Гештальт
Гешта́льт (нем. gestalt — образ, форма) — основное понятие гештальтпсихологии, которое использовалось также Австрийской и Лейпцигской школами психологии. Данное понятие обозначает целостные и несводимые к сумме своих частей структуры сознания либо функциональную структуру, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин «гештальт» в его психологическом значении был разработан в рамках гештальтпсихологии, он применялся для описания психики (феноменального поля) и рассматривался в качестве единицы анализа сознания и психики на всех этапах развития индивида. В дальнейшем идея гештальта была распространена на область физических, физиологических, социальных и прочих явлений. Понятие «гештальт» является одним из самых популярных терминов в психологической науке и практике[1][2][3][4][5][6].
История гештальта
Гештальт в немецкой общественной мысли
Понятие «гештальта» (целостности) и тезис о принципиальной несводимости целого к сумме составляющих его частей были впервые выдвинуты в конце XIX века австрийским искусствоведом Xристианом фон Эренфельсом. Христиан фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы» предложил идею гештальта в противовес господствовавшим в европейском искусстве представлениям ассоцианизма, стремившегося всё разложить на предельные элементы — ассоциации и атомы[1][7].
В конце XIX века, как замечает американский историк психологии Томас Лихи, образованные немцы опасались атомизма и атомистических представлений о Вселенной. Термин «гештальт», противополагаемый атомизму и ассоцианизму, был связан с консервативными и расистскими направлениями немецкой мысли. Например, Хьюстон Стюарт Чемберлен говорил, что жизнь — это гештальт и что за исключением атомизированных (рассеянных) и лишённых нации евреев, каждая раса является гештальтом, а высшая раса-гештальт — это тевтонская раса. Христиан фон Эренфельс не был антисемитом, и вместе с этим он противопоставлял гештальт искусства, как добро, хаосу и злу технического прогресса, полагая, что спасение для человечества может быть обретено в немецкой музыке[8].
На примере восприятия музыки Христиан фон Эренфельс показал, что целостные качества мелодического созвучия обладают большим содержанием, чем сумма звуков, лежащих в основе этого созвучия[4]. Специфическая характеристика целого (мелодии), впечатление целого и сохранение переживания целостности этого явления при изменении всех его отдельных частей, была названа австрийским искусствоведом гештальт-качеством (нем. Gestaltqualitaten). Гештальт-качество некоторой мелодии может сохраняться, если её сыграют в иной тональности или на другой «высоте», и может быть потеряно, если мелодию сыграют задом наперёд. То есть гештальт есть целостное образование, а гештальт-качество — свойство этой целостности, хотя довольно часто данные термины используют как синонимы[1][7].
Гештальт в психологии
Вместе с Христианом фон Эренфельсом в Берлинском университете учился Макс Вертгеймер, ставший впоследствии основателем гештальтпсихологии. Введение понятия «гештальт» в психологию связано с именем Макса Вертгеймера, который положил начало гештальтпсихологии, изучая восприятие движения[8]. Гештальтпсихологам потребовалось отграничить отдельные ощущения, входящие в состав восприятия, от способа их структурирования. Данный способ структурирования ощущений и стал пониматься как гештальт, имеющий собственные законы, изучение которых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей основной задачи. При всём при этом гештальты изучались на материале восприятия кажущегося движения и оптико-геометрических иллюзий[2][9].
При исследовании восприятия гештальтпсихологами были выделены принципы гештальта: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия и осмысленности. Данные принципы впоследствии были объединены в единый «закон» прегнантности (нем. pragnant — чёткий, выразительный), согласно которому каждый гештальт обладает тенденцией принимать определённую, отчётливую, осмысленную и завершённую форму. Впоследствии гештальты стали рассматриваться в качестве единиц анализа сознания и психики[2]. С точки зрения гештальтпсихологов, гештальты открываются человеком в его опыте и являются объективно существующими структурами, которые представляют собой способ реальной, естественной самоорганизации, осуществляющийся в природе, мозге человека и обществе[8].
В Лейпцигской школе психологии гештальтом считались такие психические целостности, которые появляются на более поздних этапах развития человека и связаны с развитием интеллекта. На ранних же этапах развития, с точки зрения представителей Лейпцигской школы психологии, в психике доминируют и определяют её развитие не гештальты, а комплексы или комплекс-качества, в которых преобладают эмоции и чувства[1][10].
Если в гештальтпсихологии понятием «гештальт» обозначали форму или внешнее очертание объекта, структуру объекта и образ объекта, то в гештальттерапии, теоретически не связанной с гештальтпсихологией[3], под гештальтом понимается жизненная ситуация пациента. То есть гештальтом в данном случае считается жизненная ситуация, которая сложилась на данный момент времени в восприятии человеком окружающей действительности и которая определяет его психологическое состояние, отношение к себе, другим людям и к происходящим вокруг него событиям[6].
Основное понятие гештальтпсихологии — «гештальт» — в начале XXI века вошло в сферу общественного сознания и используется чаще всего в словосочетании «незакрытый гештальт», в котором идеи гештальтизма удивительным образом соединились с идеями психоанализа через практику гештальттерапии. Прежний травматический опыт или детские проблемы человека, или какие-либо неоконченные дела, или блокированное сознавание, или избегание ответственности полагаются факторами его несвободы либо неуспешности в социальной сфере, либо неспособности строить гармоничные межличностные отношения. Для чего необходимо преодолеть эти психологические затруднения, то есть «закрыть гештальт» и стать здесь и сейчас в какой-то мере завершённым, самодостаточным и свободным[11].
Литература
- Соколова Е. Е. Из истории проблемы целостности в психологии // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. — 1984. — № 3. — С. 41—50.
- Степанов С. С. Гештальт // Психологический тезаурус. Избранные страницы. — Москва: Эксмо, 2012.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Соколова Е. Е. Гештальт // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 90.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Ярошевский М. Г. Гештальт // Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. — ISBN 5-9292-0137-4.
- ↑ 3,0 3,1 Степанов С. С. Гештальт // Психологический тезаурус. Избранные страницы. — Москва: Эксмо, 2012.
- ↑ 4,0 4,1 Величковский Б. М. Гештальт . БРЭ (24 мая 2022). Дата обращения: 18 сентября 2024.
- ↑ Гештальт // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 799 с. — ISBN 985-433-167-9.
- ↑ 6,0 6,1 Немов Р. С. Гештальт // Психологический словарь. — М.: ВЛАДОС, 2007. — С. 87. — 560 с. — ISBN 978-5-691-01515-1.
- ↑ 7,0 7,1 Соколова Е. Е. Гештальткачество // Большой психологический словарь. — М.-СПб.: Прайм-Еврознак, ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 90.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Лихи Т. Научная феноменология: гештальт-психология // История современной психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — С. 118—124. — 448 с. — ISBN 5-94723-199-9.
- ↑ Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. — 508 с. — ISBN 5-318-00720-1.
- ↑ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — Москва: Питер, 2002. — 720 с. — ISBN 5-314-00016-4.
- ↑ Сложные чувства. Разговорник новой реальности: от абьюза до токсичности / Под ред. П. Аронсон. — М.: Individuum, 2021. — 284 с. — ISBN 978-5-60-468771-0.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |