Гиппенрейтер, Юлия Борисовна
Юлия Борисовна Гиппенрейтер | |
---|---|
Дата рождения | 25 марта 1930 (94 года) |
Место рождения | Москва, СССР |
Страна |
СССР → Россия |
Научная сфера | Психология, психология восприятия, психология внимания, НЛП, детско-родительские отношения |
Место работы | Московский государственный университет |
Альма-матер | Московский государственный университет |
Учёная степень | кандидат педагогических наук, доктор психологических наук |
Учёное звание | профессор |
Научный руководитель | Алексей Николаевич Леонтьев |
Награды и премии | Патриарх российской психологии |
Ю́лия Бори́совна Гиппенре́йтер (род. 25 марта 1930, Москва, СССР) — российский психолог, патриарх российской психологии[1], специалист по экспериментальной психологии (психология восприятия, психология внимания, психофизиология движений), системной семейной психотерапии, психологии детско-родительских отношений, нейролингвистическому программированию (сертифицированный НЛП-мастер), телеведущая[2][3].
Кандидат педагогических наук (1961), доктор психологических наук (1975), профессор кафедры общей психологии факультета психологии (1977), член специализированного совета по общей психологии при МГУ (1990)[4][5]. Автор более 80 научных работ и книг[6], а также мама троих детей, бабушка пятерых внуков и прабабушка семи правнуков[7].
Биография
Юлия Гиппенрейтер родилась 25 марта 1930 года в Москве, в интеллигентной семье. Воспитывалась в строгости, с малых лет родители приучали к труду и аккуратности. В школе девочка училась хорошо. После окончания школы, в тяжёлое послевоенное время поступила и в 1953 году окончила отделение психологии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Получив профильное образование, пришла на работу в Научный исследовательский институт психологии при Академии педагогических наук (ныне — Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ)[8]. Активно развиваясь в профессиональной сфере, Юлия Гиппенрейтер заинтересовалась практической психологией. Главными её «вдохновителями» были работы и взгляды русского психолога Льва Выготского и гуманистического психотерапевта Карла Роджерса[8].
В 1961 году, после окончания аспирантуры, защитила кандидатскую диссертацию. На этом научная деятельность не закончилась и в 1975 году была защищена докторская диссертация по психологии. В этот же период в биографии Юлии Гиппенрейтер появились и первые книги. Её дебютным изданием стал учебник 1972 года «Практикум по общей психологии», в 1978 году была издана монография «О движении психологического глаза» и присвоено звание профессора психологии. В 1983 году издана «Хрестоматия по психологии эмоций»[9].
В 1988 году список работ автора пополнился курсом лекций «Введение в общую психологию», в дальнейшем книга была переиздана с дополнениями. Благодаря упорству и трудолюбию Юлия Борисовна смогла получить специальность практического психолога. Сегодня Юлия Гиппенрейтер ведёт семинары и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Однако сама психолог говорит, что в молодости ей пришлось сделать немало ошибок в воспитании своих детей[8]. Все рекомендации Юлия Гиппенрейтер пробовала на собственных детях, точнее, на внуках, которых дочери отправляли к бабушке «на перевоспитание»[10].
В 1990-е годы в центре внимания Юлии Гиппенрейтер оказались новые темы: «Методы коммуникативного тренинга и изучение личностных изменений в ходе его»; «Функционирование семей жертв сталинских репрессий конца 1930-х годов в трёх поколениях» (Совместное российско-американское исследование по гранту IREX). В 1991 году пройден курс «НЛП-Практик», в 1995 и в 1998 году пройден курс «НЛП-Мастер». Каждый курс по 24 дня. После прохождения курсов Юлия Борисовна Гиппенрейтер стала одним из первых в России сертифицированных НЛП-Мастеров[11].
С 2010 года является профессором кафедры общей психологии факультета психологии родного высшего учебного заведения — Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова[12]. В 2011 году Юлия Борисовна Гиппенрейтер была приглашена на телевидение. Она появилась в эфире канала НТВ в передаче «Школа злословия» — разговорная телепередача, выходившая на российском телевидении в течение целых 12 лет[13].
Юлия Борисовна ведёт активную деятельность, регулярно появляется в передачах, а её советы востребованы среди многотысячной аудитории читателей. В 2019 году она стала гостем студии программы Republic на канале «Дождь». Профессор провела беседу с ведущим, которому рассказала, «почему понимание лучше наказания» в воспитании подрастающего поколения. Гиппенрейтер адаптировала идеи великого гуманиста Роджерса, который считал, что лучший способ растить ребёнка — относиться к нему как цветку: поливать, удобрять, давать достаточно света и прочих нужных для жизни вещей, и тогда он сам раскроется прекрасной розой[14]. Основной идеологией в воспитании детей Юлия Борисовна считает — активное слушание. Её идея активного слушания применяется огромным количеством родителей, стремящихся воспитать ребёнка, не травмируя детскую психику. Юлия Борисовна Гиппенрейтер является «живым классиком» детской психологии[8].
Семейное положение
Первый муж — Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер, фотограф. Дети: Марина и Мария Гиппенрейтер. Второй муж — Алексей Николаевич Рудаков, математик, профессор Московского государственного университета, сын Алексей Рудаков[15].
Сфера научных изысканий
Кандидатская диссертация была выполнена на тему исследования «О звуковысотном слухе» под руководством профессора Алексея Николаевича Леонтьева и успешно защищена в 1961 году. Основа исследования заключалась в апробации нового метода измерения степени развития звуковысотного слуха, составляющего основу музыкального слуха человека. Проведённое исследование позволило выявить группу лиц, не слышащих или плохо слышащих высоту звука. По результатом это исследования обнаружено недоразвитие тонального слуха у 1/3 части носителей русского (тембрового) языка и полное его развитие у 100 % носителей тональных языков (вьетнамского, китайского). Тем самым обосновано предположение о том, что освоение ребёнком тембрового языка может тормозить развитие музыкального слуха, из чего следует практический вывод о необходимости обращать специальное внимание на развитие музыкального слуха ребёнка в период освоения им русской речи (то есть в возрасте 1-2 лет)[4].
Докторская диссертация посвящена исследованию на тему «Движение глаз и деятельность», которая защищена в 1975 году. В этом исследовании и в последующих монографиях, автором впервые были изучены разнообразные виды движений глаз (микро- и макро-, произвольные, непроизвольные, фиксации, скачки, нистагмы, тремор и другие). Исследование выполнено в русле психологической теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и теории уровней построения движений Николая Александровича Бернштейна . По итогам проведённого исследования, была зафиксирована зависимость количественных и психофизиологических характеристик движений глаз от задачи, в решение которой они включены, предложена функциональная классификация движений глаз (действия, операции, психофизиологические функции)[4]. Под руководством Юлии Гиппенрейтер выполнено 10 кандидатских и 3 докторские диссертации[16].
Юлия Гиппенрейтер — автор многочисленных научных публикаций и учебных пособий, среди которых фундаментальная монография «О движении человеческого глаза» (1978 год) и учебник «Введение в общую психологию» (1988 год), является одним из основных учебных пособий по курсу психологии[17]. Этот учебник вместе с вышедшими под её редакцией двумя изданиями грандиозной серии хрестоматий по всем разделам психологии, составляют ныне фундамент университетской подготовки психологов[12]. Юлия Гиппенрейтер — автор завоевавший большую популярность книги для родителей и педагогов «Общаться с ребёнком. Как?» (1994 год) и других изданий для массового круга читателей[18].
Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.— Юлия Гиппенрейтер
В 2010 году Юлия Борисовна удостоена почётного звания — Патриарх российской психологии[1]. В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2010 — 2015) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2019 — 2023)[19].
Литература
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Родителям: как быть ребёнком: хрестоматия / Ю. Б. Гиппенрейтер, худож. М. К. Петрова. — М.: АСТ, 2017. — 378 с.: ил.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Эти дети. Кто они? / Юлия Гиппенрейтер, худож. Г. Карасева, М.Федоровская. — М.: АСТ, 2016. — 122 с.: ил.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Чудеса активного слушания / Ю. Б. Гиппенрейтер, худож. Г. Карасаева, М. Федоровская. — М.: АСТ, 2016. — 190 с.: ил. — (Общаться с ребёнком. Как?)
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Счастливый ребёнок: новые вопросы и новые ответы / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2016. — 352 с.: ил.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2016. — 304 с.: ил.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными / Ю. Б. Гиппенрейтер, худож. Т. Гамзина-Бахтий. — М.: АСТ, 2017. — 192 с.: ил.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. У нас разные характеры. Как быть? / Ю. Б. Гиппенрейтер, худож. К. Елькина. — М.: АСТ, 2016. — 256 с.: ил.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Практикум по общей психологии . — Москва, 1972. Учебник
- Гиппенрейтер, Ю. Б. О движении человеческого глаза . — Москва, 1978. Монография
- Хрестоматия по психологии эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. Вступительная статья Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1983.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций . — Москва: АСТ, с 1988 по 2008 год. — 352 с. — общий тираж более 30 000 экз.
- Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, 2008. — 656 с. — (Хрестоматия по психологии). — 7000 экз.
- Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, с 1982 по 2008 год. — 720 с. — 7000 экз.
- Психология мышления / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, 2008. — 672 с. — (Хрестоматия по психологии). — 7000 экз.
- Психология внимания / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, 2008. — 656 с. — (Хрестоматия по психологии). — 7000 экз.
- Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской. — Москва: АСТ, 2009. — 624 с. — (Хрестоматия по психологии). — 4000 экз.
- Психология мотивации и эмоций /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М В. Фаликман. — М.: АСТ:Астрель, 2009. — 704с. -(Хрестоматия по психологии). (ООО «Издательство АСТ») (ООО «Издательство Астрель»)
- Кэтрин Бейкер, Гиппенрейтер, Ю. Б. Влияние сталинских репрессий конца 1930-х годов на жизнь семей в трёх поколениях // Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. — Москва: Когито-Центр, 2008. — 496 с. — (Современная психотерапия). — 2000 экз.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? . — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? . — Москва: АСТ, с 2008 по 2009 год. — 256 с. — общий тираж более 50 000 экз.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. У нас разные характеры… Как быть? . — Москва: АСТ, 2012. — 19 000 экз.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Чудеса активного слушания . — Москва: АСТ, 2013. — 192 с. — 21 000 экз.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Поведение ребёнка в руках родителей . — Москва: АСТ, 2013. — 128 с. — 27 000 экз.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Чувства и конфликты . — Москва: АСТ, 2013. — 160 с. — 13 000 экз.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Кто есть кто-Патриархи российской психологии . Психологическая газета. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ 5 фактов о Юлии Борисовне Гиппенрейтер . Психологическая Газета - Золотая Лестница. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ Юлия Гиппенрейтер: Мы даем не то, что надо ребенку . Правмир. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Биография Юлия Гиппенрейтер . Peoples. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ Юлия Борисовна Гиппенрейтер . Абинская межпоселенческая библиотека. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ «Живешь — живи. Радуйся». Главному российскому психологу Юлии Гиппенрейтер исполнилось 90 лет . Forbes Woman (25 марта 2020). Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ Юлии Гиппенрейтер — 90 лет: вот ее главные правила воспитания . Дети Mail.ru. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 Великие наставники. Юлия Гиппенрейтер: классик детской психологии . Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна Республики Марий Эл. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ Юлия Гиппенрейтер: мы даём не то, что надо ребёнку . Поддержка для детей. Все для развития и развлечения детей. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ Юлия Борисовна Гиппенрейтер: интервью. Юлия гиппенрейтер о разводе и детских пакостях . Smasterim.ru. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ Интервью с Юлией Гиппенрейтер, д.п.н., профессором МГУ . Центр НЛП. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ 12,0 12,1 Коллектив факультета психологии МГУ. К 80-летию Юлии Борисовны Гиппенрейтер // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология. — 2010. — № 1. — С. 125—126.
- ↑ Гиппенрейтер Юлия Борисовна «Активное слушание» (в «Школе злословия») . Психологический портал. Дата обращения: 16 марта 2024.
- ↑ Екатерина Кадиева. Без оценок Юлия Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как? . Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ Юлия Гиппенрейтер: «На удар судьбы я отвечаю встречным ударом» . PSYCHOLOGIES. Дата обращения: 14 марта 2024.
- ↑ К 80-летию Юлии Борисовны Гиппенрейтер . Вестник Московского университета. Дата обращения: 13 марта 2024.
- ↑ Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. — М.: АСТ, Астрель, 2022. — 352 с. — ISBN 978-5-17-151016-9.
- ↑ Гиппенрейтер Юлия Борисовна - биография автора, список книг . Издательство АСТ. Дата обращения: 15 марта 2024.
- ↑ Гиппенрейтер Юлия Борисовна . Психологическая газета. Дата обращения: 15 марта 2024.
Ссылки
- Интервью с Юлией Гиппенрейтер — Почему ребёнок расцветает, когда его понимают?
- Интервью с Юлией Гиппенрейтер — О детях и воспитании стойкости
- Интервью с Юлией Гиппенрейтер — Как сделать, чтобы ребёнку интересно было учиться
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 25 марта
- Родившиеся в 1930 году
- Родившиеся в Москве
- Кандидаты педагогических наук
- Доктора психологических наук
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Докторы психологических наук
- Патриархи российской психологии
- Психологи по алфавиту
- Выпускники философского факультета МГУ
- Преподаватели факультета психологии МГУ