Боярыня Морозова
В. И. Суриков | |
Боярыня Морозова. 1884—1887 | |
Холст, масло. 304 × 587,5 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Боя́рыня Моро́зова» — картина В. И. Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Вершина творчества Сурикова[1], отражающая менталитет народа, дух времени и ставшая символом восстановления гражданских прав старообрядцев[2].
История создания картины
Живописцы 1880-х годов неоднократно обращались к теме русского церковного раскола, создавая многофигурные композиции и образы отдельных личностей, связанных с реформой и пореформенными событиями. За два года до появления полотна В. И. Сурикова исторический и религиозный живописец Александр Дмитриевич Литовченко создал картину «Боярыня Морозова». О том, что Суриков работает над полотном, посвящённом расколу, конечно, знали. Вероятно, Литовченко хотел опередить Сурикова, но его работа не стала удачной[1].
До начала работы над картиной Суриков совершил поездку в Европу, где знакомился с классическим и современным искусством. Особенно его покорили венецианские колористы эпохи Возрождения, и он воспринял их живописный принцип: единство тона при богатстве цвета и его оттенков. Благодаря этому Суриков замечательно передал колористические особенности русского зимнего пейзажа, достигая в его изображении почти импрессионистического эффекта[3]. Ещё в 1881 году Суриков создал эскиз «Боярыня Морозова». Уже на нём установлена вся композиция, отличается только общий фон. Шутовской характер поездки подчёркнут погремушками в руке ведущего лошадь. Сама боярыня Морозова была представлена чёрным пятном без характерного жеста. Присутствовали почти все основные персонажи толпы: бегущий мальчишка, идущая женщина, стоящая на коленях старуха[4].
Окончательно Суриков завершил работу над картиной в 1884—1887 годах. Картина стала объектом паломничества зрителей на XV Передвижной выставке 1887 года и символом восстановления гражданских прав старообрядцев[2]. Для героев картины художник использует прототипы: «Боярыня Морозова» — тётка художника, Авдотья Васильевна Торгошина[5]. Себя же Суриков изобразил в виде странника с посохом, того, кто доносит весть о героине людям[6].
После Сурикова долгое время художники к теме раскола уже не обращались — настолько глубоко живописец раскрыл эту тему в своем полотне. Вершина суриковского творчества, «Боярыня Морозова», помогает понять характер и менталитет народа, дух времени[1]. Эта масштабная картина (304×587,5 см), написанная на холсте в технике масляной живописи, выставлена в Государственной Третьяковской галерее (Москва)[2]. В своё время Третьяков заплатил за неё 15 тысяч рублей, огромные деньги, которые обеспечили Сурикова на несколько лет вперёд[7].
Описание картины
Феодосия Морозова принадлежала к родовитому боярскому роду. Она была ярой противницей реформ Никона и последовательницей протопопа Аввакума, духовного главы раскольнического движения на Руси в XVII столетии. Суриков изобразил момент, когда Морозову, закованную в цепи, провозят по московским улицам «на позорище», чтобы затем заточить в Боровский монастырь, где она и закончит свои дни. Во всём облике Морозовой выражена фанатическая сила и готовность идти на любые муки, но остаться верной своей идее[3]: волевой профиль, рука, крепко держащая сани, демонстративно вознесённое двуперстие. В первую очередь, В. И. Суриков показывает величественный образ, воспевает силу, которую обретает человек в борьбе за свои убеждения[8].
Московский люд XVII века в пестроте одежд, состояний, возрастов и отношений к Морозовой заполняет картину. Вторит двуперстию Морозовой, символу старой веры, юродивый, тянется за санями нищенка, склоняет перед боярыней красивую голову юная боярышня в голубой шубке, бегут за розвальнями мальчишки. Они олицетворяют живую связь времени настоящего и будущего[3].
Сложенная двуперстием и поднятая вверх рука боярыни Морозовой разделяет картину на две части: левую, на которой изображены сторонники никонианской веры, и правую, состоящую из сострадающих боярыне. Левая часть картины символизирует смерть, в пространство которой постепенно втягиваются сани с опальной боярыней. Движение саней вглубь, «по людям» «разваливает» толпу на две неравные части. На глазах зрителей разномастная толпа превращается в сочувствующих Морозовой людей[2]. Искусствоведами было замечено, что женские лица на картине даже обладают общими чертами с главной героиней[8].
Это живописное полотно являет полное единство глубоко драматического содержания и щедрой красоты живописи. Морозный воздух, искрящийся голубой снег, богатое разнообразие одежд, маковки церквей, опушённые снегом крыши домов сливаются в стройное живописное звучание, подобно мощному многоголосию хора или оркестра, подчинённого воле дирижёра[3]. Суриков чередует среди пятен белого (слева направо) синее, чёрное, охристое, красное, снова чёрное, красное, коричневое, золотисто-жёлтое, синее. В центре картины организуется окружённый пятнами красного цвета контраст чёрного и белого (цветовая характеристика монашеского одеяния и лица героини). Синие и жёлтые краски отступают к краям картины как обрамление главной темы[9].
Продолжение темы в искусстве
Образы картины Сурикова «Боярыня Морозова» послужили источником вдохновения для поэтов XX века. При написании поэмы «Протопоп Аввакум» (1918) М. Волошин вспомнил «Боярыню Морозову», и картина послужила творческим импульсом к написанию заключительной части поэмы. В первом стихотворении возникают аллюзии на «Боярыню Морозову»[10][11]. Образ главной героини картины вспоминает и М. Цветаева:
Боярыней Морозовой на дровнях
Ты отвечала Русскому Царю[12].
Об подобном писала А. Ахматова:
А после на дровнях в сумерки
В навозном снегу тонуть…
Какой сумасшедший Суриков
Мой последний напишет путь?[13]
Тот же образ мы видим в её поэме «Китежанка» (1940):
Великую зиму
Я долго ждала,
Как белую схиму
Её приняла.
И в лёгкие сани
Спокойно сажусь…[14]
Образ нищего, который возникает в финальных строках «Китежанки», тоже визуально связан с суриковской картиной[10][14].
В творчестве Варлама Шаламова есть стихотворение «Боярыня Морозова», напрямую связанное с одноимённой картиной Сурикова:
Возвышаясь над толпой порабощённой,
Далеко и сказочно видна,
Непрощающей и непрощёной.
Покидает торжище она[15].
Стихотворение «Боярыня Морозова» Глазкова (1945) — одно из самых известных этого автора. В фокусе авторского взгляда оказывается нищий (юродивый). На картине Сурикова нищий максимально приближен к зрителю и как бы отделён от толпы. Это единственный из суриковских персонажей, кто вослед боярыне поднимает двуперстное знамение, открыто демонстрируя свою солидарность со старой верой.
Он аскет. Ему не нужно бабы.
Он некоронованный царь улицы.
Сани прыгают через ухабы, —
Он разут, раздет, но не простудится.
У него горит святая вера.
На костре святой той веры греется
И с остервененьем изувера
Лучше всех двумя перстами крестится[16][10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Ломанова Т. М. Отражение темы церковного раскола XVII века в изобразительном искусстве XVII – XIX веков // Суриковские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием), посвящённая 170-летию со дня рождения В.И. Сурикова. Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова. Красноярск. — 2018. — С. 96—102.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Щеброва С.Я. Система границ и пограничные смыслы исторических произведений В. И. Сурикова // География искусства: многомерные образы пространства : сборник статей. Институт кино и телевидения (ГИТР); Институт научной информации по общественным наукам РАН. — 2022. — С. 97—112.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Боярыня Морозова. 1887 . Моя Третьяковка. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения: 5 августа 2023.
- ↑ История одной картины: «Боярыня Морозова» (по книге Максимилиана Волошина «Суриков. Материалы для биографии») . Дата обращения: 5 августа 2023.
- ↑ Волошин М. Воспоминания о художнике // Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике / вступ. статьи Н.А. Радзимовской и С.Н. Гольдштейн. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1977. — 384 с.
- ↑ Фокин К. В. Василий Иванович Суриков – художник России: жизнь и деятельность художника. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. — 283 с.
- ↑ Общенет . Дата обращения: 5 августа 2023.
- ↑ 8,0 8,1 Мурсалова А. «Боярыня Морозова» Родиона Щедрина и Василия Сурикова // MUSICUS: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА. — 2011. — № 2 (26). — С. 51—53. — ISSN 2072-0262.
- ↑ Волков Н. Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1965. — 246 с.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Зверева Т. В. Суриковский след в русской поэзии ХХ века // Филологический класс. — 2018. — № 1(51). — С. 94—101. — ISSN 2071-2405.
- ↑ Волошин М. А. Собрание сочнений в 17 томах. Том 1. — М.: Эллис Лак, 2003. — С. 314. — 608 с.
- ↑ Цветаева М. И. Собрание сочинений в 7 томах. Том 1. — М.: Эллис Лак, 1994. — С. 380. — 640 с.
- ↑ Ахматова А. А. «Узнают голос мой…»: Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта.. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — С. 234. — 544 с.
- ↑ 14,0 14,1 Ахматова А. А. «Узнают голос мой…»: Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — С. 264. — 544 с.
- ↑ Шаламов В. Т. Собрание сочинений в 6 томах. том 3. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. — С. 78.
- ↑ Глазков Н. И. Избранное. — М.: Художественная литература, 1989. — С. 413. — 541 с.