Выготский, Лев Семёнович
Лев Семёнович Выготский | |
---|---|
Дата рождения | 17 ноября 1896 |
Место рождения |
Орша, Могилёвская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 11 июня 1934 (37 лет) |
Место смерти |
Москва, Российская империя |
Научная сфера | психология, дефектология, педология, литературоведение |
Место работы |
Московский государственный институт экспериментальной психологии, Академия коммунистического воспитания, 2-й МГУ, Экспериментальный дефектологический институт |
Альма-матер |
Московский университет (1917), Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (1917) |
Ученики | А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др. |
Известен как | создатель культурно-исторической теории, теории высших психических функций |
Лев Семёнович Выго́тский (изначально — Лев Си́мхович Вы́годский), 5 (17) ноября 1896 года, Орша, Могилёвская губерния — 11 июня 1934, Москва — всемирно признанный советский психолог, методолог и теоретик в области психологии, а также дефектологии[1] и психологии искусства[2]. Он заложил основы теории высших психических функций[3], и исследовал, как формируются понятия и представления о мире, основываясь на личном опыте и взаимодействии с окружающей средой. Работы Выготского охватывают темы сознания, развития мышления, памяти и речи у детей, а также исследуют взаимосвязь мышления и речи, подчёркивая значимость языка в развитии мышления. Одним из его самых известных достижений стало создание концепции зоны ближайшего развития, которая оказала влияние на педагогические и дефектологические практики современности.
Биография
Лев Семёнович родился в Орша, Белоруссия, в многодетной еврейской семье[4]. После успешного окончания гимназии с золотой медалью в 1913 году, он попытался поступить на филологический факультет Московского университета, но столкнулся с отказом. Следуя желанию родителей, он начал учёбу на медицинском факультете, однако вскоре переключился на юридический факультет. Параллельно он учился на историко-философском факультете специального учебного заведения, основанного Альфонсом Леоновичем Шанявским[5], известным российским меценатом и филантропом. В это время он проявлял интерес к работам Уильяма Джеймса и Зигмунда Фрейда, а также к русской и европейской литературе.
По окончании университета Лев Выготский вернулся в Гомель, где преподавал в нескольких учреждениях и организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище. Он также работал над учебником по психологии для педагогов, который впоследствии стал его первым изданием — «Педагогическая психология». На Втором конгрессе психоневрологов в Ленинграде в 1924 году он представил свои взгляды, утверждая, что рефлексология Ивана Петровича Павлова недостаточна для объяснения сознания, и высказывал поддержку менее механистичной «реактологии» Константина Николаевича Корнилова, в то время директора Института экспериментальной психологии[4].
Переезд в Москву по приглашению Константина Корнилова открыл перед Львом Семёновичем возможности для сотрудничества с такими учёными, как Александр Романович Лурия. В 1925 году у него появилась возможность побывать за границей, посетив Берлин, Амстердам, Париж и Лондон. В этом же году Лев Выготский защитил докторскую диссертацию Психология искусства[4]. В начале 1930-х годов он стремился утвердить педологию как самостоятельную дисциплину для образовательных целей, а в последние годы жизни работал над формулировкой теории детского развития, пытаясь объединить культурно-исторический подход с социалистическими требованиями. Он разработал теорию «зоны ближайшего развития», применяя её как средство для оценки социального потенциала личности. В 1934 году Лев Семёнович был госпитализирован и скончался от туберкулёза.
Наследие
Учёный предложил создать новую науку, которая исследует развитие ребёнка — педологию[6]. Эта дисциплина объединяет элементы детской психологии и анатомии детского возраста, а её основоположником считается Стэнли Холл. Он подчёркивал, что никто из существующих наук не смотрел на ребёнка с такой многогранной перспективы, соединяющей взгляды врачей, физиологов, историков, психологов, биологов, анатомов[6].
С его точки зрения, основная причина, по которой педология должна быть выделена в отдельную область знаний, заключается в том, что изучение ребёнка требует особого подхода, недоступного для отдельных дисциплин. Это подчёркивает, что лишь комбинированное педологическое исследование может дать полное представление о реальности ребёнка. Лев Семёнович Выготский, в свою очередь, рассматривал педологию вместе с психологией и психотехникой, последнюю из которых он понимал вслед за Исааком Нафтульевичем Шпильрейном как практическую или прикладную психологию[6].
Одной из ключевых теорий Выготского является концепция зоны ближайшего развития (ЗБР). Она отличается от зоны актуального развития (ЗАР) тем, что акцентирует внимание на тех навыках, которые ребёнок может усвоить только с помощью взрослого. Выготский полагал, что дети имеют потенциал для обучения и освоения новых навыков, но лишь в сопровождении взрослого, который направляет их в этом процессе.
Также следует отметить известный эксперимент Льва Выготского, проведённый совместно с Леонидом Соломоновичем Сахаровым, посвящённый формированию искусственных понятий. Благодаря проведённому исследованию, Л. С. Выготский разработал концепцию синкретов и комплексов, представляющих собой временные функциональные эквиваленты значений слов, являющиеся промежуточными этапами развития понятий, которые присущи, например, детям дошкольного возраста[7].
Кроме того, Лев Выготский исследовал влияние речи, общения и социального взаимодействия на развитие мышления и личности. Он выделял ключевую роль культуры и общества в формировании психики. Его работы в этой области легли в основу культурно-исторической психологии[8].
Лев Семёнович уделял внимание изучению сознания как общего явления, а не конкретных его признаков[9]. По его мнению, психика необходима субъекту для ориентации в мире, что делает её субъективной, но в то же время она отражает объективные свойства окружающей действительности. Это создаёт возможность для объективного анализа субъективного опыта. Психология, следовательно, должна изучать связи и отношения между субъектом и средой. Продолжая эту мысль, Алексей Николаевич Леонтьев развил идею о необходимости изучения деятельности субъекта[9] как важного аспекта связи между объектом и субъектом.
Научная школа
Нельзя рассматривать работы Льва Семёновича Выготского как единое целое или завершённую систему[10][11]. Идеи Льва Семёновича сыграли ключевую роль в формировании отечественной неклассической психологии[12]. Даниил Борисович Эльконин, один из ближайших учеников Льва Семёновича, подчёркивает, что он развивал новый подход в психологии, аналогичный неклассической физике, где экспериментатор и испытуемый не отделены друг от друга. Эта система подразумевает другие законы, позволяющие экспериментально исследовать путь человеческого развития и интерпретировать личность как уникальную индивидуальность[12].
Лев Выготский основал научную школу, в которую входят такие видные фигуры, как Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Лидия Ильинична Божович, Александр Владимирович Запорожец, Даниил Борисович Эльконин. В настоящее время медаль имени Л. С. Выготского вручается жителям Российской Федерации, работающим в образовательной среде и в области науки, которые внесли значительный вклад в развитие педагогических и психологических наук, культурно-исторического подхода, а также в совершенствование методов психологической и педагогической поддержки. Кандидаты на награждение должны иметь не менее 15 лет стажа в области образования, из которых как минимум 5 лет следует провести в той организации, которая выдвигает их на награду[13].
Основные научные труды
- Выготский Л.С Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребёнка // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 166—173[14]; То же // Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 451—458[15].
- Выготский Л.С Заметки на полях (из записной книжки читателя) // Семейный арх. Л. С. Выготского. 11 разделов. 9 с. Рукопись.
- Выготский Л.С Из записных книжек Л. С. Выготского // Вестн. МГУ. Сер. XIV. Психология. 1977. № 2. С. 89-95. Содерж.: Инструментальный метод. К проблеме воли. О локализации психических функций в мозге. Психология и физиология и др.
- Выготский Л.С Из записных книжек Л. С. Выготского // Вестн. МГУ. Сер Психология. 1982. № 1. С. 60-67. Содерж.:О письменной речи. Проблема грамматики. Психофизическая проблема. К локализации и др.
- Выготский Л.С К психологии шизофрении детского возраста (тезисы к докладу) // Семейный арх. Л. С. Выготского. 1 с. Рукопись.
- Выготский Л.С Moral insanity // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 150—152;То же // Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 459—461[16].
- Выготский Л.С Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 181—187.
- Выготский Л.С Педология юношеского возраста. Особенности поведения подростка. М.: Изд. БЗО при 2-м МГУ. 106 с. Уроки 1—4[17].
- Выготский Л.С Проблема культурного развития ребёнка // Семейный арх. Л. С. Выготского. 81 с. Рукопись[18].
- Выготский Л.С Слепой ребёнок // Собр. соч.:В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 86-100; То же // Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 462—475[19].
- Выготский Л.С Тезисы // Семейный арх. Л. С. Выготского. 3 с. Рукопись.
- Выготский Л.С Трудное детство. М.: Изд. БЗО при педфаке 2-го МГУ. 45 с.[20]
- Выготский Л. С. О природе эгоцентрической речи //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В. В. Петухов, Редакторы-составители Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. — М., 1998[21].
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с. (Учебники для вузов. Специальная литература)[22]
- Выготский Л. С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В. В. Петухов, Редакторы-составители Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. — М., 1998[21].
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Изд-во экспер. дефектол. ин-та, 1936.
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка. 1984[10].
- Выготский Л.С. Учение об эмоциях" («Учение Декарта и Спинозы о страстях»)[10].
Труды на иностранных языках
- Mind and Society. Lev Vygotsky. Published by Harvard University Press
- Thought and language. 1962, M.I.T. Press, Massachusetts Institute of Technology
- The essential Vygotsky 2004, Kluwer Academic/Plenum Publishers
- The psychology of art 1971, M.I.T. Press
- The collected works of L.S. Vygotsky (1987)
- Studies on the history of behavior ape, primitive, and child от L. S. Vygotskiĭ, L.S. Vygotsky и Alexander Luria. 1993
- La signification historique de la crise en psychologie (1999)
- Daniels, Harry & Cole, Michael & Wertsch, J.V.. (2007). The Cambridge Companion to Vygotsky
- Psikhologii Ła от L. S. Vygotskiĭ
Литература
- Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология: тезисы докладов Всесоюзной конференции. — М., 1982;
- Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышления. — М., 1968;
- Верч, Дж. Голоса разума: социокультурный подход к опосредованному действию: учебное пособие для высшей школы / Дж. Верч. — Москва: Тривола, 1996. —176 с.;
- Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. — М., Смысл, 1996. — 424 с.;
- Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.;
- Левитин К. Е. Личностью не рождаются/ К. Е. Левитин. — Москва : Наука, 1990. — 208 с. — (Общество и личность);
- Леонтьев A. A. Л. С. Выготский. Кн. для учащихся 9—11 кл. сред. шк.— М.: Просвещение, 1990.— 158 с.;
- Леонтьев A. A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). — М.: Смысл, 2001. — 392 с.;
- Морозов С. М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности: учебное пособие / С. М. Морозов. — Москва: Смысл, 2002. — 118 с.;
- Пузырей A. A. Культурно-историческая теория Выготского и современная психология. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология : учебное пособие по курсу общей психологии / А. А. Пузырей. — Москва : Издательство Московского университета, 1986. — 117 с.;
- Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский в поисках новой психологии. — СПБ.: Международный фонд истории науки, 1993. — 301 с.;
- Словарь Л. С. Выготского / Высоцкая Е. Н., Леонтьев А. А., Новожилова Ю. В., Степаносова А. В., Стороженко Ю. А. Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Издательство Смысл, 2021. —176 с.[23].
Примечания
- ↑ Выготский Л. С. Дефект и компенсация / Педагогическая энциклопедия. — М.: Т. 2., 1928. — С. 391—392.
- ↑ Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
- ↑ Выготский Л. С. Развитие высших психический функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 364—383.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Выготский Лев Семёнович. Биография . Портал психологических изданий Рsyjournals (22 апреля 2024). Дата обращения: 3 августа 2024.
- ↑ Юдовин И. Гений психологии. Лев Семёнович Выготский (5 ноября 2013). Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Выготский Л. С. Педология и психотехника // Культурно-историческая психология. — 2010. — Т. 6, № 2. — С. 105–120.
- ↑ Юдина Е. Г. Эксперимент Л.С. Выготского — Л.С. Сахарова: культурно-историческая ретроспектива // Культурно-историческая психология : журнал. — 2006. — Т. 2, № 2. — С. 48–59.
- ↑ Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Смысл, 2005. — 1136 с. — ISBN 5-699-13728-9.
- ↑ 9,0 9,1 Соколова Е. Е. Общая психология: в 7 т. Том 1. Введение в психологию. Глава 5 / под ред. Б. С. Братуся. — М., 2007. — С. 156—170.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. — С. 105—409.
- ↑ Публикации Л. С. Выготского . Psyjournals. Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ 12,0 12,1 Кравцова Е. Е. Неклассическая психология Л. С. Выготского. // Национальный психологический журнал. — 2012. — № 1. — С. 61.
- ↑ Приказ Минпросвещения России от 09.01.2019 N 1 "О ведомственных наградах Министерства просвещения РФ" (вместе с "Положением о ведомственных наградах Министерства просвещения РФ", "Положением о Благодарности Министерства просвещения РФ", "Положением о Почетной грамоте Министерства просвещения РФ", "Положением о нагрудном знаке "Почетный работник воспитания и просвещения РФ", "Положением о медали Л.С. Выготского", "Положением о почетном звании "Ветеран сферы воспитания и образования") (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2019 N 54691) .
- ↑ Выготский Л. С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка / Собр. соч.: В 6 т., Т. 5.. — М.: Педагогика, 1983. — С. 166—173.
- ↑ Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии // «Труды 2-го МГУ», Т. 1. — 1929.
- ↑ Выготский Л. С. Moral insanity / Собр. соч.: В 6 т., Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 150—152.
- ↑ Выготский Л. С. Педология подростка. — М.: Бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. — 504 с.
- ↑ Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1991. — № 4. — С. 5—18.
- ↑ Выготский Л. С. Слепой ребёнок / Собр. соч. В 6 т., Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 86—100.
- ↑ Выготский Л. С. Трудное детство / Собр. соч.: В 6 т., Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 137—149.
- ↑ 21,0 21,1 Выготский Л. С., Сахаров Л. С. [https://pedlib.ru/Books/2/0445/2_0445-1.shtml?ysclid=lz10sn8tma876805187 Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания] / отв. ред. В.В.Петухов, ред.-сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин. — М., 1998.
- ↑ Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.
- ↑ Коллектив авторов. Под ред. А. Н. Леонтьева. Словарь Л. С. Выготского . Slovaronline.com. Дата обращения: 3 августа 2024.
Ссылки
- Лев Семёнович Выготский: биография
- Выготский: кратко о его педагогической психологии и судьбе
- Исаак Юдовин: Гений психологии. Лев Семёнович Выготский
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с модулем Hatnote с красной ссылкой
- Знание.Вики:Страницы с модулем ФИО со ссылкой на другую статью
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 17 ноября
- Родившиеся в 1896 году
- Родившиеся в Орше
- Умершие 11 июня
- Умершие в 1934 году
- Умершие в Москве
- Выпускники юридического факультета Императорского Московского университета
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Все статьи
- Психология
- Учёные XX века
- Психологи по алфавиту
- Психологи СССР