YouTube
YouTube, LLC | |
---|---|
URL | youtube.com |
Коммерческий | да |
Тип сайта | видеохостинг |
Регистрация | бесплатно |
Язык (-и) | многоязычный (развиты локальные (национальные) версии сервиса) |
Посещаемость | 2,6 млрд активных пользователей в месяц [1] |
Язык программирования |
Python (ядро/API) C (через CPython) C++ Java (через платформу Guice ) Go JavaScript (пользовательский интерфейс) |
Расположение сервера | США, Сан-Бруно, Калифорния |
Владелец | Google (с 2006 года) |
Автор |
Стив Чен Чад Хёрли Джавед Карим |
Начало работы | 14 февраля 2005 |
Текущий статус | функционирует |
Число сотрудников | ▲ 10 000+ чел.[2] (2023) |
YouTube (допустимое произношение на русском языке: «ютьюб», «ютюб», «ютуб») — глобальный международный онлайн-сервис, который позволяет пользователям загружать, просматривать и обмениваться различным видео-контентом[3].
Сервис был создан в феврале 2005 года тремя бывшими сотрудниками PayPal: Чадом Хёрли, Стивом Ченом и Джаведом Каримом.
В настоящее время сервис принадлежит компании Google, которая приобрела его в ноябре 2006 года за 1,65 миллиарда долларов США[4].
YouTube оказал значительное влияние как на мир онлайн-видео, так и за его пределами, выступив в качестве феномена в сфере видео-контента[5]. Сервис стал прогрессивной и эффективной платформой для создателей видео-контента (различных направлений), который отдельным лицам охватить глобальную аудиторию и создать свои собственные бренды. Несмотря на критику, YouTube остается мощным инструментом для обмена информацией, поощрения творчества и развитие сообщества авторов видео.
История
Идея создания YouTube сформировалась в качестве ответного решения на имеющиеся в начале 2000-х годов трудности обмена видео в онлайн среде[6]. Основатели сервиса (Стив Чен, Чад Хёрли, Джавед Карим) были вдохновлены популярностью американского рейтингового сайта Hot or Not (запуск: с октября 2000 года; по данным на 2023 год: действует под названием Chat & Date)[7], который позволял пользователям оценивать привлекательность фотографий. Так создатели YouTube увидели возможность занять открытую нишу аналогичным сервисом, но сфокусированным на обмене видео-контентом.
YouTube официально был запущен 14 февраля 2005 года. При этом первым видео, размещенным на платформе, стал короткий ролик (20 сек.) от одного из авторов сервиса (Джаведа Карима) — «Me at the zoo» (с англ. — «Я в зоопарке»), от 23 апреля 2005 года[8].
Сервис быстро начал набирать популярность среди пользователей, и к концу 2005 года YouTube получал более 2 миллионов просмотров в день[9].
В ноябре 2006 года Google приобрела сайт за 1,65 миллиарда долларов США[4], что стало одним из крупнейших приобретений в истории Интернета.
С тех пор сервис YouTube продолжает расти, и (по состоянию на 2022 год) его посещает более 2,6 миллиардов активных пользователей в месяц[1] или 122 миллиона активных пользователей в день[10]. На 2023 год сервис выступает платформой для обмена всем — от музыкальных клипов и трейлеров к фильмам до образовательного контента и политических комментариев.
Дополнительные продукты сервиса
В процессе развития, руководством YouTube был принят ряд решений по запуску отдельных продуктов, направленных на более «узкую» (профильную) целевую аудиторию[11]:
- YouTube Studio — сервис творческой студии для создателей контента YouTube, запущен в апреле 2013 года.
- YouTube Premium — платный стриминговый сервис, запущен в ноябре 2014 года.
- YouTube Kids — сервис, ориентированный на детскую аудиторию (с реализаций функций родительского контроля, а также с расширенными требованиями к проверке контента и монетизации видео), запущен в феврале 2015 года.
- YouTube Go — мобильное приложение сервиса, рассчитанное на использование в зонах плохого покрытия и доступа в сеть Интернет, запущено в 2016 году, закрыто в августе 2022 года.
- YouTube TV — сервис потокового телевидения, запущен в феврале 2017 года.
- YouTube Music — сервис для прослушивания музыки, запущен в июне 2018 года.
- YouTube Shorts — сервис вертикальных коротких видео (до 60 секунд), запущен в июле 2021 года.
Основная функциональность сервиса
YouTube предлагает пользователям целый ряд функций, в том числе[12]:
Загрузка и обмен видео — пользователи могут загружать видео на YouTube и делиться ими с другими. Видеороликами можно делиться публично или в частном порядке, а также размещать (встраивать) их на других веб-сайтах.
Поиск видео — пользователи могут осуществлять поиск новых видео на YouTube с помощью различных методов, включая просмотр категорий, поиск определённого контента и просмотр видео, рекомендованных алгоритмами сервиса.
Социальные функции — YouTube также предлагает ряд социальных функций, включая возможность подписываться на каналы, комментировать видео и оставлять классические посты (текст, изображение или их группировку) для участников сообществ (подписчиков).
Монетизация — пользователи могут монетизировать свои YouTube каналы различными способами, включая рекламу (от партнеров сервиса или интеграции), спонсорство и продажу товаров.
Прямая трансляция — пользователи также могут вести прямые трансляции на YouTube, что позволяет им продемонстрировать различные события и/или взаимодействовать со своими зрителями в режиме реального времени.
Доходы сервиса
Годовой доход YouTube составляет[13]:
Год | Доход в долларах США |
---|---|
2010 | 0,8 миллиарда |
2011 | 1,3 миллиарда |
2012 | 1,7 миллиарда |
2013 | 3,1 миллиарда |
2014 | 4,2 миллиарда |
2015 | 5,5 миллиардов |
2016 | 6,7 миллиарда |
2017 | 8,1 миллиарда |
2018 | 11,1 миллиарда |
2019 | 15,1 миллиарда |
2020 | 19,7 миллиарда |
2021 | 28,8 миллиардов |
Основные типы видео-контента сервиса
YouTube является платформой для размещения широкого спектра видео-контента, включая[14]:
Музыкальные клипы — один из самых популярных видов контента на YouTube. Это обосновано общей целевой потребностью — как со стороны зрителей, так и со стороны исполнителей, которые используют сервис для продвижения своей музыки и общения с поклонниками. YouTube имеет существенный вес в музыкальной индустрии (за счет низкого порога вхождения), и многие песни и исполнители получили мировую известность именно благодаря своему присутствию на данной платформе. Так началу 2013 года американский музыкальный и развлекательный сервис Billboard заявил, что учитывает данные потоковой передачи YouTube при расчете рейтинга исполнителей Billboard Hot 100 и связанных с ним чартов (в разрезе жанров)[15].
Образовательный контент — YouTube также является платформой для значительного количества образовательного контента, включая: учебные пособия, лекции, практические консультации и другие образовательные материалы. Платформа выступает одним из основных источников информации для направления самостоятельного изучения образовательных материалов, а также общения (формирования сообществ) с практикующими профильными экспертами. Так, в 2010 году, куратор TED Крис Андерсон заявил, что онлайн-видео в значительной степени повлияет на ускорение научного прогресса, а также уточнил, что, в подобных условиях доступности онлайн-образования, пользователи начнут «крупнейший цикл обучения в истории человечества»[16].
Комедийный контент — популярных направлений видео-контента на YouTube, представленное в разнообразных формах — от скетчей и пародий до видеоблогов и комментариев (видео-обзоров).
Игровой контент — ещё одно популярное направлений видео-контента на YouTube, представленное в форматах стриминга игрового процесса, а также различными видео-обзорами (особенности прохождения игр, особенности игровых механик и прочее).
Политический комментарий — с 2020 года присутствует тенденция, в рамках которой YouTube все активнее выступает платформой для различных политических комментариев. Так многие создатели видео-контента используют сервис, чтобы поделиться своими субъективными взглядами на текущие события и различные политические аспекты. Платформа стала мощным инструментом для активизации и социальных изменений, и многие создатели видео-контента используют свои каналы для повышения осведомленности о важных проблемах и пропаганды. При этом исследовательский центр «Pew Research Center» в своей работе от 2012 года сообщил о развитии «визуальной журналистики», в которой граждане-очевидцы и авторитетные новостные организации участвуют в совместном создании контента[17]. В исследовании также уточняется, что YouTube становится все более важной (и авторитетной) платформой для получения новостей.
Критика сервиса
Несмотря на свою популярность, YouTube регулярно сталкивается с критикой по ряду причин, в том числе:
Особенности модерации контента[18] — YouTube неоднократно подвергался критике за подход к модерации контента. Так, некоторые критики утверждали, что сервис предпринял недостаточно усилий для решения таких проблем, как разжигание ненависти и дезинформация. Платформа столкнулась с негативной реакцией общественности за то, что на сервисе присутствовал и распространялся вредоносный контент, включая: пропаганду деструктивного поведения (в частности — среди подростков), различные теории заговора, неподтвержденные политические события, а также популяризацию экстремистских взглядов.
Нарушение авторских прав[19] — YouTube также подвергся критике за свою роль в содействии нарушению авторских прав. Платформа была вовлечена в несколько масштабных судебных разбирательств, в рамках которых (помимо прочего) создателями видео-контента утверждалось, что их работы были украдены и загружены на платформу без их разрешения.
Алгоритмическая предвзятость[20] — алгоритмы рекомендаций YouTube также подвергались критике за их потенциальную возможность продвижения вредоносного контента. Так по данным критиков, алгоритмы сайта разработаны таким образом, чтобы отдавать приоритет вовлеченности, а не точности, что приводит к распространению нежелательного контента (за счет привлекающего заголовка) и отсутствие продвижения для начинающих и/или узкопрофильных создателей видео-контента.
Политика монетизации[21] — проблема, имеющая прямую связь с особенностями работы алгоритмов выдачи контента сервисом. Так политика монетизации YouTube выступила источником разногласий, поскольку ряд создатели видео-контента утверждали, что алгоритмы сайта несправедливо отдают предпочтение определённым типам контента и/или определённым авторам. Платформа подверглась критике за отсутствие прозрачности в своей политике монетизации.
Общественное влияние сервиса
Как частные лица, так и крупные корпорации используют YouTube для повышения узнаваемости и расширения своей аудитории. YouTube позволил обеспечить эффективную двустороннюю связь между народом и национальными органами власти и управления.
Кроме этого сервис показывает стабильное, масштабное и эффективное влияние на такие сферы как: искусство (поиск новых талантов, создание новых форматов видео-контента и прочее)[22][23], благотворительность (простота создания и распространения благотворительного контента)[24] и её направления — краудфандинга, социальная ответственность (борьба с различными формами насилия, осуществление моральной поддержки и прочее)[25][26] и культура (знакомство с особенностями и традициями различных народов, общее расширение кругозора и прочее).
Цензура и запреты сервиса
Сервис YouTube на периодической основе подлежит дополнительной цензуре, а также глобальным (национальным) запретам и/или удалению (сокрытию) части видео-контента[27]. Данные процессы обусловлены различными причинами, однако сводящимися к потребности социокультурной стабилизации состояния общества, а также снижения деструктивного влияния, в том числе — пропаганды.
Так потребность в ограничении доступа и/или сокрытия части видео-контента, может быть продиктована общей социальной и/или политической напряжённостью в определённой местности.
Также подобные решения (о блокировках) могут быть направлены на прекращение распространения критического субъективного мнения о личностях — действующем национальном лидере (пример: Северная Корея) или представителе правительства (пример: Китай)[28]. Также, в рамках политической стабилизации, могут быть заблокированы материалы, направленные на субъективную критику действий легитимной власти (пример: Марокко, Турция, Ливия).
Повышенные требования к цензуре и масштабу распространения материалов применяются для предотвращение ознакомления с неподобающими материалами в области религии и морали (пример: Пакистан, Иран), а также гендерных и половозрастных отношений (пример: Россия, Беларусь)[29].
Доступ к определённым типам видео-контента может быть ограничен из-за законов локальных (национальных) законов об авторском праве и защите интеллектуальной собственности.
Частные компании, государственные учреждения, образовательные учреждения и прочие часто производят блокировку видеохостингов, включая YouTube, в рамках своей (проводной и/или беспроводной) сети из-за технических ограничений в пропускной способности, а также из-за рисков, что использование подобного сервиса в рабочие / учебные часы будет отвлекать внимание работников или учащихся и, в целом, повлияет на снижение качества и производительности[30][31][32].
Так по состоянию на 2018 год доступ к сервису YouTube ограничен в нескольких странах, таких как: Китай, Северная Корея, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Эритрея, Судан и Южный Судан. При этом есть также ряд стран, которые осуществляют блокировку сервиса на ограниченный период времени (пример: беспорядки, политические события и прочее).
В случаях, когда на национальном уровне принимается решение о полной блокировке сервиса из-за одного или группы определённых видео (как в рамках одной тематики, так и в рамках одного канала / автора контента), YouTube стремиться ограничить или удалить спорный контент (в зависимости от него содержания и уровня неприемлемости для международного сообщества), чтобы сохранить национальное присутствие.
Блокировка видео-контента сервиса в России
Так 28 января 2015 года Роскомнадзор внёс сервис в Единый реестр запрещённых сайтов. Данное решение было обосновано размещением на платформе ролика «Создание Русской повстанческой армии (РПА)», а затем (после удаления спорного контента) наличием на платформе материалов, нарушающих авторские права. Конфликт был успешно урегулирован[33].
10 июня 2019 года, в рамках исполнения закона о неуважении к власти, сервисом был заблокирован доступ к группе видео-контента, в рамках которого лидеры бандформирований выражали неуважение к государственному гербу РФ. Конфликт был успешно урегулирован (данный процесс так же курировал Роскомнадзор)[34].
Наиболее значительное взаимодействие (в части блокировок) видео-контента сервиса YouTube на территории России произошли начиная с 24 февраля 2022 года.
Так 4 марта 2022 года сервис остановил показы рекламы для пользователей, зарегистрированных в России[35].
10 марта 2022 года сервис остановил монетизацию каналов авторов видео-контента, зарегистрированных в России[36].
11 марта 2022 года сервис заблокировал каналы ряда российских СМИ и общественных деятелей, в числе которых: «Россия сегодня», ТАСС, ВГТРК, «Первый канал», РБК, РЕН ТВ, НТВ, «Москва 24» и прочее[37]. 19 октября 2022 года суд Москвы удовлетворил иск компании ВГТРК и два иска компании «Москва Медиа» с требованием платформе разблокировать их каналы.
Данный конфликт находится в процессе развития, происходит успешное урегулирование исключительно по отдельным (локальным) вопросам.
Эволюция логотипа сервиса
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Самые популярные социальные сети в мире по состоянию на январь 2023 г., ранжированные по количеству активных пользователей в месяц.
- ↑ YouTube в цифрах: статистика, демография и интересные факты
- ↑ Условия использования / О сервисе
- ↑ 4,0 4,1 Google приобретет YouTube за 1,65 миллиарда долларов
- ↑ Феномен YouTube: Мыслить локально, чтобы стать глобальными
- ↑ YouTube: история создания
- ↑ Андрей Андреев: «У сервиса Hot or Not теперь есть приемный отец»
- ↑ Me at the zoo
- ↑ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ YOUTUBE: ЗАПУСК, ОСНОВАТЕЛИ И ПРОДАЖА GOOGLE
- ↑ Общее количество активных пользователей YouTube в день
- ↑ Продукты YouTube
- ↑ YouTube изменился, получив новые дизайн и функции
- ↑ Годовой доход YouTube
- ↑ Какие категории для видео контента доступны на YouTube
- ↑ Hot 100 News: Billboard и Nielsen добавляют потоковое видео YouTube на платформы
- ↑ Крис Андерсон: «Как веб-видео способствует глобальным инновациям» (июль 2010 г.)
- ↑ YOUTUBE И НОВОСТИ: НОВЫЙ ВИД ВИЗУАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ РАЗВИВАЕТСЯ, НО ЭТИКА АТРИБУЦИИ ЕЩЕ НЕ СФОРМИРОВАЛАСЬ
- ↑ Как модераторы YouTube борются с насилием
- ↑ Правообладатели постарались: с YouTube могут исчезнуть музыкальные видеоуроки с разборами чужих композиций
- ↑ Эксперты выяснили, как алгоритмы YouTube подводят детей к точке невозврата
- ↑ YouTube внесёт коррективы в правила монетизации после критики от блогеров
- ↑ Наконец-то раскрыт мастер веб-гитары
- ↑ Оркестр YouTube готовится к дебюту в Карнеги
- ↑ Краудсорсинг: после Quakebook мы молимся за вас
- ↑ Дэн Сэвидж ошеломлен ответом на пропаганду гомосексуализма
- ↑ После самоубийства Аманды Тодд депутаты обсудят движение против издевательств
- ↑ YouTube подвергнут цензуре: недавняя история
- ↑ Китай заблокировал доступ к YouTube
- ↑ YouTube отвечает на жалобы на то, что его ограниченный режим подвергает цензуре ЛГБТ-видео
- ↑ Тревожные видео на YouTube, которые обманывают детей
- ↑ YouTube находит выход из списка запрещенных
- ↑ Facebook и YouTube заблокированы параноидальными корпорациями на свой страх и риск
- ↑ Роскомнадзор заблокировал YouTube
- ↑ YouTube заблокировал видео с оскорблениями герба России
- ↑ YouTube принял решение временно отключить рекламу в России
- ↑ Исход западных компаний и сервисов из России продолжается
- ↑ Google удалил сотни YouTube-каналов в связи с событиями на Украине
Литература
- Деррал Ивс. Формула YouTube. Все, что необходимо знать, от старта канала до вирусного контента . — Бомбора, 2022. — 384 с. — ISBN 978-5-04-154566-6.
- Штукенция Вера, Игроглаз Тангар. Алгоритм успеха на Youtube. Думай как ютубер! . — Питер, 2022. — 352 с. — ISBN 978-5-4461-3930-9.
- Алексей Шулепов. ЮтубинаСила. YouTube для бизнеса. Как продавать товары и услуги и продвигать бренды с помощью видео . — АСТ, 2019. — 240 с. — ISBN 978-5-17-112769-5.
- Багрянцев Павел, Тажетдинов Тимур. Код YouTube. Как развивать и монетизировать свой канал . — Омега-Л, 2020. — 3264 с. — ISBN 978-5-9216-0588-6.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Сайты по алфавиту
- Сайты, появившиеся в 2005 году
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи по экономике
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Сайты видеохостинги
- Интернет-реклама
- Сайты США
- Цифровая дистрибуция
- Сайты видеостриминга
- Google (компания)
- Интернет-компании США
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN