Интериоризация

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Иллюстрация из книги Роберта Фладда «Человек и макрокосм», показывающая человека как единицу космоса, отображающую его в себе

Интериориза́ция (лат. interior — внутренний; фр. intériorisation — внутренний) — переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами[1] либо формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности[2].

Понятие «интериоризация» иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений, поэтому интериоризация выступает и как социализация. Структура внешней, социально-символической (совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности в ходе интериоризации трансформируется и «сворачивается», превращаясь в психическую функцию, являющуюся основой действий, поступков, деятельности и поведения[1].

Происхождение понятия

В психологию понятие «интериоризация» пришло из социологии — из работ представителей французской социологической школы (Эмиль Дюркгейм и другие), где оно связывалось с понятием «социализация», означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений[3][4].

В психологию понятие «интериоризация» было введено Пьером Жане, Жаном Пиаже, Анри Валлоном, в аналогичном смысле понятие «интериоризация» понимали представители интеракционизма[2]. Понятие «интернализация», сходное интериоризации, используется в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и антропосоциогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), определяющая структуру сознания[1][5][6]. Интериоризация является одним из центральных понятий культурно-исторической концепции Льва Семёновича Выготского[7].

Интериоризация как основное положение концепции Выготского и культурно-деятельностной психологии

Кормление ребёнка (Иван Пелевин)

Суть понимания интериоризации Львом Выготским состоит в утверждении идеи, что человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма взаимодействия, функция которой в процессе усвоения становится психическим процессом отдельного индивида[3][8][9].В работах Льва Семёновича Выготского встречаются следующие синонимы понятия «интериоризация»: вращивание, овнутривание[1][8][10]. В процессе интериоризации внешние, использующиеся для управления средства-знаки (способы действия, требования другого человека, жребий) превращаются во «внутренние» орудия, психические «органы» (образ, элемент внутренней речи) человека. Следовательно, как писал Лев Семёнович[11]:

Всякая высшая психическая функция, возникающая в процессе исторического развития человека, появляется на сцене дважды: сначала как функция социально-психологического приспособления, как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми, как категория интерпсихологическая; затем — как форма индивидуального приспособления, как функция психологии личности, как категория интрапсихологическая.

Данная идея послужила для ученика Л. Выготского — Алексея Николаевича Леонтьева основанием для понимания природы психики как производной от внешней, практической деятельности с сохранением принципиально того же строения[10]. Леонтьев отмечал, что «мыслительные процессы являются не чем иным, как результатом интериоризации и специфического преобразования внешней практической деятельности, и что существуют постоянные переходы из одной формы в другую». Советский психолог подчёркивал, что процесс интериоризации «состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний „план сознания“; это — процесс, в котором этот внутренний план формируется», причём, он отмечал, что интериоризируются не сами действия, а их функциональная связь — способ действования[12].

Идея Выготского об интериоризации психологических орудий и способов их употребления была распространена психологом Петром Яковлевичем Гальпериным на формирование умственных действий[10]. Идея интериоризация также нашла выражение в понимании личности как структуры, образующейся путём интериоризации социальных отношений и, например, самооценки, представляющей собой интериоризацию оценок других людей в индивидуальное сознание[13]. Процесс интериоризации и понимание его сущности, следовательно, имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, ведь, управление процессом интериоризации способствует увеличению эффективности образовательного процесса[12]. Иллюстрацией процесса интериоризации, реализующегося в совместно-разделённом действовании, может послужить пример обучения слепоглухих детей в Загорском интернате, четверо их которых поступили в 1970-х годах на факультет психологии МГУ[14][15]:

В начале обучения слепоглухонемого навыку самообслуживания все действия взрослый совершает самостоятельно. На этом этапе, по сути дела, еще нет совместного действия – его совершает один взрослый. На следующем этапе появляется первая активность ребенка, который выполняет отдельные доступные для него операции, действие становится совместным и разделенным между взрослым и ребенком. Правда, пока действие разделено на две неравные части. Часть, которую делает ребенок, очень мала, активность его минимальна, но главное заключается в том, что она есть и её можно увеличивать. Взрослый, сдерживая свою активность и поощряя самостоятельность ребенка, строит совместное действие таким образом, что в его осуществлении доля активности ребенка все более и более увеличивается. Для ребенка возрастание его активности – обязательное условие достижения цели действия. Мастерство педагогического процесса на этом этапе заключается в том, чтобы задача, поставленная каждый раз перед учеником, была для него не слишком трудна, но и не слишком легка и чтобы мера трудности каждой последующей задачи возрасталаАлександр Иванович Мещеряков, Слепоглухонемые дети

Психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер объясняет сущность интериоризации на примере обучения родителем своего ребёнка езде на велосипеде, которая «начинается с того, что ребёнок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребёнок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку. Ещё через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребёнку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам»[16].

Интериоризация в психологии развития

Интериоризация как преобразование внешних действий в действия умственные есть процесс, который необходимо совершается в онтогенетическом развитии любого человека. Его необходимость определяется тем, что центральным содержанием развития ребёнка является присвоение им культурно-исторического опыта человечества, в том числе наивысших достижений человеческого познания. Эти достижения выступают перед ребёнком в форме внешних явлений — предметов, знаний и понятий, способов действий[17]. Освоение ребёнком этих культурных феноменов осуществляется совместно со взрослым, «то есть происходит движение от внешнего вещественного действия … к внутреннему умственному. А происходящие попутно автоматизации, сокращения и обобщения приводят к внутреннему своеобразию, которое мы открываем в самой последней точке развития внутренней речи, в направлении от „извне“ к „вовнутрь“»[18]. Поэтому недопустимо противопоставлять психическое как внутреннее предметной деятельности как внешнему. Действительная противоположность — это противоположность процесса (деятельности, ориентировки, умственных действий) и образа (как результативного выражения процесса, как остановленного на мгновение процесса)[12].

Основываясь на положениях культурно-исторической концепции и, в частности, идеи интериоризации Пётр Яковлевич Гальперин разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Основным положением этой теории является необходимость предоставления обучающемуся ориентировочной основы действий, оформляющейся в виде схемы, при помощи которой ученик без заучивания содержания этой схемы переходит к решению поставленной задачи. Практическая значимость данной теории состоит в том, что схема (ориентировочная основа действий) усваивается путём непроизвольного запоминания в действии. Проведенные Петром Яковлевичем Гальпериным, а также Даниилом Борисовичем Элькониным исследования показали, что на основе внешних материальных действий путём их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку ориентировку в окружающем мире. Необходимо отметить, что Гальперин рассматривал психику как ориентировочную деятельность, которая неотторжима от собственно внешней предметной деятельности. И психика как ориентировочная деятельность может считаться внешней в том смысле, что ориентировка осуществляется внешнедвигательным образом, и, даже, когда она становится внутренней, она остаётся деятельностью с предметами внешнего мира[19].

Интериоризация как один из механизмов развития и обучения

Интериоризация как механизм развития высших психических функций в антропосоциогенезе и онтогенезе утверждает первичность коллективного поведения и обучения как формы сотрудничества ребёнка со взрослым по отношению к прижизненно формирующимся высшим психическим функциям. «Если говорить о произвольном внимании как высшей психической функции, то последовательность этапов его формирования такова: сначала взрослый в общении привлекает и направляет внимание ребёнка; постепенно сам ребёнок усваивает указательный жест и слово — происходит вращивание, интериоризация способов организации чужого и собственного внимания. Также и речь: первоначально выступая внешним средством общения между людьми, она проходит промежуточную стадию (эгоцентрической речи), начинает выполнять интеллектуальную функцию, и постепенно становится внутренней, интериоризированной психической функцией. Таким образом, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания»[20].

Авторами современного педагогического словаря выделяются следующие стадии интериоризации[7]:

  1. взрослый через вербальное воздействие побуждает ребёнка выполнить какое-либо действие;
  2. ребёнок с помощью речи воздействует на взрослого, вызывая его активность;
  3. ребёнок начинает воздействовать словом на свою деятельность и таким путем активизирует её «изнутри».

В рамках культурно-исторической психологии выделяется три грани интериоризации: индивидуализация, интимизация и собственно интериоризация. Индивидуализация в данном контексте представляет собой положение о том, что формы актуальной деятельности или межличностных взаимоотношений присваиваются индивидом и фиксируются в форме смысловых установок, являющихся впоследствии психической структурой, опосредствующей выбор той или иной деятельности. Интимизация есть тенденция осознания собственного «Я», которая иллюстрируется фактом первоначального называния двухлетними детьми себя в третьем лице (Саша, Миша), и лишь некоторое время спустя дети начинают называть себя в первом лице (я). Собственно интериоризация является производством внутреннего «плана сознания», где индивид не пассивно отражает окружающий мир, а перманентно воспроизводит и стремится отстаивать собственное «видение» мира[21].

Механизмы интериоризации и противоположной ей экстериоризации определяют не только формирование познавательных процессов, но и являются механизмами формирования и развития эмоциональной сферы, выражающейся в переходе от содействия к сочувствию, сопереживанию, порождению новых жизненных смыслов и замыслов и обратно. Механизмы интериоризации и экстериоризации позволяют рассматривать развитие человека как образование цепи превращенных форм поведения, деятельности и сознания, где психика и сознание человека могут существовать в ходе непрерывного процесса не только усвоения культурно-исторического опыта, но и его порождения, созидания, воплощающегося в предметных и коммуникативных действиях. На сегодняшний день, хорошо исследованы переходы от внешнего предметного действия к предметному и операциональному значениям, к образам, концептам, наконец, к мыслям, но менее изучены переходы от мысли к образу, где нужен максимум умственного усилия, от мысли к действию, где нужны эмоциональнаянравственная) оценка и волевое усилие[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Мещеряков Б. Г. Интериоризация // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  2. 2,0 2,1 Радзиховский Л. А. Интериоризация // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 14. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  3. 3,0 3,1 Пузырей А. А. Интериоризация // Новая философская энциклопедия / Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  4. Пузырей А. А., Подвойский Д. Г. Интериоризация. БРЭ. Дата обращения: 22 июня 2023.
  5. Интериоризация // Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — С. 124. — 431 с.
  6. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В. А. Утченко. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 184. — 576 с.
  7. 7,0 7,1 Интериоризация // Педагогический словарь / Под редакцией В. И. Загвязинского, А. Ф.Закировой. — М.: Академия, 2008. — С. 231. — 343 с. — ISBN 5-7695-4652-5.
  8. 8,0 8,1 Вращивание // Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 118 с. — ISBN 5-89357-169-X.
  9. Педагогический энциклопедический словарь / Главный редактор Б. М. Бим-Бад. — Москва: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 2009.
  10. 10,0 10,1 10,2 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — М.: АСТ, 2008. — 351 с. — ISBN 978-5-17-049383-8.
  11. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. / Под редакцией А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. — С. 450. — 485 с.
  12. 12,0 12,1 12,2 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 303 с.
  13. 13,0 13,1 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — ISBN 5-93878-029-2.
  14. Ильенков Э. В. Выдающееся достижение советской науки // Вопросы философии. — 1975. — № 6. — С. 63—73.
  15. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. — М.: Педагогика, 1974. — С. 120—121. — 327 с.
  16. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?. — М.: ЧеРо, 2002. — 239 с. — ISBN 5-88711-058-9.
  17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1959.
  18. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — 509 с. — ISBN 5-89357-015-4.
  19. Теория поэтапного формирования умственных действий // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  20. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник.
  21. Асмолов А. Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 32—56. — 768 с. — ISBN 5-87224-106-2.