Леонтьев, Алексей Николаевич (психолог)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Алексей Николаевич Леонтьев
Леонтьев, Алексей Николаевич.jpg
Дата рождения 5 (18) февраля 1903(1903-02-18)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 21 января 1979(1979-01-21) (75 лет)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Страна  СССР
Научная сфера психология
Место работы МГУ им. М. В. Ломоносова
Научный руководитель Л. С. Выготский
Ученики А. Г. Асмолов,
В. А. Иванников,
М. Кечки,
В. В. Петухов,
З. А. Решетова,
Р. С. Немов
Известен как основатель теории деятельности
Награды и премии

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев 18 февраля 1903, Москва, Российская империя21 января 1979 Москва, РСФСР, СССР — советский психолог, действительный член Академии Педагогических Наук РСФСР1950 года), доктор педагогических наук по психологии (с 1940 года), профессор (с 1932 года), методолог науки. Ученик и последователь Льва Семёновича Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы[1], создатель теории деятельности[2]. В годы Великой Отечественной войны — начальник экспериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 года — профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, с 1950 года — заведующий кафедрой психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, с 1966 года — декан созданного им факультета психологии МГУ. Положение А. Н. Леонтьева о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребенка легло в основу периодизации психического развития детей Даниила Борисовича Эльконина.

Биография

Алексей Леонтьев родился 5 февраля в семье мещан Леонтьевых. После окончания Первого реального училища он поступил на факультет общественных наук Московского государственного университета, который закончил в 1924 году[3].

Георгий Иванович Челпанов

После университета он остался работать в Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности. В это время директором института был Георгий Иванович Челпанов, который рекомендовал ему остаться работать после смены руководства[4].

Его другом и научным соратником был Лев Семёнович Выготский, единомышленниками в институте — Николай Александрович Бернштейн, Павел Петрович Блонский и Александр Романович Лурия, с которыми он провёл несколько ранних исследований.

С 1925 года Алексей Николаевич Леонтьев работал в тесном сотрудничестве с Львом Семёновичем Выготским, с которым он развивал культурно-историческою теорию, исследуя проблемы культурного развития памяти. В его работе «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», изданная в 1931 году[5], в котором рассмотрел психологическое обоснование развития памяти человека.

С конца 1931 года он занимал должность заведующего отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии. В период с 1933 по 1938 года он возглавлял кафедру в Харьковском педагогическом институте. С 1941 года он стал профессором МГУ и работал в условиях эвакуации. В годы Второй мировой войны он также заведовал научной частью в восстановительном госпитале.

Леонтьев вступил в ВКП(б) в 1948 году и стал членом Академии педагогических наук РСФСР в 1950 году, где позднее занимал важные административные позиции. В 1951 году он возглавил кафедру психологии на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а в 1966 году основал и более 12 лет возглавлял факультет психологии в этом университете.

Его научный вклад связан с развитием культурно-исторической психологии, а именно, деятельностной природы психики и личности. В начале своей карьеры он занимался исследованием памяти и волевой регуляции, что позже сформировало обширную общепсихологическую теорию деятельности. В своей докторской диссертации 1940 года он обосновал этапы развития психики в филогенезе и предложил классификацию этих стадий[6].

Алексей Николаевич Леонтьев скончался 21 января 1979 года в Москве и был похоронен на Кунцевском кладбище. Его вклад в психологическую науку продолжает вдохновлять и служить основой для многих современных исследований.

Теория деятельности

Под руководством А. Н. Леонтьева Харьковская психологическая школа[1] прославилась своими исследованиями в области детского развития, игры и саморегуляции, сосредоточиваясь на процессе становления психических процессов у ребёнка как субъекта активности.

С 1960-х годов А. Н. Леонтьев начал углублённое изучение проблем личности, обобщив свои мысли в монографии 1975 года с названием «Деятельность. Сознание. Личность». Основная идея книги заключается в том, что личность формируется и развивается только в деятельности, прежде всего благодаря ей приобретает сознание. То есть, наличие сознания отличает личность от индивида, сознание формируется и развивается также в деятельности. Структура деятельности в теории Алексея Николаевича представляет собой единство мотивационной и операционной стороны. После того, как появляется неудовлетворенная потребность, она опредмечивается в мотиве и реализуется в цели и задачах деятельности, далее включаются конкретные действия и операции, зависящие от условий осуществления деятельности[7].

Единицей деятельности является поступок — полимотивированное действие, входящее в разные системы отношений, такое, различные мотивы которого имеют одинаковые аффективные знаки — только положительные или только отрицательные. Этим поступок отличается от волевого действия, которое предполагает борьбу между двумя мотивами с разными аффективными знаками[3].

Он активно исследовал вопросы восприятия, считая его также видом деятельности, протекающей под контролем сознания, включая такие понятия, как чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл. Среди его последователей, которые также работают над проблемами личности и сознания, можно отметить таких учёных, как Aлександр Григорьевич Асмолов, Виктор Фёдорович Петренко, Фёдор Ефимович Василюк, Юлия Борисовна Гиппенрейтер, Борис Митрофанович Величковский, Владимир Викторович Столин и Борис Сергеевич Братусь.

Алексей Николаевич участвовал в обсуждениях, касающихся идеологических основ советской психологии того времени. Прежде всего, он отстаивал идею о том, что психика в значительной мере формируется под воздействием внешних факторов.

Познавательная, другими словами ориентировочная, поисковая деятельность, соединяет в себе аффективный — эмоции и переживания и когнитивный компонент[3]— знания, представления и мировоззрение.

Основные научные труды

  1. Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. — М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931.
  2. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. — М., 1945.
  3. Леонтьев А. Н. К вопросу о сознательности учения. — 1947.
  4. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. — М., 1947. — Вып. 7.
  5. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. — М., 1947
  6. Леонтьев А. Н., Овчинникова О. В. Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с. 43—48.
  7. Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948.
  8. Леонтьев А. Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950.
  9. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребёнка. — М., 1950
  10. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1959; 4-е изд. 1981 (Предисловие, оглавление, комментарии)
  11. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. — 1960, № 1, с. 7—17.
  12. Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. — 1960, № 6, с. 23—38.
  13. Леонтьев А. Н. Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (в соавт.)
  14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1973.
  15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.
  16. Леонтьев А. Н. Воля // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1993, №2, с.3—14.
  17. Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. — 1979, № 3.
  18. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — 1983; В 2-х т. Том 1 и 2.
  19. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопросы психологии. — 1986, № 4. — С.
  20. Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы/ Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1990.
  21. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — 2000. — с.
  22. Леонтьев А. Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года) // Мир психологии. — 2003. № 2 (34). С. 31—40.
  23. Леонтьев А. Н. Современные проблемы обучения и психического развития // Психология в вузе. — 2003, №1-2. С. 242—251.
  24. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. Экзамен и психика // Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии / под ред. Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. — М.: Смысл, 2003. — С. 126—182.
  25. Alexei Leont’ev. Activity, Consciousness, and Personality, 1978 & Activity and Consciousness, 1977.

Научная школа

Дмитрий Алексеевич Леонтьев

Алексей Николаевич создал и развил деятельностный подход в психологии[4]. Он и его ученики, последователи понимали сознание как деятельность и предложили рассматривать деятельностный характер восприятия, памяти, мышления, речи и общения. Его сын, Алексей Алексеевич Леонтьев, основоположник психологии общения, также принадлежит к научной школе отца, внук — Дмитрий Алексеевич Леонтьев — выдающийся современный психолог, учёный, основоположник психологии смысла[8].

Положение А. Н. Леонтьева о ведущей деятельности и её определяющем влиянии на развитие психики ребенка легло в основу периодизации психического развития детей Даниила Борисовича Эльконина.


Примечания

  1. 1,0 1,1 Леонтьев А. Н. Харьковская психологическая школа // Культурно-историческая психология. — 2011. — Т. 7, № 3. — С. 134–138.
  2. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в истории советской психологии (выступление 1976 г.) // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 109—119.
  3. 3,0 3,1 3,2 Соколова Е. Е. К проблеме единства «аффекта» и «интеллекта» в психологии деятельности (в продолжение дискуссии) // Сибирский психологический журнал. — 2021. — № 82. — С. 20—36.
  4. 4,0 4,1 Соколова, Е. Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология : Сборник научных статей. — 2007. — № 2. — С. 80-103.
  5. Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций. — М.— Л.: Учпедгиз, 1931. — 278 с.
  6. Ярошевский М. Г. Интервью с Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Беседовал – Михаил Григорьевич Ярошевский (из неопубликованного) // Культурно-историческая психология. — 2013. — № 4. — С. 2—25.
  7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. — М.: Смысл : Академия, 2005. — 352 с.
  8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд.. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!