Щукин, Сергей Иванович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Сергей Иванович Щукин
Д. Мельников. Портрет С. И. Щукина. 1915 Пушкинский музей, МоскваД. Мельников. Портрет С. И. Щукина. 1915 Пушкинский музей, Москва
Дата рождения 24 июня (6 июля) 1854
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 10 января 1936
Место смерти Париж, Третья Французская республика
Гражданство

 Российская империя,  РСФСР,

 Франция
Род деятельности купец и коллекционер произведений искусства
Супруг(а)

1). Лидия Григорьевна Коренева,

2). Надежда Афанасьевна Конюс
Дети

Иван (1886—1975) Григорий (1887—1910) Сергей (1888—1905) Екатерина (1890—1977)

Ирина (1915—1994)

Сергей Иванович Щукин (24 июня [6 июля] 1854, Москва, Российская империя— 10 января 1936, Париж, Французская республика) — российский и французский купец, собиратель французской живописи, основатель общедоступной частной галереи[1].

Биография

Родился в Москве 27 мая 1854 году в купеческой семье[1]. В семье Ивана Васильевича Щукина, основавшего торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями», и Екатерины Петровны Боткиной, дочери купца П. К. Боткина родилось десять детей — шесть сыновей и четыре дочери. Все дети получили отличное образование[2].

Будучи от природы болезненным, Сергей в 1873 году отдан на обучение в одну из частных саксонских школ. Здесь много внимания уделялось физическому воспитанию, что очень благотворно сказалось на его самочувствии и позволило вернуться к активному образу жизни. Впоследствии Сергей Щукин круглый год спал с открытым окном, так что зимой подчас просыпался под снежным покрывалом[2].

Окончив Высшую коммерческую школу в саксонском городе Гера, Щукин с 1878 года стал помогать отцу в управлении фирмой «И. В. Щукин с сыновьями», а после смерти отца в 1890 г. возглавил ее. Сергей Иванович имел репутацию смелого предприимчивого дельца. Его даже в шутку называли «министром коммерции». Погруженный в торговые дела, он до поры до времени не разделял увлечения своих братьев коллекционированием. Правда, и в его доме были картины, в том числе произведения Л. О. Пастернака, Ф. А. Бронникова, И. П. Похитонова, Р. Г. Судковского, этюды к полотну В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», полотна западноевропейских мастеров. Однако эти случайные приобретения служили только для убранства дома[1].

Коллекционирование

Собирательством живописи увлекся в конце 1890-х годов. В творчестве современных французских художников С. И. Щукин, наделенный незаурядной интуицией, смог разглядеть завтрашний день мирового искусства. В Москве в это время мало кто коллекционировал современную западную живопись. Стремление создать коллекцию самобытную и оригинальную еще более укрепило в нем интерес к живописи Франции конца XIX—начала XX века[1].

Первые приобретения сделаны Сергеем Ивановичем в Париже в 1895—1896 годах в Салоне Национального общества изящных искусств. Это были пейзажи малоизвестных художников Фрица Таулова, Джеймса Патерсона, Шарля Котте, Люсьена Симона. В 1897 году в его собрании появляется первая картина Клода Моне. Это была широко известная ныне «Сирень на солнце». Так он открыл для себя импрессионистов и с присущими ему темпераментом и азартом стал собирать их полотна[1].

В 1898 приобрел в галерее Поля Дюран-Рюэля в Париже, куда его привел младший брат Иван, первые полотна художников-импрессионистов («Оперный проезд» Камиля Писсарро; «Скалы в Бель Иль» Клода Моне), после чего вплоть до 1904 года покупал картины представителей этого направления, прежде всего Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Клода Моне[3].

Приобретая картины, Сергей Иванович не прислушивался ни к каким мнениям. Свой принцип выбора художественных произведений он определял так: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, — покупай ее»[4].

Он обзаводился картинами также через парижских торговцев антиквариатом П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Д. Канвейлера. В канун Первой мировой войны Сергей Иванович осуществлял покупки через своего секретаря Минорского. Однажды С. И. Щукину удалось достать несколько полотен импрессионистов не в Париже, как это бывало всегда, а в Москве. Причиной тому было увлечение художниками этого круга его брата, Петра Ивановича Щукина. На первых порах и тот и другой покупали полотна импрессионистов, однако со временем пристрастие к русским древностям одержало верх у Петра Ивановича. В 1905 году он решил продать западноевропейскую часть своего собрания. Покупателем стал С. И. Щукин. В числе приобретенных им картин было и знаменитое полотно О. Ренуара «Обнаженная»[1].

С 1903 по 1908 года активно приобретал работы постимпрессионистов — Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Следующим увлечением Щукина стали фовисты. С 1906 года его интересы были сосредоточены на творчестве Анри Матисса, с которым он познакомился в мае того года. Работы Матисса Щукин покупал главным образом через галерею Бернхейм-Жен, а также непосредственно у художника. По заказу Щукина Матисс исполнил ряд полотен большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910, Государственный Эрмитаж), написанные специально для лестницы московского особняка собирателя[3].

В 1907 Щукин осуществил частичную перестройку своего особняка и в 1908 году открыл по адресу Б. Знаменский переулок, 8, галерею для желающих осмотреть собрание. Как правило, он сам принимал посетителей и давал разъяснения. Щукинская коллекция вскоре получает известность. Уже в 1908 критик П. П. Муратов отмечает влияние галереи Щукина — «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений» — на судьбу русской живописи. Уникальная возможность знакомиться, находясь в России, со всеми новыми явлениями в европейском искусстве, почти в самый момент их появления, ускоряет развитие отечественного авангарда. Так в Москве формируются новые художественные течения (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединения (первое из них — «Бубновый валет»). Взаимосвязь между основными этапами собирательской деятельности Щукина и стилистическими изменениями, происходящими в русской живописи, становится очевидной[3].

Безупречный художественный вкус позволил С. И. Щукину собрать первоклассное собрание мирового значения. В его коллекции оказались самые замечательные произведения П. Гогена, В. Ван Гога, Э. Дега, А.Марке, А. Матисса, К. Моне (13 полотен), П. Пикассо (50 работ), К. Писсарро, П. Сезанна, П. Синьяка, А. Руссо. Осенью 1911 года состоялся визит Матисса в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» щукинского дома, превратившегося отныне в своеобразный московский музей Матисса. Весной 1913 Щукин купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью — «Портрет мадам Матисс» (оба — 1913, Государственный Эрмитаж), который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника[3].

В общей сложности к 1918 году им собрано 256 картин. Примечательно, что столь представительную коллекцию Щукину удалось собрать всего за восемнадцать лет. С 1914 году, в связи с началом Первой мировой войны, регулярные поездки Сергея Ивановича в Париж прекратились, прекратился и рост собрания. Сергей Иванович был беспредельно предан искусству. Он мог часа рассматривать свои приобретения, любуясь их колоритом, композицией, фактурой. Увлечение коллекционированием привело к тому, что Щукин совсем оставил коммерцию. Он много читал, путешествовал, с жадностью осматривал художественные музеи. В Лувре он обожал рассматривать египетские древности[1].

Революция 1918 года

Фотография надгробия Сергея Ивановича Щукина

После октябрьской революции 5 ноября 1918 года галерея была национализирована и весной 1919 года открыта для посещения под названием «Первый музей новой западной живописи». С. И. Щукин сначала оставался при своем музее, выполняя обязанности директора, хранителя и экскурсовода. Развитие событий заставило его покинуть Россию и поселиться в Париже, где он прожил до самой смерти. С. И. Щукин умер 10 января 1936 году в Париже. Похоронен на кладбище Монмартр[1]. По утверждению наследников Щукина, в 1926 году он составил новое завещание (первое было написано в 1907 году, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Именно этот документ, впрочем нигде и никогда не публиковавшийся, впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. Между тем парижский друг Щукина П. А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» (Нью Йорк, 1954) рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там»[3].

«Музей новой западной живописи» испытал на себе все перипетии советского музейного строительства. В 1929 году он слит с морозовской коллекцией и перемещен на Пречистенку, в особняк, некогда принадлежавший И. А. Морозову. В 1948 году музей расформирован. Жемчужины из бывшего щукинского собрания находятся ныне в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина[1].

Личная жизнь

В 1884 году женился на Лидии Григорьевне Кореневой, в браке с которой у него родилось четверо детей. После ее смерти в 1907 году он женился второй раз в 1915 году с Надеждой Афанасьевной Конюс, в браке с которой родилась дочь Ирина[2].

Галерея. Избранное

См. Коллекция Сергея Щукина

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 ЩУКИН Сергей Иванович (1854-1936). Арт Панорама. Дата обращения: 4 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Щукин Сергей Иванович. Узнай Москву. Дата обращения: 4 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Щукин Сергей Иванович. Музей нового западного искусства. Дата обращения: 4 июля 2024.
  4. Думова Н. Г. Московские меценаты. — М., 1992. — С. 21-62.