Медиа
Ме́диа (англ. media, от лат. medium «посредник») — обширное понятие, включающее, совокупность различных информационных каналов и приёмов, необходимых для передачи коммуникационного сообщения целевой аудитории, аналог понятия средств массовой информации и коммуникации[1], а также образовываемую ими среду, медиапространство[2], средства распространения рекламы[3]. Медиа также применяется как часть слова, входит в состав сложных слов: медиабизнес, медиакомпания[4].
Этимология
Этимологически слово «медиа» всегда было связано с нахождением в середине чего-либо и с посредничеством, на что указывает анализ однокоренных слов[5]:
- Mediale (от лат.) — середина, сердцевина[6];
- Medianum (от лат.) — средняя часть, середина;
- Mediatio (от лат.) — посредничество[7];
«Вещь называется средней, если она расположена между двумя крайностями, акт посредничества - это акт связывания крайностей. Среднее может быть физическим, как, например, число в движении и изменении; или логическим, когда две посылки силлогизма доказываются путем приведения к среднему термину; или морально, когда добродетель является серединой между крайностями порока».— Фома Аквинский, итальянский философ
- Медиатор, в музыке — маленькая пластиковая или металлическая пластинка, которую часть гитаристов использует для игры на гитаре вместо непосредственного исполнения пальцами, в таком случае медиатор находится посередине, между рукой исполнителя и струнами[8];
- Медиатор, в юриспруденции, психологии, связях с общественностью — лицо, являющееся посредником в разрешении конфликтов между двумя сторонами[9];
- Медиация — посредничество как метод диалектического разрешения противоречий между единичным и общим, человеком и природой, индивидом и обществом, субъектом и объектом;
- Медиум, спиритизме — посредник между «миром духов» и людьми[10];
- Медиана в геометрии — отрезок, соединяющий одну из вершин треугольника с серединой противоположной стороны;
- Медиана в теории вероятностей — одна из характеристик распределения вероятностей случайной величины, иногда её называют серединным значением случайной величины[11].
«Медиа» в составе сложных слов
- медиафайл — файл, содержащий музыкальное воспроизведение, графику, видео и т. п.[12];
- мультимедиа в информатике — программно-аппаратные средства формирования, передачи, приёма и воспроизведения сообщений, включающих композиции текста, неподвижных изображений, анимации, аудио, видео и других составляющих, способ представления которых рассчитан на комплексное воздействие на органы чувств человека[13];
- медиахолдинг — компания, владеющая контрольным пакетом акций в других компаниях средств массовой информации с целью управления ими и контроля за их деятельностью[14];
- медиапространство — это любой тип социального пространства, предполагающий использование медиа и/или испытывающий их значительное влияние. То есть, это среда распространения медийных технологий, меняющих природу и конфигурацию самих пространств;
- медиаграмотность — это набор навыков, который позволяет человеку получить доступ к медиа, уметь анализировать медиаконтент, создавать новые медиа посылы, размышлять над существующим медиаконтентом. Медиаграмотные люди в большей степени способны понимать послания из газет, журналов, книг, радио, телевидения, билбордов, видео и компьютерных игр, музыки, интернета, социальных медиа и из всех других форм медиа, а также самостоятельно создавать медиа послания[15];
- масс-медиа — средства массовой информации. Каналы оперативного и общедоступного распространения информации среди широких масс населения[16];
- медиаискусство — это современное искусство эпохи интернета. Оно включает широчайший спектр форматов и технологий: цифровое искусство, компьютерную графику и анимацию, световые шоу, иммерсивные инсталляции, видеоигры, роботов c искусственным интеллектом[17].
Подходы в классификации медиа
Науки о медиа формировались в междисциплинарной парадигме, в связи с этим, единая теоретическая база в сфере научного знания о медиа на данный момент не сформирована. Каждый из подходов привносил в новую дисциплину свои подходы, методы, теории. Во второй половине XX века в ряде стран наблюдалось возникновение отдельной отрасли в классификаторе наук — науки о медиа, науки об информации и коммуникации. Соответственно фундаментом этих наук стали теории, заимствованные из других наук, но все их объединил единый предмет исследования[18].
Технологическая парадигма
Отражение технологической парадигмы коммуникации рисуют в нашем воображении некие трубы, по которым течёт информация, представляющая собой содержание. Перекачка некой информации по чему-то, похожему на провода, каналы или протоки. Рассуждая о медиа, мы часто используем понятие «канал коммуникации», «канал связи». Приверженцы парадигмы:
- Клод Элвуд Шеннон, американский инженер, криптоаналитик и математик[19];
- Норберт Винер, американский ученый, математик, философ и физик, автор теории искусственного интеллекта[20];
- Маршалл Маклюэн, канадский культуролог, филолог, литературный критик, теоретик и философ новых медиа[21].
Гуманитарная парадигма
В рамках гуманитарной парадигмы речь идёт о человеческих контактах, отношениях. В этом случае медиа — это контактный посредник, который отвечает за понимание, эмпатию, смыслы. В качестве такого посредника может выступать и природа, и город, и конкретный человек, и вся вселенная. Здесь медиа играют роль средства взаимодействия всего со всеми. Исследователи:
- Ирина Владимировна Жилавская — российский журналист, менеджер, педагог, учёный, общественный деятель[22];
- Валерий Владимирович Савчук — российский философ, аналитик изобразительного искусства, куратор, художник[23].
Гуманитарная парадигма вбирает в себя элементы экологической и ноосферной парадигм, а также учитывает особенности технологической парадигмы коммуникации.
Экологическая парадигма
Применительно к окружающей среде понятие «медиа» отражает научный аппарат экологической парадигмы. В центре внимания медиаэкологов — влияние медиатехнологий на психику индивидуума и социокультурные процессы в обществе[24]. Исследователями парадигмы являются:
- Иосиф Михайлович Дзялошинский — российский исследователь проблем коммуникации, профессор Высшей Школы Экономики, Председатель Совета директоров Независимого института коммуникативистики, президент Фонда «Комиссия по свободе доступа к информации»[25];
- Борис Владимирович Потятиник — исследователь медиакультуры, медиапедагог, автор ряда работ по проблемам медиаобразования[26];
- Станислав Александрович Степанов — доктора педагогических наук[27], профессора Международного независимого эколого-политологического университета, руководителя научной школы имени Н. Н. Моисеева.
Ноосферная парадигма
Медиасреда — это то, что окружает человека, а также он сам, включённый в медиасреду. У среды всегда есть субъект, её создающий, формирующий: человек, группа, сообщество и прочие. Нет субъекта — нет и среды. Часто в качестве синонима понятия «медиасреда» употребляют понятие «медиасфера». Они действительно очень близки по своему значению. Но термин «медиасфера» входит в понятийный аппарат ноосферной парадигмы. Исследователи:
- Владимир Иванович Вернадский — известный учёный-естествоиспытатель, мыслитель, организатор научных школ, считается создателем геохимии[28];
- Анри Бергсон — французский философ и психолог, представитель интуитивизма и философии жизни[29];
- Эдуард Леруа — французский философ, представитель католического модернизма[30];
- Тейяр де Шарден — французский католический мыслитель, учёный-палеонтолог[31].
Исторический подход
Каждому типу общества соответствует своя техника и медиа. В каждом из этих обществ техника, медиа технологии и их развитие играют разную роль. В истории западной цивилизации традиционно выделяется четыре типа обществ:
- первобытное общество, в котором люди занимались охотой и собирательством;
- традиционное общество, земледельческое;
- промышленное, индустриальное общество;
- постиндустриальное, информационное общество[32].
«Коротко говоря, каждая новая технология - это эволюция, биологическая мутация человеческого вида, открывающая двери новым формам восприятия, новым возможностям и сферам действия».— Герберт Маршалл Маклюэн, канадский философ, филолог, литературный критик, эколог средств коммуникации и теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации
Согласно историческому подходу медиа условно делят на пять типов:
- ранние медиа — прамедиа и возникновение письменности;
- печатные медиа — печать, литография, фотография;
- электрические медиа — телеграф, телефон, звукозапись;
- масс-медиа — кинематограф, телевидение;
- цифровые медиа — компьютерные технологии, интернет[33].
Виды медиа
- включают массовые: печатное издание, рекламный баннер, сетевой журнал, песня на концерте, плакат на митинге;
- не массовые: группа в социальных сетях, личный дневник, школьная газета, письмо.
По способу коммуникации
Средствами донесения данных до получателя являются[12]:
- традиционные средства массовой информации;
- новые медиа, использующие цифровые и сетевые технологии и коммуникации.
Классификация теории медиа с точки зрения применяемой методологии. Исторически существовало три основных взгляда на деятельность медиа и анализ связанных с ними явлений:
- социальные теории медиа;
- философские теории медиа;
- лингвистические теории медиа.
Социальные теории медиа
Подход зарождался в недрах американских социальных наук в 1930—1940-х годах, когда в процессе развития социологии ряд учёных, таких как Уолтер Липпман, Гарольд Лассуэлл и другие, обратили внимание на ту коммуникативную роль, которую медиа играют в общественных отношениях. Эти исследования признают примат эмпирических социальных исследований как метода в науках о медиа, то есть изучение тех или иных элементов в медиа происходит при помощи классических методов в социальных науках: глубинные интервью, контент-анализ, фокус-группы, наблюдение и тому подобное.
Философские теории медиа
Подход зарождался в середине XX века в рамках немецкой критической философии и философии искусств (франкфуртская школа). В попытке отделить исследования медиа от индустриальных исследований, которыми занимались социологи, франкфуртцы отстаивали автономию науки и обособленность учёного от его объекта. Это обеспечивало исследователю подлинно критическую дистанцию, позволяющую мыслить мир вне сложившейся (преимущественно капиталистической) системы социальных отношений. Британская программа исследований культуры (cultural studies), политическая экономия медиа и теория публичной сферы (позднее — цифровой демократии) подхватили антикапиталистические, критические установки франкфуртской школы. В конце XX века эту традицию развивали известные философы, например, Ю. Хабермас и С. Жижек.
Лингвистические теории медиа
Подход к теоретизации медиа зарождается в начале XX века с появлением семиотики (или семиология) — науки о значениях и знаках. Идея, предполагающая условность знака, ложится в основу широкого спектра работ в области изучения различных текстов (аудиовизуальных, рекламных, поэтических) у разных авторов, например, у Р. Барта, Ц. Тодорова, У. Эко. Позднее эта область получила название сферы дискурсивных исследований, которые, в свою очередь, распались на нарративные исследования и более близкие к философии критические дискурс-исследования.
Функции медиа
- Информационная, призванная накапливать и распространять информацию. Благодаря новым технология роль данной функции усилилась;
- Коммуникативная, позволяющая передавать и обмениваться различной информацией;
- Идеологическая, отвечающая за социализацию личности и освоению определённого опыта, знаний, норм и традиций;
- Развлекательная, помогающая людям разрядиться и отдохнуть физически и психологически;
- Креативная, расширяющая познание о мире с разных точек зрения, адаптирующая человека к окружающей среде;
- Интеграционная, позволяющая объединять государства, страны и народы, помогающая взаимопониманию разных культур и традиций;
- Посредническая, устанавливающая контакты между различными социальными группами. Сюда же можно отнести управленческую функцию, где медиа выступает посредником между социумом и властью[34].
Литература
- Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Маршалл Маклюэн; Пер. с англ. В. Г. Николаева. — М.; КАНОН-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 462 с.
- Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Макеенко, С. С. Смирнов. — Москва : Общество с ограниченной ответственностью «МедиаМир», 2017. — 160 с. — ISBN 978-5-91177-098-3.
- Кирия И. В. История и теория медиа [Текст] / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. — 422 с.
- От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е. Л. Вартановой: коллективная монография. — М.: Изд-во Моск. ун-та; Фак. журн. МГУ, 2019. — 208 с.
- Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения: сборник материалов Международного научного форума (28 июня — 1 июля 2023 г.) / отв. ред. А. А. Малышев. В 2 т. Т. 2. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 269 с.
Примечания
- ↑ Медиа - что это такое простыми словами и какие бывают виды media . Neiros - система сквозной бизнес-аналитики и увеличения конверсии сайтов. Дата обращения: 10 августа 2023.
- ↑ А.А. Нечитайло, А.А. Гнутова, Н.В. Прядильникова и др. Медиаменеджмент и медиамаркетинг: учебное пособие. — Самара: Издательство Самарского университета, 2022. — 116 с. — ISBN 978-5-7883-1857-8.
- ↑ Финансовый словарь / А. А. Благодатин, Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. — Москва: Библиотека малых словарей "ИНФРА-М", 2002. — 377 с. — ISBN 5-16-000006-2.
- ↑ Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. В. Дмитриева. — Москва: Астрель и др., 2003. — 782 с. — ISBN 5170176767.
- ↑ Колесников, Е. В. Понятие «медиа»: критический анализ // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 292—296.
- ↑ Петрученко О. Латинско - русский словарь. — Греко - латинский кабинет, 2001. — 810 с. — ISBN 5-87245-074-9.
- ↑ Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — Санкт-Петербург; Москва: Норинт; Рипол классик, 2008. — 1534 с. — ISBN 978-5-7711-0015-9.
- ↑ Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. — Москва, 1998. — 846 с. — ISBN 5-200-02517-6.
- ↑ Епишкин Н. И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. — Москва: ЕТС, 2010. — 5140 с.
- ↑ Джери Д. Большой толковый социологический словарь. — Москва, 1999. — 527 с. — ISBN 5-7838-0427-4.
- ↑ Медиана . Большая российская энциклопедия (18 мая 2022). Дата обращения: 12 августа 2023.
- ↑ 12,0 12,1 Коноплева Е.А. Типы медиа и их востребованность подрастковой возрастной группой // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — 2018.
- ↑ Ильин А. В. Мультимедиа . Большая российская энциклопедия 2004–2017, электронная версия. Дата обращения: 17 августа 2023.
- ↑ Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц. — Москва: АСТ, 2000. — 1084 с. — ISBN 5-200-02802-7.
- ↑ Понимание медиа: основы медиаграмотности. Практическое руководство по обучению МИГ / Редактор: А.Текимбаева, Технический редактор: Б.Дыйканов, Корректор: К.Кененсариева. — Бишкек: ОФ «Центр Поддержки СМИ». — 169 с.
- ↑ Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ, 2002. — 70 с.
- ↑ Лунина Л. Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий | Forbes Life . Forbes.ru | Главное о миллиардерах, бизнесе, финансах и инвестициях в России и мире (2 октября 2019). Дата обращения: 17 августа 2023.
- ↑ Теория медиа . Портал. Большая российская энциклопедия (7 ноября 2022). Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Губайловский В. Бит, информационная энтропия Шеннона и код Хэмминга. Как измерить любую информацию и передать ее без потерь . Хайтек - Медиа про высокие технологии в России и лучшие мировые практики (6 февраля 2019). Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Петрунин Ю. Ю. Винер . Электронная библиотека Института философии РАН. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Маклюэн М. . Marshall McLuhan. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Жилавская Ирина Владимировна | Факультет журналистики МГГУ им. М.А.Шолохова . МГГУ им. М.А.Шолохова. Дата обращения: 8 февраля 2023.
- ↑ Савчук В.В. . Центр Медиафилософии. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Дзялошинский И. М. Экология медиапространства: новая научная дисциплина и направление исследований // Информационное сопровождение социальных проектов в современном обществе. Материалы IV Международной научно-практической конференции : сборник. — 2013. — С. 27.
- ↑ Дзялошинский Иосиф Михайлович . Официальный сайт Дзялошинского Иосифа Михайловича. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Федоров А. Потятиник, Борис . EVARTIST, Информационный блок Медиаобразование. Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Степанов С.А. - Общая информация . Российская академия наук (20 января 2022). Дата обращения: 20 августа 2023.
- ↑ Владимир Вернадский - биография ученого и вклад в науку . Биограф.ру - биографии знаменитостей и личная жизнь звезд. Дата обращения: 21 августа 2023.
- ↑ Новая философская энциклопедия / ред. В. С. Стёпин. — Москва: Мысль, 2001. — 635 с. — ISBN 5-244-00961-3.
- ↑ Блауберг И. Ноосфера XXI века // Соционауки : Электронный альманах. — № Выпуск 2.
- ↑ Мень А. В. Библиологический словарь. Том 3 / Протоиер. Александр Мень. — СПб.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — ISBN 5-89831-020-7.
- ↑ Люди и тексты. Исторический альманах. Информационное пространство истории.. — Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2014. — 391 с. — ISBN 978-5-94067-415–3.
- ↑ Фетисов А. В., Лученко К. В., Миронцева Я. В., Игнатьева Ю. Н., Пивовар Б. Б., Корешков В. В. Учебное пособие по базовому курсу «Медийная информационная среда». — Москва: Просвещение, 2022. — С. 6. — 111 с.
- ↑ Кузнецов, А. А., Сазонова З. Н. Медиа: определения, функции и основные этапы // Молодой учёный : сборник. — 2020. — 1 мая (№ 18 (308)). — С. 539—542.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |