Дошкольный возраст

Материал из «Знание.Вики»
Ребёнок дошкольного возраста

Дошкóльный вóзраст (от 3 до 7 лет) — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом. Обычно выделяют младший (3—4 года), средний (4— 5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст[1].

Этапы дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст — это период развития ребёнка, охватывающий промежуток от трёх до четырёх лет. В этот период развитие детей связано с четким разграничением себя и взрослых, выделением и утверждением своего «Я». Все действия ребёнок стремится выполнять самостоятельно, избегая помощи взрослых[2]. Интересы ребёнка меняются значительно в процессе его развития. Вначале его внимание привлекают окружающие предметы, но со временем он начинает проявлять больший интерес к наблюдению за взаимодействием между людьми. Он внимательно следит за поведением взрослых и сверстников, иногда копируя их действия как образец для собственного поведения. Этот процесс приводит к формированию ролевой игры, которая отражает человеческие взаимоотношения и социальные контакты.

Одним из ключевых моментов в развитии детей младшего дошкольного возраста является появление способности устанавливать сложные причинно-следственные связи. Теперь ребёнок не только осваивает новые способы действий, но также понимает не только что делать и как, но и какие последствия могут возникнуть в результате его действий[3].

Средний дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст — период с 4 до 5 лет. Продолжают совершенствоваться физические навыки ребёнка, и именно поэтому в средней группе детского сада крайне важно обеспечить малышей разумной двигательной активностью. Активно идёт и психическое развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты, что можно заметить по тому, как дети во время игры объединяются в небольшие группы и учатся действовать вместе[3].

Развивается активность в игровой сфере и других важных аспектах развития детей, таких как конструирование и изобразительная деятельность. Особую значимость при этом имеет развитие восприятия, способность выделять отдельные части объектов и устанавливать между ними связи.

Умение устанавливать такие связи помогает ребёнку понять необходимость расширения своего представления о мире на основе знаний, полученных от взрослых. Поэтому к пяти годам родителям важно быть готовыми отвечать на многочисленные вопросы. Готовность к диалогу с ребёнком, серьёзное обсуждение даже простых вещей на равных помогут направить познавательную активность в нужное русло и укрепить эмоциональную связь со взрослым[3].

Старший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) — последний из периодов дошкольного возраста и является этапом интенсивного психического и физического развития[4]. И родители, и воспитатели могут легко заметить, что ребёнок в этом возрасте уже не является таким открытым, как раньше. Он начинает понимать, кто он (на основании знаний и представлений о себе) и какой он (самооценка). Это две стороны самосознания как системы представлений, оценок и образов, которые относятся к человеку, в данном случае — к ребёнку старшего дошкольного возраста.

Когда ребёнок достигает 7 лет, его самооценка становится относительно адекватной, однако она может быть как завышенной, так и заниженной. Дети дошкольного возраста с завышенной самооценкой обычно более экстравертированные, мало реагируют на неудачи, не осознают свои ошибки, чувствительны к отсутствию похвалы и критике. С другой стороны, дети с низкой самооценкой обычно очень неуверенные, склонны к изоляции, не любят проявлять инициативу[3].

Особенности физического развития детей дошкольного возраста

Основные физические и психические показатели развития детей дошкольного возраста оказывают значительное влияние на их общее состояние здоровья. В возрасте 3—4 лет происходят существенные изменения и улучшения в структуре и функционировании организма детей. Важные характеристики развития детей в этом возрасте включают в себя следующие аспекты[5]:

  • Рост и увеличение массы тела как у мальчиков, так и у девочек являются ключевыми показателями физического развития.
  • Следует учитывать особенности опорно-двигательного аппарата, развитие которого проводится с учётом особенностей позвоночника и скелета, которые остаются гибкими при продолжающемся окостенении.
  • Система дыхания активно развивается, что приводит к увеличению потребности организма в кислороде.
  • Сердечно-сосудистая система также подвергается изменениям, включая увеличение частоты сердечных сокращений и дыхания.
  • Органы чувств и нервная система начинают активно развиваться, что способствует совершенствованию речи, игр и способа обучения. Несмотря на все позитивные изменения, некоторые несовершенства нервных процессов могут привести к утомлению, эмоциональным вспышкам и нарушениям поведения.

Анатомо-физиологические и психические особенности дошкольных детей свидетельствуют об их уникальной стадии развития, которая требует внимательного наблюдения, поддержки и стимулирования для обеспечения здорового и гармоничного развития[5].

Кризисы дошкольного возраста

Кризис 3 лет

Проявление упрямства

Кризис 3 лет обусловлен психическим созреванием и физическим развитием личности. Ребёнок теперь не только осознаёт себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении и в обслуживании самого себя.

Характерные признаки кризиса:

  • Негативизм проявляется как стремление действовать вопреки просьбам или требованиям взрослых. Он может отказываться выполнять просьбы просто потому, что они были ему адресованы, даже если это вредит его собственным интересам. В ярко выраженной форме ребёнок отрицает всё, что говорит ему взрослый, и может менять свое решение на противоположное, как только взрослый соглашается с ним, используя «нет» как своё «любимое» слово в данном периоде.
  • Упрямство проявляется в том, что он настаивает на своём решении не столько из-за собственного желания, сколько из-за желания проверить, насколько его требования будут выполнены. Ребёнок хочет убедиться, что его мнение имеет значение, и упорно придерживается своего первоначального выбора, не желая от него отступать.
  • Строптивость в трёхлетнем возрасте является основным признаком развития. Ребёнок проявляет негативизм по отношению ко взрослым, которые пытаются повлиять на его поведение. Это поведение направлено против установленных правил и норм. В этом возрасте проявляется строптивость по отношению ко всем аспектам жизни, сформированным к трёхлетнему возрасту, к новым правилам и игрушкам, которые раньше были интересны.
  • Независимость — ребёнок стремится к самостоятельности, предпочитает действовать самостоятельно и отказывается от помощи взрослых, даже если ему ещё не хватает определённых навыков.
  • Протест-бунт — поведение приобретает черты протеста, как будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями становятся обычным явлением.
  • Обесценивание ребёнком личности близких. Он может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял, резко меняет отношение к своим игрушкам. В лексиконе появляются слова и термины, обозначающие негативное[6].

В семьях с единственным ребёнком иногда наблюдается явление, которое можно описать как стремление к деспотизму или ревности. В таких случаях малыш проявляет желание иметь абсолютную власть. Например, он может требовать, чтобы мать не покидала дом и подчинялась его приказам, или чтобы все его желания немедленно исполнялись. Это стремление может быть связано с желанием сохранить привилегированное положение, которое он имел в раннем детстве, когда все его потребности удовлетворялись. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим детям. В этом случае проявляется та же тенденция к господству, деспотизму, к власти — как следствие ревнивого отношения к другим детям[6].

Кризис в возрасте трёх лет проявляется как стремление ребенка к самостоятельности и независимости от привычного воспитания. В этот период дети начинают выражать свою личность через протест против установленных норм и форм заботы, которые были актуальны в их раннем детстве. Для малышей важно чувствовать себя уверенно в своей самостоятельности и знать, что их любят независимо от их поведения. Этот период является нормальным этапом развития, где дети осваивают новые, более взрослые способы поведения. Родители должны подходить к этому с пониманием и заботой, помогая малышам познавать себя и мир. Важно уважать детское мужество в процессе самопознания и стремления к самостоятельности. С юмором и мудростью можно помочь ребенку понять, что быть самостоятельным означает не только отрицание, но и ответственность[6].

Кризис 5 лет

Психологи связывают кризис у детей в возрасте 5 лет с развитием коры головного мозга, который контролирует эмоции. На этом этапе внутренний мир ребёнка становится сложнее не постепенно и привычно, как раньше, а скачкообразно. Ребёнок осознаёт свой пол, формируются обобщённые представления о жизни и мире, он более широко прогнозирует и фантазирует.

Проявления кризиса[7]:

  • Ранее искренний и доверчивый, ребёнок замыкается.
  • У малыша возникают страхи и неуверенность в себе.
  • Частые приступы раздражения, злости и ярости могут быть направлены на младших братьев или сестёр, знакомых детей и даже на родителей.
  • Часто пятилетний малыш начинает подражать кому-то из взрослых, кривляться и манерничать.
  • Непослушание ребёнка выливается в его борьбу за самостоятельность и расширение своих прав.

Ребёнок, стремясь к самостоятельности, часто недооценивает свои возможности и отвергает привычные вещи. Он желает гулять один, не осознавая тревог родителей за его безопасность, возникают конфликты из-за дневного сна и выбора одежды. Эти ситуации приводят родителей в тупик, хотя они понимают, что стремление к самостоятельности является естественным процессом. Несмотря на это, они не могут разрешить всё, что хочет ребёнок. Запреты и наказания не улучшают ситуацию, а могут вызвать нервные срывы у малыша. В случае кризиса семье может понадобиться помощь врача[7].

Кризис 7 лет

Кризис семи лет—этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребёнка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность[8]. Причинами данного возрастного кризиса могут являться необходимость привыкания к новым условиям обучения и непривычному коллективу, смена уровня нагрузок. Выделяют следующие характерные признаки данного кризиса:

  • Утрата непосредственности. Она проявляется как заметное изменение поведения ребёнка, которое становится искусственным, натянутым, неестественным. Причиной этому является желание показать что-то этим поведением.
  • Манерность. Кривляние, гримасы, которые 6—7летний ребёнок может демонстрировать совершенно не к месту, вызывают активное неодобрение взрослых, однако он продолжает вести себя именно так.
  • Ребёнок становится скрытным, если испытывает негативные эмоции, старается закрыться и не показывать этого.

Поскольку дети поступают в школу в разном возрасте, кризис адаптации может проявляться по-разному. Раннее поступление в школу может привести к тому, что учебная деятельность заменяет игровую, что может затруднить адаптацию и усилить кризис у таких детей. Однако отсрочка поступления в школу также не рекомендуется, поскольку если ребёнок уже готов к учёбе, но ему не дают возможности начать, это может вызвать неудовлетворённость и привести к негативным проявлениям. В таких ситуациях кризис проходит, когда ребёнок наконец поступает в школу[3].

Примечания

  1. Дошкольный возраст. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный). Дата обращения: 7 мая 2024.
  2. Особенности детей младшего дошкольного возраста. spravochnick.ru. Дата обращения: 7 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Дошкольный возраст: особенности развития. medaboutme.ru. Дата обращения: 7 мая 2024.
  4. Сысоева Валентина Николаевна. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста // Академия педагогического мастерства : сайт.
  5. 5,0 5,1 Надежда Викторовна Соловцова. Физическое развитие детей дошкольного возраста // Образовательная социальная сеть. — 2019.
  6. 6,0 6,1 6,2 Кризис трёх лет. studfile.net. Дата обращения: 7 мая 2024.
  7. 7,0 7,1 Кризис 5 лет у детей. studfile.net. Дата обращения: 7 мая 2024.
  8. Кризис семи лет: причины, симптомы, диагностика и лечение. krasotaimedicina.ru. Дата обращения: 7 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!