Леонтьев, Алексей Николаевич
Алексей Николаевич Леонтьев | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 5 (18) февраля 1903 | ||||||
Место рождения | Москва, Российская империя | ||||||
Дата смерти | 21 января 1979 (75 лет) | ||||||
Место смерти | Москва, РСФСР, СССР | ||||||
Страна | СССР | ||||||
Научная сфера | психология | ||||||
Место работы | МГУ им. М. В. Ломоносова | ||||||
Научный руководитель | Л. С. Выготский | ||||||
Ученики |
А. Г. Асмолов, В. А. Иванников, М. Кечки, В. В. Петухов, З. А. Решетова, Р. С. Немов |
||||||
Известен как | основатель теории деятельности | ||||||
Награды и премии |
|
Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев 18 февраля 1903, Москва, Российская империя — 21 января 1979 Москва, РСФСР, СССР — советский психолог, действительный член Академии Педагогических Наук РСФСР (с 1950 года), доктор педагогических наук по психологии (с 1940 года), профессор (с 1932 года), методолог науки. Ученик и последователь Льва Семёновича Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы[1], создатель теории деятельности[2]. В годы Великой Отечественной войны — начальник экспериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 года — профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, с 1950 года — заведующий кафедрой психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, с 1966 года — декан созданного им факультета психологии МГУ. Положение А. Н. Леонтьева о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребенка легло в основу периодизации психического развития детей Даниила Борисовича Эльконина.
Биография
Алексей Леонтьев родился 5 февраля в семье мещан Леонтьевых. После окончания Первого реального училища он поступил на факультет общественных наук Московского государственного университета, который закончил в 1924 году[3].
После университета он остался работать в Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности. В это время директором института был Георгий Иванович Челпанов, который рекомендовал ему остаться работать после смены руководства[4].
Его другом и научным соратником был Лев Семёнович Выготский, единомышленниками в институте — Николай Александрович Бернштейн, Павел Петрович Блонский и Александр Романович Лурия, с которыми он провёл несколько ранних исследований.
С 1925 года Алексей Николаевич Леонтьев работал в тесном сотрудничестве с Львом Семёновичем Выготским, с которым он развивал культурно-историческою теорию, исследуя проблемы культурного развития памяти. В его работе «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», изданная в 1931 году[5], в котором рассмотрел психологическое обоснование развития памяти человека.
С конца 1931 года он занимал должность заведующего отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии. В период с 1933 по 1938 года он возглавлял кафедру в Харьковском педагогическом институте. С 1941 года он стал профессором МГУ и работал в условиях эвакуации. В годы Второй мировой войны он также заведовал научной частью в восстановительном госпитале.
Леонтьев вступил в ВКП(б) в 1948 году и стал членом Академии педагогических наук РСФСР в 1950 году, где позднее занимал важные административные позиции. В 1951 году он возглавил кафедру психологии на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а в 1966 году основал и более 12 лет возглавлял факультет психологии в этом университете.
Его научный вклад связан с развитием культурно-исторической психологии, а именно, деятельностной природы психики и личности. В начале своей карьеры он занимался исследованием памяти и волевой регуляции, что позже сформировало обширную общепсихологическую теорию деятельности. В своей докторской диссертации 1940 года он обосновал этапы развития психики в филогенезе и предложил классификацию этих стадий[6].
Алексей Николаевич Леонтьев скончался 21 января 1979 года в Москве и был похоронен на Кунцевском кладбище. Его вклад в психологическую науку продолжает вдохновлять и служить основой для многих современных исследований.
Теория деятельности
Под руководством А. Н. Леонтьева Харьковская психологическая школа[1] прославилась своими исследованиями в области детского развития, игры и саморегуляции, сосредоточиваясь на процессе становления психических процессов у ребёнка как субъекта активности.
С 1960-х годов А. Н. Леонтьев начал углублённое изучение проблем личности, обобщив свои мысли в монографии 1975 года с названием «Деятельность. Сознание. Личность». Основная идея книги заключается в том, что личность формируется и развивается только в деятельности, прежде всего благодаря ей приобретает сознание. То есть, наличие сознания отличает личность от индивида, сознание формируется и развивается также в деятельности. Структура деятельности в теории Алексея Николаевича представляет собой единство мотивационной и операционной стороны. После того, как появляется неудовлетворенная потребность, она опредмечивается в мотиве и реализуется в цели и задачах деятельности, далее включаются конкретные действия и операции, зависящие от условий осуществления деятельности[7].
Единицей деятельности является поступок — полимотивированное действие, входящее в разные системы отношений, такое, различные мотивы которого имеют одинаковые аффективные знаки — только положительные или только отрицательные. Этим поступок отличается от волевого действия, которое предполагает борьбу между двумя мотивами с разными аффективными знаками[3].
Он активно исследовал вопросы восприятия, считая его также видом деятельности, протекающей под контролем сознания, включая такие понятия, как чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл. Среди его последователей, которые также работают над проблемами личности и сознания, можно отметить таких учёных, как Aлександр Григорьевич Асмолов, Виктор Фёдорович Петренко, Фёдор Ефимович Василюк, Юлия Борисовна Гиппенрейтер, Борис Митрофанович Величковский, Владимир Викторович Столин и Борис Сергеевич Братусь.
Алексей Николаевич участвовал в обсуждениях, касающихся идеологических основ советской психологии того времени. Прежде всего, он отстаивал идею о том, что психика в значительной мере формируется под воздействием внешних факторов.
Познавательная, другими словами ориентировочная, поисковая деятельность, соединяет в себе аффективный — эмоции и переживания и когнитивный компонент[3]— знания, представления и мировоззрение.
Основные научные труды
- Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. — М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. — М., 1945.
- Леонтьев А. Н. К вопросу о сознательности учения. — 1947.
- Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. — М., 1947. — Вып. 7.
- Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. — М., 1947
- Леонтьев А. Н., Овчинникова О. В. Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с. 43—48.
- Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948.
- Леонтьев А. Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950.
- Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. — М., 1950
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1959; 4-е изд. 1981 (Предисловие, оглавление, комментарии)
- Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. — 1960, № 1, с. 7—17.
- Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. — 1960, № 6, с. 23—38.
- Леонтьев А. Н. Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (в соавт.)
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.
- Леонтьев А. Н. Воля // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1993, №2, с.3—14.
- Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. — 1979, № 3.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — 1983; В 2-х т. Том 1 и 2.
- Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии. — 1986, № 4. — С.
- Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы/ Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1990.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — 2000. — с.
- Леонтьев А. Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года) // Мир психологии. — 2003. № 2 (34). С. 31—40.
- Леонтьев А. Н. Современные проблемы обучения и психического развития // Психология в вузе. — 2003, №1-2. С. 242—251.
- Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. Экзамен и психика // Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии / под ред. Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. — М.: Смысл, 2003. — С. 126—182.
- Alexei Leont’ev. Activity, Consciousness, and Personality, 1978 & Activity and Consciousness, 1977.
Научная школа
Алексей Николаевич создал и развил деятельностный подход в психологии[4]. Он и его ученики, последователи понимали сознание как деятельность и предложили рассматривать деятельностный характер восприятия, памяти, мышления, речи и общения. Его сын, Алексей Алексеевич Леонтьев, основоположник психологии общения, также принадлежит к научной школе отца, внук — Дмитрий Алексеевич Леонтьев — выдающийся современный психолог, учёный, основоположник психологии смысла[8].
Положение А. Н. Леонтьева о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребенка легло в основу периодизации психического развития детей Даниила Борисовича Эльконина.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Леонтьев А. Н. Харьковская психологическая школа // Культурно-историческая психология. — 2011. — Т. 7, № 3. — С. 134–138.
- ↑ Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории советской психологии (выступление 1976 г.) // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 109—119.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Соколова Е. Е. К проблеме единства «аффекта» и «интеллекта» в психологии деятельности (в продолжение дискуссии) // Сибирский психологический журнал. — 2021. — № 82. — С. 20—36.
- ↑ 4,0 4,1 Соколова, Е. Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология : Сборник научных статей. — 2007. — № 2. — С. 80-103.
- ↑ Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. — М.— Л.: Учпедгиз, 1931. — 278 с.
- ↑ Ярошевский М. Г. Интервью с Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Беседовал – Михаил Григорьевич Ярошевский (из неопубликованного) // Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. — С. 2—25.
- ↑ Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. — М.: Смысл : Академия, 2005. — 352 с.
- ↑ Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд.. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 18 февраля
- Родившиеся в 1903 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 21 января
- Умершие в 1979 году
- Умершие в Москве
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «Знак Почёта»
- Награждённые медалью К. Д. Ушинского
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Ломоносовской премии МГУ
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Все статьи
- Психология
- Наука XX века
- Психологи СССР