Блогер
Блогер — специалист, который развивает онлайн-ресурс: личный сайт, страницу в социальной сети, корпоративный портал, издательскую площадку.
Сегодня с помощью цифровых инструментов любой человек может запустить свой блог, строить карьеру в социальных сетях, монетизировать свое творчество или просто делиться своими идеями, мыслями и жизненным опытом в формате онлайн-дневника[1].
Социальное значение такой деятельности в том, что по мере роста блога, подписчики начинают узнавать автора и ориентироваться на него как на лидера мнений в соответствующей области, выделяя его в своем информационном пространстве. Таким образом, блогер не просто отвечает запросам своей аудитории, но на их основе создаёт новые социальные, культурные и ценностные ориентиры.
Блогер — это человек, имеющий авторитет в глазах своих подписчиков, который делится с ними не только происходящим в его жизни, но и мнением по разным вопросам в своей нише, а также дает рекомендации.Концева Н.А.
В действующем российском законодательстве отсутствует легальное определение блогера как профессиональной деятельности. Человек может вести свой блог либо для того, чтобы только поделиться своими мыслями, событиями и творчеством либо для получения дохода. Различия могут проявляться в зависимости от инструментов рекламы товаров или услуг[2].
Виды блогов
По содержанию можно выделить несколько способов ведения блога, а также несколько видов представления блогеров[3].
Способы ведения блога
По содержанию блоги можно разделить на несколько типов:
- текстовый блог — автор пишет статьи на определённую тему, подбирает картинки и указывает ссылки на источники. Формат подходит для экспертов, ИП, самозанятых, а также для лайфстайл-блогеров. Контент может быть разным: экспертные статьи, например, с кейсами из юридической практики, подробные описания товаров или личные заметки[4].
- Влог — блогер снимает видео на тему путешествий, распаковки покупок, обзоров фильмов или книг. Формат подходит для образовательных каналов, обзоров товаров, видеоприглашений[4].
- Клипы — создание коротких вертикальных роликов продолжительностью от 3 секунд до 10 минут.
- Подкасты — аудиоформат блога, в виде серии предварительно записанных разговорных радиопередач[5].
Можно вести одновременно несколько блогов с использованием разных видов контента. Это трудоёмко, но позволяет расширить охват аудитории.
- Микроблог — аналог личного онлайн-журнала с короткими заметками (в Twitter допускается не более 140 символов), репортажей и хроник, используется для описания чего-то актуального и непосредственно того, что происходит сейчас[6].
В Китае популярные информационные агенства, журналисты и артисты, отделения полиции и муниципальные службы, вузы и больницы, аэропорты.
Туристические компании имеют микроблоги, через которые публикуют свою информацию и имеют возможность получить ее от других.
Практически весь Китай сегодня охвачен «микроблогерской лихорадкой»Ли Сюань
- Сообщества и групповые чаты — объединяют людей на основе общих интересов или целей: от маленьких семейных групп до многочисленных сообществ единомышленников. В групповых чатах все участники получают уведомление о каждом новом сообщении, автор чата может назначить администраторов, а также модераторов чата, установить правила общения, предупреждать или исключать участников из чата за нарушение правил сообщества[7].
Бывает так, что в блоге мало информационных постов, а качественных комментариев, содержащих интересную для пользователей информацию по теме и важные для страницы данные, достаточно многоДжон Мюллер, представитель Google
- Комментарии — некоторые блогеры становятся знаменитыми благодаря своим комментариям под постами раскрученных блогов. Яркие высказывания порождают цепочку мнений, которая по количеству знаков может превышать текст статьи поста, вовлекать множество участников и создавать неожиданные инфоповоды. При этом авторы комментариев зачастую не имеют собственного блога или закрывают собственную страницу от публичного просмотра. Комментарии анализируются как часть основной страницы и тоже влияют на её общую оценку и ранжирование[8].
Виды блогеров
- Селебрити — актёры, певцы, спортсмены, политики и прочие знаменитости. Известные люди заводят блог с целью продвижения личного бренда. Такие странички зачастую являются частью PR-стратегии артиста: там они дают анонсы выступлений, высказывают мнение по разным общественным вопросам. Над аккаунтом одной знаменитости может работать целая команда, а сами артисты, как правило, зарабатывают на рекламе в блоге.
- Эксперты — это профессионалы в своей области, которые превращают блог в образовательную платформу: публикуют полезную информацию по конкретным темам. Зарабатывают эксперты с помощью блога на платных обучающих курсах и консультациях, либо на продаже своих услуг.
- Лайфстайл-блогеры. К этой группе относятся каналы частных лиц, которые превращают в бизнес-проект свой образ жизни, например, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей или путешествия. Такие блогеры не продают конкретный вид товара, при этом зарабатывают на рекламе. Бизнес строится на ведении «онлайн-дневника».
- Предприниматели — продают через аккаунт товары собственного производства, например, свечи ручной работы или букеты цветов.
Деление условно: канал психолога может быть экспертным и предпринимательским одновременно, а блог знаменитости — площадкой для продвижения и лайфстайл-блогом[4].
История первых блогеров
- В 1994 году Джастин Холл создал первый блог на Links.net — обзор примеров HTML, с которыми он столкнулся. Термин «блог» ещё не был придуман, поэтому Холл называл её своей личной домашней страницей[9].
- В 1997 году термин «веб-блог» был придуман Йорном Баргером. Люди последовали примеру Холла и стали делиться своей личной жизнью в Интернете. В 1998 году Open Diary представил подход сообщества к ведению блога, который позволял комментировать блоги других участников.
- 1999 год — запущена платформа Blogger, открывающая людям возможности публиковать свои материалы в Интернете. В 1999 году появились LiveJournal и Xanga (начиналась как социальная сеть, в 2000 году к ней добавились функции ведения блогов).
- 2002 год — по данным Mashable в Северной Америке насчитывалось более 3,9 миллиона блогов о воспитании детей, которые получили название «MommyBlog». Термин «dooced» (по названию блога Хизер Армстронг) стал синонимом увольнения из-за ведения блога. Запущен Blogads, который стал первым брокером рекламы в блогах, по данным New York Magazine[10].
- 2005: Запуск YouTube, упрочивший видеоблоги как законную силу. Через год после появления первых видеоблогеров YouTube стал общедоступным[9].
- Аналог платформы для видео в России запустили в 2006 году — RuTube. В 2008‑м там появился один из первых известных российских влогеров — Илья Мэддисон, который выкладывал обзоры на игры. В 2009 году его назначили редактором игрового раздела сервиса.
Правовой статус блогера
С 2017 года утратили силу «закон о блогерах» принятый в 2014 году. Отменено действие положений закона, вызвавших острую реакцию и давших закону нарицательное имя[11].
Правовой статус блогера в законодательстве определён достаточно условно, несмотря на то, что ведение страницы в социальных сетях с каждым днём приобретает всё большую популярность. Специалисты медиасферы говорят о необходимости точно определить права и обязанности блогеров, а также установить контроль для регулирования сферы их деятельности[2].
Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ (УК РФ) указывает на ответственность за нарушение общественного порядка в цифровом медиапространстве:
- ст. 20.3.3 КоАП РФ, ст. 207.3, 280.3 УК РФ — распространение заведомо ложной информации о действиях Вооруженных Сил РФ или их дискредитация,
- ст. 205.2 УК РФ — призывы к террористической деятельности, оправдание и пропаганда терроризма,
- ст. 20.3 КоАП РФ - пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики,
- ст. 354.1 УК РФ — реабилитация нацизма, оскорбление памяти защитников Отечества, унижение ветеранов войны,
- ст. 20.3.1 КоАП РФ, ст. 282 УК РФ — возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства,
- ст. 280.1 УК РФ — призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации.
Реклама в блоге
Монетизация блога может происходить с помощью различных вариантов, например, размещение рекламы. Федеральный закон «О рекламе» указывает, что под рекламой следует понимать информацию, распространённую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
С 1 сентября 2022 года все, кто распространяет рекламу в интернете, обязаны передавать в Роскомнадзор информацию о рекламе. Сделать это можно только через одного из операторов рекламных данных, для этого необходимо заключить договор. Этот же оператор должен присваивать рекламе специальный идентификатор — токен, без которого закон запрещает распространять рекламу.
Эти требования касаются всей рекламы, которая распространяется в интернете и направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России[12].
В зависимости от рекламируемых товаров, работ или услуг реклама бывает:
- потребительская (блогер рекламирует то, что может быть использовано потребителями в личных целях);
- деловая (реклама направлена к лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность);
По способам воздействия на потребителя выделяют рациональную и эмоциональную рекламу. Цель рациональной рекламы — воздействие на сознание потребителей с помощью чёткой аргументации, сопровождающейся соответствующей иллюстрацией. Эмоциональная реклама направлена к чувствам, эмоциям посредством использования изображений, звуков[2].
Налоги
Рекламная деятельность блогеров или предпринимательская облагается налогом на доходы. Блогер может декларировать такие доходы как физическое лицо (НДФЛ), либо стать индивидуальным предпринимателем (ИП), либо стать самозанятым.
Примечания
- ↑ Костин Д.М. Блогер как инструмент построения личного бренда персоны и репутации компании: тенденции и перспективы // Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Захарова А.Э. Калашникова А.С. Блогер как субъект предпринимательской деятельности // ООО "Издательство Молодой ученый" : Журнал. — 2021. — № 20. — С. 335—336.
- ↑ Чем занимается блогер: преимущества и недостатки профессии . Россия - страна возможностей. Россия - страна возможностей (8 февраля 2022). Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Как заработать на ведении блога . sberbank.ru. ПАО Сбербанк (29 августа 2023). Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ Мария Решетникова. Что такое подкасты, зачем они нужны и как их слушать . trends.rbc.ru. [[РБК (сетевое издание)|]] (9 января 2023). Дата обращения: 25 октября 2023.
- ↑ Ли Сюань. Эпоха микроблогов: как изменится газета . Вестник Московского университета. Издательский Дом (Типография) МГУ (12 мая 2012). Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ Michal Bauernfreund. Выбирайте: сообщества или групповые чаты . viber.com. Viber Media S.à r.l. (4 ноября 2019). Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ Комментарии - тоже контент . qupe.ru. Качество Исполнения (30 апреля 2020). Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ 9,0 9,1 История блоггинга: хронология . ndm.edu. Университет Нотр-Дам Мэриленда, США (22 марта 2018). Дата обращения: 25 октября 2023.
- ↑ Clive Thompson. A Timeline of the History of Blogging . nymag.com. VOX MEDIA, LLC (10 февраля 2006). Дата обращения: 24 октября 2023.
- ↑ Роскомнадзор прекратил вести реестр блогеров . https://www.vedomosti.ru/. Ведомости (Сетевое издание) (1 августа 2017). Дата обращения: 25 октября 2023.
- ↑ Блогеры и реклама: основные правила . mmdc.ru. Центр защиты прав СМИ (20 июля 2023). Дата обращения: 25 октября 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |