Зона ближайшего развития

Материал из «Знание.Вики»

Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности[1]; расхождение между уровнем актуального психического развития ребёнка (степенью трудности задач, решаемых им самостоятельно) и уровнем его потенциального развития, достигаемого при решении задач в сотрудничестве со взрослыми или сверстниками[2][3]. Данное понятие было введено Львом Семёновичем Выготским в начале 1930-х годов для определения специфики развития человека в онтогенезе и характеристики связи обучения и развития[1][3][4].

Лев Семёнович Выготский

Зона ближайшего и актуального развития

Проблема зоны ближайшего развития была поставлена Выготским Л. С. в контексте вопросов развития психики и сознания человека. Согласно культурно-исторической концепции Льва Выготского развитие психических функций и сознания ребёнка, в отличие от других видов развития, происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве со взрослым[1]. Уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребенка, называется актуальным уровнем развития. В совместной же деятельности со взрослым — в области несозревших, но созревающих психических процессов, как раз и располагается зона ближайшего развития[5].

Зона ближайшего развития — это то, что ребёнок сейчас может выполнять лишь в совместной деятельности со взрослым, но впоследствии сможет делать это самостоятельно[1][6]. Значит, понятие «зона ближайшего развития» («что сможет») имеет большее значение для понимания динамики интеллектуального развития, чем актуальный уровень развития психический функций («что может»)[5]. Понятие «зоны ближайшего развития» основано на идее первенства обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека[1][4].

Из этого положения, выдвинутого советским психологом, следует необходимость в обучении ребёнка опираться не столько на достигнутый уровень развития ребёнка, сколько ориентироваться на его созревающие функции[3]. Учёт зоны ближайшего развития позволяет диагностировать возможности и перспективы психического развития детей, а также давать педагогические прогнозы и рекомендации[3][4]. Лев Семёнович Выготский считал, что понятие «зоны ближайшего развития» раскрывает природу сензитивных периодов в развитии ребёнка. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий в психическом развитии детей[6]. Ведь, чтобы организовать полноценное развитие ребёнка, необходимо знать средние границы сензитивных периодов для освоения различных видов деятельности[2].

Стоит отметить, что «модные» и популярные сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету, письму, иностранным языкам, музыке зачастую не только наносят ущерб психическому здоровью, но и резко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им школьного возраста. Данный факт обусловен тем, что родителями не всегда учитываются как актуальные способности ребёнка и доминирующие на данном возрастном этапе потребности ребёнка, так и факт того, что ведущей деятельностью дошкольного возраста, в рамках которой формируются психические функции, является сюжетно-ролевая игра[7].

Обучение ребёнка рисунку (Саванна Ривка)

Понятие «зоны ближайшего развития» непосредственно связано с понятием «интериоризация», которое отражает тенденцию «вращивания» в психику ребёнка функции совместно-разделённых способов действия. Ведь, то, что первоначально делается ребёнком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием: способностями и навыками[8]. Необходимо отметить, что определение находящихся в процессе созревания процессов и функций как раз и составляет самую трудную задачу психологической диагностики развития[2][7].

Значение понятия «зона ближайшего развития» для обучения

Тезис о влиянии обучения на психическое развитие ребёнка Выготский Л. С. сформулировал в виде гипотезы о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе. Сознание, по Выготскому Л. С., не может быть разложено на отдельные психические функции, как вода — на химические элементы[5]. Сознание представляет собой целостное образование — систему высших психических функций. Ни одна психическая функция не развивается изолированно, ведь, развитие психической функции всегда зависит от того, какое место во всей системе она занимает. Так, в раннем детстве в системе психических функций ребёнка доминирует восприятие, в дошкольном возрасте ведущей психической функцией является память, в школьном возрасте — мышление, причём прочие психические процессы тоже развиваются, но всегда под влиянием доминирующей функции[9].

Процесс психического развития (перестройка системной структуры сознания) обусловлен изменением уровня развития обобщений, что связано с общением, развитием речи и систематическим обучением. Развивая значения слов, повышая уровень обобщений, возможно изменять системное строение сознания, управляя его развитием через обучение. Обучение, по Выготскому Л. С., не тождественно развитию, обучение ведёт, определяет развитие. Поэтому обучение будет развивающим только тогда, когда оно будет ориентироваться не на завершившиеся этапы развития, а на потенциальные возможности ребёнка, то есть на зону ближайшего развития[9]. Зона ближайшего развития дает представление о возможностях развития ребёнка и на этой основе позволяет давать прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для всей массы детей, так и для каждого конкретного ребёнка[6].

Начальная школа (Магнус Энкелл)

Концепт «зоны ближайшего развития» имеет важное для педагогической психологии и педагогики значение. На основе этой идеи в советской педагогике был сформулирован принцип опережающего обучения, впервые реализованный в дидактической системе Леонида Владимировича Занкова. В соответствии с данным принципом эффективная организация процесса обучения определяется его направленностью на развитие мыслительной деятельности учащегося и формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими учениками[10].

В теории развивающего обучения Эльконина Д. Б. — Давыдова В. В. понятие «зоны ближайшего развития» приобрело функцию общей реальной организации учебной деятельности. В рамках обучения по данной системе усвоение школьниками теоретических знаний происходит в форме их постоянного диалого-дискуссионного сотрудничества и общения как между собой, так и с учителем[11].

В последние годы помимо психологии развития и педагогической психологии, понятие «зона ближайшего развития» нередко используется и в рамках социальной психологии в программах внутрикорпоративного обучения (делегирование полномочий, планирование профессиональной карьеры). Применительно к психологии групп используют понятие «зоны ближайшего развития», под которым подразумевается перспектива развития контактного сообщества и его членов. В данном случае в качестве источника необходимой помощи и стимуляции выступает группа, что способствует как личностному развитию, так и формированию коммуникативных и лидерских способностей[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Поливанова К. Н. Зона ближайшего развития // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 54—55. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  2. 2,0 2,1 2,2 Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — ISBN 5-93878-029-2.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Обухова Л. Ф. Зона ближайшего развития. БРЭ. Дата обращения: 23 июня 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 Зона ближайшего развития // Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  5. 5,0 5,1 5,2 Выготский Л.С. Психология развития человека. — Москва: Эксмо, 2006. — 1136 с. — ISBN 5-699-13728-9.
  6. 6,0 6,1 6,2 Педагогический энциклопедический словарь / Главный редактор Б. М. Бим-Бад. — Москва: Научное издательство "Большая российская энциклопедия", 2009. — С. 97.
  7. 7,0 7,1 7,2 Зона ближайшего развития // Азбука социального психолога-практика: справочно-энциклопедическое издание / М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. — М.: Per Se, 2007. — 463 с. — ISBN 978-5-9292-0162-2.
  8. Радзиховский Л. А. Интериоризация // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 14. — 176 с. — ISBN 5-9292-0145-5.
  9. 9,0 9,1 Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник.
  10. Зона ближайшего развития // Педагогический словарь / Под редакцией В. И. Загвязинского, А. Ф.Закировой. — М.: Академия, 2008. — С. 38. — 343 с. — ISBN 5-7695-4652-5.
  11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 541 с. — ISBN 5-89404-001-9.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!