Гитара

Материал из «Знание.Вики»
Гитара
Классическая акустическая гитараКлассическая акустическая гитара
Пример звучания
Гаммы для классической гитары
Диапазон
(и строй)
Classical guitar Range.svg
Строй и диапазон классической шестиструнной гитары с 19-тью ладами
Классификация Струнный щипковый музыкальный инструмент, Хордофон
Родственные инструменты Лютня, цитра

К:Проект:Музыка:Последняя правка в 2023 году

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом-резонатором в форме восьмерки и длинным грифом[1]. Гитара применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, джаз. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру[2]. Также есть классическая гитара, гитара фламенко и некоторые другие виды гитар.

Происхождение и история гитары

История названия

Своим названием гитара обязана латинскому языку как общепринятому в период Средневековья. Греческое слово «кифара», которое в Европе уже мало кто мог прочесть после крушения Западной Римской империи, в результате транслировалось в лат. cithara. С течением времени латынь также претерпевала изменения — слово имело вид quitaire, и в романо-германских языках стало звучать как guitar[3].

История модификаций

Предшественниками гитары считаются щипковые инструменты, которые на тот момент ещё не имели грифа: кифара и цитра. На них играли в Древнем Египте и Древней Греции, а чуть позже — и в Риме. С появлением грифа появилась необходимость в цельном резонаторе. Изначально его делали из пустотелых сосудов и других объёмных предметов: панциря черепахи, высушенных плодов тыквы или выдолбленных деревянных отрезков ствола. Деревянный корпус придумали в Древнем Китае в начале I тысячелетия нашей эры. Оттуда эта идея перекочевала в арабские страны, которая воплотилась в мавританской гитаре. А в VIII-IX веках гитара пришла в Европу[2].

История гитары как инструмента с достаточно чёткими характерными признаками восходит к эпохе Возрождения. Наиболее близкий предшественник и родственник гитары — виуэла. На протяжении XV-XVI веках эти инструменты сосуществовали и развивались параллельно. В иконографических источниках сходство виуэл и гитар часто столь велико, что основным отличием считают количество курсов струн, которых у ренессансной гитары было 4. Гитары XV—XVI веках по размеру были меньше виуэл, имели более короткую мензуру. Такие конструктивные особенности, как гриф или выполняющая его роль плоскость шейки, расположенные на уровне верхней деки, навязанные жильные лады, мостик без порожка, были характерны и для виуэлы, и для гитары, и для лютни. К рубежу XVI-XVII веках виуэла была практически вытеснена гитарой, что связано с формированием новой разновидности последней[1].

В период позднего Средневековья и начала Нового времени центром развития музыки была Испания. Испанцы модернизировали гитару, придав ей форму, близкую к современной. Уже к концу XVIII века складывается современный облик гитары: гитара обзаводится шестью одинарными струнами, удобным корпусом с вырезами для лучшего удержания, а также круглым отверстием[1].

В России XVIII — XIX веках музыка была чрезвычайно популярна. Широкое распространение испанской гитары в Москве и Петербурге подтолкнуло отечественных музыкантов к созданию инструмента на испанской основе, но с российским колоритом. Также мастера использовали наработки англичан с их народными инструментами. Так появилась русская семиструнная гитара. Её строй отличается от привычной шестиструнной, а сферой применения на протяжении XIX и XX веков стал аккомпанемент при исполнении русских романсов. Сегодня русская гитара встречается реже, хотя продолжает использоваться некоторыми бардами и коллективами, исполняющими традиционную музыку[3].

Конструкция гитары

Основные части

Основные части гитары

Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой «грифом». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты струны, закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим — на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно при помощи барашков, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн[4].

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее максимальную длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на верхней деке гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться так называемые «сёдла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны[4].

Основные части:

Корпус — основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента[4].

Нижняя дека (задняя дека) — это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения нижнюю деку (англ. back — зад) изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука[4].

Верхняя дека — наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать верхнюю деку (англ. top — верх) из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от верха[4].

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и игра левой рукой[4].

Голова грифа — часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы[4].

Колковая механика состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар колковый механизм чаще всего открытый, у акустических — закрытый[4].

Ладовые порожки — металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука[4].

Вырез (катавей) — элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот[4].

Подставка (бридж) — чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне[4].

Нижний порожек — также его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн[4].

Розетка — узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия[4].

Резонаторное отверстие — важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание[4].

Виды гитар

Классическая акустическая гитара

Для классической гитары характерно наличие шести струн, а её диапазон — от ноты «ми» в малой октаве до ноты «до» в третьей октаве. Корпус широкий и полый, гриф массивный. Играют на такой гитаре испанские мотивы, босса-нову и музыку других стилей[5].

Разновидности классической акустической гитары

  • Дредноут — вид акустических гитар, отличающийся увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. По сравнению с классическим корпусом обладает повышенной громкостью, большим сустейном и преобладанием низких обертонов в тембре. Разработан в 1920-х годах фирмой C. F. Martin & Company и до сих пор считается стандартом в гитаростроении. В 1920-х годах использовался в основном для игры аккомпанемента в «кантри» и популярно-эстрадной музыке. В 1950-х, наряду с другими фолк-гитарами, также использовался для домашних или бардовских стилей, акустического блюза.
  • Джамбо — тип акустической гитары со стальными струнами, большим корпусом, плоской верхней декой и округлыми линиями обвода. Гитары типа джамбо широко распространены среди кантри-гитаристов. Джамбо вместе с дредноутами образуют класс так называемых вестерн-гитар. Одна из наиболее известных гитар джамбо — модель Gibson J-200, выпускаемая с 1937 года. Гитары сходной формы, но более крупного размера носят название супер-джамбо. Для гитар джамбо характерно насыщенное звучание аккордов, глубокие средние и басовые ноты. Такие гитары применяются в акустическом и поп-роке, а также кантри.
  • Фолк-гитара — это более компактная версия гитары-дредноут с шестью металлическими струнами. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 1920-х годах фирмой Gibson. Фолк-гитара предназначена в основном для музыки в стиле фолк, и считается хорошим вариантом для новичков.
  • Трэвел-гитара — это струнный инструмент, который отличается компактными размерами в сравнении со стандартными полноразмерными моделями гитар. Благодаря этому трэвел-гитары так удобны в использовании. Их очень часто берут в походы и путешествия. Из-за этого рассматриваемые модели еще называют походными. Много места они не требуют, слишком большого веса тоже не имеют. Акустические трэвел-гитары выдают полноценное акустическое звучание высокого качества. На них можно играть практически где угодно, дополнительно подключать их куда-то нет необходимости. Они считаются одними из самых удобных в использовании. Кроме того, акустические трэвел-гитары делаются очень легкими, с хорошо резонирующими корпусами.
  • Аудиториум — это гитара с элегантной зауженной «талией», созданная компанией Martin. Инструмент такой формы очень удобно ложится на ногу при игре сидя и издает довольно высокое, звенящее звучание. Гитары этой формы лучше всего звучат со струнами небольшого калибра. Аудиториум (также можно встретить название Orchestra), чаще всего используют для оркестровой игры. Но в современном мире они приобрели популярность и на эстраде в разных жанрах. Также они идеально подходят для записи в студии. Низкие и высокие ноты имеют слегка приглушённый звук. Инструмент подразделяется на 3 размера и помечается как: «О» «ОО» «ООО» (по возрастанию). Размер также будет иметь большую роль в звучании и виде гитары.
Укулеле
  • Укулеле — это гавайская четырёхструнная разновидность гитары, используемая для аккордового сопровождения песен и игры соло. Корпус гитарообразный. В качестве исключения встречается форма «ананас», запатентованная Самуэлем Камакой в 1927 году. Материалы изготовления: массив древесины различных пород, ламинат (фанера), пластик. Струны синтетические, изначально были жильными (кишечными). Укулеле, как правило, изготавливаются из дерева, хотя существуют инструменты которые частично или полностью состоят из пластика или других материалов.
  • Баритон-гитара — это гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать её на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах. Баритон-гитара представляет собой переходную модель между обычной электрогитарой и бас-гитарой. На баритон-гитаре также имеется шесть струн, как и на обычной гитаре, но настроены они ниже. В последнее время широкое распространение (особенно, в тяжёлой музыке) получили 7- и 8-струнные баритон-электрогитары. Увеличенная мензура улучшает возможность игры на струнах с меньшей степенью натяжения. Баритон-гитары очень часто используют для дублирования партии обычной гитары при студийной записи, что усиливает звучание обычной гитары и делает его более насыщенным и глубоким.
  • Тенор-гитара — это четырехструнный инструмент, обычно изготавливаемый в форме гитары, иногда с грушевидным корпусом, похожим на лютню, или, реже, с круглым деревянным корпусом, похожим на банджо. Тенор-гитары могут быть акустическими, электрическими или и теми, и другими, и они могут иметь форму плоского верха или арки с деревянным корпусом, металлического резонатора или цельных инструментов. Тенор-гитары обычно имеют длину гаммы, аналогичную длине тенорового банджо и октавной мандолины, от 21 до 23 дюймов (53-58 см). Инструмент был первоначально разработан в акустическом виде Gibson Brands и C. F. Martin & Company для того, чтобы игроки на четырехструнном тенор-банджо могли играть на гитаре в двойном исполнении.
  • Русская семиструнная гитара — гитара, которая получила распространение в России с конца XVIII века. Её основной особенностью является кварто-терцовый строй, основанный на мажорном трезвучии (в отличие от кварто-терцового строя классической шестиструнной гитары). Семиструнная гитара широко использовалась для аккомпанемента при исполнении русских романсов и народных песен в качестве солирующего инструмента при исполнении произведений русских композиторов. Очень часто применялась в песенно-музыкальном творчестве русских цыган (другое название гитары — «цыганская»).
  • Двенадцатиструнная гитара — гитара, двойные ряды струн которой производят мерцающий эффект, потому что даже струны, настроенные в унисон, имеют разную толщину и после зажатия их на ладах не могут вибрировать на одинаковой частоте — и кроме того, они вибрируют в разной фазе. Результатом для слушателя является звук, который кажется «мерцающим», который описывают как струны, которые немного расстроены. Интерференция между внефазовыми вибрациями создаёт явление, известное как биения, которое приводит к периодическому повышению и падению интенсивности. Пит Сигер описал характерный звук двенадцатиструнной гитары как «звон колоколов». Играют на такой гитаре пальцами или медиатором. Игра на двенадцатиструнной гитаре требует бо́льших усилий левой руки, чем при игре на обычной акустической гитаре, поэтому она не подходит для обучения. На двенадцатиструнной гитаре играют прежде всего барды и рок-музыканты.
  • Электроакустическая гитара — это акустическая гитара, оснащённая электромагнитным звукоснимателем, пьезоэлектрическим звукоснимателем или микрофоном. Такие гитары также называются «подключаемыми акустическими гитарами», поскольку могут просто «подключаться» к звуковой плате без необходимости в отдельном микрофоне. Они используются в различных музыкальных жанрах, где нужен звук акустической гитары, но громкость неподключенной гитары недостаточна, особенно во время живых выступлений.

Полуакустическая гитара

Полуакустическая гитара снабжена электромагнитным звукоснимателем и электроникой (как и электрическая), но имеет полый внутри корпус (как на акустической гитаре), благодаря чему можно играть на ней без усилителя. Звук при этом более тихий, чем на акустической гитаре[6].

Существуют такие типы полуакустических гитар:

  • Арктоп-гитара — полая полуакустическая гитара с цельным корпусом и характерным выгнутым верхом, звучание которой особенно популярно у исполнителей джаза, блюза и рокабилли. Aрктоп-гитары обычно имеют трёхгранные выступы и шейки, похожие по ширине на акустические гитары со стальными струнами, а не на электрические. Модели высокого класса традиционно имеют маркеры положения в виде «блока» или «трапеции».
  • Джазовая гитара — полуакустическая гитара с полностью полым корпусом. Такие гитары имеют полноразмерную резонирующую коробку и предназначены для игры через усилитель. У таких гитар верхняя дека имеет не плоскую, а слегка выпуклую поверхность. Подобные гитары около 100 лет назад начал изготавливать Орвел Гибсон (основатель компании Gibson), используя технологии, аналогичные при производстве скрипок, альтов и других классических струнных инструментов.
  • Блюзовая гитара — гитара с центральным блоком дерева и пустотами по бокам. Пустоты в корпусе гитар влияют на тон, делая его особенным и узнаваемым. Подходит подобный инструмент для таких жанров, как блюз, рок-н-ролл, джаз, рокабилли.
Электрогитара

Электрогитара

Звук на таких гитарах извлекается за счёт электромагнитных звукоснимателей, которые превращают колебания струн (они изготавливаются из металла) в колебания электрического тока. Этот сигнал необходимо озвучивать акустической системой, соответственно, играть на этом инструменте можно только с усилителем. Дополнительные функции электрогитары — регулировка тембра звука и громкости. Корпус электрогитары, как правило, тонкий и с минимальным количеством пустого пространства[6].

Большинство электрогитар имеют шесть струн и строй, аналогичный акустической гитаре. Встречаются семиструнные и восьмиструнные варианты. Восьмиструнные гитары особенно популярны среди метал-групп.

Формы электрогитар бывают самыми разными — это зависит от марки, модели и замысла авторов.

Применяется такой инструмент во всех разновидностях рока, метале, блюз, джазе и академической музыке.

Бас-гитара

Бас-гитара — это струнно-щипковый электрический музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, но допустима и игра медиатором. В сочетании с ударной установкой создаёт ритм-секцию. Помимо электрической бас-гитары существует также акустический вариант бас-гитары, встречающийся в музыке гораздо реже.

Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырёх басовых струн обычной гитары, только на одну октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав — от ми контроктавы до соль первой октавы.

Необычные виды гитар

Резонаторная гитара

Резонаторная гитара — это акустическая гитара, которая производит звук путем передачи колебаний струны через мост к одному или нескольким вращающимся металлическим конусам (резонаторам), а не к деке гитары (сверху). Резонаторные гитары изначально были спроектированы так, чтобы быть громче обычных акустических гитар, которые были перегружены рожками и ударными инструментами в танцевальных оркестрах[6].

Doubleneck

Арф-гитара

В арф-гитаре сочетаются два инструмента — арфа и гитара. К обычному гитарному грифу добавляются струны арфы, за счёт чего звук становится необычным и оригинальным.

Стик Чапмена

Стик — это разновидность гитары представляет собой широкий и удлинённый гриф. Как и электрогитара, стик Чапмена снабжён звукоснимателями. Подходит для игры двумя руками — можно играть мелодию, аккорды и басовую партию одновременно.

Doubleneck

Данная гитара (англ. Doubleneck — двойная шея) имеет два грифа, каждый из которых играет свою роль. К примеру, в одном инструменте могут сочетаться шестиструнная гитара и бас-гитара[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Фраёнов Я. А. Гитара. БРЭ. Дата обращения: 8 октября 2023.
  2. 2,0 2,1 Музыкальная энциклопедия. Дата обращения: 29 сентября 2023.
  3. 3,0 3,1 Гитара в нашей стране. Дата обращения: 6 октября 2023.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 Гастинов А. Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары // Pereborom.ru : сайт. — 2018. — 21 ноября.
  5. Виды гитар и их различия. guitarist1.ru. Дата обращения: 6 октября 2023.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Виды гитар. Pereborom.ru. Дата обращения: 6 октября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!