Эрмитаж
Музей | |
Эрмитаж | |
---|---|
Государственный Эрмитаж | |
Страна | Россия |
Местоположение | Санкт-Петербург |
Основатель | Екатерина II |
Дата основания | 1764 год |
Здания | |
включает шесть зданий | |
Состояние | действующий |
Сайт | hermitagemuseum.org |
Культурное наследие народов |
Эрмитаж (также Государственный Эрмитаж, до ноября 1917 года — Императорский Эрмитаж) — российский государственный музей изобразительного и декоративно-прикладного искусств в Санкт-Петербурге, один из крупнейших в мире.
Награждён орденом Ленина, со времени награждения этой наградой (1964) и до распада СССР (1991) назывался — Ордена Ленина Государственный Эрмитаж. Ансамбль Зимнего дворца и Эрмитажа являются памятником градостроительства и архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения[1].
Музейная коллекция насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века до конца XX столетия. Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, музейный комплекс включает шесть связанных между собой зданий:[2] Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр, где для посещения публики открыты более 300 залов[3] с экспозиционно-выставочной площадью около 100 000 м²[4]. В распоряжении Государственного Эрмитажа также находятся: Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.
Директором Государственного Эрмитажа с 1992 года по настоящее время является Михаил Пиотровский.
История
Начало музея приходится на 1764 год, когда Екатерине II в Берлине приобрела 225 полотен[5][6] из художественного собрания торговца произведениями искусства и коллекционера Иоганна Гоцковского[7], среди которых были художественные полотна великих европейских мастеров, преимущественно голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Для их размещения было специально построено здание, названное Малый Эрмитаж.[8]
Активное приобретение картин продолжалось царицей до конца XVIII века, были куплены: художественные работы у графа Генриха фон Брюля — бывшего первого министра короля польского и курфюрста саксонского Августа III; коллекция картин француза Пьера Кроза (брата маркиза Антуана Кроза) и коллекция живописи британского премьер-министра Роберта Уолпола. Также Екатериной II было приобретено более 5 тысяч рисунков из коллекции Людвига фон Кобенцля в Брюсселе и французская коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин (в их числе работы Рембрандта и ван Дейка). Значительным приобретением императрицы стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе работу Микеланджело.[9] Вместе с другими приобретениями количество художественных произведений выросло так, что архитектором Юрием Фельтеном в 1771—1787 годах было построено новое музейное здание — Большой Эрмитаж[10].
После смерти Екатерины II коллекцию Эрмитажа уже в следующем веке продолжили пополнять императоры Александр I и Николай I.[4] Были приобретены художественные произведения из римского собрания маркиза Джустиниани и парижской коллекции графини Леви де Монморанси.[9] После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона.[4] Приобретение работ продолжалось в разных странах Европы, и при императоре Николае I 5 февраля (17 февраля по новому стилю) 1852 года[11] в специально построенном для этой цели новом здании, названном Новый Эрмитаж[12], доступ к культурным ценностям был открыт для широкой публики. Эрмитаж стал первым в России публичным художественным музеем.[9] В период правления Николая I также была проведена большая работа по внутреннему убранству Эрмитажа. В XIX веке в Эрмитаж начали поступать произведения русских мастеров-живописцев. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. К началу XX века в Эрмитаже хранились уже тысячи художественных экпонатов.
После Октябрьской революции и установления советской власти, собрание Эрмитажа, у которого исчезла приставка «Императорский», значительно выросло за счёт национализированных частных коллекций и собрания Императорской Академии художеств. В годы Великой Отечественной войны основная часть коллекции, в количестве более 1 миллиона предметов, была эвакуирована на Урал — в Свердловск. После окончания войны все ценности вернулись на свои места в Эрмитаж. Также после войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая ряд экспонатов его Египетского музея. Очередное пополнение фондов Эрмитажа произошло после закрытия в Москве в 1948 году Музея нового западного искусства.
Невосполнимым уроном для коллекции Эрмитажа была продажа в 1928—1934 годах ряд его полотен с целью получения средств для индустриализации СССР.[13][14]
В настоящее время Эрмитаж является самым крупным в России музеем изобразительного и декоративно-прикладного искусств. Невозможно представить в рамках энциклопедической статьи глубину и богатство его экспонатов.
В СССР выпускались наборы почтовых марок, представляющих некоторые художественные направления музейной коллекции (1973, 1977, 1982, 1983, 1984, 1985, 1987 годы).
Здания
Главный музейный комплекс Эрмитажа составляют шесть зданий:[2]
- Зимний дворец (построен в 1762 году, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли).
- Малый Эрмитаж (построен в 1775 году, архитекторы Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, Юрий Фельтен, Василий Стасов).
- Большой Эрмитаж (Старый Эрмитаж, построен в 1787 году, архитектор Юрий Фельтен).
- Новый Эрмитаж (построен в 1851 году, архитекторы Лео фон Кленце, Василий Стасов, Николай Ефимов).
- Эрмитажный театр (построен в 1787 году, архитектор Джакомо Кваренги).
- Запасной дом Зимнего дворца (построен в 1720-е годы, перестраивался).
Руководители
- до 1863 года — под личным управлением императрицы и императора
- 1863—1878 годы — Степан Гедеонов
- 1879—1888 годы — Александр Васильчиков
- 1888—1899 годы — Сергей Трубецкой
- 1899—1909 годы — Иван Всеволожский
- 1909—1918 годы — Дмитрий Толстой
- 1918—1927 годы — Сергей Тройницкий
- 1927 — февраль 1928 года — Оскар Вальдгауэр (и. о.)
- февраль 1928 — ноябрь 1928 года — Герман Лазарис (и. о.)
- декабрь 1928 — август 1929 года — Павел Кларк
- март 1929 — март 1930 — Владимир Забрежнев (и. о.)
- 1930 год — Леонид Оболенский
- 1930—1934 годы — Борис Легран
- 1934—1951 годы — Иосиф Орбели
- 1951—1964 годы — Михаил Артамонов
- 1964—1990 годы — Борис Пиотровский
- 1990—1992 годы — Виталий Суслов
- с 1992 года — Михаил Пиотровский
Выставочные центры
Государственный Эрмитаж открыл свои филиалы (выставочные центры) в ряде городов Российской Федерации:[15] «Эрмитаж-Казань» (открыт в 2005 году в Казани, располагается на территории Казанского кремля); «Эрмитаж-Выборг» (открыт в 2010 году в Выборге в здании бывшего городского художественного музея); «Эрмитаж-Сибирь» (открыт в Омске 2019 году в одном из зданий Музея имени М. А. Врубеля); «Эрмитаж-Урал» (открыт в 2021 году в Екатеринбурге в здании, где находился филиал городского Музея изобразительных искусств).
Примечания
- ↑ Ансамбль Зимнего дворца и Эрмитажа
- ↑ 2,0 2,1 Эрмитаж в Санкт-Петербурге
- ↑ Схема (план) залов Эрмитажа
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Санкт-Петербург Эрмитаж – всё, что нужно знать о музее мирового значения
- ↑ Погоня за шедеврами: как Екатерина II Эрмитаж основала
- ↑ Рождение Эрмитажа
- ↑ Эрмитаж 250: Приобретение коллекции И.-Э. Гоцковского . Дата обращения: 28 сентября 2018. Архивировано 17 сентября 2018 года.
- ↑ Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Коллекция живописи
- ↑ Большой Эрмитаж
- ↑ Эрмитаж: второй день рождения
- ↑ Новый Эрмитаж
- ↑ Н. Серапина. Эрмитаж, который мы потеряли. Документы 1920–1930 годов. — СПб.: Журнал "Нева", 2002. — 416 с. — ISBN 5-87516-003-9.
- ↑ Сталинские распродажи. Шедевры, покинувшие Эрмитаж и не только
- ↑ От Амстердама до Урала: где находятся филиалы Эрмитажа и чем они интересны
Литература
- Никулин Н. Н. Детали картин Эрмитажа. Западноевропейская живопись XV—XVI веков. — Ленинград: Аврора, 1971.
- Пиотровский М. Б. Эрмитаж. — М. : Слово, 2003. — 616 с. : ил. — (Великие музеи мира). — ISBN 5-85050-673-X.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |