Выготский, Лев Семёнович
Лев Семёнович Выготский | |
---|---|
Дата рождения | 17 ноября 1896 |
Место рождения |
Орша, Могилёвская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 11 июня 1934 (37 лет) |
Место смерти |
Москва, Российская империя |
Научная сфера | психология, дефектология, педология, литературоведение |
Место работы |
Московский государственный институт экспериментальной психологии, Академия коммунистического воспитания, 2-й МГУ, Экспериментальный дефектологический институт |
Альма-матер |
Московский университет (1917), Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского (1917) |
Ученики | А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др. |
Известен как | создатель культурно-исторической теории |
Лев Семёнович Выготский (имя при рождении — Лев Си́мхович Вы́годский, 1896–1934) — всемирно известный советский психолог, методолог и теоретик психологии, дефектологии[1], психологии искусства[2]. Основоположник теории высших психических функций[3], который исследовал и доказал, что человек строит свои понятия и представления о мире на основе собственного опыта и взаимодействия с окружающей средой[4].
Лев Семёнович родился в городе Орша, Белоруссия, и получил образование в Москве и Германии. Его исследования в области психологии были связаны с вопросами развития мышления, памяти и речи у детей. Он также изучал взаимосвязь между мышлением и языком, и считал, что язык играет ключевую роль в развитии мышления.
Одной из наиболее известных теорий Льва Семёновича Выготского является концепция зоны ближайшего развития (ЗБР), которая отличается от зоны актуального развития (ЗАР) тем уровнем сложности, который под силу ребёнку с помощью взрослого. Лев Семёнович считал, что дети имеют потенциал для развития и приобретения новых навыков, которыми не может овладеть самостоятельно, но только с помощью взрослого (родителя, воспитателя или учителя), т.е. находятся в зоне ближайшего развития.
Лев Семёнович Выготский также исследовал то, как речь, общение и социальное взаимодействие влияют на развитие мышления и личности человека в целом. Он считал, что культура и общество играют ведущую роль в формировании психики и личности. Создатель культурно-исторической психологии[5].
Создал научную психологическую школу, к которой принадлежат Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Лидия Ильинична Божович, Александр Владимирович Запорожец, Даниил Борисович Эльконин.
Примечания
- ↑ Выготский Л.С. Дефект и компенсация / Педагогическая энциклопедия. — М.: Т. 2., 1928. — С. 391—392.
- ↑ Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А. Н. Леонтьева. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
- ↑ Выготский Л. С. Развитие высших психический функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 364—383.
- ↑ Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М.: Изд-во экспер. дефектол. ин-та, 1936. — 78 с.
- ↑ Выготский Л.С. [http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-3-problema_kul%27turnogo_razvitiya_rebenka.pdf Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).]. — М.: Смысл, 2005. — 1136 с. — ISBN 5-699-13728-9.
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Знание.Вики:Страницы с модулем Hatnote с красной ссылкой
- Знание.Вики:Страницы с модулем ФИО со ссылкой на другую статью
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 17 ноября
- Родившиеся в 1896 году
- Родившиеся в Орше
- Умершие 11 июня
- Умершие в 1934 году
- Умершие в Москве
- Выпускники юридического факультета Императорского Московского университета
- Учёные по алфавиту
- Психология