Выготский, Лев Семёнович

Материал из «Знание.Вики»
Лев Семёнович Выготский
Дата рождения 17 ноября 1896(1896-11-17)
Место рождения Орша,
Могилёвская губерния,
Российская империя
Дата смерти 11 июня 1934(1934-06-11) (37 лет)
Место смерти Москва,
Российская империя
Научная сфера психология, дефектология, педология, литературоведение
Место работы Московский государственный институт экспериментальной психологии,
Академия коммунистического воспитания,
2-й МГУ,
Экспериментальный дефектологический институт
Альма-матер Московский университет (1917),
Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (1917)
Ученики А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др.
Известен как создатель культурно-исторической теории

Лев Семёнович Выготский (имя при рождении — Лев Си́мхович Вы́годский, 1896–1934) — всемирно известный советский психолог, методолог и теоретик психологии, дефектологии[1], психологии искусства[2]. Основоположник теории высших психических функций[3], который исследовал и доказал, что человек строит свои понятия и представления о мире на основе собственного опыта и взаимодействия с окружающей средой[4].

Лев Семёнович родился в городе Орша, Белоруссия, и получил образование в Москве и Германии. Его исследования в области психологии были связаны с вопросами развития мышления, памяти и речи у детей. Он также изучал взаимосвязь между мышлением и языком, и считал, что язык играет ключевую роль в развитии мышления.

Выготский Лев Семёнович (фото)
Выготский Лев Семёнович

Одной из наиболее известных теорий Льва Семёновича Выготского является концепция зоны ближайшего развития (ЗБР), которая отличается от зоны актуального развития (ЗАР) тем уровнем сложности, который под силу ребёнку с помощью взрослого. Лев Семёнович считал, что дети имеют потенциал для развития и приобретения новых навыков, которыми не может овладеть самостоятельно, но только с помощью взрослого (родителя, воспитателя или учителя), т.е. находятся в зоне ближайшего развития.

Лев Семёнович Выготский также исследовал то, как речь, общение и социальное взаимодействие влияют на развитие мышления и личности человека в целом. Он считал, что культура и общество играют ведущую роль в формировании психики и личности. Создатель культурно-исторической психологии[5].

Создал научную психологическую школу, к которой принадлежат Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Лидия Ильинична Божович, Александр Владимирович Запорожец, Даниил Борисович Эльконин.

Примечания

  1. Выготский Л.С. Дефект и компенсация / Педагогическая энциклопедия. — М.: Т. 2., 1928. — С. 391—392.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психический функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 364—383.
  4. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М.: Изд-во экспер. дефектол. ин-та, 1936. — 78 с.
  5. Выготский Л.С. [http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-3-problema_kul%27turnogo_razvitiya_rebenka.pdf Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).]. — М.: Смысл, 2005. — 1136 с. — ISBN 5-699-13728-9.