Эрмитаж

Материал из «Знание.Вики»
Музей
Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
Эрмитаж, 2016 годЭрмитаж, 2016 год
Страна  Россия
Местоположение Санкт-Петербург
Основатель Екатерина II
Дата основания 1764 год
Здания
включает шесть зданий
Состояние действующий
Сайт https://hermitagemuseum.org
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 781520390340006

Эрмитаж (также Государственный Эрмитаж, до ноября 1917 года — Императорский Эрмитаж) — российский государственный музей изобразительного и декоративно-прикладного искусств в Санкт-Петербурге, один из крупнейших в мире.

Награждён орденом Ленина, со времени награждения этой наградой (1964) и до распада СССР (1991) назывался — Ордена Ленина Государственный Эрмитаж. Ансамбль Зимнего дворца и Эрмитажа являются памятником градостроительства и архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения[1].

Музейная коллекция насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века до конца XX столетия. Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, музейный комплекс включает шесть связанных между собой зданий:[2] Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр, где для посещения публики открыты более 300 залов[3] с экспозиционно-выставочной площадью около 100 000 м²[4]. В распоряжении Государственного Эрмитажа также находятся: Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.

Директором Государственного Эрмитажа с 1992 года по настоящее время является Михаил Пиотровский.

История

Начало музея приходится на 1764 год, когда Екатерине II в Берлине приобрела 225 полотен[5][6] из художественного собрания торговца произведениями искусства и коллекционера Иоганна Гоцковского[7], среди которых были художественные полотна великих европейских мастеров, преимущественно голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Для их размещения было специально построено здание, названное Малый Эрмитаж.[8]

Начало коллекции было положено в 1764 году, когда Екатерина II приобрела 225 картин

Активное приобретение картин продолжалось царицей до конца XVIII века, были куплены: художественные работы у графа Генриха фон Брюля — бывшего первого министра короля польского и курфюрста саксонского Августа III; коллекция картин француза Пьера Кроза (брата маркиза Антуана Кроза) и коллекция живописи британского премьер-министра Роберта Уолпола. Также Екатериной II было приобретено более 5 тысяч рисунков из коллекции Людвига фон Кобенцля в Брюсселе и французская коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин (в их числе работы Рембрандта и ван Дейка). Значительным приобретением императрицы стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе работу Микеланджело.[9] Вместе с другими приобретениями количество художественных произведений выросло так, что архитектором Юрием Фельтеном в 1771—1787 годах было построено новое музейное здание — Большой Эрмитаж[10].

150 лет Новому Эрмитажу

После смерти Екатерины II коллекцию Эрмитажа уже в следующем веке продолжили пополнять императоры Александр I и Николай I.[4] Были приобретены художественные произведения из римского собрания маркиза Джустиниани и парижской коллекции графини Леви де Монморанси.[9] После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона.[4] Приобретение работ продолжалось в разных странах Европы, и при императоре Николае I 5 февраля (17 февраля по новому стилю) 1852 года[11] в специально построенном для этой цели новом здании, названном Новый Эрмитаж[12], доступ к культурным ценностям был открыт для широкой публики. Эрмитаж стал первым в России публичным художественным музеем.[9] В период правления Николая I также была проведена большая работа по внутреннему убранству Эрмитажа. В XIX веке в Эрмитаж начали поступать произведения русских мастеров-живописцев. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. К началу XX века в Эрмитаже хранились уже тысячи художественных экпонатов.

После Октябрьской революции и установления советской власти, собрание Эрмитажа, у которого исчезла приставка «Императорский», значительно выросло за счёт национализированных частных коллекций и собрания Императорской Академии художеств. В годы Великой Отечественной войны основная часть коллекции, в количестве более 1 миллиона предметов, была эвакуирована на Урал — в Свердловск. После окончания войны все ценности вернулись на свои места в Эрмитаж. Также после войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая ряд экспонатов его Египетского музея. Очередное пополнение фондов Эрмитажа произошло после закрытия в Москве в 1948 году Музея нового западного искусства.

Невосполнимым уроном для коллекции Эрмитажа была продажа в 1928—1934 годах ряд его полотен с целью получения средств для индустриализации СССР.[13][14]

В настоящее время Эрмитаж является самым крупным в России музеем изобразительного и декоративно-прикладного искусств. Невозможно представить в рамках энциклопедической статьи глубину и богатство его экспонатов.

В СССР выпускались наборы почтовых марок, представляющих некоторые художественные направления музейной коллекции (1973, 1977, 1982, 1983, 1984, 1985, 1987 годы).

Здания

Главный музейный комплекс Эрмитажа составляют шесть зданий:[2]

Руководители

Михаил Пиотровский, 2018 год

Выставочные центры

Государственный Эрмитаж открыл свои филиалы (выставочные центры) в ряде городов Российской Федерации:[15] «Эрмитаж-Казань» (открыт в 2005 году в Казани, располагается на территории Казанского кремля); «Эрмитаж-Выборг» (открыт в 2010 году в Выборге в здании бывшего городского художественного музея); «Эрмитаж-Сибирь» (открыт в Омске 2019 году в одном из зданий Музея имени М. А. Врубеля); «Эрмитаж-Урал» (открыт в 2021 году в Екатеринбурге в здании, где находился филиал городского Музея изобразительных искусств).

Примечания

Литература

  • Никулин Н. Н. Детали картин Эрмитажа. Западноевропейская живопись XV—XVI веков. — Ленинград: Аврора, 1971.
  • Пиотровский М. Б. Эрмитаж. — М. : Слово, 2003. — 616 с. : ил. — (Великие музеи мира). — ISBN 5-85050-673-X.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!