Мнемотехника
Мнемоте́хника, мнемо́ника (от греческого mnemonikos — «помогающий запоминанию») — система методов и техник, разработанных для улучшения памяти и повышения эффективности запоминания информации путём создания связей и ассоциаций[1].
Основной принцип мнемотехники заключается в замене абстрактных объектов и фактов на конкретные понятия и образы, которые можно визуализировать, услышать или ощутить. Эти образы затем связываются с уже имеющейся информацией в памяти различных типов, что значительно упрощает процесс запоминания. Мнемотехника является важным аспектом когнитивной психологии и образования[2], а также имеет древние исторические корни и активно развивается в современном мире.
История мнемотехники
Мнемотехника охватывает тысячи лет истории человечества.
- Древняя Греция
Один из наиболее ранних примеров использования мнемотехники относится к древней Греции[3]. Античные ораторы, такие как Горгий из Леонтини (около 485—380 год до нашей эры), Исократ (около 436—338 год до нашей эры), Сократ (около 469—399 год до нашей эры) искусно применяли метод мнемотехники для создания и запоминания своих речей. Они использовали так называемые «палитры» или «метод мест», создавая воображаемые места и яркие образы в своем уме. Это помогало им лучше организовать свои размышления, легко воспроизводить речь перед аудиторией и удерживать внимание слушателей.
- Средневековые монастыри и университеты
В эпоху Средних веков, когда наука подвергалась преследованиям со стороны религиозных институтов Европы, особенно инквизиции, область мнемотехники, тесно связанная с умственной деятельностью, переживала период забвения. Только Роджер Бэкон, выдающийся английский мыслитель XIII века, воскресил этот забытый аспект. Он не только сам применял мнемонику, но и делился ею с публикой. Его последователи серьёзно изучили механизмы памяти, разработав пошаговую систему, которая послужила основой для современных методик[4].
Лейбниц, одна из выдающихся фигур нового времени, теоретически расширил область мнемотехники. Его последователь Ревентлов заслужил известность практическим применением этого искусства. Биография Ревентлова представляет интерес, так как сам он является примером того, как мнемотехника может принести пользу. Изначально страдая полной потерей памяти и ужасной рассеянностью, даже не закончив университет, Ревентлов обратился к мнемотехнике. С помощью трудов предшественников и собственных упражнений, он сделал свою память феноменальной. После этого он успешно закончил университет и посвятил всю свою жизнь этому методу, проводя сеансы в различных странах Европы. Учёные стремились воспользоваться его советами, в то время как обыватели считали его волшебником или иллюзионистом[5].
- Эпоха Возрождения
В период Возрождения интерес к мнемотехнике продолжился. Философы и учёные, такие как Джулио Кампанелла, разрабатывали новые методы и техники для улучшения памяти и обучения. Их труды способствовали развитию мнемотехники как научной и практической области[6].
- Современность
В России до 80-х годов XIX века не существовало ни одной брошюры, посвященной мнемотехнике и написанной отечественным автором. Публиковались только переводы. Приезжавшие из-за границы мнемонисты проводили сеансы на своем родном языке. К концу XIX века появились первые брошюры, написанные отечественными специалистами. Начало XX века характеризовалось ростом интереса к мнемотехнике[7].
В современных исследованиях памяти и когнитивной психологии мнемотехника продолжает занимать важное место. С помощью современных методов исследования мозга и памяти, таких как нейроимиджинг и психофизиологические измерения, учёные расширяют наше понимание процессов, связанных с запоминанием и воспроизведением информации[8].
Основные методы мнемотехники
Метод «Дворец памяти»
Этот метод применяется для эффективного запоминания больших объёмов информации, особенно во время подготовки к экзаменам. Его суть заключается в создании ментальной карты, связывая информацию с неподвижными объектами в воображаемом пространстве, таком как комната. Для использования метода необходимо представить себе определённое помещение и «привязать» нужные факты к статичным предметам в этой комнате. При этом следует двигаться по часовой стрелке, запоминая последовательность расположения объектов, чтобы затем легко восстановить информацию в нужный момент. Если необходимо запомнить следующие английские слова внутри вашей гостиной:
- Apple (яблоко): Визуализируйте стол в центре комнаты. На столе лежит красное яблоко.
- Book (книга): Переместитесь к книжной полке в углу комнаты. Вы видите интересную книгу на полке.
- Car (автомобиль): Теперь представьте себе, что ваши удобные кресла стали частью автомобиля. Они являются частью вашего «кресломобиля».
Двигайтесь взглядом слева направо и наделяйте предметы другими нужными значениями. Визуализация этих слов внутри одного помещения делает процесс более компактным и связанным, что облегчит запоминание. При воспоминании каждого слова вспоминайте детали комнаты и ассоциированных с ними объектов[9].
Цифро-буквенный код
Цифро-буквенный код представляет собой метод запоминания длинных чисел, таких как номера телефонов или банковских карт. В данном подходе каждой цифре от 0 до 9 присваивается соответствующая согласная буква:
· 0 — Н;
· 1 — Р (раз);
· 2 — Д;
· 3 — Т;
· 4 — Ч;
· 5 — П;
· 6 — Ш;
· 7 — С;
· 8 — В;
· 9 — М (много).
Для применения этого метода, предположим, что вам необходимо запомнить следующий номер телефона +7 (495) 341-98-17. За исключением «+7», который обычно легко запоминается, разбиваем на пары остальные цифры: 49-53-41-98-17, что соответствует буквенному коду: МС (ЧТ) ТРР НБ-МВ-ПР-РС. Связное предложение на основе буквенного кода:
«Маленький СЧастливый ТиРРан НеБольшого МаГазина ПеРеодевается Ряженый Солдат»[10].
Акронимы и аббревиатуры
Этот метод основан на создании акронимов или аббревиатур, где каждая буква представляет собой ключевое слово или понятие, которое нужно запомнить. Это помогает сжимать объём информации и делать её более легко запоминаемой. Пример:
Для запоминания порядка планет в солнечной системе вы можете использовать акроним «МВЕМЖУСН» — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун[11].
Запоминание имён и лиц
Проблема запоминания имён новых знакомых встречается довольно часто, и отношения с теми, кто проявляет внимание к нашему имени, часто складываются более приятными. Для эффективного запоминания имён и лиц в рамках мнемотехники существуют следующие техники:
Проявление интереса:
- Этот метод предполагает проявление внимания к новому собеседнику и активное использование его имени в разговоре.
- Принципы метода включают в себя проявление искреннего интереса к человеку, что даёт дополнительную информацию для создания ассоциаций.
- Рекомендуется неоднократно повторять имя, улучшая тем самым процесс запоминания.
Ассоциация с известными личностями:
- Этот метод предполагает связывание имени нового знакомого с именем хорошо известного лично вам человека.
- Примеры ассоциаций включают совпадение имени с вашим собственным, именами ваших родителей или близких друзей.
- В случае отсутствия подобных ассоциаций, рекомендуется использовать имена известных личностей, таких как актёры, политики или музыканты.
Модификации имени:
- Этот метод включает в себя рассмотрение различных вариантов и модификаций имени нового знакомого.
- Например, для имени «Александр» могут использоваться вариации, такие как Саша, Сань, Шура.
- Рекомендуется при встрече активно применять различные модификации имени в разговоре.
Эти методы не только способствуют эффективному запоминанию имён, но также могут быть включены в энциклопедическую статью как часть практических методов мнемотехники[12].
Истории и ассоциации:
Этот метод заключается в том, чтобы превратить информацию в наглядные истории или образы. Создание связей между ключевыми словами и элементами визуальных образов делает информацию более запоминающейся. Если вам нужно купить молоко, яйца, хлеб и мёд, вы можете представить себе картину:
корова (молоко) стоит на яйце (яйца), а всё это лежит на куске хлеба (хлеб), с которого стекает густой мёд. Такая наглядная ассоциация поможет вам запомнить список[13].
Практическое применение мнемотехники
Мнемотехника, благодаря своей эффективности, находит широкое и многообразное практическое применение в различных сферах образования, профессиональной деятельности и повседневной жизни.
- Образование и учёба
Мнемотехника играет ключевую роль в образовательном процессе студентов. С её помощью они могут более эффективно запоминать учебный материал, включая формулы, исторические события, важные даты и термины. Применение методов мнемотехники позволяет повысить успеваемость и сократить время, затрачиваемое на подготовку к экзаменам и тестам. Преподаватели могут использовать мнемотехнику для более интересного и запоминающегося обучения. Создание ассоциаций и визуальных образов помогает студентам лучше понимать и запоминать учебный материал.
- Профессиональная деятельность
Профессионалы в сфере управления и организации информации могут использовать мнемотехнику для более эффективного управления данными, задачами и проектами. Создание ассоциативных карт и «методов мест» помогает улучшить организацию рабочего процесса. Например, врачи и медицинские специалисты применяют методы мнемотехники для запоминания сложных медицинских терминов, анатомических структур и процедур[14]. Это содействует точности и профессионализму в медицинской практике.
- Спортивные тренировки
Мнемотехника используется спортсменами для запоминания тактики и стратегии в соревнованиях. Например, футболисты могут использовать ассоциации и ментальные образы, чтобы лучше ориентироваться на поле и предсказывать действия соперников. Тренеры могут применять методы мнемотехники при подготовке команды к соревнованиям, помогая спортсменам запомнить тактические диаграммы, стратегии игры и ходы соперников.
- Повседневная жизнь
Мнемотехника может быть использована в целях личного развития. Люди могут применять её для запоминания новых языков, культурных фактов, списков задач и даже для тренировки своей памяти. Некоторые люди используют мнемотехнику для создания и запоминания сложных загадок, кроссвордов и головоломок. Это позволяет им наслаждаться интеллектуальными играми и развивать свои когнитивные навыки[15].
Научные аспекты
Мнемотехника, как область исследования, занимает важное место в психологии памяти и когнитивной психологии. Современные исследования в этой области позволяют более глубоко понять процессы, лежащие в основе памяти и способы их оптимизации:
- Исследования в области мнемотехники помогают расширить наше понимание механизмов, протекающих в человеческой памяти. Они позволяют узнать, как информация кодируется, хранится и извлекается из памяти, а также какие факторы влияют на эффективность этого процесса.
- Мнемотехника стала одним из ключевых объектов изучения в психологии памяти. Её исследования обогащают наше представление о различных типах памяти (краткосрочной, долгосрочной, оперативной и декларативной) и способах их улучшения.
- Изучение мнемотехники способствует разработке более эффективных методов обучения и тренировки. Понимание того, как люди лучше всего запоминают и удерживают информацию, позволяет преподавателям и тренерам разрабатывать учебные программы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся и способы их памяти[16].
- Мнемотехника также имеет важное значение в исследованиях нейропсихологии. С помощью современных нейроимиджинговых методов, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), учёные изучают активность различных участков мозга, связанных с процессами запоминания, и выявляют, какие методы мнемотехники активируют определённые мозговые области.
- Исследования в области мнемотехники находят практическое применение в различных сферах, включая образование, медицину, спорт и технологии. Современные методы мнемотехники могут быть использованы для создания обучающих приложений, помогающих студентам и профессионалам улучшить свои способности запоминания и обработки информации.
По мнению многих когнитивных психологов и специалистов с сфере образования, мнемотехника является мощным инструментом, который имеет богатую историю и остаётся актуальной в современном мире. Она находит применение в самых различных сферах жизни и деятельности, способствуя улучшению памяти, организации информации и обучению. Эффективное использование мнемотехники требует практики и развития специальных навыков, что может привести к значительным улучшениям в личной и профессиональной жизни[16].
Известные рекордсмены
Рекорд: Запомнил и воспроизвёл последовательность случайных карт, состоящую из 54 карт, за 25,63 секунды.
Дата: 10 февраля 1993 года[17].
Рекорд: Запомнил и воспроизвёл 59 колод (3068 карт) с 1 ошибкой.
Дата: 2007 года.
Рекорд: Запомнил и воспроизвёл 148 исторических дат за 5 минут.
Дата: 2019 год.
Рекорд: Запомнил и воспроизвёл 70 000 цифр числа Пи после запятой за 9 часов 27 минут.
Дата: 2015 год.
Рекорд: Запомнила и воспроизвела 105 лиц и имён за 5 минут.
Дата: 2017 год.
Рекорд: Запомнил и воспроизвёл 145 случайных слов за 5 минут.
Литература
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М., 2005 — Т. 3. — 360 c. ISBN 9785991694810.
- Блонский П. П. Память и мышление.: Изд. 2. —М.: Editorial URSS, Ленанд, — 2018. — 204 c. ISBN 978-5-9710-4840-4.
- Величковский Б. М. Когнитивная наука : Основы психологии познания: в 2 т. —Т. 1. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. — 448 с. ISBN 5-7695-2984-9.
- Айзенк М., Брайнт. П. Психология: комплексный поход. Мн.: «Новое знание», — 2002. — 832 с. ISBN ISBN 985-6516-51-Х.
- Дружинин В. Н. ,Ушаков Д. В. Когнитивная психология. — М.:ПЕР СЭ, 2002. — 480 с. ISBN 5-9292-0034-3.
- Нуркова В. В. Память, 3 том, Издательство — Академия, — М., 2006. — 320 с. ISBN 5-7695-2420-0.
- Roediger H. L., III, & McDaniel, M. A. «Make It Stick: The Science of Successful Learning.» Harvard University Press. — 2014. — 336 р. ISBN 978-0674729018.
- Foer J. «Moonwalking with Einstein: The Art and Science of Remembering Everything.» Penguin Books. — 2011. — 414 р. ISBN 9781594202292.
- Buzan T. «The Mind Map Book: Unlock your creativity, boost your memory, change your life.» Penguin Books. — 2010. — 217 р. ISBN 978-1-4066-4716-7.
- Anderson John R. «Cognitive Psychology and Its Implications.» Worth Publishers. — 2015. — 560 р. ISBN 978-1-319-06711-3.
- Grady Cheryl L., McIntosh, Anthony R., Rajah, M Natasha, and Craik, Fergus I.M. «Neural Correlates of the Episodic Encoding of Pictures and Words, Proceedings of the National Academy of Sciences», Mar. — 1998, 95 (5), 2703—2708.
Примечания
- ↑ Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б, Зинченко Т. П.. — М.,: Олма-пресс, 2004.
- ↑ Величковский Б. М. Когнитивная психология . Большая Российская энциклопедия (24 мая 2022). Дата обращения: 9 октября 2023.
- ↑ Boosting Your Powers of Recall With Mnemonics, Senses and Emotions (англ.) // Memory Improvement Techniques : сайт.
- ↑ Stewart C. Easton. Roger Bacon And His Search For A Universal Science. — Russell amp Russell, 1952. — 264 с.
- ↑ Карл Христиан. Мнемоника по методе Ревентлова для облегчения памяти при заучивании чисел в истории, статистике, законоведении, химии и других науках . тип. Э. Праца (1850). Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Йейтс Френсис. VI. Ренессансная память: [275 Театр Памяти Джулио Камилло] (2014). Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Румянцева Е.П. Нужна ли в современной школе мнемотехника? . Журнал Информ-образование, Выпуск 2 (27 Декабря 2022). Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Исследования активации мозга в производстве и понимании речи: разгадывая языковые сети мозга с помощью нейроимиджинга . ru.stegmax.com. Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Екатерина Постылякова. Метод Цицерона для запоминания. Как запоминать список слов или выступление по методу римской комнаты? (13.08.2019). Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Урок 5. Мнемотехники . 4brain.ru. Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Александров Денис. Мнемотехника: как перестать зубрить и начать запоминать // РБК-ТВ : сайт. — 2021. — 11 ноября.
- ↑ Запоминание имен и лиц: полезные мнемотехники . 4brain.ru. Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Создание истории (метод связей) . Дата обращения: 28 ноября 2023.
- ↑ Алекс Грук. Мнемотехника в медицинском образовании // Проект PowerMemory : сайт. — 2023. — 11 марта.
- ↑ Мнемотехника и её приемы . https://gb.ru/ (31 мая 2023). Дата обращения: 28 октября 2023.
- ↑ 16,0 16,1 Бура Л. В. Теоретические основы применения методов и приёмов мнемотехники в современном образовании // Гуманитарные науки : сайт. — 2018. — № 4 (44).
- ↑ Озеров М. Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Доминик // Комсомольская правда : газета. — 2000. — 20 мая.
- ↑ Мировые рекорды памяти и умственных вычислений (англ.). Международный клуб рекордсменов мира. Дата обращения: 28 ноября 2023.