Челпанов, Георгий Иванович

Эта статья входит в число избранных
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Георгий Иванович Челпанов
GIChelpanov.jpg
Дата рождения 16 (28) апреля 1862(1862-04-28)
Место рождения Мариуполь, Российская империя
Дата смерти 13 февраля 1936(1936-02-13) (73 года)
Место смерти Москва, СССР
Страна
Научная сфера
Место работы
Альма-матер Императорский Новороссийский университет
Учёная степень доктор наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель
Ученики
Известен как создатель и первый руководитель Психологического института
Награды и премии
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Гео́ргий Ива́нович Челпа́нов (16 апреля (28 апреля1862, Мариуполь, Российская империя — 13 февраля 1936, Москва, СССР) — русский философ, логик и психолог, являющийся основателем и первым руководителем Психологического института[1][2][3][4][5].

Георгий Челпанов — автор неоднократно переиздававшихся учебников по философии, логике и психологии, популяризатор психологии, который интересовался также проблемами этики, эстетики и педагогики. В решении психофизической проблемы отстаивал позиции психофизического параллелизма, критикуя материалистическую точку зрения на сущность психики. Выступал с позиций интроспективной психологии сознания и являлся защитником традиционного нематериалистического понимания природы психического и соответствующего направления научных исследований в конце XIX века — начале XX веков. Предметом психологии, по мнению Георгия Челпанова, должны выступать несводимые к физиологическим процессам субъективные состояния сознания[6][7][8].

С начала 1920-х годов Георгий Челпанов подвергался критике за идеализм в психологии. В контексте дискуссий о судьбе психологической науки выдвинул тезис о подведении марксистской философии только под социальную психологию, в то время как общая психология должна была быть свободной от любой философской концепции[9][10].

Биография

Георгий Иванович Челпанов родился в семье мещан, образование получил в Мариупольской Александровской гимназии, которую окончил с золотой медалью. С 1883 года по 1887 год Георгий Челпанов учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе, который также окончил с золотой медалью. Его непосредственным учителем и наставником был Николай Яковлевич Грот, а выпускное сочинение было написано на тему «Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля». В 1888 году Георгий Челпанов женился на Ольге Епифановне Иващенко, венчание проходило в Марии-Магдалинской церкви Мариуполя[3][5].

Начало научной деятельности

Фотография Георгия Ивановича Челпанова в 1914 году

После завершения обучения в Новороссийском университете Георгий Челпанов был прикомандирован к Московскому университету и по рекомендации Николая Грота был принят в Московское психологическое общество в качестве действительного члена. 8 ноября 1890 года Георгий Челпанов блестяще выдержал магистерский экзамен по философии и психологии. В следующем учебном году (1891—1892) Георгий Челпанов работал на кафедре философии Московского университета в качестве временно исполняющего обязанности приват-доцента[3][5].

В 1892 году Георгий Челпанов перешёл работать в Киевский университет, где занял штатную должность приват-доцента. С осени 1894 года Георгий Иванович начал вести практические занятия для студентов, желающих углубить знания по психологии. В 1896 году Георгий Иванович Челпанов защитил диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Часть 1: Представление пространства с точки зрения психологии». В 1897 году он был избран исполняющим должность экстраординарного профессора Киевского университета на кафедре философии[3][4][5][10].

Во время работы в Киевском университете Георгий Иванович прочитал и издал публичные лекции «Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе», а также написал «О памяти и мнемонике. Популярный этюд» и «Введение в философию». Учениками Георгия Челпанова по философской линии были Николай Бердяев, Василий Васильевич Зеньковский и Густав Густавович Шпет[4]. Георгий Челпанов неоднократно публиковал свои статьи по психологии, гносеологии и эстетике в журналах «Мир божий», «Русская мысль», «Вопросы философии и психологии»[3][5].

Из представителей академической профессорской философии я ещё на первом курсе университета имел близкое общение с Г. И. Челпановым, популярным профессором философии, который с большим успехом читал курс по критике материализма. У него собирались по субботам, я часто у него бывал, и мы вели длинные специально философские разговоры. Эти разговоры были мне полезны, я выходил из замкнутой своей мысли. Политически мы расходились, но это было не важно, Челпанов был в философии прежде всего педагогом. Но он был очень живой человек, всем интересовавшийся, он был для того времени новым типом профессора.Николай Бердяев, Самопознание (опыт философской автобиографии)

В 1896 и 1898 годах Георгий Челпанов выезжал в заграничные командировки — занимался исследованиями и слушал лекции Эмиля Дюбуа-Реймона и Эвальда Геринга по физиологии, а также Карла Штумпфа и Вильгельма Вундта по экспериментальной психологии. В 1898 году Георгий Иванович основал и начал вести Психологический семинарий, который имел отдельное помещение, специальную библиотеку и приборы для проведения психологических опытов[3][5]. Докторскую диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Часть 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии» он защитил в 1904 году[4][5]. В 1905 году Георгий Иванович Челпанов опубликовал «Введение в философию» и «Учебник психологии: (для гимназий и самообразования)», причём учебник по философии за следующие 13 лет переиздавался семь раз, а «Учебник по психологии» переиздавался 16 раз[3][5].

В 1906 году жена Георгия Ивановича — Ольга Епифановна скончалась и он остался один с тремя детьми: Александром, Натальей и Татьяной. В следующем 1907 году Георгий Челпанов перешёл работать в Московский университет, где сразу занял место заведующего кафедрой философии, которое занимал до 1923 года. 3 августа 1907 года Георгий Иванович получил за «Учебник психологии» премию имени императора Петра Великого[5][10]. С первых дней работы в Московском университете Георгий Иванович развернул работу Психологического семинария, в котором участвовали многие известные в будущем психологи и философы: Павел Петрович Блонский, Николай Иванович Жинкин, Константин Николаевич Корнилов, Сергей Васильевич Кравков, Пётр Антонович Рудик, Николай Александрович Рыбников, Алексей Фёдорович Лосев и Густав Шпет. Причём последний, как и Павел Блонский, был ещё киевским учеником Георгия Челпанова[4][5][11].

Программа Психологического семинария легла в основу учебника «Курс экспериментальной психологии», впервые опубликованного в 1909 году и переизданного в 1915 году под названием «Введение в экспериментальную психологию». Помимо этого Георгий Челпанов неоднократно переиздавал в период с 1907 года по 1911 год учебники по психологии и философии, а также «Учебник логики». Студенты, посещавшие Психологический семинарий, делали рефераты по работам современных психологов. Так, в 1912—1913 годах его ученики сделали доклады и реферативные обзоры работ Зигмунда Фрейда, Пьера Жане, Курта Коффки и психологов вюрцбургской школы. Венцом многосторонней профессиональной деятельности Георгия Ивановича Челпанова стала организация и открытие первого Психологического института[4][5].

Основание и руководство Психологическим институтом

Расширение круга интересующихся психологией в челпановском Психологическом семинарии требовало создания новых форм организации совместной работы психологов. Георгий Челпанов установил контакт с известным меценатом Сергеем Ивановичем Щукиным, который передал в 1910—1912 годах 100 тысяч рублей на строительство Психологического института. Георгий Челпанов и Густав Шпет с целью ознакомления с организацией европейских психологических лабораторий посетили Лейпциг, Берлин и Бонн. Также Георгий Челпанов в 1911 году посетил ещё и психологическую лабораторию Эдварда Титченера в Корнеллском университете. Впоследствии меценат Сергей Щукин, известный москвичам, как собиратель «западной живописи XIX века, главным образом импрессионистов» и владелец «Пекинской галереи»[10][12] передал ещё 20 тысяч рублей Георгию Челпанову на покупку технического оборудования. Таким образом Психологический институт был оснащён по последнему слову техники за счёт благотворительного вклада купца-старообрядца и почётного члена Психологического общества при Московском университете[4][5][11].

Это было первое в мире здание, специально воздвигнутое для крупного научно-психологического института, которому было присвоено имя горячо любимой и умершей жены благотворителя — Лидии Григорьевны Щукиной, которая внезапно умерла в 1907 году. Были распространены слухи о том, что она отравилась после смерти младшего сына Сергея, который внезапно умер в 1905 году, утопившись. После смерти матери покончили жизнь самоубийством сыновья Сергея Ивановича и Лидии Григорьевной — Григорий и Иван, последний из которых застрелился[13][14]. Строительство института, которое шло по специальному проекту завершилось в 1912 году, а торжественное открытие института состоялось 23 марта (5 апреля1914 года. Сергей Иванович Щукин составил несколько простых условий «дарения», которые руководство Московского университета приняло[15]:

  • передача института в вечное пользование Императорскому Московскому университету,
  • категорический запрет на использование здания кроме как «в учёно-учебных целях».

Психологический институт был построен на территории Императорского Московского университета и организационно подчинялся кафедре философии историко-филологического факультета Московского университета. Директором первого в Российской империи Психологического института стал профессор Георгий Челпанов. Поздравления институту и его директору-организатору прислали Вильгельм Вундт и ряд других крупнейших психологов мира. Американский психолог Джеймс Кеттел назвал Психологический институт «наилучше оборудованным в мире», а Эдвард Титченер утверждал, что «приспособления и оборудование соперничают, если не превосходят лаборатории, где-либо в мире существующие»[15]. Освальд Кюльпе «не без доли зависти писал Челпанову: „У нас в Германии нет ничего подобного, что можно было бы поставить рядом с ним (Институтом), хотя я очень доволен моим Мюнхенским Институтом, а Вундт, как он мне писал, хочет надстроить над своим теперешним Институтом ещё один этаж“»[2]. Нобелевский лауреат физиолог Иван Петрович Павлов с небольшим опозданием отправил письмо Георгию Челпанову[12]:

Фотография, сделанная в 1914 году. В малом практикуме у экспериментальных установок (слева направо): третий — Константин Николаевич Корнилов, рядом — Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, затем — Алексей Лосев, седьмой — Георгий Иванович Челпанов, рядом с которым стоит Сергей Кравков и сидит — Анатолий Александрович Смирнов.

24 марта 1914 года

Очень огорчен, что не знал точно о дне открытия Психологического института, не послал вовремя приветствия. Позвольте хоть этим запоздалым письмом поздравить Вас с нарождением на нашей Родине такого выдающегося научного учреждения. Что нам, русским, нужно сейчас в особенности — это пропаганда научных стремлений, обильные научные средства и страстная научная работа. Очевидно, наука становится главнейшим рычагом жизни народов, без неё нельзя удержать ни самостоятельного, ни тем более достойного положения в мире. После главных побед науки над мёртвым миром, пришел черёд разработки и живого мира, а в нём — венца земной природы — деятельности мозга. Задача на этом последнем пункте так невыразимо велика, что требуются все ресурсы мысли, абсолютная свобода, полная отрешённость от шаблона, какое только возможно разнообразие точек зрения и способов действия и так далее, чтобы обеспечить успех. Все работники мысли, с какой бы стороны они ни подходили к предмету, все увидят нечто на свою долю, а доли всех рано или поздно сложатся в разрешении величайшей задачи человеческой мысли. Вот почему я, исключающий в своей лаборатории работ над мозгом малейшее упоминание о субъективных состояниях, от души приветствую Ваш Психологический институт и Вас как его творца и руководителя и горячо желаю Вам полного успеха.

Иван Павлов

Занимаясь руководством Психологического института и чтением лекций на Высших женских курсах, принимая активное участие в работе Психологического общества, Георгий Челпанов не мог решить вопрос о том, на каком именно факультете должна находиться собственно кафедра психологии. Многократно выступая за организацию специальной кафедры психологии, он очень много говорил о необходимости создания межфакультетской или общеуниверситетской кафедры. Кафедра психологии так и не была создана, как и не нашлось места в Психологическом институте прикладным психологическим исследованиям. Георгий Челпанов, который вслед за «выдающимися представителями современной немецкой психологии признавал … неразрывность связи между психологией и философией», отказался от выделения психологии из философии, как и Вильгельм Вундт в 1913 году[4][16]. А в 1915 году у Георгия Челпанова, сблизившегося с кузиной своей покойной жены — Ниной Леонидовной Занаревской, родилась дочь, которую они назвали Еленой[17].

Несомненно Георгий Челпанов был необыкновенно эрудированным человеком, прекрасным организатором и автором самого популярного учебника, удостоенного премии московского митрополита Макария, по которому изучали психологию все образованные люди того времени. Созданный им Психологический институт по своему техническому оснащению был, вероятно, наилучше оборудованным в мире, но результаты работы были весьма скромными, возглавляемый им институт отставал от передовых мировых веяний. Данный факт был обусловлен тем, что Георгий Челпанов, по его собственным словам, стремился доказать только то, что «экспериментальная психология не ведёт к материализму», Георгий Иванович хотел «„приручить“ экспериментальную психологию, активно развивающуюся в то время, не дать ей стать материалистической»[15][18].

О Психологическом институте в негативном ключе высказывался современник Георгия Челпанова — материалистически мыслящий учёный Климент Аркадьевич Тимирязев, написавший в одной из своих статей[19][20]:

В раздумье подхожу к окну. Перед ним уже третий год возвышается трёхэтажное здание. В одном его названии заключается что-то загадочное: «Филологическая лаборатория», физическая или физиологическая лаборатория при филологическом факультете, звучит оно как-то странно, чем-то вроде contradictio in adjecto, а между тем это сооружение является плодом щедрых частных пожертвований и пользуется особым поощрением предержащих властей (говорю это также на основании газетных сведений). Хозяин этой псевдо-лаборатории философ-психолог. И представляется мне, будто культивируемая в этом здании, под ферулой философии, наука похожа на какую-то жалкую собачку, водимую на привязи «служанкой теологии» ... философ этой лаборатории на первых страницах своей книги «Введение в философию» требует для философии титула «царицы наук», но зато в заключительных строках той же книги приходит к выводу, что она должна быть на посылках не только теологии, но даже культа.Наука в современной жизни.

Историк психологии Михаил Григорьевич Ярошевский отмечает, что неудовлетворённость эмпирической психологией, культивировавшейся в Психологическом институте, была обусловлена отрывом психологических исследований «от реалий и жгучих проблем человеческого поведения. Новая эпоха стучалась в двери пытавшегося отгородиться от её бурь особняка на Моховой улице»[21]. В целом для психологической науки Российской империи, как пишут Карл Ефимович Левитин и Гита Львовна Выгодская, «не принесло никакого прогресса и открытие в предреволюционные годы при Московском университете Института экспериментальной психологии, возглавлявшегося известным профессором Георгием Челпановым»[18][22]. Вместе с этим ряд современных российских исследователей отмечают позитивную роль и влияние Психологического института на развитие российской психологии, указывая на организационно-административный вклад Георгия Челпанова и создание многочисленного научного коллектива[3][5][11].

Психологический институт, взгляды Георгия Челпанова и советская власть

Георгий Иванович Челпанов среди сотрудников Психологического института.

Русская психология в предреволюционный период содержала в себе естественнонаучный и интроспективный подходы. Советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн писал о том, что Иван Михайлович Сеченов, лишённый какой-либо «возможности создать в университете свою достаточно крепкую школу психологов, свои, им подготовленные кадры», популяризировал свои идеи посредством чтения публичных лекций[23]. Поэтому естественнонаучный подход, развиваемый по ту сторону дверей Психологического института, был связан с биологией и физиологией. Этому подходу противостояла, не покидавшая стен «особняка на Моховой», эмпирическая, «официальная университетская психология», лидером которой являлся Георгий Иванович Челпанов[24].

Георгий Иванович Челпанов считал единственно приемлемой для себя эмпирическую психологию в духе Вильгельма Вундта и классической психофизики. Лабораторного метода Вильгельма Вундта по изучению субъективно-психических явлений, возникающих в ответ на элементарные раздражители, называемого интроспективным, Георгий Челпанов придерживался и в конце XIX века, и в начале XX века. Для него эта традиция была давней, ведь, ещё в 1888 году Георгий Челпанов писал: «Хотя психология, как обыкновенно принято определять её, и есть наука о душе, но мы можем приняться за изучение её „без души“, то есть без метафизических предположений о сущности, непротяжённости её, и можем держаться в этом примера исследователей в области физики»[2]. Файл:Челпанов Введение в экспериментальную психологию 1916.pdf При всём при этом Георгий Челпанов то выступал против «экспериментального метода (когда этот последний трактовался — особенно у сторонников Сеченова — объективно-материалистически в связи с физиологическим исследованием деятельности нервной системы), то за него (когда он выступал в виде не только вундтовского эксперимента, сочетавшего физиологическое изучение реакций с самонаблюдением, но особенно в виде экспериментального самонаблюдения представителей Вюрцбургской школы)»[23]. Также у руководителя Психологического института никакой собственной психологической теории не было, как и собственной исследовательской программы, хотя его научно-организационная деятельность несомненно заслуживает наивысшей оценки. Георгий Иванович создал первый в России центр экспериментальной психологии, где сформировались кадры будущих советских исследователей в этой области[3][23][25].

После Февральской революции и Октябрьского переворота продолжал, как и прежде, свою работу Институт психологии; как и прежде, университетскую подготовку психологов возглавлял Георгий Челпанов, в очередной раз была переиздана его книга «Мозг и душа», посвящённая критике материализма, вышло 15-е издание «Учебника психологии»[22]. Но вот расстановка сил в психологии в послереволюционные годы изменилась и выразилась в утрате господствующего положения умозрительной психологии представителей религиозной философии, место которой заняла эмпирическая психология Георгия Челпанова, «выпорхнувшая из-под крыла» идеалистической философии[26].

Георгий Челпанов, как директора Психологического института улавливал новые тенденции в социально-политическом климате Советской России и стремился удержать руководство институтом за собой и в то же время не хотел поступаться своей параллелистической, а по существу дуалистической позицией, хотя открыто после 1917 году и не декларируемой. Георгию Ивановичу предлагали эмигрировать, но для него жизнь и работа были возможны только на родине. В 1919 году Георгий Иванович занял должность декана философского факультета Московского университета[4]. В 1920-е годы Георгий Челпанов, до революции выступавший против выделения психологии из философии, будет писать о необходимости того, что психология «должна быть свободна от какой бы то ни было философии». Кажущаяся непоследовательность интерпретируется таким образом, что «в первом случае Георгий Челпанов имел в виду идеалистическую философию, во втором — материалистическую марксистскую философию»[4][5].

Ученик Георгия Ивановича — Василий Васильевич Зеньковский в 1920 году эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а другие его ученики по психологической линии выступили против него. Павел Блонский указывал, что «мы должны создать психологию без души, мы должны создать её без „явлений“ или „способностей“ души и без „сознания“». По существу эти слова Павла Блонского подобны тому, что говорил Георгий Челпанов ранее, только доведены до своего логического конца. Ведь, душа, как нечто, вынесенное Георгием Челпановым за скобки, может быть отброшена, если в данном феномене нет необходимости в исследовательской практике психолога[2]. Другой ученик Георгия Челпанова — Константин Николаевич Корнилов в 1921 году издал книгу «Учение о реакциях человека с психологической точки зрения („реактология“)», которая также может быть оценена, как отбрасывание идеи «души», ради изучения непосредственно-наблюдаемых реакций человека[4][12]. В том же 1921 году историко-филологический факультет Московского университета, наряду с другими гуманитарными факультетами, был реорганизован в факультет общественных наук (ФОН), который начал функционировать с сентября 1922 года[5].

В сентябре и ноябре 1922 года из Советской России выслали оппозиционно настроенную интеллигенцию, среди которых было множество философов, в том числе и другой ученик Георгия Челпанова — Николай Бердяев. А в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии, проходившем в Москве, Константин Корнилов предложил в своём докладе «Современная психология и марксизм»[27] перестраивать психологию на базе диалектического материализма. Также Константин Корнилов выступил и против «идеалистической и построенной на самонаблюдении психологии Челпанова». На этом же съезде по психоневрологии Георгий Челпанов выступал с докладом «Предпосылки современной эмпирической психологии»[28], в котором отстаивал право на существование эмпирической психологии[4][12]. Борьба нового со старым, реактологической психологии и психологии эмпирической, продолжалась в разных формах до конца 1923 года, пока в конце года Георгия Ивановича Челпанова не отстранили от преподавания из-за идеалистического мировоззрения, а директором Психологического института стал Константин Николаевич Корнилов[5][10][29].

Георгий Челпанов после смены руководства Психологического института перешёл работать в Государственную академию художественных наук, куда его пригласил Густав Шпет. Георгий Челпанов заведовал в академии отделом психологии, куда к нему приезжал «посол» от Ивана Петровича Павлова, который предполагал развернуть в строящихся Колтушах под Ленинградом на базе будущего института отдел психологии, но Георгий Иванович отказался от этого предложения[18]. В Государственной академии художественных наук Георгий Иванович проводил исследования восприятия пространства и эстетических переживаний, а также писал статьи, в которых продолжал отстаивать право на автономность эмпирической психологии от рефлексологии и марксизма. Итог своих размышлений о взаимосвязи психологии и философии был выражен Георгием Челпановым в его работе «Спинозизм и материализм», утверждавшей идею особого «психофизического материализма»[4].

В 1930 году Георгий Иванович Челпанов оказался без работы, так как его уволили из Государственной академии художественных наук, который впоследствии был закрыт. Дочери Георгия Ивановича — Наталье, вышедшей замуж за французского атташе, с 1930 года был запрещён въезд в СССР. 3 марта 1933 года погибла вторая дочь Георгия Ивановича — Татьяна, а в 1935 году сын Александр был арестован и после недолгого следствия расстрелян. 30 декабря 1935 года от осложнения после гриппа умерла десятилетняя внучка Георгия Ивановича — Марина, а 14 февраля 1936 года Георгий Иванович Челпанов умер от разрыва сердца[4][5]. Существует история о том, что после того, как Георгия Челпанова уволили из академии художественных наук, он в 1930-х годах «приходил иногда к своему бывшему Институту, подолгу сидел на его ступеньках, обращаясь порой к входившим или выходившим из Института сотрудникам: „Вы меня помните, я — профессор Челпанов, я был здесь директором…“. Большинство не помнили. Или — что вероятнее — предпочитали делать вид, что не помнят»[2].

Философские и психологические воззрения Георгия Челпанова

«Челпановская» психология, опирающаяся в философском плане на идеи неолейбницианства и неокантианства, стояла на том, что психологию от других наук отличает фокусирование на «внутреннем», психическом мире человека[30]. В творчества русского психолога и философа заметно влияние идей Дэвида Юма и епископа Джорджа Беркли. Последовательно выступая против любых форм материализма, Георгий Челпанов отождествлял последний с его вульгарными формами[8]. Ученик Георгия Челпанов — Василий Васильевич Зеньковский писал:, что «„метафизический идеализм“ Вундта оценивался Челпановым как вершина современной ему философии», с позиций которого Георгий Иванович всегда критиковал материализм и позитивизм, отождествлявший, по его мнению, психику и физиологические процессы[31]. Георгий Челпанов стремился обосновать идею автономности психического и бесплодности его изучения исключительно физиологическими методами, в связи с чем и противопоставлял психическое «телесности» человека, что и являлось основанием для утверждения независимости и параллелизма двух рядов: субъективно-психического мира и объективно-материальной реальности[4][23][31].

Философская проблематика, согласно Георгию Челпанову, концентрируется вокруг вопросов познания, постижения «вещи в себе». Познание чего-либо, лежащего вне сознания, возможно благодаря наличию априорных форм и связи сознания с трансцендентным[8]. Георгий Челпанов, во-первых, не отрицал существование души и факт двойственности человеческого бытия, во-вторых, считал, что может существовать психология, где душа как бы вынесена за скобки и душевные или психические явления изучаются на манер физики. Георгий Челпанов, вероятно, полагал, что может существовать компромисс между личной верой в Бога и бессмертную душу, с одной стороны, и материализмом и научным мышлением, с другой стороны. Как пишет российский психолог Борис Сергеевич Братусь[2]:

Челпанов — автор «Введения в философию», по которому тогдашние российские гимназисты и студенты знакомились с гносеологией, космологией, формами доказательства бытия Бога, а с другой стороны, он — автор «Введения в экспериментальную психологию», где подробно описаны виды тахистоскопов, кимографов, плетизмографов, ящиков сопротивлений, даны способы вычисления средних величин, квадратичных ошибок и тому подобное. Если бы не одно и то же имя на обложке, то нельзя было просто поверить, что эти сочинения написаны одним и тем же человеком.

Двойственность позиции Георгия Челпанова называется «психофизический параллелизм», хотя сам Георгий Иванович предпочитал название «эмпирический параллелизм». Именно психофизический параллелизм, априорно утверждавший факт существования души, являлся причиной невосприимчивости Георгия Челпанова к послевундтовской психологии[4]. «Георгий Челпанов был в философии идеалистом, а в психологии — материалистом», то есть он явно стоял на компромиссных позициях, пытаясь примирить науку и религию, рациональность и веру[4][32].

Именно благодаря этой двойственной философско-методологической позиции Георгий Челпанов создал возможность и условия существования в Российской империи экспериментальной психологии рядом с православной религией и идеалистической философией. Поэтому Георгий Челпанов, «отстаивая концепцию „психофизического параллелизма“ и тем самым объективно способствуя развитию экспериментальной психологии», деятельно создавал все предпосылки для будущего революционного скачка развития в психологической науке[4][33].

Память о Георгии Челпанове

В Московском государственном психолого-педагогическом университете и Психологическим институтом РАО вручается Медаль имени Г. И. Челпанова двух степеней за вклад в развитие психологической науки[34]. Помимо этого с 1994 года российскими психологами регулярно проводятся Челпановские чтения[35].

Сочинения

  • Челпанов Г. И. Введение в философию: с приложением вопросника и конспективного обзора истории философии / Вступительная статья И. В. Журавлева. — Москва: URSS, 2010. — 558 с. — ISBN 978-5-397-00962-1.
  • Челпанов Г. И. Введение в экспериментальную психологию. — Москва: Государственное издательство, 1924. — 294 с.
  • Челпанов Г. И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе / Вступительная статья кандидата психологических наук В. В. Умрихина. — Москва: URSS, 2018. — 323 с. — ISBN 978-5-9710-4915-9.
  • Челпанов Г. И. Объективная психология в России и Америке: Рефлексология и психология поведения. — Москва: Товарищество «А. В. Думнов К°», 1925. — 78 с.
  • Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике: популярный этюд. — Москва: URSS, 2015. — 152 с. — ISBN ISBN 978-5-9710-2420-0.
  • Челпанов Г. И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Часть 1. Представление пространства с точки зрения психологии. — Киев: Типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К°, в Москве. Киевское отделение, 1896.
  • Челпанов Г. И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Часть 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии. — Киев: Типо-литография товарищества И. Н. Кушнерев и К°, в Москве. Киевское отделение, 1904.
  • Челпанов Г. И. Психология и марксизм. — Москва: Русский книжник, 1925. — 30 с.
  • Челпанов Г. И. Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). — Москва: Русский книжник, 1926. — 58 с.
  • Челпанов Г. И. Спинозизм и материализм: Итоги полемики о марксизме в психологии. — Москва: Типография МОНО при 1-м Московском институте глухонемых), 1927. — 47 с.
  • Челпанов Г. И. Учебник логики / Вступительная статья Б. В. Бирюкова. — Москва: Ленанд, 2013, 2013. — 261 с. — ISBN 978-5-9710-0691-6.
  • Челпанов Г. И. Учебник психологии (для гимназий и самообразования). — Москва: Издательство Юрайт, 2023, 2023. — 221 с. — ISBN 978-5-534-12188-9.

Литература

  • Богданчиков С. А. Открывая Г. И. Челпанова: Г. И. Челпанов и его школа в контексте истории российской психологии : исследования и материалы. — Москва: DirectMEDIA, 2013. — 426 с. — ISBN 978-5-4458-4627-7.
  • Богданчиков С. А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К. Н. Корниловым и Г. И. Челпановым в отечественной психологии 20-х годов. — Москва: Директ-Медиа, 2014. — 327 с. — ISBN 978-5-4458-4630-7.
  • Гладкова И. В. Георгий Челпанов. Интеллектуальная биография и философия. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. — 137 с. — ISBN 5-7525-1337-5.

Примечания

  1. Абрамов А. И. Челпанов // Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология : Конспективное рассмотрение : Учебно-методическая литература. — М.: Флинта, 2000. — 85 с. — ISBN 5-89502-117-4.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Ждан А. Н. Профессор Московского университета Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2012. — № 3. — С. 4—17.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 Радзиховский Л. А. Г. И. Челпанов – организатор Психологического института // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. — С. 47—60.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 Рубцов В. В., Гусева Е. П., Серова О. Е. К 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова // Культурно-историческая психология. — 2012. — № 1. — С. 92—109.
  6. Соколова Е. Е., Зинченко В. П. Челпанов Георгий Иванович // Большой психологический словарь. — М.: Прайм-Еврознак, 2002.
  7. Немов Р. С. Челпанов Георгий Иванович // Психологический словарь. — М.: ВЛАДОС, 2007. — С. 557. — 559 с. — ISBN 978-5-691-01515-1.
  8. 8,0 8,1 8,2 Абушенко В. Л. Челпанов Георгий Иванович // Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, М.. — С. 1207—1208. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
  9. Андреева Г. М. Социальная психология // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Карпенко Л. А., Кондаков И. М. Челпанов Георгий Иванович // История психологии в лицах: персоналии / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — М.: Per Se, 2005. — С. 518—519. — 783 с. — ISBN 5-9292-0136-6.
  11. 11,0 11,1 11,2 Артемьева О. А., Дубровская Л. Д. Научные коллективы Г. И. Челпанова: историко-психологическое исследование // Психология и психотехника. — 2021. — № 4. — С. 72—89.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Платонов К. К. Мои личные встречи на великой дороге жизни : воспоминания старого психолога. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — 308 с.
  13. Малафеева М. Живопись и старообрядчество в биографии С. И. Щукина (18 сентября 2019). Дата обращения: 13 января 2024.
  14. «Проклятье семьи Щукиных». Санкт-Петербург. Дата обращения: 13 января 2024.
  15. 15,0 15,1 15,2 Христианская психология в контексте научного мировоззрения / Под редакцией Б. С. Братуся. — М.: Никея, 2017. — 521 с. — ISBN 978-5-91761-778-7.
  16. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2-х томах. Том 2 / Редактор-составитель, автор вступительной статьи и комментариев Н. С. Лейтес. — М.: Педагогика, 1985. — С. 195. — 360 с.
  17. Бочарова Е. Б., Воробьев В. С. Малоизвестные страницы жизни Г. И. Челпанова: к 150-летию со дня рождения // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2012. — Т. 5, № 3. — С. 81—102.
  18. 18,0 18,1 18,2 Левитин К. Е. Личностью не рождаются / Ответственный редактор В. В. Давыдов. — М.: Наука, 1990. — 208 с.
  19. Тимирязев К. А. Наука в современной жизни // Сочинения. Том 9 / В. Л. Комаров. — М.: Сельхозгиз, 1939. — С. 217—237. — 496 с.
  20. Корнилов К. Н. Психология и марксизм профессора Челпанова // Психология и марксизм. — Л.-М.: ГИЗ, 1925. — С. 231—242. — 243 с.
  21. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский : В поисках новой психологии. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2020. — С. 133. — 304 с.
  22. 22,0 22,1 Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский : Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. — М.: Смысл, 1996. — С. 71—72. — 424 с.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Рубинштейн С. Л. Избранные философские-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. — М.: Наука, 1997. — С. 363—364. — 462 с.
  24. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский : В поисках новой психологии. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2020. — С. 48. — 304 с.
  25. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский : В поисках новой психологии. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2020. — С. 49. — 304 с.
  26. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2-х томах. Том 1 / Под редакцией А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. — С. 12—13. — 304 с.
  27. Корнилов К. Н. Современная психология и марксизм // Под знаменем марксизма. — 1923. — № 1. — С. 41—50.
  28. Челпанов Г. И. Предпосылки современной эмпирической психологии // Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). — М.: Русский книжник, 1926. — 58 с.
  29. А. Н. Леонтьев и современная психология : Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева / Под ред. А. В. Запорожца и других. — М.: Издательство МГУ, 1983. — С. 7. — 288 с.
  30. Зеньковский В. В. История русской философии. — М.: Академический проект, 2001. — С. 658—660. — 878 с.
  31. 31,0 31,1 Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский и другие. — М.: ИПРАН, 1997. — С. 34. — 574 с.
  32. Мареева Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии. — М.: Академический проект, 2003. — С. 110. — 400 с. — ISBN 5-8291-0207-2.
  33. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1990. — С. 22—24. — 158 с.
  34. Марголис А. А. Положение о наградах, почётных званиях и поощрениях. Дата обращения: 19 января 2024.
  35. Ждан А. Н. Профессор Московского университета Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2012. — № 3. — С. 4—17.