Занков, Леонид Владимирович
Леонид Владимирович Занков | |
---|---|
Дата рождения | 10 апреля (23 апреля) 1901 |
Место рождения |
Варшава Российская империя |
Дата смерти | 27 ноября 1977 (76 лет) |
Место смерти | Москва, СССР |
Страна | Российская империя → СССР |
Научная сфера | Педагогика |
Место работы | АПН СССР |
Альма-матер | Московский университет |
Учёная степень | доктор педагогических наук |
Учёное звание |
профессор действительный член АПН РСФСР (1955) академик АПН СССР |
Научный руководитель | Л. С. Выготский |
Ученики | Г. М. Дульнёв, Х. С. Замский |
Награды и премии |
Леонид Владимирович Занко́в[1] (10 (23) апреля 1901, Варшава, Российская империя — 27 ноября 1977, Москва, СССР) — советский психолог. Педагогической психолог, специалист в области дефектологии, памяти, запоминания. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности, взаимодействия слова и наглядности в обучении.
В конце 1950-х годов Леонид Владимирович Занков возглавил научный коллектив, который начал масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, а также по соотношению обучения и общего психического развития учеников школ. Он продолжил развивать направление, над которым ранее работал Лев Выготский, и основал экспериментальную школу, где проходили исследования высших психических функций детей.
Его монография «Обучение и развитие» стала прорывом в методологии исследования проблемы обучения детей, их развития. В целях обучения он предложил представлять детям целостную картину мира посредством литературы, искусства, науки и познания. Также он писал, что педагог должен обладать знаниями по дидактике, чтобы знать не только прямые, но и косвенные пути воздействия на обучающихся. Система, созданная Леонидом Занковым, помогает детям подготовиться к жизни, создавая отличные условия для психического и физического развития и счастливого детства в период обучения в школе.
Биография
Родился 10 апреля (23 апреля по новому стилю) 1901 года в Варшаве[2] В 1918 году Занков начал работу учителем сельской школы в Тульской области, а с 1919 года — воспитателем и заведующим сельскохозяйственными колониями в Тамбовской и Московской областях.
В 1925 году окончил факультет общественных наук МГУ. В 1929 году начал научно-исследовательскую работу в НИИ дефектологии, которая продолжалась до 1951 года[3].
В 1935 году организовал первую в СССР лабораторию специальной психологии, а в 1942 году защитил докторскую диссертацию на тему «Психология воспроизведения»[4].
С 1944 по 1947 год Занков занимал пост директора НИИ дефектологии, а в 1945 году был избран Член-корреспондентом АПН РСФСР; в 1955 — действительным членом АПН РСФСР. После реорганизации академии в 1968 году он был избран действительным членом АПН СССР[5].
В 1951 году Леонид Занков был назначен заместителем директора по науке НИИ теории и истории педагогики АПН, в котором он работал до 1955 года. Затем он возглавил лабораторию в этом институте до своей смерти. Умер 27 ноября 1977 года в Москве[2]. Похоронен на Введенском кладбище (18 участок)[6].
Дидактическая система Занкова
В 1960-е года Леонид Занков и сотрудники его лаборатории разработали новую дидактическую систему, предназначенную для общего психического развития школьников. Она основывается на таких принципах, как высокий уровень трудности, ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ, продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным повторением и закреплением в новых условиях, осознание школьниками хода умственных действий, воспитание положительной мотивации к учению и познавательным интересам, гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе, развитие каждого учащегося данного класса. Уроки в этой системе имеют гибкую структуру, предусматривающую дискуссии, игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск и формулировку выводов. Данная система подчеркивает значимость развития у детей умения мыслить, наблюдать и действовать практически[7].
Вклад в развитие дефектологии
Леонид Владимирович Занков считается выдающимся отечественным психологом и педагогом, который принимал активное участие в становлении и развитии обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в СССР. С конца 1920-х годов он начал работать в научно-практическом институте дефектологии, который был научным центром для разработки проблем обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В этом институте Леонид Занков работал вместе с ведущими психологами и педагогами того времени, в числе которых были Р. М. Боскис, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, И. И. Данюшевский, Р. Е. Левин, И. М. Соловьёв и Ж. И. Шиф. Он был учеником и соратником Л. С. Выготского и принимал участие в разработке важнейших теоретических проблем психологической науки[3].
После смерти Л. С. Выготского Занков стал одним из руководителей данного института и продолжил теоретические исследования в области изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые были начаты Л. С. Выготским. Многие из его теоретических положений стали основой для разработки основных проблем дефектологии. Особенно значимыми являются работы Занкова в области психологии детей с отклонениями в развитии, которые позволили создать фундамент специальной психологии. Он изучал познавательные возможности умственно отсталых детей, развитие словесной речи у глухих, мимическую и жестикулярную речь глухих, а также проблемы памяти у школьников с отклонениями в развитии. Кроме того, Леонид Занков придавал значительное внимание общим проблемам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии[4].
Леонид Владимирович провёл глубокую работу по изучению детей с отклонениями в развитии. Он провёл большое количество экспериментов в специальной школе, в результате которых было накоплено множество научно обоснованных фактов. Он подчеркнул важность применения коррекционно-воспитательных методов для развития познавательной сферы детей, которые учитывают особенности их развития и опираются на их компенсаторные возможности. Он продемонстрировал, что обучение и воспитание детей с отклонениями имеет исключительное значение[4].
Занков исследовал значительные различия между содержанием обучения умственно отсталых детей и нормально развивающихся школьников. Он отверг идею цензурного образования для умственно отсталых детей и противился использованию программы массовой школы во вспомогательных школах. Он подчеркнул, что без специальных психолого-педагогических условий умственно отсталые дети могут лишь формально запомнить материал, но не интегрировать его. Леонид Занков является основоположником развивающего обучения в СССР. Он отметил необходимость создания особых психолого-педагогических условий для усвоения умственно отсталыми детьми знаний, умений и навыков, которые должны значительно отличаться от тех, что применяются для нормально развивающихся детей[4].
В работах Занкова получила разработку проблема взаимодействия словесных и наглядных средств в обучении умственно отсталых детей . В специальной педагогике, с давнего времени отмечалось, что мышление умственно отсталых детей находится на низком уровне, и особенно страдают словесно-логические формы мышления. Именно поэтому акцент делался на применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей. В своих работах Занков отмечал необходимость чередования наглядных и словесных средств обучения. Он сформулировал положение, что ведущим принципом организации обучения умственно отсталых детей должно стать повышение роли словесных средств в процессе перехода учащихся из класса в класс.
Глубокие исследования Леонида Занкова и его сотрудников контингента специальных школ показали, что в них имеются дети, которые нуждаются в других формах обучения, чем умственно отсталые. В дальнейшем эти исследования дали толчок выделению специальной группы детей, получивших название «дети с задержкой психического развития».
Награды
Леонид Владимирович Занков был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, несколькими медалями, имел почётное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР»[8].
Сочинения
- Список публикаций Л. В. Занкова
- Память школьника. 1944;
- Память. 1949;
- Обучение и развитие. 1975.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды.
Литература
- Российская педагогическая энциклопедия. В. В. Давыдова. — М., 1993.
- Л. В. Занков (К 75- летию со дня рождения) // Дефектология.-1976.-№ 5.- С. 95.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика.- М., 2003.
Примечания
- ↑ Профессор Л. В. Занков. Проект «150 учёных МПГУ: труды из коллекции Библиотеки вуза» на YouTube
- ↑ 2,0 2,1 Занков Леонид Владимирович
- ↑ 3,0 3,1 Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1993.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Л. В. Занков (К 75- летию со дня рождения)//Дефектология.-1976.-№ 5.- С. 95.
- ↑ Занков . Дата обращения: 28 ноября 2010. Архивировано 9 октября 2018 года.
- ↑ Могила Л. В. Занкова на Введенском кладбище . Дата обращения: 22 июня 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Коджаспирова Г. М. Педагогика.- М.,2003.
- ↑ Богуславский М. В. Реформатор начального образования // Учительская газета : журнал. — 2021. — 9 марта (№ 9).
Ссылки
- Л. В. Занков — Биография
- Развивающая система обучения Занкова
- Научная лаборатория обучения по системе Л. В. Занкова
- Научно-методический центр им. Л. В. Занкова
- Межрегиональный центр Л. В. Занкова
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 23 апреля
- Родившиеся в 1901 году
- Родившиеся в Варшаве
- Умершие 27 ноября
- Умершие в 1977 году
- Умершие в Москве
- Доктора педагогических наук
- Академики АПН РСФСР
- Академики АПН СССР
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Учёные по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи по науке
- Все статьи
- Выпускники факультета общественных наук МГУ
- Психологи СССР
- Педагоги СССР
- Психологи по алфавиту
- Похороненные на Введенском кладбище