учеников Льва Семёновича, подчёркивает, что он развивал новый подход в психологии, аналогичный неклассической физике, где экспериментатор и испытуемый не отделены друг от друга. Эта система подразумевает другие законы, позволяющие экспериментально исследовать путь человеческого развития и интерпретировать личность как уникальную индивидуальность[12].

Лев Выготский основал научную школу, в которую входят такие видные фигуры, как Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Лидия Ильинична Божович, Александр Владимирович Запорожец, Даниил Борисович Эльконин. В настоящее время медаль имени Л. С. Выготского вручается жителям Российской Федерации, работающим в образовательной среде и в области науки, которые внесли значительный вклад в развитие педагогических и психологических наук, культурно-исторического подхода, а также в совершенствование методов психологической и педагогической поддержки. Кандидаты на награждение должны иметь не менее 15 лет стажа в области образования, из которых как минимум 5 лет следует провести в той организации, которая выдвигает их на награду[13].

Основные научные труды

  1. Выготский Л.С Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребёнка // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 166—173[14]; То же // Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 451—458[15].
  2. Выготский Л.С Заметки на полях (из записной книжки читателя) // Семейный арх. Л. С. Выготского. 11 разделов. 9 с. Рукопись.
  3. Выготский Л.С Из записных книжек Л. С. Выготского // Вестн. МГУ. Сер. XIV. Психология. 1977. № 2. С. 89-95. Содерж.: Инструментальный метод. К проблеме воли. О локализации психических функций в мозге. Психология и физиология и др.
  4. Выготский Л.С Из записных книжек Л. С. Выготского // Вестн. МГУ. Сер Психология. 1982. № 1. С. 60-67. Содерж.:О письменной речи. Проблема грамматики. Психофизическая проблема. К локализации и др.
  5. Выготский Л.С К психологии шизофрении детского возраста (тезисы к докладу) // Семейный арх. Л. С. Выготского. 1 с. Рукопись.
  6. Выготский Л.С Moral insanity // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 150—152;То же // Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 459—461[16].
  7. Выготский Л.С Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 181—187.
  8. Выготский Л.С Педология юношеского возраста. Особенности поведения подростка. М.: Изд. БЗО при 2-м МГУ. 106 с. Уроки 1—4[17].
  9. Выготский Л.С Проблема культурного развития ребёнка // Семейный арх. Л. С. Выготского. 81 с. Рукопись[18].
  10. Выготский Л.С Слепой ребёнок // Собр. соч.:В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 86-100; То же // Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 462—475[19].
  11. Выготский Л.С Тезисы // Семейный арх. Л. С. Выготского. 3 с. Рукопись.
  12. Выготский Л.С Трудное детство. М.: Изд. БЗО при педфаке 2-го МГУ. 45 с.[20]
  13. Выготский Л. С. О природе эгоцентрической речи //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В. В. Петухов, Редакторы-составители Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. — М., 1998[21].
  14. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с. (Учебники для вузов. Специальная литература)[22]
  15. Выготский Л. С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В. В. Петухов, Редакторы-составители Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. — М., 1998[21].
  16. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Изд-во экспер. дефектол. ин-та, 1936.
  17. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка. 1984[10].
  18. Выготский Л.С. Учение об эмоциях" («Учение Декарта и Спинозы о страстях»)[10].

Труды на иностранных языках

  1. Mind and Society. Lev Vygotsky. Published by Harvard University Press
  2. Thought and language. 1962, M.I.T. Press, Massachusetts Institute of Technology
  3. The essential Vygotsky 2004, Kluwer Academic/Plenum Publishers
  4. The psychology of art 1971, M.I.T. Press
  5. The collected works of L.S. Vygotsky (1987)
  6. Studies on the history of behavior ape, primitive, and child от L. S. Vygotskiĭ, L.S. Vygotsky и Alexander Luria. 1993
  7. La signification historique de la crise en psychologie (1999)
  8. Daniels, Harry & Cole, Michael & Wertsch, J.V.. (2007). The Cambridge Companion to Vygotsky
  9. Psikhologii Ła от L. S. Vygotskiĭ

Литература

  1. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: тезисы докладов Всесоюзной конференции. — М., 1982;
  2. Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышления. — М., 1968;
  3. Верч, Дж. Голоса разума: социокультурный подход к опосредованному действию: учебное пособие для высшей школы / Дж. Верч. — Москва: Тривола, 1996. —176 с.;
  4. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. — М., Смысл, 1996. — 424 с.;
  5. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.;
  6. Левитин К. Е. Личностью не рождаются/ К. Е. Левитин. — Москва : Наука, 1990. — 208 с. — (Общество и личность);
  7. Леонтьев A. A. Л. С. Выготский. Кн. для учащихся 9—11 кл. сред. шк.— М.: Просвещение, 1990.— 158 с.;
  8. Леонтьев A. A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). — М.: Смысл, 2001. — 392 с.;
  9. Морозов С. М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности: учебное пособие / С. М. Морозов. — Москва: Смысл, 2002. — 118 с.;
  10. Пузырей A. A. Культурно-историческая теория Выготского и современная психология. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология : учебное пособие по курсу общей психологии / А. А. Пузырей. — Москва : Издательство Московского университета, 1986. — 117 с.;
  11. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский в поисках новой психологии. — СПБ.: Международный фонд истории науки, 1993. — 301 с.;
  12. Словарь Л. С. Выготского / Высоцкая Е. Н., Леонтьев А. А., Новожилова Ю. В., Степаносова А. В., Стороженко Ю. А. Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Издательство Смысл, 2021. —176 с.[23].

Примечания

  1. Выготский Л. С. Дефект и компенсация / Педагогическая энциклопедия. — М.: Т. 2., 1928. — С. 391—392.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психический функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 364—383.
  4. 4,0 4,1 4,2 Выготский Лев Семёнович. Биография. Портал психологических изданий Рsyjournals (22 апреля 2024). Дата обращения: 3 августа 2024.
  5. Юдовин И. Гений психологии. Лев Семёнович Выготский (5 ноября 2013). Дата обращения: 30 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 Выготский Л. С. Педология и психотехника // Культурно-историческая психология. — 2010. — Т. 6, № 2. — С. 105–120.
  7. Юдина Е. Г. Эксперимент Л.С. Выготского — Л.С. Сахарова: культурно-историческая ретроспектива // Культурно-историческая психология : журнал. — 2006. — Т. 2, № 2. — С. 48–59.
  8. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Смысл, 2005. — 1136 с. — ISBN 5-699-13728-9.
  9. 9,0 9,1 Соколова Е. Е. Общая психология: в 7 т. Том 1. Введение в психологию. Глава 5 / под ред. Б. С. Братуся. — М., 2007. — С. 156—170.
  10. 10,0 10,1 10,2 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. — С. 105—409.
  11. Публикации Л. С. Выготского. Psyjournals. Дата обращения: 23 июля 2024.
  12. 12,0 12,1 Кравцова Е. Е. Неклассическая психология Л. С. Выготского. // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 1. — С. 61.
  13. Приказ Минпросвещения России от 09.01.2019 N 1 "О ведомственных наградах Министерства просвещения РФ" (вместе с "Положением о ведомственных наградах Министерства просвещения РФ", "Положением о Благодарности Министерства просвещения РФ", "Положением о Почетной грамоте Министерства просвещения РФ", "Положением о нагрудном знаке "Почетный работник воспитания и просвещения РФ", "Положением о медали Л.С. Выготского", "Положением о почетном звании "Ветеран сферы воспитания и образования") (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2019 N 54691).
  14. Выготский Л. С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка / Собр. соч.: В 6 т., Т. 5.. — М.: Педагогика, 1983. — С. 166—173.
  15. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // «Труды 2-го МГУ», Т. 1. — 1929.
  16. Выготский Л. С. Moral insanity / Собр. соч.: В 6 т., Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 150—152.
  17. Выготский Л. С. Педология подростка. — М.: Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. — 504 с.
  18. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1991. — № 4. — С. 5—18.
  19. Выготский Л. С. Слепой ребёнок / Собр. соч. В 6 т., Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 86—100.
  20. Выготский Л. С. Трудное детство / Собр. соч.: В 6 т., Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 137—149.
  21. 21,0 21,1 Выготский Л. С., Сахаров Л. С. [https://pedlib.ru/Books/2/0445/2_0445-1.shtml?ysclid=lz10sn8tma876805187 Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания] / отв. ред. В.В.Петухов, ред.-сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. — М., 1998.
  22. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.
  23. Коллектив авторов. Под ред. А. Н. Леонтьева. Словарь Л. С. Выготского. Slovaronline.com. Дата обращения: 3 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!


Ссылки

  1. Лев Семёнович Выготский: биография
  2. Выготский: кратко о его педагогической психологии и судьбе
  3. Исаак Юдовин: Гений психологии. Лев Семёнович Выготский