Теория высших психических функций
Тео́рия вы́сших психи́ческих фу́нкций (ВПФ) — теория, описывающая процесс формирования специфических психических функций в процессе индивидуального психического развития (онтогенезе) человека благодаря целенаправленному обучению и воспитанию с помощью речи. К ним относят, прежде всего, речь, произвольную память, в том числе вербальную, произвольное внимание, абстрактное и словесно-логическое (вербальное) мышление, произвольное и речевое восприятие, произвольное воображение.
Благодаря тому, что слово понимается Львом Семёновичем Выготским как действие (первоначально задействуется внутренняя речь, затем — речевой аппарат, после — восприятие сказанного и реакция на него), оно выполняет роль социокультурного посредника между отдельным человеком и окружающим миром. Лев Семёнович придаёт особое значение знаковой природе слова, благодаря чему качественно меняется вся структура психической жизни человека и, соответственно, его психические функции — восприятие, память, внимание, мышление, которые, таким образом, из элементарных становятся высшими[1]. Другими словами, знаки языка становятся психическими орудиями, которые в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание самого субъекта.
Вы знаете, конечно, что у нас существует так называемый процесс внутренней речи, безмолвной, беззвучной речи, и что этот процесс имеет первенствующее значение для мышления. Правда, до сих пор является спорным теоретический вопрос, в каком отношении стоят процессы мышления к процессу внутренней речи. Одни психологи склонны ограничивать эти отношения, другие, наоборот, склонны считать, что между мышлением и внутренней речью существуют другие, более сложные отношения. Но как бы ни решали этот спорный и большой теоретический вопрос, не подлежит сомнению тот факт, что развитие внутренней речи является одним из важнейших условий для развития нашего мышления. Это положение, с которым ни один психолог не спорит.Выготский Л. С., Четвёртая лекция. Структура и функции культурных операций ребёнка // Культурно-историческая психология
Развитие высших психических функций
Психическая деятельность человека, по мнению Льва Семёновича Выготского, опосредована языком, а, следовательно, и культурой, поскольку язык присущ определённой культуре и не существует изолированно в человеческом обществе. Высшие психические функции формируются таким образом: стимул (раздражитель) через стимулы-средства (прежде всего, речевые знаки) вызывает определённую реакцию (в виде эмоции или поведения). Схема формирования ВПФ, таким образом выглядит так[2]:
А (раздражитель) — Х (стимул-средство: знак, символ, образ) — В (реакция)
Знак (слово) — «психологическое орудие»[1], посредством которого строится сознание. Другими словами, развитие ВПФ имеет культурно-исторический характер, поэтому и сама теория названа последователями культурно-исторической[3].
Культурные (высшие) психические функции отличаются от врождённых (натуральных) тем, что человек может управлять ими осознанно, то есть они имеют произвольный характер.
К высшим психическим функциям Лев Семёнович Выготский отнёс[3]:
- вербальное мышление,
- логическую память,
- образование понятий,
- произвольное внимание,
- волю и некоторые другие.
При этом основным условием развития и изменения психических функций является социум и культура, которая «видоизменяет деятельность психических функций». Высшие психические функции развиваются только в процессе деятельности или взаимодействия людей в процессе совместной деятельности или общения. И Лев Семёнович Выготский, и Жан Пиаже указывали, что на начальном этапе все психические функции проявляются как внешние процессы, постепенно превращаясь во внутренние благодаря интериоризации.
Произвольное внимание
Произвольное внимание — это познавательный психический процесс, который направляет и сосредотачивает сознание на каком-либо объекте. Позиция личности в случае произвольного внимания всегда активна, так как при сосредоточении внимания на объекте необходима активность. Что же касается термина «произвольный», он образован от слова «изволение», означающего волю, желание[4]. В англоязычных источниках встречается понятие (voluntary attention), также употребляются, «направленное», «эндогенное», «контролируемое» или «исполнительное» внимание[5].
С точки зрения как филогенеза, так и онтогенеза произвольное внимание носит социальный и опосредованный характер.
Среди основных функций произвольного внимания можно выделить[4]:
- селективную,
- регулятивную,
- организующую,
- контролирующую,
- поддерживающую,
- направляющую,
- подавляющую,
- согласующую,
- формирующую,
- разрушающую автоматизм.
Главными условиями возникновения произвольного внимания в определённый момент времени является наличие значимых задач и целей деятельности, а также наличие психологических препятствий для их реализации[4].
Логическая память
В экспериментах с детьми Выготский ставил перед ребёнком задачу запомнить определённое количество слов (преимущественно имён существительных, названий конкретных предметов) в определённой последовательности. Причём эксперимент был организован так, чтобы сделать для ребёнка очевидной невозможность запомнить все слова в заданном порядке. После этого ребёнку предлагали запомнить слова с помощью карточек, на которых были или изображены конкретные предметы, или геометрические фигуры, линии, штрихи и т. п. Этот вспомогательный материал вводился в различных сериях различным образом. Иногда он просто предлагался детям с указанием: «Может быть, эти карточки помогут тебе запомнить?», но без объяснения, каким именно образом эти карточки должны помочь в запоминании[6].
В других сериях детям давали подробную инструкцию (ребёнку объясняли, что он должен попытаться как-нибудь связать заданные для запоминания слова с соответствующей карточкой) и даже приводили некоторые примеры. Различные способы были направлены на то, чтобы исследовать, как возникает переход к новому способу запоминания, в какой мере он должен быть самостоятельным изобретением, в какой мере подражанием, какую роль при этом играет понимание и т. д. То есть, ребёнок переходил от натурального, естественного, запоминания к запоминанию опосредованному, или мнемотехническому. При этом весь характер его операции сразу менялся, каждое заданное слово вызывало сейчас же обращение к картинке. Ребёнок устанавливал связь между словом и картинкой, затем переходил к следующему слову и т. д. По окончании всего ряда ребёнок, глядя на картинки, воспроизводил все слова, которые ему удалось запомнить, и объяснял, какую связь он установил между словом и картинкой.
Таким образом, применялись два способа предъявления картинок:
- картинки выкладывались перед ребёнком в определённом порядке, в том же, что и слова, так, что каждое слово приходилось на заранее подобранную картинку;
- картинки лежали перед ребёнком свободно, без определённого порядка, ребёнок должен был самостоятельно выбрать подходящую, с его точки зрения, картинку для запоминания данного слова.
Варьируя затем сложность слов, степень их близости к картинкам, сами картинки, были сделаны выводы о том, как протекают процессы запоминания у ребёнка. Исследования Льва Семёновича Выготского показали, что ребёнок уже с дошкольного возраста способен овладеть опосредованным запоминанием[6], то есть логической памятью.
Вербальное мышление
Вербальное мышление — это познавательный психический процесс опосредованного в слове и обобщённого познания окружающего мира.
В экспериментах Льва Семёновича Выготского — с целью определения главнейших этапов в развитии мышления ребёнка по его рассказу по картинке. Этот приём предложил Альфред Бине и широко использовал Вильям Штерн: берут простую сюжетную картинку, на которой изображена, например, городская или крестьянская семья или узники в тюрьме, показывают картинку ребёнку трёх, семи, двенадцати лет и выясняют, какова специфика описания этой картинки детьми разных возрастов.
Получается так, что дети младшего дошкольного возраста рассказывают картинку, называя отдельные предметы, поэтому делается вывод о том, что дошкольник мыслит мир как систему отдельных предметов. Школьник уже устанавливает некоторые простые действия, которые производят изображённые предметы или лица, отсюда делается вывод, что школьник мыслит мир в качестве системы действующих предметов и людей. Наконец, мы знаем, что школьник старшего возраста переходит к стадии признаков, а потом к стадии отношений и воспринимает сложные отношения между отдельными предметами. Отсюда делается вывод, что школьник старшего возраста воспринимает мир как систему сложных отношений, в которых находятся друг с другом люди и предметы[6].
Воля
Уильям Джеймс, рассматривая волевой акт, приводит в качестве примера утреннее вставание с кровати. Человек знает, что ему нужно встать, но, в то же время, его тянет полежать ещё немного. Происходит борьба мотивов — оба мотива, чередуясь, появляются в сознании и сменяют друг друга. Самым характерным для момента борьбы мотивов Джеймс считает то, что для самого человека остаётся незаметным момент принятия решения и перехода к действию. Его как будто и не происходит вовсе, то есть, какой-то из мотивов вдруг как бы преобладает, вытесняет конкурирующий и незаметно приводит к выбору.
Вдруг я нахожу себя вставшим — так можно сформулировать это.
Такая скрытность от наблюдения поворотного момента в волевом акте объясняется тем, что его механизм внесён внутрь. Развёрнуто волевой акт представляет собой три момента:
- надо встать (мотив),
- не хочется (мотив),
- счёт самому себе: раз, два, три (вспомогательный мотив),
- на «три» подъём, реализация решения[6].
Это и есть введение вспомогательного мотива, создание ситуации извне, которая заставляет человека встать. Можно заключить, что воля формируется в процессе воспитания и, таким образом, является высшей психической функцией.
Таким образом, к высшим психическим функциям относят опосредованные, другими словами, не естественные, «натуральные», а возникшие в ходе культурного развития человечества в целом (филогенезе) произвольное восприятие, произвольное воображение, произвольную слухоречевую память, абстрактное и словесно-логическое (вербальное) мышление и речь[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX в: Учебное пособие. — М., 1996. — 416 с.
- ↑ Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов / под. ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Б. М. Теплова. — М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960. — С. 455.
- ↑ 3,0 3,1 Мишина Г. А. К проблеме генезиса высших психических функций // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» : сборник статей. — 2012. — № 15 (95). — С. 103—115.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Бруннер Е. Ю. К вопросу о психологии произвольного внимания // Гуманитарные науки. — 2016. — № 1 (33). — С. 51.
- ↑ Hodgson T. L., Muller H. J. Attentional Orienting in Two-Dimensional Space // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. — 1999. — № 52 (3). — С. 615.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — С. 496.
- ↑ Выготский Л. С. Четвертая лекция. Структура и функции культурных операций ребенка // Культурно-историческая психология : журнал. — 2021. — Т. 17, № 3. — С. 15–23. — ISSN 10.17759/chp.2021170304 DOI: 10.17759/chp.2021170304.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |