Гальперин, Пётр Яковлевич

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Пётр Яковлевич Гальперин
Пётр Гальперин. 1970-е годы.webp
Дата рождения 2 октября 1902(1902-10-02)
Место рождения Тамбов
Российская империя
Дата смерти 25 марта 1988(1988-03-25) (85 лет)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя СССР
Научная сфера Психология
Место работы Украинская психоневрологическая академия, Кауровский госпиталь, МГУ имени М.В.Ломоносова
Альма-матер Харьковский медицинский университет
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание профессор
Награды и премии Заслуженный деятель науки РСФСР.png Премия Президента РФ в области образования

Пётр Я́ковлевич Гальпе́рин (2 октября 1902 год, Тамбов — 25 марта 1988 год, Москва) — советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук (1965), профессор (1966). Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1997). Известен своей концепцией поэтапного формирования умственных действий, которая была изложена в монографии «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» (1965)[1].

Биография

Пётр Ильич Гальперин окончил медицинский институт в Харькове в 1926 году. В 1936 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного». С 1926 по 1941 годы работал в Психоневрологической академии в Харькове, параллельно вёл педагогическую деятельность в Харькове и Донецке, принимал активное участие в деятельности Харьковской группы психологов, в состав которой входили А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Л. И. Божович и другие. С 1941 по 1943 годы Пётр Ильич служил в Красной Армии в должности начальника лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область). Начиная с 1943 года, работал в МГУ имени М.В.Ломоносова (факультет психологии) в качестве доцента. После защиты докторской диссертации в 1965 году по теме «Основные результаты исследований по проблеме „Формирование умственных действий и понятий“»[2], осуществлял педагогическую деятельность в качестве профессора (1966), а с 1971 года в должности заведующего кафедрой возрастной психологии. Начиная с 1983 года, являлся профессором-консультантом в МГУ. П. Я. Гальперина умер на 86-м году жизни, спустя полгода умерла его жена, Тамара Израилевна Меерзон. Похоронены рядом, на Востряковском кладбище в Москве[1].

Научные достижения

Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий. П. Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть). Автор придавал особое значение ориентировочной части, считая её «управляющей инстанцией»[3]. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, по свидетельству П. Я. Гальперина, возникла в конце 1940 годов — начале 1950 годов как «общее теоретическое решение практической задачи, которой учат во всех школах: сформировать умение выполнять в уме арифметические и грамматические действия, исторический и эстетический анализ и т. д.». Впервые П. Я. Гальперин представил свою теорию в июле 1952 года на состоявшемся «Совещании по вопросам перестройки психологической науки» на основе труда Сталина по вопросам языкознания и в свете решений объединённой сессии АН СССР и АМН СССР. У него не было запланированного доклада, он выступил в прениях с сообщением о новой линии исследований сотрудников кафедры психологии Московского университета, альтернативной линии Института психологии АПН РСФСР. В заключительном слове А. А. Смирнов и Б. М. Теплов усомнились в продуктивности развиваемых Гальпериным идей, а само выступление Б. М. Теплов квалифицировал как «симптом наличия нездоровых настроений». Спустя год, в июле 1953 года, Пётр Яковлевич выступил на совещании по вопросам психологии с докладом «Опыт изучения формирования умственных действий у школьников» (опубликован под названием «Опыт изучения формирования умственных действий»). Это выступление было первым изложением предлагаемой им концепции формирования умственных действий с опорой на проведённые экспериментальные исследования. В 1959 году в первом томе академического издания «Психологическая наука в СССР» была опубликована статья «Развитие исследований по формированию умственных действий», содержащая изложение основных положений гипотезы формирования умственных действий с подробным описанием этапов формирования и основных параметров действия. К этому времени под руководством П. Я. Гальперина уже начались экспериментальные исследования по формированию двигательного навыка письма (Н. С. Пантина), геометрических понятий (Н. Ф. Талызина), понятия числа (В. В. Давыдов), грамматических понятий (А. Н. Дубровина, М. Я. Микулинская), начальных математических понятий (Л. С. Георгиев) и др[1]. В конце 1950 годов — начале 1960 годов на страницах журнала «Вопросы психологии» вокруг теории поэтапного формирования развернулась дискуссия, в ходе которой Ю. А. Самарин, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Е. Н. Кабанова-Меллер высказали по поводу теории свои возражения. В 1960 году П. Я. Гальперин ответил оппонентам, отметив, что «различные явления, которые приводятся для опровержения гипотезы, на самом деле служат дальнейшим её подтверждением»[2]. В 1960-1970 годы гипотеза об образовании умственных действий превратилась в развитую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений, подтверждённую многочисленными экспериментальными исследованиями последователей и учеников П. Я. Гальперина (Л. И. Айдарова, Г. А. Буткин, М. Б. Волович, И. А. Володарская, Л. С. Георгиев, П.Голу, М. М. Гохлернер, А. Н. Ждан, О. Я. Кабанова, С. Л. Кабыльницкая, И. П. Калошина, А. Ф. Карпова, С. Н. Карпова, Г. И. Лернер, В. И. Лефевр, Н. Н. Нечаев, Л. Ф. Обухова, Н. С. Пантина, А. И. Подольский, З. А. Решетова, Н. Г. Салмина, Н. Н. Сачко, В. П. Сохина, Н. Ф. Талызина, Х. М. Тёпленькая и др.)[1].

Основные труды

Главный труд П. Я. Гальперина — монография «Введение в психологию» — увидел свет в 1976 году[4].

Психология - наука, которая изучает формирование, строение и динамику ориентировочной деятельности, от которых непосредственно зависит её основное качество. Она есть главная наука об ориентировочной деятельности.П.Я.Гальперин

Рецензия на книгу, написанная Е. А. Климовым, была опубликована в журнале «Вопросы психологии». Книга вошла в состав сборника психологических трудов П. Я. Гальперина (1998) и в последующие годы неоднократно переиздавалась[1].

Награды

  • «Заслуженный профессор Московского университета» (2001).
  • «Почётный работник высшего профессионального образования» (2001).
  • «Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации» (2002).
  • Лауреат конкурса «Новые книги по социальным и гуманитарным наукам для высшей школы», проводимого Институтом «Открытое общество» в рамках программы «Высшее образование» (1996).
  • Лауреат Ломоносовской премии (2004)[5].

Память

В 1998 году премия Президента РФ в области образования за 1997 год присуждена П. Я. Гальперину (посмертно), Н. Ф. Талызиной, Л. И. Айдаровой, И. А. Володарской, И. И. Ильясову, Л. Ф. Обуховой, А. И. Подольскому, З. А. Решетовой, Н. Г. Салминой, Н. Н. Нечаеву за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности». П. Я. Гальперин награждён медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне, 1941—1945 гг.» (1966), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970). В 2002 году на факультете психологии МГУ была проведена Международная научная конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения П. Я. Гальперина. В конференции участвовали не только ученики и последователи Гальперина из разных регионов России, но и зарубежные коллеги. Конференция положила начало последующим научным встречам психологов, которые были приурочены к 110-летию, 115-летию, 120-летию Гальперина. В 2008 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете по инициативе Л. Ф. Обуховой была открыта аудитория имени П. Я. Гальперина. В год 110-летия Гальперина (2012) и на факультете психологии МГУ появилась аудитория его имени; на памятной доске написано: «Аудитория имени Петра Яковлевича Гальперина (19021988), выдающего отечественного психолога, профессора Московского университета»[1].

Литература

  • П. Я. Гальперин Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР: В 2 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. 1.
  • П. Я. Гальперин Психология как объективная наука. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998;
  • П. Я. Гальперин Лекции по психологии. — М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002.
  • П. Я. Гальперин Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного. Кандидатская диссертация.- Харьков, 1937
  • П. Я. Гальперин Об установке в мышлении // Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. — Киев, 1941. (укр. яз.)
  • П. Я. Гальперин Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. — М., 1959. — Т. 1.
  • П. Я. Гальперин Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание учен. степени д-ра пед. наук (по психологии) по совокупности работ. — М.: Б. и., 1965. — 51 с.
  • П. Я. Гальперин Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966
  • П. Я. Гальперин Экспериментальное исследование внимания. — М., 1974 (в соавт.);
  • П. Я. Гальперин Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978;
  • П. Я. Гальперин Методы обучения и умственное развитие ребёнка. — М., 1985;
  • П. Я. Гальперин Психология как объективная наука. — М., 1995.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Степанова М.А. Гальперин Пётр Яковлевич // Большая российская энциклопедия. — 2022. — ISSN 5-85270-335-4.
  2. 2,0 2,1 М.А.Степанова. Историческое значение общепсихологической теории П.Я.Гальперина // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 1. — С. 112—123.
  3. М.А.Степанова. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С.Выготский и П.Я.Гальперин. Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY (07 февраля 2005). Дата обращения: 29 ноября 2023.
  4. Гальперин Пётр Яковлевич. Психологическая газета. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  5. Гальперин Пётр Яковлевич (1902-1988). Российское психологическое общество. Дата обращения: 6 декабря 2023.

Ссылки